Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №11 2008 – Высшее образование для XXI века

Вдовина М. В. Тезаурусный подход в подготовке специалистов по социальной работе с семьей

УДК 37

Аннотация: В статье рассматриваются перспективы применения тезаурусного анализа в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе с семьей.

Ключевые слова: специалист по социальной работе, семья, тезаурусный подход.


В подготовке специалистов по социальной работе с семьей необходимо придерживаться определенной концепции. В этой связи представляется обоснованным тезаурусный подход, разработанный известным отечественным ученым профессором Валерием Андреевичем Луковым.

Источником тезаурусного подхода, согласно Вал. А. Лукову, является установка на сплав методологически дистанцированных социальных теорий. Тезаурус представляет собой полный систематизированный состав информации (знаний) и установок в той или иной области жизнедеятельности, позволяющий в ней ориентироваться[1]. Тезаурус характеризует полнота, но это не хаотическое нагромождение всех сведений, а иерархическая система, цель которой — ориентация в окружающей среде. Тезаурус отражает иерархию субъективных представлений о мире, он является частью действительности, освоенной субъектом[2].

Иерархия в пределах тезауруса строится не от общего к частному, а от «своего» к «чужому», причем «свое» выступает заместителем общего. Все новое, чтобы занять место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено, «сделано своим». В этом отличие тезаурусной иерархии знаний от научной. В тезаурусе знания сплавлены с установками и существуют по законам ценностно-нормативной системы. «Свое — чужое» образуют стержень тезауруса и придают ему социальную значимость. На этом стро­ятся «картины мира», которые постепенно, по мере социализации и обретения социальной идентичности людей, формируются в их сознании[3].

Следствиями тезаурусного способа жизненной ориентации являются несовпадение субъективных миров, преимущественно ценностная регуляция социального поведения и активность поведения социального субъекта в социальной среде. Следствиями тезаурусного способа становления специа­листа по социальной работе с семьей являются:

Частичное несовпадение его профессионального субъективного мира со знаниями иных специалистов, работающих с семьей, и иных специалистов по социальной работе с другими клиентами. Поскольку и фамилистика, и социальная работа обладают междисциплинарным ин­­те­гра­­тив­но-комплексным характером, постольку иерархизация знаний в подго­товке специалистов осуществляется по принципу «свое» (т. е. семья, семейное, социальная работа) — «чужое» (имеющее с семьей и социальной работой косвенную, отдаленную связь). Иначе говоря, из всего предметного поля и социальных практик фамилистики и социальной работы вычленяется та информация, которая необходима именно для социальной работы с семьей, которая весьма разнообразна. Главным критерием «своего» является непосредственное отношение к оказанию помощи нуждающимся семьям или к предотвращению трудных семейных ситуаций.

Преимущественно ценностная регуляция профессионального поведения специалиста, работающего с семьей. Ведущей ценностью, преобразующей все факторы и детерминанты такого поведения, является фамилиецентризм — социальная работа с семьей в целом и внутри семьи, в отличие от социальной работы с отдельными членами семей в связи с их принадлежностью к внесемейной социальной группе нуждающихся граждан (пенси­онеры, инвалиды, дети и пр.). Хотя такая принадлежность обяза­тельно учитывается в социальной работе с семьей.

Активность поведения специалиста в социальной среде, нацеленная прежде всего на благо семьи, а не индивида, государства, общества, профессионального сообщества или что-то иное. Тезаурус специалиста должен соответствовать его профессиональному фамилистическому интересу.

Тезаурус специалиста по социальной работе с семьей координирует те смыслы, которые актуализируются в его профессиональных действиях, резонируя или сталкиваясь с другими (координированными другими тезаурусами) смыслами, что создает определенное событие, решающее конкретную задачу работы с семьей. Далее оно, как уже известная реальность, оказывается включенным в тезаурус и занимает в нем определенную позицию[4].

В рамках тезаурусного подхода особо значимы выявление и анализ концептов — опорных точек тезауруса. Концепт выступает в обыденном словоупотреблении во множестве ассоциативных связей и в сочетании с ценностным отношением[5].      j

Концепт (лат. conceptus — понятие) — содержание понятия, его смысловая наполненность в отвлечении от конкретно-языковой формы его выражения. В научном знании определенным образом упорядоченный и иерархизированный минимум концептов образует концептуальную схему, а нахождение требуемых концептов и установление их связи между собой образует суть концептуализации. Концепты в рамках одной концептуальной схемы не обязательно должны непосредственно соотноситься между собой (но обязательно в рамках целостности, в которую они входят). Концепты есть средства, организующие в своей некоторой целостности способы видения (конструирования, конституирования) реальности[6].

В социальных исследованиях концепты рассматриваются как теоретические показатели, отправляясь от которых с помощью их эмпири­ческой интерпретации исследователь формирует поле эмпирических показа­телей и приступает к непосредственным замерам реальных явлений и про­цессов[7]. При этом специалист по социальной работе с семьей выступает как исследователь своего клиента и технологий работы с ним перед непо­сред­ственной реализации этих технологий.

Собственное обоснование концепты получают в более широких по отношению к ним метауровневых знаниевых системах (в нашем случае это, главным образом, фамилистика и социальная работа в целом, а также смежные с ними дисциплины), презентируя их тем самым в рамках конкретной теории.

Тезаурус специалиста по социальной работе с семьей, по нашему мнению, должен включать следующую иерархию концептов:

Брак, родство, семья, благополучная семья, семейная политика, социальные проблемы семьи как института, социальная работа с семьей, специалист по социальной работе с семьей, социальная защита семьи, социально уязвимые семьи и их социальная поддержка, трудная жизненная ситуация в семье как малой социально-психологической группе, социальная помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание семьи, неблагополучная семья и технологии социальной работы с этой семьей (социальная диагностика, фамилистическая экспертиза, семейное консуль­тирование, семейная терапия, социальная реабилитация, социальная адаптация, социальная коррекция, семейный патронаж, социальная профи­лак­тика и др.), центр планирования семьи и центр социальной помощи семье и детям и пр.

Каждому из этих концептов можно посвятить отдельную статью, поэтому рассмотрим их кратко, схематично.

Брак — социально организованные отношения между мужчиной и женщиной с целью образования семьи и рождения детей.

Родство — кровная связь между людьми, с наличием которой закон связывает возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей друг перед другом[8].

Семья (по А. И. Антонову, В. М. Медкову)основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью, один из важнейших элементов социальной структуры. Семья — это социальный институт и малая группа. Как социальный институт семья реализует фундаментальную функцию самосохранения общества, воспроизводства новых поколений. Как малая группа, в рамках которой индивиды вступают в первичные межличностные отношения, она удовлетворяет их жизненные социально-психологические потребности. Исходя из этого, семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества — родительства — родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования своих членов[9].

Благополучная семья — семья, которая на протяжении своего жизненного цикла имеет оптимальную структуру, позволяющую ей наиболее полно реализовать семейные функции при благоприятных семей­но-ролевых взаимодействиях членов семьи.

Семейная политика — общественные меры и усилия по сохранению и изменению положения в семьях; включает в себя денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пенсии, пособия), налоговые льготы для семей с детьми (трудовые, жилищные, кредитные, медицинские), социальное обслуживание семей[10].

Социальная работа с семьей — интегрированный междисциплинар­ный вид социальной деятельности (профессиональной и добровольческой), направленной на удовлетворение социально-гарантированных и конкретно-групповых интересов и потребностей различных, прежде всего социально уязвимых семей, на создание условий, способствующих восстановлению или улучшению способности семей к социальному функционированию.

Специалист по социальной работе с семьей — субъект социальной работы с семьей, лицо, непосредственно проводящее либо организующее социальную работу с семьями (в том числе путем проведения научных исследований и подготовки кадров). Специалист по социальной работе с семьей — как правило, специалист с высшим профильным образованием, осуществляющий организацию социальной работы среди конкретных семей и профессиональную деятельность обслуживающих их социальных работников (сотрудников, главным образом, со средним или средним специальным образованием).

Социальная защита семьи — система приоритетов и механизмов по реализации законодательно закрепленных социальных, правовых и экономических гарантий семье, а также система социальных служб для семьи.

Социально уязвимые семьи — семьи, нуждающиеся в материальной поддержке государства, особых льготах и услугах. К числу социально уязвимых относятся многодетные семьи, семьи одиноких матерей, семьи военнослужащих с детьми, семьи, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов, семьи с детьми-инвалидами, семьи со взрослыми инвалидами, семьи, взявшие детей под опеку (попечительство), семьи с малолетними детьми, студенческие семьи с детьми, семьи беженцев и вынужденных переселенцев, семьи безработных, имеющие несовершенно­летних детей, девиантные семьи (семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей и т. д.), молодые семьи, семьи с пожилыми, требующими постороннего ухода, или семьи пожилых людей, семьи с насилием или жестоким обращением в семье, семьи с тяжелобольными членами, семьи, не имеющие постоянного благоустроенного жилища, малообеспеченные семьи с детьми, семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Социальная поддержка семей — система мер по оказанию содействия некоторым категориям семей, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации, путем предоставления им необходимой информации, материальных средств, кредитов, обучения, правозащиты и различных льгот.

Трудная жизненная ситуация в семье — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность семьи, которую она не в силах благополучно самостоятельно преодолеть.

Социальная помощь семье — система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых нуждающимся семьям социальной службой для преодоления и смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.

Социальное обеспечение семьи — государственное обеспечение пенсиями (по утрате кормильца, инвалидности, по старости, за выслугу лет, социальной пенсией) отдельных членов семьи, а также обеспечение пособиями на детей, проживающих в семье.

Социальное обслуживание семьи — предоставление семьям государственными и негосударственными организациями и индивидуальными предпринимателями совокупности социальных услуг: со­циально-бытовых, социально-психологических, социально-педаго­гиче­­ских, социально-медицинских, социально-правовых и т. п. — в различ­ных формах: на дому, путем консультации (в т. ч. по телефону), в виде срочной помощи в центре социального обслуживания, в полустационарной и стационарной формах.

Семейное консультирование — психологическое воздействие на семью и ее членов с целью восстановить и оптимизировать ее функционирование, улучшить отношения между ее членами, создать благоприятные внутри­семейные условия для развития семьи и ее членов[11].

Семейная терапия — область теоретической и практической деятельности, направленной на нормализацию семейных отношений, изменение дисфункциональных моделей семейного взаимодействия в целях восстановления психологического и психического здоровья членов семьи. В отличие от терапии, ориентированной на индивида, семейная терапия проводится со всей семьей, с ее помощью решаются проблемы всей семьи, а не отдельного ее члена[12].

Центр планирования семьи — лечебно-профилактическое учреждение, осуществляющее комплекс социальных, медицинских и воспитательных мер, помогающих семье родить здоровое, желанное потомство, регулировать интервалы между беременностями и контролировать число детей в семье. Основные направления деятельности учреждения: половое воспитание и просвещение, охрана здоровья матери и ребенка, предупреждение беременности и абортов среди несовершеннолетних, обеспечение населения контрацептивными знаниями и средствами и т. п.

Центр социальной помощи семье и детям — учреждение социального обслуживания, предназначенное для оказания семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации их законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.

Рассмотренные нами концепты освоены, стали «своими» для большинства российских специалистов по социальной работе с семьей. Они также должны войти в тезаурус будущих специалистов. Эти концепты позволят им уверенно ориентироваться в профессиональной среде.

В рамках одной статьи, конечно, невозможно рассмотреть весь тезаурус специалиста по социальной работе с семьей, мы выделили лишь часть. Однако даже в ней можно отметить установку на сплав методологически дистанцированных социальных теорий, в том числе имеющих социально-политическую, социально-экономическую, психосоци­аль­ную, социально-медицинскую направленность. Рассмотренные в статье концепты выступают одними из средств, организующих в своей целостности способы видения, конструирования и конституирования специалистами по социальной работе подходов к работе с семьей в современной России.



[1] См.: Луков Вал. А. Молодежь как социальная реальность // Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М., 1999. С. 128; Луков Вал. А. Социальное проектирование. 2-е изд., перераб. и доп. / Ин-т молодежи. М., 2000. С. 28-29.

[2] См.: Луков Вал. А. Молодежь как социальная реальность. С. 132.

[3] См.: Луков Вал. А. Социальное проектирование. С. 29.

[4] См.: Луков Вал. А. Молодежь как социальная реальность. С. 135.

[5] Там же. С. 136,137.

[6] См.: Абушенко В. Л., Кацук Н. Л. Концепт // Социология: Энциклопедия. Мн., 2003. С. 461.

[7] См.: Концепт социальный // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. М., 2003. С. 489.

[8] См.: Семьеведение: Словарь-справочник / Авт.-сост.: О. Г. Прохорова, В. А. Румянцев. М.,2006. С. 185.

[9] См.: Антонов А. И., Медков В. М. Семья // Социологическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 394.

[10] См.: Глоссарий социальной работы / Авт.-сост. Е. И. Холостова. М., 2006. С. 64.

[11] См.: Краткий словарь по социологии / Авт.-сост. П. Д. Павленок. М., 2000. С. 167.

[12] Там же. С. 166–167.
Вдовина Маргарита Владимировна — кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии МосГУ.
Статья подготовлена в рамках проекта МК–4433.2007.6 (Программа Президента РФ для поддержки молодых российских ученых).


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»