Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 – Педагогика. Психология

Михеев С. С. Акмеологические факторы, обеспечивающие эффективное развитие управленческой компетентности госслужащих

Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Создание и развитие научно-аналитической системы “Акмеология и психология профессиональной деятельности”, № 10-06-1213в.).


УДК 159.9; 331.546

Mikheev S. S. Acmeological Factors that Provide Effective Development of Civil Servants’ Management Competence Development

Аннотация ◊ В статье рассматриваются акмеологические факторы в рамках психолого-акмеологического подхода к развитию компетентности управленцев, обеспечивающие продуктивное развитие управленческой компетентности государственных служащих. Проанализированы и обобщены основные материалы психолого-акмеологических исследований к изучению психологических и акмеологических факторов продуктивного развития компетентности и профессионализма управленцев государственных структур.

Ключевые слова: управленческая компетентность государственных служащих, акмеологические факторы, акмеологический подход, знания государственных служащих, умения государственных служащих, навыкигосударственных служащих, творческое мышление, аутопсихологическая компетентность, рефлексивная компетентности, самооценка, саморегуляция, мотивы и ценности управленческой деятельности, профессионально-управленческая направленность, профессионально важные качества, социально-психологическая компетентность, коммуникативная компетентность, социально-перцептивная компетентность.

Abstract ◊ The article considers acmeological factors in the context of psychological and acmeological approach to the development of executives’ competence. These factors provide efficient development of civil servants’ management competence. The author analyzes and generalizes the main materials of psychological and acmeological investigations for the study on psychological and acmeological factors of productive development of civil executives’ competence and professionalism.

Keywords: civil servants management competence, acmeological factors, acmeological approach, knowledge of civil servants, skills of civil servants, attainments of civil servants, creative thinking, autopsychological competence, reflexive competence, self-appraisal, self-direction, motives and values of management environment, professional and administrative aim, professionally important qualities, social and psychological competence, communicative competence, social and perceptive competence.


Проблемы управления в сфере государственной службы побуждают ученых к поиску новых способов и методов развития управленцев XXI века, способных в современных условиях развития государства и общества не только выявлять сложные и противоречивые проблемы, но и предсказывать возможные их последствия, а также находить новые пути решения этих проблем. Важной задачей, решить которую предстоит ученым это определить условия и факторы, обеспечивающие продуктивное развитие управленческой компетентности и профессионализма государственных служащих. Решение данного вопроса позволит говорить о возможности оптимизации процесса продуктивного развития управленца как субъекта управленческой деятельности нового времени.

В развитии профессионализма и компетентности государственных служащих получил широкое распространение акмеологический подход, позволяющий рассматривать вопросы развития и совершенствования управленческой компетентности на разных возрастных этапах онтогенеза личностной зрелости субъекта управленческой деятельности: от профессионального самоопределения, получения профессионального образования до самоактуализации в профессиональной управленческой деятельности.

Управленческая компетентность рассматривается исследователями как психолого-акмеологическая категория, присущая конкретному субъекту управленческой деятельности. Проявлением высокого уровня управленческой компетентности является достижение высокопродуктивной управленческой деятельности с помощью индивидуально-своеобразного комплекса технологий, основанных на совокупности профессиональных управленческих знаний, умений и навыков, реализуемых при наличии развитых профессионально важных качеств, с минимальной затратой личностных и производственных ресурсов.

Проведенный теоретический анализ особенностей государственных служащих, специфики их управленческой деятельности позволяет говорить о том, что эффективное развитие управленческой компетентности определяется рядом факторов, без учета которых не предоставляется возможным успешное достижение этой сложной и недостаточно осознаваемой цели. А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина, отмечают, что в рамках акмеологического подхода необходим «анализ факторов, соответствующих или препятствующих достижению более высоких результатов»[1].

В педагогике и психологии сложилось несколько подходов к пониманию сущности и содержания факторов. Н. В. Кузьмина и А. А. Реан [2]определили фактор как объективную причину, обуславливающую самодвижение индивидуальности к вершинам профессиональной деятельности, то есть высоким движениям. Ученые выделяют три вида факторов: 1) объективные, связанные с реальной системой и последовательностью действий человека; 2) субъективные, связанные с субъективными предпосылками успешности профессиональной деятельности (мотивация, направленность, способности, креативность); 3) объективно-субъективные, связанные с особенностями организации профессиональной среды, качеством управления профессиональной деятельностью[3].

А.С. Гусева в своем диссертационном исследовании, посвященному оптимизации гуманитарно-технологического развития государственных служащих, определяет объективные и субъективные факторы, и выделяет группу внутренних факторов. Среди них центральное место отводится личностному ресурсу, объединяющему сознательное стремление к достижению цели, социально-нравственные установки, ценностно-мировозренческие ориентации, адаптационно-профессиональные способности.

Н. Т. Селезнева, исследуя закономерности развития психической культуры руководителей системы образования, обращает внимание на факторы, среди которых автор выделяет: саморегуляцию и оптимизацию, социально-психологическую компетентность. Также социально-педагогическое взаимодействие, профессиональное творчество и психолого-акмеологическое сопровождение.

А. А. Бодалев и Л. А. Рудкевич[4] разделяют факторы на подгруппы, связанные с достижением человеком «акме», на социальные макро — и микрофакторы (микросреда) и психологические характеристики личности. Условно данные группы факторов могут быть подразделены на объективные (в известном смысле не зависящие от человека, такие, как его индивидуальность) и субъективные (такие, как работа над собой, то есть активное стремление к самосовершенствованию).

А. А. Деркач и Н. В. Кузьмина, в рамках системной методологии, выделяют общие, особенные и единичные факторы. К числу общих факторов, авторы относят: высокий уровень мотивации; потребность в достижении неординарных результатов; профессионально-личностные стандарты; самодвижение к вершинам профессионализма. Исследования профессионализма конкретных видов деятельности показали, что к общим факторам являются высокий уровень профессионального восприятия и мышления, развитая антиципация[5]. В. Д. Шадриков, исследуя системогенез профессиональной деятельности, среди общих факторов, оказывающих значительное влияние на профессиональное мастерство, выделил потребности, мотивацию и социальный престиж.

В исследованиях В. Г. Зазыкина общими факторами являются акмеологические инварианты профессионализма — высокий уровень антиципации, саморегуляции, развитая образная сфера, умения принимать решения, коммуникативные умения[6].

Среди особенных факторов выделяются те, которые способствуют достижению высоких показателей в конкретных видах профессиональной деятельности: точности, надежности, организованности, стабильности. Например, одним из таковых факторов является стрессоустойчивость, развитая психомоторика, развитые функции внимания и др., то, что называется психологическими профессионально важными качествами. Также сюда можно отнести и специальные умения.

Единичные факторы отражают индивидуальные проявления в деятельности.

Акмеологический анализ профессиональной деятельности руководителей, проведенный М. А. Шухостановым[7], показал, что к объективным факторам, оптимизирующим их деятельность, относятся общественные отношения, морально-психологический климат и уровень развития социокультурной среды. Субъективные факторы заключают в себе смысл, вкладываемый субъектом в свою деятельность, а также знания субъекта о средствах, способах и условиях достижения поставленных целей. Основным субъективным фактором управленческой деятельности выступает личностно-профессиональный потенциал субъекта этой деятельности.

Проведенные в педагогике, психологии и акмеологии исследования позволяют утверждать, что во всех исследованиях обязательно учитывается действие наиболее существенных условий и факторов. Как утверждает В. Г. Михайловский, факторы близки к условиям по своему психолого-педагогическому содержанию. Условия также являются важными обстоятельствами, от которых зависит достижение высокого профессионализма деятельности. Автор отмечает, что признавая некоторое сходство, необходимо видеть и отличие, существующее между условиями и факторами: «во-первых, в различных этапах развития личности они имеют разную значимость; во-вторых, условия по отношению к человеку как субъекту деятельности имеют преимущественно объективный характер, тогда как факторы более субъективны …»[8]. В отличие от условий развития, которые могут предшествовать по времени процессу развития или, в крайнем случае, складываться параллельно с ним, фактор действует именно в момент развития. Акмеологические факторы — основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты развития управленческой компетентности государственных служащих.

Результаты нашего исследования данной проблемы показали, что позволили выделить важнейшие факторы трех видов — объективные, объективно-субъективные и субъективные.

К объективным факторам развития управленческой компетентности государственных служащих мы относим: проявление открытых требований к управленческой деятельности в системе государственной службы. Представляют собой своего рода социальные факторы, раскрывающие по своей сути акмеологические признаки управленческой деятельности государственных служащих: профессионализм и компетентность, заинтересованность государства и самих госслужащих в росте профессионализма кадрового состава государственной службы, понимание ответственности перед обществом и его социальными институтами, а также престиж профессионального мастерства управленцев на государственной службе. Первые два фактора закреплены в Федеральном законе Российской Федерации от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в статья 4 принципы государственной гражданской службы.

К субъективным факторам развития управленческой компетентности государственных служащих мы относим: высокий уровень теоретических знаний, практических управленческих умений и навыков, творческое мышление; развитые аутопсихологическую и рефлексивную компетентности; самооценку и саморегуляцию; отношение к профессии; профессионально-управленческую направленность; профессионально важные качества.

Характер специальной подготовки государственных служащих играет важную роль в развитии их управленческой компетентности. Обучаясь в высших учебных заведениях, проходя курсы подготовки и курсы повышения квалификации, госслужащие получают специальные профессиональные, управленческие и психолого-педагогические знания, у них формируется направленность на продуктивное выполнение своей управленческой деятельности. В реальной практике госслужащие, сталкиваясь с конкретной управленческой ситуацией или проблемой, в первую очередь руководствуется имеющимися знаниями. В деятельности таких управленцев происходит соединение знаний с опытом. Однако не все молодые госслужащие адекватно оценивают роль теоретических знаний в своей управленческой деятельности. Сталкиваясь с конкретными проблемами в управленческих ситуациях, им кажется, что не хватает именно практических управленческих умений и навыков. Но основные трудности в развитии управленческой компетентности государственных служащих связаны, прежде всего, с осмыслением существенных управленческих проблем и трудностей, с поиском адекватных методов воздействия, обоснованного управленческого решения.

Следовательно, для успешного развития управленческой компетентности государственных служащих требуется высокий уровень теоретических знаний и творческое мышление.

Практические управленческие умения и навыки являются проявлением более глубинных интегральных личностных образований, так что вообще вряд ли правомерно резкое противопоставление теоретической и практической подготовке. При составлении эффективных программ подготовки и переподготовки управленцев государственной службы необходимо учитывать данное обстоятельство. Как показывают научные исследования, управленцы, получившие предварительную подготовку, или прошедшие курсы повышения квалификации, показывают более успешное и интенсивное развитие управленческой компетентности.

Также наиболее важными субъективными факторами развития управленческой компетентности государственных служащих являются развитие: самооценки, аутопсихологической, рефлексивной компетентности и умений саморегуляции.

Велика роль самооценки в формировании мотивации достижения и саморазвития госслужащих. Самооценка личности рассматривается как важная детерминанта профессионального познания.

Представления об искомом результате деятельности и самооценка достигнутого уровня управленческой компетентности обуславливают напряженность поиска госслужащими способов повышения продуктивности деятельности и развития управленческой компетентности. Завышенная самооценка своего уровня управленческой компетентности госслужащими является защитной броней от дальнейших поисков. Им представляется, что они работают настолько хорошо и имеют высокий уровень управленческой компетентности, что повышать его дополнительно не следует. Заниженная самооценка управленческой компетентности госслужащими — свидетельство неудовлетворенности достигнутым уровнем и напряженным поиском более высоких результатов в развитии данного феномена.

Благодаря способности к самооценке, государственные служащие обретают возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свою деятельность, а также развивать себя (самоконтроль и саморазвитие).

К. Роджерс определяет самооценку отношением госслужащего к себе как носителю определенных свойств и достоинств. Именно самооценка во многом определяет взаимоотношения с окружающими людьми, коллегами и подчиненными, критичность и требовательность к себе, уровню развития управленческой компетентности, отношением к успеху и неудачам в управлении.

Основным содержанием профессиональной самооценки является самоотношение к своим профессионально важным качествам, развитости управленческих знаний и умений, а также продуктивности управленческой деятельности по сравнению с имеющимися профессиональными стандартами и нормативными эталонами. Уровень профессиональной самооценки сказывается на мотивации достижения субъектов управленческой деятельности.

Психологические исследования показывают, что во многом завышенная личностная самооценка у госслужащих является следствием непродуктивной рефлексии. Плохо развитая рефлексивная компетентность особенно проявляется у относительно молодых госслужащих, склонных к радикальной попустительской управленческой деятельности. У таких управленцев явное преувеличение своих потенциальных и реальных возможностей, значимости собственных достижений, своей индивидуальной роли в коллективных успехах, недостаточная критичность по отношению к своим идеям и замыслам.

Рефлексивные процессы сопровождают самоанализ и самооценку государственных служащих. Они обеспечивают им обратную связь со стороны коллег и подчиненных, с которыми они взаимодействует в процессе управления. С помощью рефлексии госслужащие переосмысливают свою управленческую деятельность, оценивают свой уровень развития управленческой компетентности и выбирают направления её саморегулируемого развития, поэтому следующий важный фактор развития управленческой компетентности — это высокоразвитая рефлексивная компетентность.

Важным фактором развития «акме» госслужащих является развитие у них высокого уровня аутопсихологической компетентности. В акмеологических исследованиях (А. С. Гусева, И. В. Елшина, О. И. Жданова, В. Б. Нарушак, Л. А. Степнова и др.) аутопсихологическая компетентность рассматривается, как способность осуществлять продуктивное самопознание, самооценку, самодиагностику, что позволяет эффективно и произвольно осуществлять саморегуляцию, позитивно направлять процессы самомотиваци, и, в конечном счете, саморазвития. Она представляет собой умение госслужащих развивать и использовать собственные психологические ресурсы, создавать благоприятную для управленческой деятельности ситуацию путем изменения своего внутреннего состояния, создавать волевую установку на достижение значимых результатов в управлении. Развитие аутопсихологической компетентности представляет собой развитие готовности государственных служащих к самодиагностике и самокоррекции.

Саморегуляция выступает в качестве системообразующего механизма становления и развития управленческой компетентности в профессиональной деятельности управленцев на государственной службе. Высокий уровень саморегуляции является одним из важнейших общих акмеологических инвариантов профессионализма. Умение осуществлять саморегуляцию — важная составляющая профессионализма деятельности. Процесс саморегуляции обеспечивает создание и динамическое существование в сознании государственных служащих целостной модели становления его управленческой компетентности.

Важно выделить еще один значительный субъективный фактор развития управленческой компетентности руководителей государственной службы — это сформированность профессионально важных качеств, необходимых для успешной управленческой деятельности. Согласно акмеологической концепции, профессионализм деятельности связан с высокоэффективными профессиональными умениями и глубокими профессиональными знаниями, а профессионализм личности — с высоким уровнем личностно-деловых и профессионально важных качеств. Личностно-деловые и профессионально-важные качества для государственных служащих могут быть как общими, т. е. присущи всем категориям управленческих кадров, так и специфическими, определяемыми особенностями конкретной управленческой деятельности. Наиболее значимыми качествами для управленцев большинства видов управленческой деятельности на государственной службе являются — сформированность групп организаторских, лидерских, интеллектуальных, волевых, аутопсихологических, коммуникативных профессионально важных качеств госслужащих

Важнейшим субъективным фактором, обеспечивающим высший уровень управленческой компетентности, является высокая профессионально-управленческая направленность, которая характеризуется несколькими мотивами, побуждающими государственных служащих развивать свою управленческую компетентность.

Направленность личности определяет мотивацию личности, включающую ценностные ориентации, мотивы, цели, идеалы, смыслы личности. Нередко в понятие управленческой направленности вкладывается лишь осознание значимости управленческой деятельности и интерес к этой деятельности, который можно рассматривать и как признак данной направленности. Мотивы управленческой деятельности — побуждения, связанные с ее осуществлением: то ли это внутренняя потребность работать в области управления; то ли потребность работать с людьми (управлять ими; организовывать их), основанная на самосознании своих способностей, характера, призвания; то ли это необходимость, связанная с выполнением роли, обусловленной вынужденным выбором профессии, вынужденным решением управленческих задач, предлагаемых профессией.

Следующим важным фактором, который также необходимо выделить — это отношение государственных служащих к своей управленческой деятельности. Отношение государственных служащих к своей управленческой деятельности — это сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в свою управленческую деятельность на государственной службе. Оно представляет собой динамическое свойство, которое формируется и перестраивается на разных этапах и в разных ситуациях деятельности. Оно также является выражением целостной управленческой позиции государственных служащих, поскольку отношение к профессии управленца на госслужбе нельзя оторвать от всей системы жизненных ценностей и ориентации субъекта управленческой деятельности. Государственные служащие, которые относятся к своей управленческой деятельности добросовестно, с увлечением, управленческая компетентность более развита. Такие государственные служащие не стремятся покинуть свою профессию госслужащего, перейти на другую работу. Развитие их позиции связано с укреплением положительных побуждений в отношении профессиональной деятельности управленцев на государственной службе. Такие государственные служащие видят реальную перспективу личностно-профессионального и служебного роста, получили общественное признание своей роли, были поощрены за достижение положительных результатов в управлении. Вообще любая профессиональная деятельность, которая начинается с недовольства, и появляющаяся при этом любая ситуация затруднения будет в первую очередь ассоциироваться с накопленным негативным опытом и отправляться в архив отрицательных аргументов. Безразличное отношение к профессии управленца на государственной службе также сказывается на восприятии ситуации деятельности.

Отношение к профессии управленца государственными служащими представляет собой внутренний катализатор внешних воздействий и, вместе с тем, это мера личной ответственности госслужащих за принимаемые ими управленческие решения. Именно в этом значении отношение и выступает регулятором профессионального поведения управленцев. Управленцы, которые безразлично относятся к развитию управленческой компетентности, возможно чисто формальное освоение норм и умений. Это в конечном итоге сказывается как на результатах управленческой деятельности, так и на уровне управленческой компетентности, который мог бы быть достигнут.

К объективно-субъективным факторам развития управленческой компетентности государственных служащих мы отнесли: развитую социально-психологическую компетентность; высокий уровень развития коммуникативной и социально-перцептивной компетентностей.

Социально-психологическая компетентность государственных служащих играет важную роль в процессе развития управленческой компетентности, поскольку она обеспечивает развитие осведомленности управленцев о социально-психологических явлениях и знаний о коммуникации; расширение социальных контактов; разрешение проблем межличностного общения и взаимодействия; реализацию социально-перцептивного компонента управленческой деятельности государственных служащих; способность влиять на людей; точность восприятия людей преодоление стереотипов; формирование знаний и умений, способствующих эффективному протеканию коммуникативного процесса; повышение авторитета государственных служащих среди коллег и подчиненных.

Одним из факторов успешности развития управленческой компетентности государственных служащих является характер отношений руководителя с коллегами и подчиненными, в котором руководитель работает. Опрос государственных служащих показал, что им не всегда наладить рабочие взаимоотношения с подчиненными и добиться их поддержки. Это говорит о недостаточном умении устанавливать контакт с подчиненными, образовывать рабочие команды, эмоционально «заражать» подчиненных уверенностью в успехе дела, все это говорит о недостаточно развитом уровне коммуникативной и социально-перцептивной компетентностей государственных служащих.

Подводя итог данной статье, важно говорить о том, что развитие управленческой компетентности государственных служащих представляет собой динамический процесс, который зависит от множества акмеологических факторов, объективных, субъективных, так и объективно-субъективных, тесно связанных между собой. Перечисленные выше акмеологические факторы являются важными и необходимыми для развития управленческой компетентности государственных служащих, а также являются перспективными для дальнейшего исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



[1] Деркач А. А., Кузьмина Н.В. Введение в акмеологию. М., 1995. С. 14.

[2] Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб. : НИЦРТМ. 1993. С. 12–26.

[3] Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Введение в акмеологию. М., 1995. С. 18.

[4] Бодалев А. А., Рудкевич Л. А. Как становятся великими или выдающимися? М. : Ин-т психотерапии, 2003. — 287 с.

[5] Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М. : Высшая школа, 1990. — 112 с.; Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб., 1993. 121 с.

[6] Зазыкин В. Г. Деятельность специалистов в особых условиях. ДЕП. РУК. НИИВО. N 275-94 от 07.12.1994. — 267с.

[7] Шухостанов М. А. Акмеологические особенности управленческих способностей личности руководителя : Дисс. … канд. психол. наук. М. : РАГС, 2006. С. 198–199.

[8] Михайловский В. Г. Акмеологические основы оптимизации профессионального становления офицерских кадров : Дисс. … д-ра психол. наук. М., 1995.


Михеев Сергей Сергеевич — аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ (г. Москва). Тел.: +7 (926) 822-69-73.

Mikheev Sergey Sergeevich — a postgraduate of the Acmeology and Professional Activity Psychology Department at the Russian Academy for Civil Service under the President of the RF. Тел.: +7 (926) 822-69-73.

E-mail: sunresort@mail.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»