Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №2 2010 – Педагогика. Психология

Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой

УДК 371.215

Sidorov S. V. Rules of Systematic Approach Implementation in Management of a Developing School

Аннотация ◊ В статье представлены основные правила реализации системного подхода в управлении современной школой. Комплексное применение этих правил в практике внутришкольного управления обеспечивает целостное развитие школы как образовательной системы.

Ключевые слова: школа, управление школой, системный подход, правила реализации системного подхода.

Abstract ◊ The article presents the main rules of systematic approach implementation in management of modern school. Combined application of these regulations in practice of intraschool management provides holistic development of school as an educational system.

Keywords: school, school management, systematic approach, rules of systematic approach implementation.


В современных концепциях педагогического менеджмента наиболее общим подходом к управлению образовательным процессом признаётся системный подход[1]. Основываясь на работе Р. А. Фатхутдинова, выделившего правила применения системного подхода в менеджменте социально-экономических систем[2], а также на исследованиях, посвящённых различным аспектам применения системного подхода в управлении образовательными системами (В. И. Зверева, Ю. А. Конаржевский, С. А. Репин, Г. Н. Сериков, П. И. Третьяков. Т. И. Шамова и др.), в данной статье мы формулируем и поясняем некоторые правила применения системного подхода в управлении современной развивающейся школой.

1. Правило неравенства свойств образовательной системы (далее — ОС) сумме свойств её компонентов. Это правило вытекает из наличия у системы интегративных свойств — таких свойств, которых нет у каждого из отдельных компонентов системы. В результате интеграции компонентов в системе формируются новые свойства, а свойства отдельных компонентов при этом могут теряться (полностью или частично) и даже приобретать деструктивный характер. Например, при наличии в коллективе нескольких человек с ярко выраженными лидерскими качествами возможны следующие варианты изменения свойств:

  • конфронтация между ними и как следствие — дестабилизация отношений в коллективе (сохранение компонентами своих свойств разрушает систему, в ней ослабляются другие её свойства: целостность структуры, иерархия компонентов и т. д.);
  • признание лидерства одного человека (в этом случае лидерские качества остальных не находят применения, свойства компонентов теряются в системе, однако система в целом приобретает бóльшую упорядоченность);
  • распределение «сфер лидерства»: каждый из потенциальных лидеров сохраняет лидерство в опредёлённом виде деятельности, направлении работы (свойства каждого не используются в полной мере, происходит частичное сложение свойств, целое оказывается меньше суммы составляющих компонентов, однако при разумном распределении «сфер лидерства» эффективность системы может существенно возрасти).

2. Правило целостности системы. ОС школы должна рассматриваться как единая целостность. Вместе с тем, расчленение системы на компоненты позволяет лучше познать её и управлять ею. Суть правила целостности в том, что расчленение системы не должно становиться самоцелью, потому что нарушение её целостности приведёт к тому, что система прекратит существование. Так, при изучении системы работы школы нельзя игнорировать связи между структурными компонентами, а при проектировании какого-либо отдельного компонента нельзя полностью обособлять его от остальных.

3. Правило сокращения количества жёстких связей в ОС. Жёсткие связи в ОС школы — это такие связи, которые чётко и однозначно (инвариантно) задают параметры взаимодействия между компонентами системы, строго регламентируют характер отношений и способы реагирования субъектов образовательного процесса в определённых ситуациях. Простейшие примеры жёстких связей: учитель входит в класс — ученики встают, приветствуя его; руководитель предъявляет требование — подчинённые выполняют требование. К жёстким связям относятся также связи между должностными обязанностями работников школы и неукоснительным выполнением этих обязанностей, между образовательными стандартами и их точным соблюдением в учебном процессе и т. д.

Гибкие связи, в отличие от жёстких, предполагают неоднозначность, вариативность взаимодействия, большее разнообразие отношений внутри системы. Так, гибкость связей может проявляться в том, что руководитель предъявляет требование, предварительно посоветовавшись с подчинёнными и учтя их пожелания и инициативы, а привнесение гибкости в должностные инструкции предполагает наличие возможности выбора самим исполнителем оптимальных способов выполнения своих обязанностей.

Жёсткие связи необходимы в функционировании любой системы, с их помощью быстрей и проще упорядочить взаимодействие компонентов. Однако чем больше жёстких связей в системе, тем ниже её способность к изменениям, тем сложнее ей приспособиться к меняющимся условиям функционирования. Чрезмерно большое количество жёстких связей приводит к тому, что система теряет мобильность, прекращает развиваться[3]. Таким образом, правило сокращения количества жестких связей можно сформулировать так: для повышения мобильности ОС школы необходимо сокращать количество жёстких связей, заменяя их более гибкими.

4. Правило упрощения структуры. Суть этого правила в том, что структура ОС должна быть максимально простой для обеспечения эффективного управления системой. Чем проще структура ОС, тем легче управлять ею. Каждое усложнение структуры должно быть действительно необходимым, а не надуманным. Чрезмерно сложная организационная структура неоправданно усложняет управление, отнимает время на ведение дополнительной документации, отвлекает усилия управляющих лиц на работу, не связанную с достижением результата.

5. Правило «чёрного ящика» состоит в том, что при проектировании свойства, параметры, этапы, критерии проектируемого процесса определяются на основе некоторых вводных данных. Сам объект проектирования сначала как бы помещается в «чёрный ящик», а что конкретно в нём должно находиться — это выясняется при выполнении следующих последовательных действий:

1) ясно представить желаемый результат, «выход» проектируемого процесса;

2) выяснить влияние внешней среды на процесс;

3) определить, что будет на «входе», т. е. что войдёт в проектируемый процесс, что будет в нём преобразовываться для достижения желаемого результата: люди (педагоги и их профессиональные качества, учащиеся и уровень их развития на данный момент и др.); документы, регламентирующие взаимодействие субъектов процесса; материально-технические средства; финансирование; педагогические технологии и методики, которые предполагается использовать;

4) продумать содержание и способы обратной связи (что и как будет контролироваться, изучаться, анализироваться, оцениваться, корректироваться в проектируемом процессе; каковы критерии и показатели достижения результата);

5) «раскрыть чёрный ящик» — осуществить проектирование процесса.

6. Правило отбора необходимых и достаточных свойств, параметров ОС для её изучения, определения критериев оценивания, прогнозирования и проектирования её развития. ОС обладает множеством свойств и параметров, можно выделить десятки критериев для оценивания эффективности её работы. Однако, познание абсолютно всех свойств системы возможно лишь теоретически. В практике управления избыток информации лишь создаёт дополнительные трудности в её систематизации, отборе наиболее существенных данных. В этом плане показателен опыт одного из отечественных вузов, где сначала было выделено около 90 критериев качества образования, затем число критериев пришлось сократить до пятидесяти-шестидесяти, а затем — продолжить работу по сокращению количества критериев.

Итак, среди множества свойств и параметров ОС необходимо выбирать лишь существенные. Выбор может зависеть от конкретных целей управления, от задач развития ОС, от «миссии школы», т. е. перечень выбранных свойств и параметров в разных школах будет иметь некоторые отличия.

Это правило положено в основу метода педагогического моделирования, при котором научная модель (фактически — искусственная система) создаётся на основе некоторых существенных свойств и параметров реально существующей ОС.

7. Правило открытости ОС. Школа является открытой системой. С одной стороны, она призвана готовить учащихся к жизни в определённых социокультурных и экономических условиях, с другой — школа сама испытывает влияние той среды, в которой она существует. Иначе говоря, школе необходимо взаимодействовать с окружающей социальной средой, с другими системами.

8. Правило совместимости ОС с другими системами предполагает, что ОС школы должна быть совместима с теми системами, с которыми она так или иначе взаимодействует. Системы требований к результату обучения в каждом классе по каждому предмету должны быть совместимы с соответствующими системами требованиями Государственных образовательных стандартов и типовых учебным программ. Система требований, предъявляемых в школе к уровню образованности выпускника, должна быть совместимой с требованиями учреждений профессионального образования к абитуриенту. Среди аспектов совместимости можно выделить также совместимость ОС школы с социальной средой, с новыми образовательными концепциями и технологиями и т. д.

9. Правило дополнительного эффекта. Согласно первому из рассмотренных выше правил, сумма свойств компонентов системы не равна её совокупным свойствам. Иначе говоря, при взаимодействии компонентов ОС появляется некоторый эффект, который увеличивает или снижает среднюю эффективность каждого компонента. Следовательно, получаемый эффект может быть либо положительным (дополнительным, увеличивающим эффективность), либо отрицательным. Умение добиваться дополнительного эффекта играет важную роль в управлении школой, поскольку позволяет достигать более высокого результата, не привлекая для этого дополнительных ресурсов.

Рассмотрим проблемную группу педагогов как систему. Условиями достижения дополнительного эффекта для этой системы будут осмысление важности цели совместной работы, мотивация каждого члена группы на достижение результата, чёткое распределение деятельности в общей работе, определение этапов работы и сроков их реализации, способов и форм обмена информацией и т. д. И наоборот: если члены группы не понимают важности цели, слабо мотивированы, не распределили между собой обязанности, не определились с этапами и сроками, то это даст отрицательный эффект (результаты группы окажутся ниже, чем сумма результатов, которых каждый добился бы по отдельности). Таким образом, для получения дополнительного эффекта необходимо добиваться высокого уровня организованности системы.

10. Правило стандартизации. Суть правила состоит в выработке единых научно обоснованных и учитывающих специфику данной ОС требований, критериев, процедур, позволяющих стандартизировать управление происходящими в системе процессами и результатами этих процессов. Иначе говоря, для успешного функционирования и развития ОС её необходимо ориентировать на ясно представляемые эталоны качества процесса и результата.

11. Правило автоматизации управления можно сформулировать следующим образом: некоторые действия и операции, являющиеся элементами управляемого процесса, могут и должны осуществляться автоматически, без специального управленческого воздействия на систему. В основе автоматизации управления ОС школы лежат навыки и привычки учащихся и работников школы, а также общественное мнение, следование школьным традициям. Инструментами автоматизации выступают инструкции, алгоритмы выполнения тех или иных действий, стандартизированные процедуры.

12. Правило минимизации управленческих воздействий на ОС. ОС школы имеет существенную особенность: непосредственные исполнители (педагоги) в силу специфики педагогической деятельности сами изначально наделены управленческими полномочиями (должны управлять процессом познания учащихся, развитием личности отдельных учеников, первичными ученическими коллективами, условиями семейного воспитания и т. д.). Эта особенность упрощает управление в одних его аспектах, и усложняет в других. Упрощение управления педагогическим коллективом обусловлено его высокой самоуправляемостью (например, педагогу легче объяснить сущность, цели и задачи управленческого решения, способы исполнения и особенности организации работы по реализации решений). Сложности связаны с творческим характером педагогической деятельности и наличием у каждого педагога собственных представлений об эффективном управлении и собственного управленческого опыта. К ним относятся, например: невозможность жёсткой регламентации всех педагогических действий и учёта затрачиваемого на подготовку к учебным занятиям времени, сложность контроля и оценки результатов педагогической деятельности (результаты не так очевидны, как, например, при управлении производством), наличие сформировавшихся у педагогов стереотипов, их повышенная требовательность к организаторским способностям руководителя.

В этих условиях управленческое воздействие на те или иные компоненты ОС должно быть необходимым и достаточным по силе и продолжительности, чтобы активизировать механизмы самоуправления и самоорганизации, инициировать и поддерживать педагогическое творчество, способствовать преодолению стереотипов восприятия и мышления. Таким образом, успешность управленческих воздействий на ОС школы во многом определяется не силой и продолжительностью, а продуманностью характера воздействия и тщательного выбора времени и места приложения усилий.

13. Правило специфичности компонентов ОС. Не только система в целом обладает некоторыми свойствами, свои особенные свойства имеет каждый её компонент. Эти особенности находят отражения в целях, направлениях работы, содержании и организации деятельности, во взаимодействии с другими компонентами. В управлении ОС школы необходимо учитывать специфику каждого её компонента.

14. Правило разнообразия и иерархии целей и задач внутри ОС. Среди множества целей, к достижению которых стремится как ОС школы в целом, так и отдельные её субсистемы, можно выделить разные иерархические уровни. Примеры:

  • педагогические задачи по их величине и продолжительности процесса решения подразделяются на три иерархических класса (от высшей ступени к низшей): стратегические, тактические и оперативные;
  • цель коллективной деятельности творческой группы педагогов отличается от целей каждого педагога, входящего в состав этой группы (каждый может, например, интерпретировать общую цель по-разному), однако личные цели не должны противоречить коллективным (коллективные цели в этом случае находятся на высшей ступени иерархии целей);
  • цели воспитания должны учитывать особенности возрастного развития ребёнка, следовательно, в иерархии целей воспитания общие цели (верхняя ступень) должны дополняться «снизу» целями воспитания, достижимыми для детей каждого конкретного возраста.

Благодаря разнообразию целей внутри ОС главные цели ОС интерпретируются для каждого компонента системы с учётом его специфики, а иерархия целей позволяет сохранить целостность всей системы. Итак, главные цели ОСдолжны конкретизироваться в разнообразных целях деятельности для каждого компонента системы, при этом разнообразие целей на низших ступенях не должно приводить к отклонению от целей высшего порядка.

15. Правило неопределённости. На становление, развитие и даже стабильное функционирование ОС влияет огромное количество внешних и внутренних, постоянных и временно действующих факторов, в том числе таких, силу, устойчивость и направленность воздействия которых невозможно предугадать и учесть заранее. Это означает, в частности, что желаемые результаты процесса следует задавать не слишком жёстко, а определять некоторые пределы, границы (например, не ниже некоторого минимального уровня).

16. Правило обязательности функционирования ОС. Система реально существует лишь до тех пор, пока она функционирует. Следовательно, функционирование школы в целом и отдельных включённых в неё компонентов (субсистем) является важнейшим условием их существования.

Искусственная, мысленно представленная система (модель) не может существовать сама по себе, она обязательно должна отражать определённые свойства и параметры реально функционирующей системы. Если некоторая субсистема школы только описана, но так и не приведена в действие на практике (или когда-то функционировала, а теперь бездействует), значит, она не существует, её необходимо рассматриваться в иной системе координат, чем реально существующие системы и нельзя принимать во внимание при рассмотрении фактического состояния ОС.

В противном случае фактически несуществующие системы и их компоненты затрудняют управление, становятся «системами-вампирами»[4], отнимая часть ресурсов школы на поддержание своего виртуального существования (в частности, на создание, хранение и переработку информации об их якобы существовании), искажают результаты анализа и прогнозирования, вводят в заблуждение ОС школы и внешние системы. Например, можно документально оформить создание ряда прогрессивных новообразований в структуре ОС школы, на основе этой документации получить грант на развитие школьно образовательной системы, однако качество образования в школе в результате не повысится; более того, скорей всего придётся затратить некоторые ресурсы на создание новых «виртуальных» субсистем, подтверждающих целевое освоение полученных средств. В результате количество несуществующих компонентов может возрасти настолько, что в представлениях системы о самой себе они сольются с реальными компонентами в единую структуру, в которой невозможно отделить ложь от правды, а управление ОС превратится в управление «виртуальной реальностью».

17. Правило альтернативности путей развития ОС. При планировании работы ОС и включённых в неё субсистем, особенно при формировании стратегии развития школы, необходимо прогнозировать различные ситуации и на основе этих прогнозов определять альтернативные пути развития. Наименее предсказуемые фрагменты стратегии, требуют планирования по нескольким вариантам развития, учитывающим разные ситуации. Это позволяет добиваться большей эффективности управления в нештатных ситуациях и сравнительно легко преодолевать кризисы развития, сохраняя целостность и функциональность системы.

18. Правило оптимизации. Оптимальность системы — это качество, связанное с достижением наилучших для данных условий показателей,способность системы достигать наивысших результатов с наименьшими затратами. Степень оптимальности системы можно определить как соотношение между полученным системой результатом и затраченными на его получение средствами и усилиями (затратами). Чем выше результат и чем ниже затраты, тем более высока оптимальность системы. Правило оптимизации системы состоит в том, что в управлении следует ориентировать систему на максимально высокий из возможных в данных условиях результатов, а при отработке путей достижения результата — стремиться к минимизации используемых средств, усилий, времени.

19. Правило цикличности. Образовательный процесс цикличен, т. е. характеризуется повторяемостью определённых этапов через некоторые промежутки времени (продолжительность разных циклов может быть различна: урок, учебный день, неделя, четверть, год и т. п.). Циклично и функционирование всех динамических систем, обеспечивающих протекание образовательного процесса в школе. Правило цикличности в управлении ОС школы означает, что систему управленческих действий следует рассматривать и осуществлять как циклы определённых этапов управления, в которых аналитический этап заканчивает предыдущий цикл и одновременно начинает следующий.

20. Правило надёжности ОС. Надёжность ОС школы определяется стабильностью достижения определённых результатов в течение ряда циклов (учебных лет, четвертей и т. д.) и зависимостью этих результатов от интегративных свойств системы. Согласно этому правилу, результаты функционирования системы должны зависеть от системы в целом, а не от отдельных её компонентов. Компоненты ОС школы не могут в течение длительного времени оставаться неизменными в силу особенностей протекающих в школе процессов (претерпевают изменения контингент учащихся, содержание образования, формы и методы осуществления педагогического процесса, связи школы с внешней средой, происходят кадровые перестановки в педагогическом коллективе и т. д.). Однако при любых изменениях ОС должна обладать такими интегративными свойствами, которые обеспечивают воспроизводимость желаемого результата.

Представленные в статье материалы, безусловно, не исчерпывают всего разнообразия управленческих действий и ситуаций внутришкольного управления, в которых реализуется системный подход. Вместе с тем, соблюдение выделенных и охарактеризованных нами правил позволяет реализовать теоретические положения системного подхода в практике внутришкольного менеджмента, обеспечивая целостное развитие образовательной системы школы.


Список литературы



[1] Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения. Курган, 1997.

[2] Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент. СПб., 2005.

[3] Адаптивное управление педагогическими системами / под ред. П. И. Третьякова. М., 2003.

[4] Репин С. А., Сидоров С. В. Управление сельской школой на основе системного подхода. Челябинск, 2006.


Сидоров Сергей Владимирович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии ГОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт» (г. Шадринск). Тел. 8-35253-63374.

Sidorov Sergey Vladimirovich — a Candidate of Science (pedagogy), associate professor at the Chair of Pedagogy and Psychology of Shadrinsk State Pedagogical Institute. Tel. 8-35253-63374.

E-mail: serwsi (at) yandex.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»