Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2015

Смирнова М. В. О путях усовершенствования подготовки специалистов в современном музыкальном вузе

УДК 78 ; 378.6

Smirnova M. V. Ways for the Improvement of Professional Training in Modern Tertiary Music Institution

Аннотация ♦ Кризисная ситуация в области вербальных коммуникаций музыкантов-профессионалов рассматривается в контексте модернизации современной системы образования. Подчеркивается роль дискуссий в преподавании вузовских курсов педагогико-психологической направленности.

Ключевые слова: музыкальное образование, консерватория, речевые коммуникации, девальвация слова, дискуссия, ораторское искусство, методы музыкального обучения.

Abstract ♦ The article examines the crisis situation in the field of verbal communications of professional musicians in the context of modernization of contemporary educational system. The author emphasizes the role of discussions in pedagogical and psychological courses in high school.

Keywords: musical education, conservatory, academy of music, verbal communications, devaluation of the verbal, discussion, oratory, musical training methods.


В мире современного музыкального образования происходит кризисная переоценка ценностей. Наблюдается серьезное переосмысление всей системы музыкального образования в контексте модернизации учебного процесса. Как полагают психологи, нахождение в «переходном пространстве» кризисного реагирования, сопровождается высвобождением внутренней энергии. Кризис (от др.-греч. κρίσις — решение, поворотный пункт) предусматривает преодоление изжитого, внедрение нового и одновременно — возвращение к началам, истокам. Как известно, новое — это нередко хорошо забытое старое. Выстраивание переходного пространства связано с размыванием старых и обретением новых границ образовательной системы, расширением области познания, смещением смысловых акцентов.

Современная образовательная ситуация обусловлена целым рядов факторов, из которых важнейшим представляется расширение поля деятельности выпускников музыкальных вузов. Это предполагает переориентацию тематики различных курсов за счет включения в них актуальных для творческой самореализации выпускника аспектов. Весьма важным представляется также усиление психологического фактора в освещении современной проблемной ситуации в области образования и культуры.

Необходимость в активном пересмотре-переориентации привычных установок вузовского обучения связана с расширением областей познания, смещением смысловых акцентов. Вполне оправдан тот факт, что согласно новым учебным стандартам, многие издавна читаемые курсы переименовываются. Однако, главное, разумеется не формальное переименование курса, а его содержательное наполнение. Как отметила К. И. Южак, методика и понятийный аппарат вузовских курсов остаются зачастую в области традиционных представлений, а затрагиваемые в нем проблемы переживают глубокие содержательные изменения (Южак, 2013: 21).

Наиболее сложной задачей образования на вузовском этапе является формирование у выпускников способности суждения, выработка у них критериев оценки, что является необходимым фактором для успешной профессиональной самореализации. При этом критическая составляющая в осмыслении материала должна играть определяющую роль. Как показывает опыт, выпускники к такому подходу подготовлены явно недостаточно. С целью достижения желаемого результата материал каждого из вузовских курсов названной направленности может быть пересмотрен в плане усиления дискуссионных моментов. Среди наиболее важных аспектов, которые, на наш взгляд, желательно освещать более полно, отметим следующие:

  • обоснование типологии профессиональной деятельности музыканта на современном этапе;
  • систематизация исполнительской, педагогической и исследовательской деятельности музыканта-профессионала;
  • развитие способности суждения;
  • осмысление задач и путей любительского музицирования в условиях современности.

Наряду с пересмотром принципов обучения необходима также разработка новых методов самостоятельных занятий студентов. Система самостоятельной работы будущих профессионалов, кардинально изменилась по своему содержательному наполнению благодаря стремительному усовершенствованию СМИ, что требует со стороны педагогов пристального внимания.

На смену долго и благотворно бытовавшему в России «литературоцентризму» пришел «зрелищецентризм» (Хренов, 2007: 455), что кардинальным образом повлияло как на шкалу ценностей так и на систему художественного восприятия. Вопрос этот равно как и преобразование взаимосвязей между досугом и деятельностью, должно стать предметом специального рассмотрения к рамках вузовских курсов. Выработка прогрессивных критериев в области музыкального обучения способна компенсировать ту «гипертрофию функции зрелищ», которая сегодня вышла в области познания мира на первый план.

У каждой эпохи своя осанка, свой взгляд и свой жест — они проявлены во всем, но, возможно, более всего в музыке речи. Одна из серьезных задач современного вузовского образования — формирование у музыканта культуры профессиональных коммуникаций. Немаловажную роль в этом плане играет овладение устной и письменной речью. «Велика тайна языка, — писал Т. Манн, — ответственность за язык и его чистоту носит символический и духовный характер, она имеет не только эстетический, но и нравственный смысл…» (Манн, 1960: 148). Юмор, ирония, смех — все это приметы времени, приметы культуры. Насколько чужим может оказаться человек, смеющийся над тем, что нам не смешно!

Логосфера[1] (греч. λόγος — слово, σφαῖρα — шар, мяч) включает в себя и область личностного и профессионального общения, где в равной мере важны как экспрессия языка, так и его коммуникативные функции. Риторический идеал, то есть идея убедительной речи — это, во-первых, существенный элемент самой культуры общества, во-вторых, — некая иерархия требований к речевому поведению людей как носителей данной культуры. «Слова, которые мы называем выражением эстетического суждения, играют весьма сложную, но очень определенную роль в том, что мы называем культурой», — писал Л. Витгенштейн (Витгенштейн, 2008: 20).

Риторические приемы музыкальной выразительности тесно связаны со смысловым содержанием музыки, что вызывает в наши дни немалый интерес применительно к различным композиторским стилям. «Выведывание неизведанного через слово и в слове» стало, по мнению А. В. Михайлова, одной из самых значимых для культуры XX в. тем (Михайлов, 2006: 461). Так, оно имеет непосредственное отношение к расшифровке символики музыки И. С. Баха.

Владение навыками речевой коммуникации необходимо музыканту в любой сфере творческой деятельности. Умение убедительно сформулировать свою позицию является определяющим в контактах коллегиального общения: дирижера с оркестрантами или хористами, солиста с концертмейстером, педагога с учеником и пр. Особую важность обретает вербальное общение в педагогической деятельности. Еще Г. Нейгауз отмечал, что на обсуждениях экзаменов, концертов, конкурсов, ему нередко приходилось слышать речи, которые скорее приличествуют любителю, человеку из публики, чем профессионалу. И с каждым годом ситуация стремительно обостряется.

Немало говорят и пишут сегодня об активно идущем процессе обеднения, искажения бытовой и литературной речи, о девальвации слова. Размышляя над данной проблемой, литературовед Л. Я. Гинзбург назвала беседу «архаичным жанром»: «…мы <…> вовсе не умеем разговаривать, хотя говорим много, — писала она, — потому что молчать друг при друге тоже не умеем» (Гинзбург, 1989: 60). Беседующие люди контактны лишь при условии, что говорят на «одном языке», принадлежат к одному духовному сословию (со-словие — общение посредством слова).

Стремительно утверждается в наши дни некий «новояз», переосмысливаются либо же вовсе уходят из употребления многие оттенки и значения языка. Речи замедленный ход, отраженный в трудах таких музыкантов прошлого как М. С. Друскин, С. Е. Фейнберг, Д. А. Рабинович, Г. М. Коган, А. Б. Гольденвейзер, Л. Н. Наумов и др., порождает ностальгическую грусть на фоне обжигающей реальности современного молодежного (и не только молодежного) сленга! Разумеется, сленгом язык не ограничивается, но как далеко зашли мы сегодня в своих будничных «языковых играх», в упоении сверхафористичностью! А каким дерзким «весельем» веет от наших СМС-посланий! Кажется, еще немного и слово уйдет — мы начнем объясняться жестами, знаками, междометиями…

Системы языковых коммуникаций Л. Витгенштейн называл «звуковыми играми» и отмечал, что в них таится много неожиданных «ловушек»! Музыкантов-профессионалов также связывает своеобразная «языковая игра», которая предполагает следование определенным правилам. Трудно предугадать, какие нас ожидают перемены в процессе дальнейших лингвистических преобразований.

Необходимо найти такие методы обучения, которые помогут сегодняшним студентам — будущим музыкантам-профессионалам противостоять негативным тенденциям времени. Как показывает опыт, большинство выпускников музыкальных вузов, включая консерватории (особенно исполнительских факультетов), недостаточно подготовлено к убедительному общению посредством слова. Немалые затруднения вызывают у них чтение и обсуждение докладов, выступления на конференциях и пр.

С целью преодоления этой тенденции необходимо расширение в учебном процессе роли устной и письменной речи. Дискуссия как форма познания изначально являлось основополагающим методом в системе университетского образования. Привлечение студентов к дискуссиям возможно в рамках многих дисциплин, в том числе таких как «История и теория музыкального образования», «Музыкальная педагогика и психология», «Методика обучения игре на инструменте», «Исполнительство и педагогика» и др. Подготовкой студентов к докладам и дискуссиям следует заниматься специально.

Известны трудности, связанные с необходимостью перевода музыкального языка на вербальный, особенно при обсуждении вопросов исполнительского искусства. Разделяя убеждение, что музыка, как и поэзия «несовместима с пересказом», нельзя отрицать того, что за сочинением и его исполнительской интерпретацией всегда стоит поддающийся словесной передаче смысл. Необходима постоянная работа над уточнением понятий, прояснением механизмов языка и пр. Весьма полезно в связи с этим ознакомиться также с основными параметрами ораторского искусства.

В самой формулировке темы выступления задействован целый ряд психологических закономерностей. Так, известно, что аудитория не питает интереса к общеизвестному. Ее интересует новое, не похожее на старое, но непосредственно связанное с ним. Если для выступления выбрана традиционная тема, ее следует сразу обозначить в связи с новыми фактами и обстоятельствами. Если тема нова и необычна — напротив, ее следует раскрывать, изначально опираясь на общеизвестные положения. Таким путем достигается контакт с аудиторией и пробуждается ее интерес.

Тон речи непосредственно связан с ее содержанием — он может быть повествовательным, информационным, воодушевляющим, убеждающим, нравоучительным, ироничным, восторженным и пр. Как известно, многое в ораторском искусстве сопрягается с терминами музыкальными — темп и ритм, тембр, модуляции — все это в целом образует мелодический рисунок речи. Немаловажны также поза и жестикуляция выступающего. Монотонная, торопливая или заторможенная речь не позволяет убедительно донести до аудитории порой даже самую интересную информацию.

В понятие ритма речи водит длительность звучания отдельных слов, ускорения и замедления, паузы. Г. А. Товстоногов неоднократно повторял актерам, насколько важно при произнесении монолога умение «держать паузу». Опытные ораторы умело акцентируют отдельные слова, продлевая их во времени. Необходимо помнить, что в публичных речах слова проговариваются более отчетливо, чем в частной беседе.

В настоящей статье, мы затронули лишь ряд моментов, имеющих отношение к сложной теме совершенствования современного музыкально-образовательного процесса на вузовском уровне. Представляется чрезвычайно важным задуматься над тем, как будет завтра звучать и восприниматься речь музыканта-профессионала. «Поделиться мыслью, значит умножить ее силу», — говорили эллины. Слово само по себе безмерно, из него, как сказал О. Э. Мандельштам, «торчит пучок смыслов». И то, что мы услышим завтра в слове, то, что мы извлечем из него, будет в значительной мере определять лицо художественной культуры России.

Музыкальное образование переживает сегодня сложнейший период. Постоянные перемены и новшества зачастую не дают молодому педагогу возможности сосредоточиться, найти себя и спокойно погрузиться в учебный процесс. Вспоминаются предостережения Н. К. Метнера, который писал в книге «Муза и мода»: «В наше время холодное любопытство часто заменяет собой столь ценное в художественном восприятии внимание. <…> Следует различать понятия дело и труд. Есть люди беспрерывно занятые делами и не имеющие в то же время никакого понятия о труде…» (курсив наш. — М. С.) (Метнер, 1978: 83). Слова эти вполне могут быть приложимы и к современной музыкально-педагогической ситуации. Многое, увы, безвозвратно утрачено, однако надежду внушает «неотменяемый феномен вечного возвращения» (Л. Е. Гаккель) подлинных художественных ценностей в жизнь.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Логосфера — термин, предложенный в 1975 г. французским ученым Р. Бартом в работе «Война языков».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Витгенштейн, Л. (2008) Голубая и коричневая книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям». Новосибирск : Сибирское университетское изд-во. 256 с.

Гинзбург, Л. Я. (1989) Человек за письменным столом : Эссе. Из воспоминаний. Четыре повествования. Л. : Советский писатель. 608 с.

Манн, Т. (1960) Переписка с Бонном // Манн Т. Собр. соч. : в 10 т. М. : Гос. изд-во худ. лит. Т. 9: О себе и собственном творчестве, 1906–1954; Статьи, 1908–1929. 685, [1] с. С. 144–152.

Метнер, Н. К. (1978) Муза и мода (защита основ музыкального искусства). Париж : YMSA Press. 154, [2] с. (Репринт издания 1935 г.)

Михайлов, А. В. (2006) Избранное : историческая поэтика и герменевтика. СПб. : Изд-во С.-Петербургского университета. 560 с.

Хренов, Н. А. (2007) Публика в истории культуры: феномен публики в ракурсе психологии масс. М. : Аграф. 495 с.

Южак, К. И. (2013) О ленинградской — петербургской школе полифонии // Санкт-петербургская консерватория в мировом музыкальном пространстве: композиторские, исполнительские, научные школы, 1862–2012 : сб. ст. по мат. Международного симпозиума, посвященного 150-летию консерватории (20–22 сентября 2012 г.) / ред.-сост.: Н. И. Дегтярёва (отв. ред.), Н. А. Брагинская. СПб. : Изд-во политехнического университета. 466, [1] с.


REFERENCES

Wittgenshtein, L. (2008) Golubaia i korichnevaia knigi: predvaritel'nye materialy k «Filosofskim issledovaniiam» [The Blue and Brown Books. Preliminary studies for “The Philosophical Investigations”]. Novosibirsk, Sibirskoe universitetskoe izdatel’stvo. 256 p. (In Russ.).

Ginzburg, L. Ya. (1989) Chelovek za pis'mennym stolom : Esse. Iz vospominanii. Chetyre povestvovaniia [A person at the writing desk : Essays. Memoir fragments. Four narratives]. Leningrad, Sovetskii pisatel' Publ. 608 p. (In Russ.).

Mann, T. (1960) Perepiska s Bonnom [Correspondence with Bonn]. In: Mann, T. Sobranie sochinenii [Collected works]: in 10 vols. Moscow, Gosudarstvennoe izdatel'stvo khudozhestvennoi literatury. Vol. 9: O sebe i sobstvennom tvorchestve, 1906–1954; Stat'i, 1908–1929 [About himself and his creative works, 1906–1954; Articles, 1908–1929]. 685, [1] p. Pp. 144–152. (In Russ.).

Medtner, N. K. (1978) Muza i moda (zashchita osnov muzykal'nogo iskusstva) [The Muse and the Fashion: Being a defence of the foundations of the Art of Music]. Paris, YMSA Press. 154, [2] p. (Reprint of the 1935 edition). (In Russ.).

Mikhailov, A. V. (2006) Izbrannoe : istoricheskaia poetika i germenevtika [Selected works: Historical poetics and hermeneutics]. St. Petersburg, St. Petersburg University Publ. 560 p. (In Russ.).

Khrenov, N. A. (2007) Publika v istorii kul'tury: fenomen publiki v rakurse psikhologii mass [Audience in the history of culture: The phenomenon of audience from the perspective of the psychology of masses]. Moscow, Agraf Publ. 495 p. (In Russ.).

Yuzhak, K. I. (2013) O leningradskoi — peterburgskoi shkole polifonii [On the Leningrad — Petersburg school of polyphony]. In: Sankt-peterburgskaia konservatoriia v mirovom muzykal'nom prostranstve: kompozitorskie, ispolnitel'skie, nauchnye shkoly, 1862–2012 [St. Petersburg Conservatory in the world musical space: schools of composers, performers, and scholars] : Proceedings of the International symposium dedicated to the 150th anniversary of the Conservatory (September 20–22, 2012) / ed. and comp. by N. I. Degtiareva and N. A. Braginskaia. St. Petersburg, Polytechnic University Publ. 466, [1] p. (In Russ.).


Смирнова Марина Вениаминовна — доктор искусствоведения, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано фортепианного факультета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова.

Smirnova Marina Veniaminovna, Doctor of Art Studies, Professor, Chair of the General Course and Methods of Piano Teaching, Piano and Keyboard Department, Rimski-Korsakov St. Petersburg State Conservatory.

E-mail: 79213550630@yandex.ru


Библиограф. описание: Смирнова М. В. О путях усовершенствования подготовки специалистов в современном музыкальном вузе [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 3 (май — июнь). С. 37–44. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Smirnova_Improvement-Professional-Training-Music/ [архиви­ровано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 8.05.2015.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»