Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2012

Идатчиков Н. Н. Проект «Шевели мозгами» (формирование интеллектуально-насыщенной среды в школе)

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0010.

УДК 37.01

Idatchikov N. N. Project “Use Your Grey Matter” (the Formation of Intellectually Intense Environment in School)

Аннотация ◊ В статье рассматривается вопрос о проблемах мотивации школьников к интеллектуальной деятельности.

Ключевые слова: мотивация, развитие интеллекта.

Absrtract ◊ The article considers the issue on the problems of motivation of school children for intellectual activity.

Keywords: motivation, intelligence development.


Автор длительное время занимается проблемой развития интеллектуальных способностей школьников как на уроке, так и во внеклассной работе, свидетельством чему является ряд публикаций в педагогических журналах.

В настоящей работе хотелось бы поговорить о создании среды, настроения, своего рода «рассола», что обеспечивало бы вовлечение школьника в интеллектуальную деятельность, т. е. вопросы мотивации.

К истории вопроса. Идея создания проекта по развитию интеллектуальных умений и навыков возникла в 90-е гг. прошлого века по двум причинам. Первая связана с активной работой автора в ряде деловых игр и интенсивных семинаров под руководством П. Г. Щедровицкого (Белоруссия — 1989 г., Кемерово — 1991 г. и т. д.), других мероприятиях подобного направления в регионе и районе[1]. Через некоторое время я пришел к выводу, что это можно использовать для развития интеллекта школьников в процессе обучения.

Был создан фонд, который привлек средства для проведения этой работы. Я предположил, что денежное поощрение станет одним из ведущих стимулов вовлечения детей в интеллектуальную деятельность. Первый опыт проведения такого мероприятия был в марте 2002 года. Это был конкурс на знание карты мира, призовой фонд составил 300 рублей. Победители получили впервые не призы, а деньги. Но все это было не в системе, не было стабильного финансирования и мероприятия проходили от случая к случаю. Все изменилось в 2006 году, когда автор получил 100 тыс. рублей в первом президентском конкурсе. Из этой суммы на проект было выделено 10 тыс. рублей. Это позволило сосредоточиться на создании программы деятельности, анализе получаемых результатов.

Необходимо было прописать поставленные перед проектом цели и задачи, они корректировались, менялись акценты. На данном этапе они звучат следующим образом:

  • вовлечь учащихся школы в мероприятия, требующие развития интеллекта;
  • создать условия для мотивации учащихся на интеллектуальную работу;
  • развитие самоуправления в ходе проведения мероприятий;
  • создать условия для реализации творческого потенциала школьников путем реализации собственных проектов;
  • создать условия для реализации творческого потенциала учителей для реализации собственных проектов;
  • вовлечь в проект слабоуспевающих школьников;
  • формировать установку на заработок денег собственным интеллектом;
  • формировать коммуникативные умения и навыки в совместной деятельности;
  • создать условия для использования результатов работы проекта в работе по предмету, во внеклассной работе.

Из этого ряда предпочтение отдается последним двум. Проект получил название «Шевели мозгами»[2]. Основная идея заключалась в том, что любой школьник, участвуя в проекте, может заработать собственным умом деньги, в том числе предлагая собственные проекты. Учителям давалась возможность провести в рамках своего предмета проекты, требующие наличия интеллектуальной работы при поддержке фонда. Были разработаны положения отдельных направлений проекта, продумана символика. Разработан календарный план, который впоследствии каждый год корректировался по срокам, размерам финансирования, по конкретным мероприятиям.

Все мероприятия носят открытый характер, обычно охватывают всех желающих от начальной школы до старшеклассников. Вся информация об итогах, текущая и конечная, немедленно освещаются в стенной печати на специальном рабочем стенде. Иногда информация публиковалась в районной газете.

При проведении мероприятий создавались временные структуры из учащихся и учителей (жюри, организаторы, исполнители, судейство и т. д.) на общественной и платной (только для учащихся) основе.

Озвучим направления деятельности и конкретные мероприятия. Можно выделить два направления — это игры и конкурсы, требующие интенсивного интеллектуального напряжения, и создание авторской интеллектуальной продукции. Первое направление должно втянуть в деятельность проекта как можно больше школьников, выявить среди них наиболее способных. Второе направление — создать условия для интенсивной интеллектуальной творческой деятельности учащихся, в результате которой получится оригинальный авторский продукт.

По первому направлению проводятся следующие соревнования — «морской бой», шашки, шахматы, конкурс по карте мира. Учащиеся делятся на возрастные категории. Положение о проведении соревнований вывешиваются заранее, с указанием правил, размера вознаграждения.

Второе направление складывалось гораздо труднее, хотя оно и является основной целью проекта. Мыслительная работа должна иметь перспективу для школьника и побуждать его к творчеству. Вначале наша программа занималась поощрением ударников и отличников собственного класса по итогам каждой четверти, это практика продолжается и теперь. Затем мы стали спонсировать учащихся нашей школы, участников районных flash-фестивалей, проводимых на базе Приреченской школы. Участие в подобном фестивале требует больших затрат времени, а сам продукт является результатом интенсивной деятельности ума. Нужно придумать сценарий, подобрать (создать рисунки), разбить на сцены, получить и применить знания по flash-технологии. Проект ШМ принял участие в спонсировании двух подобных фестивалей.

В 2008 году был объявлен конкурс на создание компьютерной программы для проверки знаний по истории. В положении премия победителю определялась в размере 500 рублей, заявки поступили от двух школьников. Но продукт был создан только одним — Николаем Горбачевым, он и стал победителем. Программа активно используется мною на уроках, она адаптирована для классов коррекции и легко может применяться практически на любом предмете. (Она размещена в Интернете здесь.)

В положении о конкурсе указывалось, что, получая программу, мы не лишаем автора права на ее реализацию. Руководитель проекта и автор программы имеют равные права в вопросе собственности на продукт. Конечно, с юридической точки зрения, проект не доведен до конца, не получено авторское свидетельство. Но все выглядит достаточно пристойно.

В прошлом учебном году в реализации находились два проекта. Первый заключался в том, что учащимся 9–10 классов было предложено написать самостоятельное исследование по истории и обществознанию. Срок выполнения — декабрь 2010 года, но он был продлен до марта 2011 года. Работу выполнили два школьника. Я консультировал работы, обеспечивал доступ к источникам из районного архива и военкомата. Одна из работ представляла район на краевом конкурсе исследований школьников «Путь в науку».

Второй проект в рамках нашей программы появился недавно, и, можно сказать, спонтанно. В рамках преподавания национально-регионального компонента в 10 классе введен предмет «Основы регионального развития». Его учебным планом предусмотрено обучение социальному проектированию. Школьники на уроках должны защищать свои идеи социальных проектов. Один из проектов был профинансирован ШМ и реализован школьником самостоятельно в каникулярное время. Он привлек меня возможностью создать условия для самостоятельной разработки и реализации проекта школьником, требующих наличия творческих, коммуникативных и организаторских способностей. Мероприятия проходили в течение двух дней, участники были представленывозрастными группами от 2 лет до 20. Были проведены спортивные соревнования, викторины и дискотека, также имевшая свою программу. После реализации проекта был предоставлен отчет в виде списков участников, фотографий, отчет о расходовании предоставленных средств. О проведенном мероприятии была опубликована заметка в районной газете, автор проекта выступил перед десятиклассниками с лекцией об опыте социального проектирования. Возможно, наш фонд и в дальнейшем будет поддерживать такие инициативы, соответствующие целям ШМ. Автор проекта Сергей Кириллов был награжден сертификатом и небольшой премией.

Проект «Шевели мозгами» в цифрах

Учебный год

Общее количество уч-ся в школе

Всего мероприятий

Всего участников (по спискам)

Призовой фонд и иные расходы в руб.

На средства ШМ

На средства спонсоров

2007–2008

246

3

1

264

5070

2008–2009

220

5

1

349

5475

2009–2010

220

4

0

87

2600

2010–2011

224

5

0

100

4000

2011–2012 (план)

220

5

0

120

6000

В результате вышесказанного можно ожидать появления качественных результатов:

1. Созданы условия для реализации интеллектуального потенциала всех школьников, в том числе и учащихся из коррекционных классов VIII вида. Победа для многих является своего рода социальным «лифтом» в пределах школьного коллектива. Как минимум, в четырех случаях, призовые места занимали школьники, не отличавшиеся особыми успехами в учебе. Таким образом, можно утверждать, что проект создает условия для самореализации, что является одной из основных целей деятельности подростков.

2. Ряд мероприятий проводился самостоятельно учащимися или они играли большую роль в их организации и проведении. Эта работа предполагала вознаграждение после завершения мероприятия. Происходит формирование и мобилизация организаторских и творческих способностей, проявляются качества лидера, способность взять на себя ответственность.

3. Участие в мероприятиях первого уровня (игры, викторины) мотивирует на мобилизацию интеллектуального потенциала для достижения победы. Это заставляет совершенствовать память, искать информацию, выстраивать тактику и стратегию поведения в конкурсе.

4. Выполнение учащимися самостоятельных исследований по истории и обществознанию, создание компьютерной программы, ряда продуктов с использованием flash-технологии (учебные пособия, ролики художественного содержания) являются доказательством развития интеллектуального и творческого потенциала, целеустремленности и упорства в достижении цели. Без умений планировать, соотносить, выделять главное, уметь обрабатывать информацию, накапливать и использовать знания, выполнить подобную работу затруднительно.

5. Одним из положительных итогов является занятость большого числа школьников во время перемен полезной деятельностью, что снижает уровень нарушения дисциплины.

6. В результате я всегда имею команду, способную решить многие вопросы, с которыми сталкиваюсь как учитель-предметник, как классный руководитель. Выстраиваются отношения доверия, сотрудничества, взаимного уважения.

7. Подтверждается тезис о том, что способности к активной интеллектуальной деятельности, к стремлению совершенствоваться в этом направлении привлекает достаточно небольшую группу учащихся, так как требует значительных затрат времени и интеллектуального напряжения.

Необходимо остановиться и на возникших вопросах в ходе реализации проекта:

1. Насколько оправдано поощрение участников проекта деньгами? Не породит ли это меркантилизм? Были случаи мошенничества при игре, но это бывает и при проведении соревнований в обычном порядке.

2. В чем причина того, что учителя практически не воспользовались возможностью проведения олимпиад и творческих конкурсов? Исключение — учитель географии: проект начался по моей инициативе, а учитель-предметник выступал в качестве руководителя и исполнителя. Вопрос пока не исследован автором.

3. Как должно строиться сочетание моральных (грамота, грант на собственное мероприятие) и материальных стимулов (приз, денежное вознаграждение) для участников проекта?

Материальное стимулирование интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста не запрещено законодательством. Мы видим широкое применение этого в рекламе, кино, спорте. Гонорары, ценные призы стали обычным делом, но хотелось бы иметь должное обоснование такого подхода со стороны педагогической науки.

Многолетняя работа в направлении стимулирования и совершенствования интеллектуальной и творческой деятельности школьников и полученные результаты позволяют утверждать, что данный проект актуален, перспективен, отвечает требованиям нашего времени. Включение в способы мотивации материального стимула в целом также соответствует современному развитию общества. Но встает вопрос о соотношении моральных и материальных стимулов в развитии творческих и интеллектуальных способностей школьников, чтобы не навредить формированию морально-нравственных качеств личности, не обладающей достаточным жизненным опытом.

Некоторые формы работы невозможно развивать в условиях отсутствия единомышленников, специалистов и соответствующей среды вне школы. Вернее сказать, отсутствует система подобной работы. Пока все это находится на уровне заявлений и намерений. Хотя сегодня, когда взят курс на модернизацию страны, такая работа по выявлению круга молодежи, стремящейся к интеллектуальному труду, должна стать приоритетной. В стране есть понимание важности проблемы интеллектуального развития молодежи, есть классные специалисты-методологи[3], наработаны методики развития интеллектуальных умений и навыков. В настоящее время такая постановка вопроса стоит в фундаментальном ядре стандартов второго поколения — научить учиться. На мой взгляд, опыт работы проекта ШМ отвечает этой задаче в плане формирования мотивации школьников на развитие собственного интеллекта.



ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Деловые игры в Ужурском районе под руководством В. А. Болотова и В. Г. Васильева из Красноярского университета (1989 г.), мероприятия коллектива «Нооген» из Красноярска (1990–1994 гг.).

[2] В дальнейшем будем обозначать проект «Шевели мозгами» аббревиатурой ШМ.

[3] Речь идет о методиках развивающего обучения В. В. Давыдова и Д. Б. Эльконина, опыте школы «Нооген», «Школы культурной политики» П. Г. Щедровицкого и др.


Идатчиков Николай Николаевич — учитель Приреченской средней школы, Заслуженный учитель школы РФ.

Idatchikov Nikolay Nikolaevich — a teacher at the Prirechensk Secondary School, Honoured Teacher of the School of the Russian Federation.

E-mail: idatnik@mail.ru


Библиограф. описание: Идатчиков Н. Н. Проект «Шевели мозгами» (формирование интеллектуально-насыщенной среды в школе) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Idatchikov_Intellectually-Intense-Environment-in-School/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»