Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2010 – Социология

Селиванов Д. Ю. Профессиональная социализация студентов аграрных вузов: проблема успешности (на материалах эмпирического исследования)

УДК 316.4.05

Selivanov D. Yu. Professional Socialization of Students of Agricultural Universities: The Problem of Success (The Case of an Empirical Study)

Аннотация ♦ В статье представлены результаты эмпирического исследования проблемы профессиональной социализации студентов аграрных вузов, проведенного в апреле — мае 2010 года. Проанализированы мотивы и цель поступления студентов в сельскохозяйственные вузы, их ценностные ориентации. Обоснованы основные условия привлечения молодежи на село.

Ключевые слова: профессиональная социализация, агропромышленный комплекс, студенты аграрных вузов, ценностные ориентации.

Abstract ♦ The article presents the results of an empirical study on the problem of professional socialization of students of agricultural universities that was conducted in April — May 2010. The motives and purpose of admission of students to agricultural universities and their value orientation are analyzed. The main conditions to attract young people to countryside are substantiated.

Keywords: professional socialization, agricultural business, students of agricultural universities, value orientation.


Развитие современного высокотехнологичного агропромышленного комплекса немыслимо без постоянного притока квалифицированных кадров, прежде всего из числа молодежи.

Несмотря на то, что ежегодно аграрные вузы выпускают более 78 тыс. специалистов, дефицит кадров с высшим аграрным образованием на сегодняшний день составляет более 70 тыс. человек[1].

Данная диспропорция между количеством выпускников аграрных вузов и вакансиями в агропромышленном комплексе определила цель эмпирического исследования: а именно изучение проблемы профессиональной социализации студентов аграрных вузов.

В самом общем виде под социализацией понимается та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества[2].

Профессиональная социализация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями.

Специфика профессиональной социализации молодежи, как отмечает Н. А. Перинская, состоит в пограничном состоянии индивида между первичной и вторичной стадиями социализации, что непременно приводит к противоречию между первоначально освоенными в семье, школе, институте социальными практиками и новой профессиональной средой[3].

Для изучения проблемы профессиональной социализации студентов аграрных вузов нами были опрошены студенты Российского государственного аграрного университета — МСХА им. К. А. Тимирязева и Саратовского государственного аграрного университета. Применялся метод анкетного опроса. Выборочная совокупность составила 574 студента.

В ходе исследования было опрошено 68 % девушек и 32 % юношей, что отражает генеральную совокупность. В общей совокупности опрошенных составляют 58% студенты до 21 года, 37 % — от 21 до 23 лет и около 6 % опрошенных старше 24 лет.

Важными характеристиками выборочной совокупности является то, что большинство респондентов до поступления в вуз жили в городах, из сел приехало лишь 37 %, а также то, что работа родителей и близких родственников 60 % опрошенных студентов никак не связана с сельским хозяйством.

Исходя из существующей проблемы, было необходимо выяснить основные мотивы поступления студентов в аграрные вузы.

Таблица 1.

Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?

Ваш пол

Связана ли работа Ваших родителей или близких родственников с сельским хозяйством?

мужской

женский

да

нет

близкое расположение к месту жительства

18,5

13,6

14,2

11,6

хорошая материально-техническая база вуза

25,9

40,9

31,8

34,9

наличие общежития

29,6

40,9

36,4

37,2

невысокий конкурс при поступлении

18,5

15,9

22,7

16,3

отсрочка от службы в Вооруженных Силах РФ

22,2

-

4,5

11,6

высокий престиж вуза

22,1

22,7

18,2

23,3

совет знакомых, друзей, родных

33,3

45,1

47,5

34,9

получение перспективной профессии

23,5

22,7

13,9

27,9

невысокая стоимость обучения

3,7

12,8

4,5

18,6

учился на курсах подготовительной подготовки в этом в вузе

7,4

13,6

18,2

9,3

этот вуз сотрудничал с нашей школой (лицеем, вузом)

5,8

9,4

4,3

4,9

другое

3,7

2,9

2,3

5,1

Из распределения ответов видно, что основными мотивами выбора вуза абитуриентами являются отнюдь не любовь к земле, животным, и в целом к природе, а ряд других более реалистичных причин, таких как «Совет знакомых, друзей, родных», «Наличие общежития», «Хорошая материально-техническая база вуза», для юношей также немаловажным фактором остается отсрочка от службы в Армии». И только 4 и 5 места в рейтинге ответов заняли варианты высокий престиж вуза и получение перспективной профессии.

Приведенные данные частично коррелируют с результатами ответов студентов относительно цели поступления в аграрный вуз.

Диаграмма 1

Какую цель Вы ставили перед собой, поступая в аграрный вуз?

Так, в рейтинг наиболее популярных ответов вошли получение диплома (65%), желание иметь в будущем интересную работу (55%), получение нужных для жизни знаний — 38%.

Далее рассмотрим, кто оказал наибольшее влияние на выбор будущей специальности?

Самостоятельно выбрали будущую профессию лишь треть студентов (34%), наибольшее влияние на выбор будущей специальности опрошенных студентов оказали родители респондентов (52%), информационные справочники по вузам (18%), совет друзей (11%).

Мы исходили из того, что ценностные ориентации молодежи служат своеобразным индикатором социальной обстановки в обществе, а также способны отражать принятые в обществе жизненные ориентиры, включая и ориентир на будущую профессиональную деятельность.

В ряде социологических исследований Московского гуманитарного университета, в том числе и ежегодном мониторинге «Российский вуз глазами студентов», особое место отводится изучению ценностных ориентаций студенческой молодежи[4].

Выясним, каковы ценностные ориентации студентов аграрных вузов. Для этой цели в инструментарий анкеты был включен вопрос «Что для Вас означает "хорошо жить"?». Указанный вопрос многократно применялся в мониторинге «Российский вуз глазами студентов», в котором автор принимал непосредственное участие.

Диаграмма 2.

Что для Вас означает «хорошо» жить?

Исследование показало, что важнейшими составляющими «хорошей жизни» у респондентов являются: желание иметь хорошую семью, быть здоровым и материально обеспеченным, иметь достойную работу, «любить и быть любимым».

Вместе с тем, наличие хорошего образования не входит в первую пятерку рейтинга ценностей: только 17% студентов включило его в свою формулу «хорошей жизни». Но при этом абсолютное большинство респондентов считают труд неотъемлемой стороной жизни и лишь 4 % опрошенных намерены совсем не работать.

Интересно с научной точки зрения выяснить, существуют ли различия в ценностных ориентациях студентов аграрных вузов и студентов государственных и негосударственных вузов.

Таблица 2.

Что для Вас означает «хорошо жить»?

Студенты аграрных вузов

Студенты государственных и негосударственных вузов[5]

быть материально обеспеченным

70,4

81,2

иметь хорошую работу

70,4

70,9

иметь хорошую семью

73,2

73,2

совсем не работать

4,2

2,2

иметь власть, занимать высокое положение в обществе

22,5

17,1

любить и быть любимым

52,1

64,7

быть здоровым

72,4

71,7

жить не для себя, а для людей

5

4,1

иметь хорошее образование

12

23,6

чувствовать себя защищенным, в безопасности

14

22,9

быть независимым, свободным

20

38,8

Как видно из таблицы, различия в ценностных ориентациях между студентами аграрных вузов и студентами государственных и негосударственных вузов по большинству рангов практически отсутствуют, что, по-видимому, можно объяснить особенностями социально-экономического положения и схожим социокультурным развитием всей молодежи. Доминирующие места в системе ценностей всей студенческой молодежи занимают материальная обеспеченность, здоровье, хорошая семья и достойная работа. Указанные компоненты, по сути, и формируют объективную картину счастливой жизни молодежи.

Вместе с тем, необходимо отметить и некоторые различия ценностных ориентиров исследуемых групп. Так, для студентов аграрных вузов более существенными оказалась желание иметь власть и занимать высокое положение в обществе. Вместе с тем для студентов государственных и негосударственных вузов оказалось значимее независимость, свобода и чувство защищенности.

Указанные отличия, на наш взгляд, можно объяснить большим количеством в аграрных вузах студентов из сел. На формирование ценностных ориентаций таких студентов огромное влияние оказывают особенности образа и стилей жизни на селе. В результате у жителя села формируется особый «сельский менталитет», своеобразный взгляд на происходящие в стране и мире события, идущий в разрезе с официальным толкованием СМИ, особое отношения к труду, более высокий по сравнению с городом уровень религиозности и т. д.

Стоит также отметить, что стремление к власти и высокому положению в обществе у обеих исследуемых групп значительно уступает духовно-нравственным ценностям.

Определенный интерес представляет анализ атрибутов «хорошей жизни» по гендерным различиям. Так, желание иметь хорошую семью, у девушек гораздо ярче выражено, чем у мужчин, что объясняется социально-психологическими особенностями женщин. В свою очередь, для мужчин — основной опоры семьи — более значимым являются такие ценности, как власть и высокое положение в обществе, желание жить для других, а не для себя, независимость и свобода. При этом материальная обеспеченность занимает одинаково высокое место (по 70%) среди прочих ценностей, как для мужчин, так и для женщин.

Следующей исследовательской задачей было выяснение условий, при которых студенты после окончания вуза согласились бы работать на селе.

Как показал анализ ответов, важнейшими условиями привлечения в сельскую местность молодых кадров являются высокая заработная плата (61%), перспективы карьерного роста (34%), предоставление жилья работодателем (27%), возможность заняться своим бизнесом (24%), интересная работа (23%), предоставление социальных льгот (19%).

Известно, что найти работу по специальности выпускнику аграрного вуза с квалификацией «агроном» или «зоотехник» в условиях современного города практически невозможно, что вынуждает молодых специалистов искать свое призвание в других сферах деятельности. Следствием чего является безвозвратная потеря для аграрного сектора молодых специалистов и девальвация знаний, полученных в вузе.

Из опрошенных нами студентов только 36 % выразили готовность после окончания вуза работать на селе, при этом число мужчин, давших положительный ответ, значительно больше, чем девушек, что объясняется особенностями сельского труда, а также меньшей взыскательностью мужского пола к условиям сельского быта.

Стоит также учитывать, что представления о своей будущей жизни и профессии большинства студентов только формируются и полны иллюзий, в итоге, как показывает нам реальная практика, лишь 14 % выпускников аграрных вузов едут работать в села, при этом половина из них, не проработав и года, навсегда уходит из этой сферы[6].

Важно отметить то, что почти половина опрошенных студентов, приехавших из сельской местности, после окончания вуза планируют жить и строить профессиональную карьеру в городе, воспринимая обучение в вузе как шанс закрепиться в городе. Это объясняется более высоким уровнем дохода в городе, широким спектром вакансий для молодежи, высоким уровнем развития социокультурной сферы и т. д.

Таким образом, большинство молодежи становятся студентами аграрных вузов случайно, не имея ни малейшего представления о своей будущей профессии. При этом большая часть аграрных вузов не уделяет достаточного внимания практической подготовки студентов, прежде всего прохождению ими производственной практики.

В итоге дефицит квалифицированных кадров в селах с каждым годом увеличивается.

На наш взгляд, важнейшими условиями формирования успешной профессиональной социализации студентов аграрных вузов являются:

  • прием студентов и подготовка кадров АПК по схеме «Работодатель — вуз — студент»;
  • возможность прохождения практики и приобретение опыта работы непосредственно в аграрном производстве;
  • достойная заработная плата;
  • обеспечение молодых специалистов жильем.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Успехи в сельском хозяйстве диктуют новые требования к аграрному образованию [Электронный ресурс] // Приоритетные национальные проекты. URL: http://www.rost.ru/themes/2007/10/161447_11273.shtml [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.09.2010).

[2] Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 1999. С. 191.

[3] См.: Перинская Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сборник. Вып. 4. / Ин-т молодежи. М. : Социум, 1998. С. 36–40.

[4] Это исследование проводится с 2000 года среди учащихся государственных и негосударственных московских и региональных вузов Московским гуманитарным университетом при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Национального союза негосударственных вузов, Российского гуманитарного научного фонда (инициатор и научный руководитель проекта профессор И. М. Ильинский, руководитель этапов 2004–2008 гг. профессор Вал. А. Луков).

[5] По данным ежегодного мониторинга «Российский вуз глазами студентов».

[6] Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/7952.172.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.09.2010).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 1999.

Перинская Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сборник. Вып. 4. / Ин-т молодежи. М. : Социум, 1998. С. 36–40.

Успехи в сельском хозяйстве диктуют новые требования к аграрному образованию [Электронный ресурс] // Приоритетные национальные проекты. URL: http://www.rost.ru/themes/2007/10/161447_11273.shtml [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.09.2010).

Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» [Электронный ресурс] // Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. URL: http://www.mcx.ru/documents/document/show/7952.172.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.09.2010).


Селиванов Дмитрий Юрьевич — соискатель кафедры социологии Московского гуманитарного университета, главный специалист-эксперт Россельхознадзора. Тел.: +7 (499) 975-19-77

Selivanov Dmitry Yurievich, Applicant, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities, Senior Expert, Rosselkhoznadzor. Tel.: +7 (499) 975-19-77.

E-mail.: sell1510@mail.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»