Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2015

Габа О. И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели

УДК 316.346.32-053.6

Gaba O. I. Protest Moods of Youth: Theoretical and Empirical Causal Models

Аннотация ♦ Цель данной статьи — предложить теоретическую и эмпирическую каузальные модели протестных настроений молодежи. Представлена систематизация факторов изменения протестных настроений с учетом, с одной стороны, комплекса объективных и субъективных факторов, с другой стороны, общих для всего населения страны, и специфических для молодежи как социальной группы. Особое внимание уделено тезаурусному подходу как в определении факторов, так и в уточнении основного понятия.

Протестные настроения определяются как вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой (наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений) и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов.

Ключевые слова: протестные настроения, молодежь, тезаурусный подход, теоретическая модель, эмпирическая модель, каузальная модель, индикаторы, социологические методы.

Abstract ♦ The aim of the article is to propose theoretical and empirical causal models of protest moods of youth. The author presents a systematization of the factors of changes in protest moods taking into consideration, on the one hand, the complex of objective and subjective factors, on the other hand, of the factors that are general for the whole population of the country and specific for youth as a social group. A special attention is paid to the thesaurus approach both for the determination of the factors and the clarification of the main concept.

Protest moods are defined as a vector of social mood oriented to protest action of a certain character. It is determined by protest potential and political culture (the presence of conceptualizations of opportunities and success of protest actions in youth’s thesauri and simultaneously the lack of comprehension of risks and visions of opportunities of a conventional political behaviour for the solution of their problems — all these factors foster the growth of protest moods). This vector is also influenced by organizing and mobilizing factors.

Keywords: protest moods, youth, thesaurus approach, theoretical model, empirical model, causal model, indicators, sociological methods.


Введение

Сегодня то одной, то в другой стране мира происходят события, связанные с ростом социальной напряженности. Одной из результирующих последней являются различные формы протестного поведения индивидов, их групп, социума в целом. Предпосылкой же любого реального протеста является эмоциональное отношение к объекту, аккумулирующееся в протестных настроениях. Особым субъектом протестного поведения является молодежь в силу ее активности, мобильности, импульсивности, склонности к риску и т. п., что актуализирует изучение протестных настроений данной социальной общности.

Прежде всего, необходимо определиться с основными понятиями: протестные настроения и молодежь. Определим протестные настроения как вид социальных настроений, характеризующийся неудовлетворенностью социальных групп сложившимся положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и, одновременно, готовностью предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации; социальные настроения, аккумулирующие влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающие протестное поведение.

Теоретико-методологической базой социологического изучения протестных настроений являются концепции коллективного поведения (Skolnick, 1966; Tilly, 1978; Rosenbaum, 1975; и др.), общественных движений (Смелзер, 2003) и относительной депривации (Davies, 1962; и др.). Каждая из этих теорий объясняет разные аспекты протестного поведения, поэтому целесообразно рассматривать их в совокупности, что поможет объяснить тенденции в формировании и распространении протестных настроений, а, следовательно, спрогнозировать их развитие в различных регионах нашей страны. В исследованиях протестного поведения заметен особый интерес к молодежи как социальной группе с высоким потенциалом протестности.

Молодежь — это социально-демографическая возрастная группа, основывающаяся на самоидентификации и признании со стороны общества, обладающая мощным интеллектуальным и творческим потенциалом (Ильинский и др., 1999: 22–41), выступающим фактором преобразовательной социальной деятельности данной когорты, характеризующаяся динамичностью и перспективностью, парадоксальностью (Вишневский, Шапко, 2006a) и маргинальностью (Вишневский, Шапко, 2006b: 44–45), осознанием, формированием и отстаиванием собственной субъектности (Ковалева, Луков, 1999: 150), вкупе составляющих предпосылку возникновения рисков в молодежной среде, в том числе возникновения экстремистских форм протестного поведения (Чупров, Зубок, 2009: 164). Протестное поведение в определенной степени свойственно молодежи в силу острого ощущения несовершенства общества, завышенных притязаний к себе и окружающим, осознания собственной субъектности и невозможности ее реализовать в полной мере (субъективный фактор), катализированные реальными лишениями и отсутствием возможности удовлетворения притязаний, а также внешним организующим началом (объективный фактор). Наличие в тезаурусах молодежи представлений о возможности и успешности протестных акций и одновременно отсутствие понимания рисков и представлений о возможностях конвенционального политического поведения в решении своих проблем способствуют росту протестных настроений в молодежной среде.

Теоретическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

На основе представленных выше дефиниций попытаемся представить каузальную модель протестных настроений молодежи, сфокусировав внимание на выделении причин и факторов, способствующих их росту и учитывая особенности молодежи.

Е. М. Бабосов подчеркивает, что при составлении каузальной модели формирования протестного потенциала необходимо учитывать, во-первых, наличие объективных предпосылок; во-вторых, осознание определенными социальными группами несоответствия социальных условий жизнедеятельности, сложившихся на конкретном историческом этапе развития, интересам, ожиданиям и ориентациям данных групп (Бабосов, 2011: 85).

И так, протестное настроение — это вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов. Протестный потенциал при наборе определенной критической массы настраивается на то действие, которое наиболее подходит для достижения поставленных целей, исходя из знаний и навыков протестующих, полученных в ходе освоения политической культуры (тезаурус), а также находясь под соответствующим воздействием организующих и мобилизующих факторов, переходит к протестному действию.

Коснувшись тезаурусного подхода при анализе особенностей молодежи как социальной группы и определив тезаурус как важный фактор протестного поведения, остановимся на концепции Вал. А. Лукова и Вл. А. Лукова несколько подробнее. В общем виде тезаурус определяется ими как «полный систематизированный свод освоенных социальным субъектом знаний, существенных для него как средство ориентации», а также знаний, расширяющих понимание субъектом себя и мира и дающих импульсы для полноценной жизни (Луков Вал., Луков Вл., 2008: 67). Иными словами, в тезаурусе сосредоточены не просто знания как информационный компонент сознания, а знания, переструктурированные в целях ориентации личности, усвоенные и преобразованные в умения как свойства поведения (Луков Вал., Луков Вл., 2013: 107). С этих позиций имеющиеся у молодежи систематизированные знания о политическом процессе в целом, о возможностях протестного поведения, реальных успешных / неуспешных акциях протеста и прочем можно рассматривать как важнейший фактор ориентации молодых людей в социально-политической сфере, как своеобразный политический и протестный тезаурусы. Получаемые знания о протестных явлениях усваиваются личностью (формируется понимание этих явлений), систематизируются для более удобной ориентации в политической жизни, встраиваются в систему уже имеющихся знаний, то есть сформированные в сознании способы действия (в нашем случае — протестного действия), пройдя этап практического применения, преобразуются в тезаурусе в умения. Таким образом, реализуется «триада И. М. Ильинского» (Ильинский, 2002). Связь знания, понимания и умения находит место и в нашем определении протестных настроений: понимание сложившейся неблагоприятной ситуации вкупе с освоением знаний о протесте как социальном феномене преобразуются в осознанные способы протестной активности (умение протестовать), которые впоследствии реализуются в конкретных действиях.

На данном этапе необходимо сделать важное уточнение: протестный тезаурус может формироваться как стихийно (через СМИ, собственный опыт или опыт представителей ближайшего окружения, их рассказы об участии в протестных акциях), так и целенаправленно. В последнем случае мы имеем в виду пропагандистскую и манипулятивную работу организаторов протестных акций (не обязательно лидеров движения), которые мобилизуют социальные группы на участие в протесте — организующий-мобилизующий фактор.

Социологическое исследование протестных настроений молодежи должно базироваться не только на известных методологических подходах, но и на накопленном опыте методического характера. Это актуализирует анализ и обобщение отечественных и зарубежных методик изучения социальных настроений и протестного потенциала с выделением положительных и отрицательных сторон каждого подхода.

Эмпирическая каузальная модель
протестных настроений молодежи

Опираясь на представленную выше каузальную модель протестных настроений молодежи, остановимся на поиске индикаторов, отражающих содержание и факторы протестных настроений. Иными словами, сформируем эмпирическую каузальную модель протестных настроений молодежи (таблица 1).

Таблица 1. Эмпирическая каузальная модель протестных настроений молодежи

Table 1. Empirical causal model of youth’s protest moods

Составляющая модели

Индикатор

Объективные факторы

Социально-экономические факторы

- общий уровень развития региона;

- низкий уровень (снижение) и несвоевременность зарплаты;

- рост тарифов ЖКХ и прочих государственных услуг;

- рост цен на товары и услуги;

- военные действия;

- резкая социально-экономическая поляризация в обществе

- низкое (снижающееся) качество жизни

- наличие симпатизирующей протестующим экономической элиты;

- утрата материальных ценностей;

- преграды восходящей социальной мобильности;

- высокий уровень безработицы;

- снижение реальных доходов населения.

- основные социально-экономические показатели;

- основные показатели денежных доходов населения в реальном выражении;

- индексы потребительских цен (тарифов) на услуги;

- индексы потребительских цен;

- оценка респондентами возможности в России военных действий наподобие происходящих на Украине;

готовность участия в таких действий на стороне власти или оппозиции;

- распределение общего объема денежных доходов по 20 процентным группам населения;

- среднедушевые денежные доходы населения;

- численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

- отношение экономической элиты к протестным акциям;

- оценка респондентами динамики материального положения;

- экспертная оценка эффективности социальных лифтов;

- численность безработных и уровень безработицы;

- личный доход респондента за прошедший месяц.

Социально-политические факторы

- уровень развития СМИ;

- высокий уровень недоверия к политическим и общественным институтам и структурам;

- отсутствие правовых норм регулярного представления интересов населения;

- присутствие нормативных правил и законов, ограничивающих волеизъявление масс;

- недоступность институционализированных политических средств;

- неспособность государства канализировать социальное недовольство;

- политическая неэффективность;

- традиционно негативное отношение к политической сфере и органам власти;

- наличие инициаторов и организаторов протестных акций

- способность организаторов социальных движений к созданию альянсов

- неэффективность методов политического контроля

- наличие сплоченной оппозиции

- наличие симпатизирующей протестующим политической элиты

- неэффективная государственная молодежная политика

- рост коррупции

- преобладание подданнической политической культуры

- уровень запаса социального терпения.

- выпуск газет на 1000 человек населения;

- доверие к политическим и общественным институтам (данные ФОМ, ВЦИОМ, Левада-Центра);

- фиксация в правовых документах нормы представления интересов населения;

- фиксация в правовых документах норм и санкций ограничения волеизъявления населения;

- оценка респондентами и экспертами эффективности правового обеспечения протестной активности;

- экспертная оценка канализации социального недовольства;

- оценка респондентами и экспертами эффективности политической власти;

- экспертная оценка отношений населения к политике и властям различных уровней;

- экспертная оценка организующего начала протестных акций;

- готовность организаторов социальных движений к объединению;

- экспертная оценка эффективности методов политического контроля;

- экспертная оценка сплоченности оппозиции;

- отношение политической элиты к протестным акциям;

- экспертная оценка эффективности государственной молодежной политики;

- экспертная оценка коррупции в России и в регионе;

- экспертная оценка политической культуры;

- оценка респондентами и экспертами социального терпения.

Социокультурные факторы

- уровень охвата высшим образованием;

- СМИ как источник информации о протестных акциях;

- негативный образ государства в СМИ;

- позитивный образ протеста и протестующих в СМИ;

- глобализация и интернетизация;

- наличие симпатизирующей протестующим культурной элиты;

- скептическое отношение общества к молодежи;

- кризис и дизфункциональность социализирующих социальных институтов: семьи, образования, молодежных объединений;

- внедрение низкопробных образцов вестернизированной массовой культуры;

- насаждение западных принципов индивидуализма;

- дискурс насилия и гедонизма в СМИ;

- трансформация ценностно-нормативной системы;

- ослабление роли обычаев и традиций, неформального контроля;

- отдельные референтных группы молодежи.

- численность студентов вузов;

- источники информации о протестных акциях (включая социальные сети и блоги);

- «государство» и «коррупция, взятки, режим…»;

- «протест» и «справедливость…»;

- затраты на ИКТ;

- отношение культурной элиты к протестным акциям;

- отношение населения к молодежи;

- понимание населением молодежи как ценности;

- экспертная оценка эффективности выполнения социализирующей функции социальными институтами;

- экспертная оценка вестернизации массовой культуры;

- экспертная оценка западных принципов индивидуализма в российской культуре;

- «насилие, кровь, убийство, преступление, война…»;

- «удовольствие, отдых, секс, наркотики, проституция…»

- экспертная оценка системы норм и ценностей в России;

- экспертная оценка соотношения правового и традиционного контроля;

- экспертная оценка влияния референтных групп на социализацию молодежи и на формирование ее протестных настроений.

Субъективные факторы

Общие факторы протестных настроений населения

- опыт участия в протестных акциях;

- образ референтных групп;

- наличие социальной установки на протест;

- неудовлетворенность условиями жизни, неудовлетворенность потребностей и недовольство сложившейся социальной ситуацией

- неоправдавшиеся ожидания

- положительное и некритичное отношение к лидеру протестного движения

- оправдание «нетрадиционного» политического поведения

- недоверие к основным социальным институтам

- недоверие к структурам власти и политическим лидерам

- низкий уровень политической компетентности

- негативная оценка политической ситуации на различных уровнях

- осознание и понимание социально-экономических, политических и социокультурных проблем;

- уверенность в эффективности протестных форм поведения;

- уверенность в собственной политической эффективности;

- потеря собственной значимости и принадлежности к группе;

- осознание разрыва между ожиданиями и средствами их реализации и фиксация наличия этих средств у других и отсутствия у себя;

- осознание идей равенства и демократического участия в политической жизни;

- разрыв между ценностными ориентациями протестующих и «вектором» развития государства;

- преобладание протеста над активной адаптацией.

- молодежь среди участников протестных акций;

- факт участия в акциях протеста;

- личный протестный опыт;

- протестный опыт референтных групп;

- общественный протестный потенциал;

- социальные настроения референтных групп;

- индивидуальный протестный потенциал;

- готовность участия в конкретных акциях протеста;

- готовность протестовать в защиту своих интересов;

- формы протестных выступлений;

- причины недовольства и требования протестующих;

- удовлетворенность уровнем жизни;

- удовлетворенность различными сторонами жизни;

- оценка материального положения семьи;

- оценка изменений условий жизни;

- оценка динамики материального положения семьи;

- отношение к лидеру протестного движения;

- отношение к лидерам оппозиции;

- приемлемость конкретных акций протеста;

- оценка различных методов воздействия на власть;

- отношение к выборам;

- оценка деятельности власти;

- доверие к Президенту;

- интерес к политике;

- оценка политической ситуации в стране, регионе, населенном пункте;

оценка инфляции;

- ожидания и оценка безработицы;

- оценка доступности образования;

- оценка эффективности протестных акций;

- оценка результативности акций протеста на Болотной площади;

- оценка результативности собственных политических действий;

- самоидентификация;

- оценка уровня жизни;

- оценка уровня жизни в городе;

- отношение к выборам;

- оценка реализации основных прав человека;

- оценка вектора развития страны;

- реакция на ухудшение социально-экономических условий жизни.

Специфические факторы протестных настроений молодежи

- огромный интеллектуальный и творческий потенциал молодежи;

- аккумулирование общественных трансформаций;

- поиск идентичности, осознание собственных интересов;

- идентификация себя с будущим, с развитием общества;

- неприятие интересов предыдущего поколения, ассоциирующегося с прошлым;

- идентификация себя с реальной социальной силой (освоение субъектности);

- самоидентификация как молодых;

- уровень и качество политической культуры;

- низкий уровень политической вовлеченности (в легитимных формах)

- стремление изменить отношение к своему статусу со стороны общества, стремление создать благоприятные условия пребывания в данном статусе

- стремление к самостоятельности

- острое болезненное ощущение собственной маргинальности

- острое ощущение несовершенства общества

- использование культуры протеста

- приверженность контркультуре

- дистанцированность от доминирующей культуры

- отношение к интернету

- ориентация на инновационные (в противовес традиционным) ценности

- некритическое принятие западных ценностей;

- «протестные» тезаурусы;

- «квазипротестный» опыт.

- оценка возможностей у молодежи самореализоваться;

- досуговые предпочтения;

- восприятие общественных изменений;

- самоидентификация;

- досуговые предпочтения;

- самоидентификация;

- оценка интересов поколения «отцов»;

- самоидентификация;

- интерес к политике;

- обсуждение политики в социальных сетях;

- готовность предпринять конкретные действия для решения проблем в политике, экономике, социальной сфере;

- членство в общественных (общественно-политических) организациях;

- влияние членства в общественных (общественно-политических) организациях на отношение к политике;

- оценка отношения населения к молодежи;

- стремление повлиять на это отношение;

- стремление создать благоприятные условия жизни;

- ценностные ориентации;

- самоидентификация;

- недовольство политикой, экономикой, социальной сферой;

- оценка действий протестующих;

- оценка доминирующей культуры;

- отношение к социальным сетям как источнику информации о протестных акциях и как механизму консолидации;

- доверие к Интернету как источнику информации о политике;

- тематика общения в социальных сетях;

- влияние обсуждения политики в социальных сетях на отношение к политике;

- ценностные ориентации (выбор или ранжирование ценностей);

- оценка западных ценностей;

- воспоминания о событиях Майдана осени 2013 года;

- представления о причинах выхода молодых людей на Майдан;

- готовность предпринять конкретные действия в случаи подобных событий в России;

- конфликтные отношения в семье и пути выхода из них;

- конфликтные отношения в школе и пути выхода из них.

Для верификации предложенной эмпирической каузальной модели протестных настроений молодежи необходимо использовать комплекс социологических методов сбора и анализа данных: анализ статистических данных, контент-анализ СМИ, массовый опрос, традиционный анализ документов, опрос экспертов, неформализованное интервью, вторичный анализ материалов социологических исследований, проведенных ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центром.

Заключение

Протестные настроения молодежи можно определить как вектор социального настроения, направленный на протестное действие определенного характера, детерминированный протестным потенциалом, политической культурой и находящийся под воздействием организующих и мобилизующих факторов; синтез неудовлетворенности данной социальной группы сложившимся положением вещей, неоправдавшимися ожиданиями и готовности предпринять конкретные действия во изменение субъективно воспринимаемой неблагоприятной ситуации, аккумулирующий влияния объективных и субъективных факторов протеста и предвосхищающий протестное поведение. Тезаурусный анализ позволяет заключить, что понимание сложившейся неблагоприятной ситуации вкупе с освоением знаний о протесте как социальном феномене преобразуются в осознанные способы протестной активности, которые впоследствии реализуются в конкретных действиях.

Каузальная модель протестных настроений молодежи включает в себя совокупность объективных (социально-экономических, социально-политических, социокультурных) и субъективных (общих для всего населения региона и специфических для молодежи) факторов. Для верификации предложенной модели необходимо использовать комплекс социологических методов сбора и анализа данных.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бабосов, Е. М. (2011) Социология конфликтов : учеб.-метод. пособие. Мн. : БГУ. 399 с.

Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006a) Парадоксальный молодой человек // Социологические исследования. № 6. С. 26–36.

Вишневский, Ю. Р., Шапко, В. Т. (2006b) Социология молодежи : учебник. Екатеринбург : УГТУ-УПИ. 430 с.

Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. акад. 592 с.

Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурус как ориентационный комплекс // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 107–110.

Ильинский, И. М. и др. (1999) Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы / рук. автор. коллектива и науч. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Ин-та молодежи ; Голос. 323 с.

Смелзер, Н. (2003) Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология : хрестоматия / сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М. : Аспект Пресс. С. 327–349.

Чупров, В. И., Зубок, Ю. А. (2009) Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (89). С. 146–166.

Davies, J. С. (1962) Towards a theory of revolution // American Sociological Review. Vol. 27. No. 1. P. 5–19.

Rosenbaum, W. A. (1975) Political culture. N. Y. : Praeger. ix, 181 p.

Skolnick, J. K. (1966) Justice without trial: Law enforcement in democratic society. N. Y. : Wiley. xi, 279 p.

Tilly, Ch. (1978) From mobilization to revolution. Reading, MA : Addison-Wesley Publ. xiii, 349 p.


REFERENCES

Babosov, E. M. (2011) Sotsiologiia konfliktov [Sociology of conflicts] : a guide. Minsk, Belarusian State University Publ. 399 p. (In Russ.).

Vishnevskii, Yu. R. and Shapko, V. T. (2006a) Paradoksal'nyi molodoi chelovek [A young man of paradoxes]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 6, pp. 26–36. (In Russ.).

Vishnevskii, Yu. R. and Shapko, V. T. (2006b) Sotsiologiia molodezhi [Sociology of youth] : a textbook. Ekaterinburg, Ural State Technical University — Ural Polytechnic Institute Publ. 430 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2002) Obrazovatel'naia revoliutsiia [The educational revolution]. Moscow, Moscow Humanitarian and Social Academy Publ. 592 p. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Lukov, V. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi: Teoreticheskie voprosy [The Sociology of youth: Theoretical issues]. Moscow, Sotsium Publ. 351 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The subjective organization of humanities knowledge]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 784 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013b) Tezaurus kak orientatsionnyi kompleks [The thesaurus as an orientation complex]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 107–110. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (1999) Molodezh' planety: global'naia situatsiia v 90-kh godakh, tendentsii i perspektivy [The global youth: Global situation in the 1990s, trends and prospects] / I. M. Ilinskiy et al. ; ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow, The Institute of Youth Publ. ; Golos Publ. 323 p. (In Russ.).

Smelzer, N. (2003) Sotsializatsiia: osnovnye problemy i napravleniia issledovaniia [Socialization: Main issues and research trends]. In: Sotsial'naia psikhologiia [Social psychology] : a reading book / comp. by E. P. Belinskaia and O. A. Tikhomandritskaia. Moscow, Aspekt Press. Pp. 327–349. (In Russ.).

Chuprov, V. I. and Zubok, Yu. A. (2009) Ekstremizm sredi molodezhi [Extremism among the youth]. Monitoring obshchestvennogo mneniia: ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny, no. 1 (89), pp. 146–166. (In Russ.).

Davies, J. S. (1962) Towards a theory of revolution. American Sociological Review, vol. 27, no. 1, pp. 5–19.

Rosenbaum, W. A. (1975) Political culture. New York, Praeger. ix, 181 p.

Skolnick, J. K. (1966) Justice without trial: Law enforcement in democratic society. New York, Wiley. xi, 279 p.

Tilly, Ch. (1978) From mobilization to revolution. Reading, MA, Addison-Wesley Publ. xiii, 349 p.


Габа Олег Иванович — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-51-61. Научный руководитель: д-р филос. наук, профессор Вал. А. Луков.

Gaba Oleg Ivanovich, Postgraduate, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-51-61. Research adviser: Val. A. Lukov, Doctor of Philosophy, Professor.

E-mail: uppd@mail.ru


Библиограф. описание: Габа О. И. Протестные настроения молодежи: теоретическая и эмпирическая каузальные модели [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 1 (январь — февраль). С. 43–57. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/1/Gaba_Protest-Moods-Youth/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 17.01.2015.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»