Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 8 2009 – Экономика и право

Косаренко Н. Н. Правовые проблемы государственного надзора в сфере страхования

УДК 349.3 368(075.8)

ББК 65.271я73

К71

Kosarenko N. N. The Law Problems of Government Supervision in Insurance

Аннотация: Рассматривается проблема государственного надзора в сфере страхования в Российской Федерации в условиях мирового финансового кризиса. Автор дает свое виденье сложившейся ситуации на страховом рынке и роли Федеральной службы страхового надзора.

Ключевые слова: страхование, страховой бизнес, государственный надзор в страховании, лицензирование, резервирование.

Abstract: The article covers the issue of government regulation in the insurance activity in Russia under conditions of the world financial crisis. The author gives his opinion on the permanent situation on the insurance market and the role of the Federal Agency of Insurance Supervision.

Keywords: insurance, insurance business, state supervision in insurance, licensing, reservation.


Государственный надзор в сфере страхования осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства[1].

Регулирующая функция государства в страховой деятельности может проявляться в различных формах: принятие законодательных актов, регулирующих страхование, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, установление в интересах общества и отдельных категорий его граждан обязательного страхования, установление различного рода льгот страховым компаниям для стимулирования их деятельности, а также создание особого правового механизма, обеспечивающего надзор за деятельностью страховых организаций в Российской Федерации.

Государственный надзор за страховой деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется Федеральной службой страхового надзора — органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, действующей на основании Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Государственное регулирование страховой деятельности должно обеспечивать развитие национальной системы страхования и осуществлять контроль страхового сектора экономики.

Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль обоснованности страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;

д) выдача в предусмотренных настоящим Законом случаях разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;

е) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным настоящим Законом к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью;

ж) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства Российской Федерации о страховании.

Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям:

  • прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее:
  • определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов;
  • обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства);
  • повышение роли государственных страховых компаний в реализации государственной политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им государственной поддержки;
  • предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан;
  • законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка. Здесь предстоит конкретизировать условия допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок, регламентировать перестраховочную деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж и т. д.

Совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью предполагает создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации, а также разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций.

В соответствии с законодательством основными функциями Федеральной службы страхового надзора являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль обоснованности страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в соответствии со статьей 30 Закона вправе:

а) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;

б) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;

в) при выявлении нарушений страховщиками требований настоящего Закона давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;

г) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.

Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке обеспечивается Министерством по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Главным условием для проведения страховщиком страхования на территории РФ является получение специальной лицензии на право проведения страховой деятельности. Ее отсутствие влечет за собой признание незаконной деятельность организации и применение к ней санкций, предусмотренных страховым и налоговым законодательством страны.

Лицензирование страховой деятельности является одним из главных инструментов регулирования процесса формирования страхового рынка. Назначение лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

Государственная лицензия на осуществление страховой деятельности выдается страховым организациям Федеральной службой страхового надзора. Лицензия имеет специальную форму и содержит ряд обязательных реквизитов. Неотъемлемой частью государственной лицензии является приложение к ней, в котором перечислены конкретные виды страхования. Страховщик может заключить со страхователем только такой договор страхования, по которому объект страхования, перечень страховых рисков, форма проведения страхования и иные условия соответствуют перечню видов страхования, перечисленных в приложении к лицензии. Лицензии выдают:

а) страховщикам на основании их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • экономического обоснования страховой деятельности;
  • правил по видам страхования;
  • расчетов страховых тарифов;
  • сведений о руководителях и их заместителях;

б) страховщикам, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование, на основании их заявлений с приложением:

  • учредительных документов;
  • свидетельства о регистрации;
  • справки о размере оплаченного уставного капитала;
  • сведений о руководителях и их заместителях.

Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности, а также перестрахования, если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять. Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью рассматривает заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения документов. Порядок выдачи лицензии в России в настоящее время значительно упрощен по сравнению с зарубежными странами.

Лицензирование — формализованная разновидность контроля, в соответствии с которой лица, имеющие намерения осуществлять деятельность на рынке, направляют документы согласно требованиям Условий лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации в лицензирующий орган и тем самым выражают согласие на проведение проверки их деятельности.

Каждая отрасль страхования по существу является отдельным страховым рынком, на котором действуют свои правила, условия и страховые тарифы, различные требования по формированию страховых резервов и размещения активов страховщика, их покрывающих. Стадия предварительного контроля при лицензировании страхования жизни и страхования иного, чем страхование жизни имеет различный регламент относительно процедуры и состава документов для осуществления этих видов страхования.

Поэтому обычно страховой рынок разделяют на рынок страхования жизни и рынок прочих видов страхования, к которым относят все виды страхования имущества, ответственности, а также страхование от несчастных случаев и болезней.

Перед тем, как выдать разрешение орган страхового надзора должен убедиться в подготовленности компании к проведению данного вида страхования. Поэтому в заявлении о создании страховой компании должна содержаться подробная информация о начальном капитале, предполагаемых видах страховых операций, страховых полисах, ставках страховой премии, заключенных соглашениях о перестраховании рисков, операционных расходах, оценка прибылей и убытков, должны быть представлены кандидатуры на должности директора, управляющих, главных бухгалтеров создаваемой компании, которые должны подтвердить свою компетентность и соответствие предполагаемой должности.

При обращении за лицензией страховщики подают в органы страхового надзора комплект документов, которые проверяются на соответствие требованиям законодательства, а также с точки зрения их экономического содержания, соответствия представленных страховщиком расчетов и планов принятым нормам финансовой устойчивости.

К комплекту документов, являющихся экономическим обоснованием страховой деятельности, должны быть приложены план по перестрахованию в случае, если максимальный объем ответственности по индивидуальному риску превышает установленные нормативы, а также план размещения страховых резервов, и баланс с приложением отчета о финансовых результатах.

Кроме расчета страховых тарифов должны прилагаться использованная методика их расчета с указанием источника исходных данных, а также утвержденная руководителем страховой организации структура тарифных ставок.

Выданная лицензия предоставляет страховщику право на проведение видов страховой деятельности, перечисленных в лицензии, в соответствии с правилами страхования, которые приводятся в приложении к ней. Структура видов страховой деятельности, принятая в целях лицензирования по страхованию иному, чем страхование жизни, основана на принципе классификации имущественных интересов, которые могут быть объектами страхования.

В Российской Федерации для допуска страховой компании на рынок на основе общих требований, изложенных в Законе «Об организации страхового дела», органом страхового надзора разработаны и утверждены Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, которые являются едиными на всей территории России.

Отказ в регистрации страховой организации может последовать по мотивам несоответствия создания организации законодательным актам Российской Федерации, неполноты представленных сведений. Отказ в регистрации и задержка в выдаче свидетельства о регистрации могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

В России правила формирования страховых резервов устанавливаются органом страхового надзора. Реализация этого права осуществляется как в форме специального нормативного документа, так и на этапе лицензирования документов каждой конкретной страховой организации. Законом «Об организации страхового дела» предусмотрено создание института актуариев — специалистов по актуарным расчетам, связанным с образованием резерва страховых премий по долгосрочным видам страхования, которые непосредственно в страховых компаниях должны будут осуществлять повседневный контроль за достаточностью сформированных страховщиком резервов и наличием соответствующих им по стоимости и надежных с точки зрения ликвидности и доходности активов.

При первом обращении страховой организации за получением лицензии оплаченный уставный капитал и иные собственные средства страховой организации должны обеспечивать проведение планируемых видов страховой деятельности и выполнение принимаемых страховщиком обязательств по договорам страхования.

Правила, в соответствии с Законом «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и общими условиями действительности сделок, предусмотренных гражданским законодательством должны включать:

1. определение круга субъектов страхования и ограничения по заключению договора страхования;

2. определение объектов страхования;

3. определение перечня страховых случаев, при наступ­лении которых возникает ответственность страховщи­ка по страховым выплатам (основные и дополнительные условия);

4. страховые тарифы;

5. определение сроков страхования;

6. порядок заключения договоров страхования и уплаты страховых взносов;

7. взаимные обязательства сторон по страховому договору и возможные случаи отказа в выплате по договорам страхования;

8. порядок рассмотрения претензий по договору страхования.

К Правилам должны быть приложены образцы форм договоров страхования и страховых свидетельств (полисов, сертификатов).

За выдачу каждой лицензии на осуществление страховой деятельности со страховых организаций взимается плата в федеральный бюджет в размере, установленном действующим законодательством Российской Федерации. Плата вносится после принятия решения о выдаче лицензии. При необходимости внесения изменений в реквизиты лицензии также взимается плата.

Страховщик несет ответственность за достоверность информации, указанной в документах, представленных на лицензирование. Страховщику, сдавшему документы на лицензирование, направляется уведомление. Орган страхового надзора должен рассмотреть заявления юридических лиц о выдаче им лицензий в срок, не превышающий 60 дней с момента получения выше указанных документов.

Основанием для отказа в выдаче юридическому лицу лицензии на осуществление страховой деятельности может служить несоответствие документов, прилагаемых к заявлению, требованиям законодательства Российской Федерации. Об отказе в выдаче лицензии юридическому лицу сообщается в письменной форме с указанием причин отказа.

Страховщик имеет право обжаловать действия органа страхового надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В настоящее время эффективность лицензирования не очень высока, и реальных гарантий надежной и добросовестной работы страховщиков в рамках такого механизма нет. Необходимо совершенствование условий лицензирования страховых компаний, поскольку порядок выдачи разрешений на право осуществления страховой деятельности давно устарел.

Бессистемность и несовершенство страхового законодательства — один из источников, возникающих проблем страхового рынка, усложняющих борьбу с недобросовестностью в страховании. В частности, необходимо изменить законодательство так, чтобы страховщик не мог, сменив название фирмы, адрес, руководство, организационно-правовую форму, выйти из бизнеса, не выплатив клиентам того, что им должен.

Особое внимание в период финансового кризиса стоит обратить на проблему надежности компаний, занимающихся страхованием ответственности, которые должны быть сверхнадежными. В этой ситуации предлагается повысить требования к страховщикам, так как довольно часто они демонстрируют лишь «перевод денег из одной позиции в другую», между тем как коэффициент выплат в страховании ответственности остается низким — 12 %.

Федеральная служба страхового надзора ведет анализ обоснованности тарифов по социально значимым видам страхования, чтобы не допустить тарифного демпинга.


Литература

Закон РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» //«Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». 14.01.1993 г. № 2. Ст. 56. Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 47. Ст. 5622.

Гинзбург А. И. Страхование. СПб. : Питер, 2007.

Гвозденко А. А. Страхование. М. : Проспект, 2008.

Косаренко Н. Н. Современное страховое право. М. : Экономика, 2009.


Косаренко Николай Николаевич — кандидат юридических наук, кандидат философских наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского гуманитарного университета.

Тел. (495) 374-61-10

Kosarenko Nikolay Nikolaevich — a Candidate of Science (legal sciences), Candidate of Science (philosophy), associate professor of the State and Legal Disciplines Department of Moscow University for the Humanities.

Email: nkosarenko (at) yandex.ru



[1] СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3115.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»