Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Анонсы


Анонсы

09.05.2007 

Ламажаа Ч. К. Есть над чем работать

Как мы понимаем термин «мода на интеллект»? Как ее формировать? Какими должны быть принципы рекламных кампаний, продвигающих моду на интеллект?..

Как мы отметили праздник 12 апреля в этом году? Что он значит для меня и моих друзей? Хотим ли мы в дальнейшем его отмечать и как сделать это событие по-настоящему молодежным, без лишнего официоза? Какими мероприятиями стоит наполнять праздник 12 апреля в вузах и школах?

Все эти вопросы обсуждались 24 апреля на первом молодежном круглом столе из цикла «Взгляд в будущее», инициаторами которого выступили Фонд Нобелевского лауреата В. Л. Гинзбурга и Интернет-канал «НТ-ИНФОРМ».


«Первопроходцами» в этом деле стали десять представителей московских вузов – студентов Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ), Московского инженерно-физического института (МИФИ), Московского гуманитарного университета (МосГУ), Национального института бизнеса (НИБ) и Финансовой академии при Правительстве РФ (Финакадемии). Три человека одновременно являлись членами Студенческого Парламентского клуба (СПК).
Мероприятие проходило в редакции старейшего в России научно-популярного журнала «Наука и жизнь», который первым откликнулся на инициативу Фонда.

Идея и участники

Весьма сложная ситуация сложилась в России в результате кардинальных общественных преобразований 1980-90-х годов. В обществе сосуществуют поколения, выросшие в разных условиях, при разных социальных ориентирах, в условиях определенной государственной идеологии и без оной. Очевидно, что страна уже не вернется к коммунистическим идеалам, понятно, что правила экономической жизни теперь другие и будут другими.

Соответственно все то ценное, что было создано в советское время, должно быть переосмыслено и вписано в новую действительность с помощью новых инструментов. Нобелевский лауреат В. Л. Гинзбург отстаивает идею: в новых условиях престиж интеллектуального труда необходимо возрождать не только через классическую популяризацию науки, но и формируя в обществе моду на интеллект с помощью современных средств массовой коммуникации и рекламных технологий. При этом последнее слово означает в этом случае не временное веяние, а установку на определенные ценности и образ жизни, которую надо создавать в новых социальных условиях.

Идея выдающегося физика нашла отклик в обществе и получила поддержку со стороны государства. Для молодого поколения именно такая формулировка проблемы («мода на интеллект») оказывается ближе, понятнее. В целом, молодые люди прекрасно осознают, что для успешного будущего – своего лично, а также общественного в целом – необходима опора на знания. Именно поэтому они и получают высшее образование по интересным для них специальностям. Но подрастающее поколение видит и то, что престиж таких профессий, как исследователь и инженер сегодня очень низок. Поэтому студенты также думают о необходимости возродить лучшие старые традиции, о которых они знают по воспоминаниям старших поколений, когда быть конструктором, ученым, интеллектуалом – было престижно, когда вся страна праздновала полет первого человека в космос – отечественного космонавта и испытывала чувство гордости за Родину…

Им хочется совместить свои профессиональные интересы и душевные порывы с общественным признанием, с востребованностью на рынке труда, с имиджем России в мире. Они ищут пути решения этой задачи, готовы обсуждать, говорить, слушать и находить единомышленников. Но - самое главное – они готовы работать и претворять свои проекты в жизнь.

Слова и дела

С чем пришли на круглый стол его участники? Студенты физфака МГУ Ульяна Вяльцева и Олег Тимофеев рассказали о том, какую акцию они организовали на своем факультете 12 апреля. Несколько активистов провели небольшой опрос педагогов по математике и физике, собрали их мнения об успеваемости студентов первого и второго курсов, составили список из 38 лучших студентов. И решили наградить за старания в учебе. Подарком стали флеш-накопители и открытки, которые вручались там, где выбранные студенты заставались в этот день: в коридорах, в кругу друзей, в аудиториях. Чтобы напомнить всем о праздничной дате, привлечь к ней внимание, активисты развешали на стендах плакаты о 12 апреля, как о дне победы российских технологий. науки и образования.

Сергей Понамарев, председатель Студенческого Парламентского клуба, рассказал собравшимся о деятельности СПК. Молодежное объединение было создано в прошлом году, инициатива поддержана взрослыми парламентариями, в частности фракцией «Единая Россия». Тема моды на интеллект, как сообщил С.Понамарев, является очень важной для молодых парламентариев. «Желая совершенствовать мир вокруг себя, мы должны начинать с себя, – заявил он, – и с этой целью мы хотим самоорганизоваться». Для развития конкретных направлений деятельности, в клубе уже запущены несколько проектов: «Мой космос» (организация конкурса на лучшую статью по теме космических исследований), «СПК-Грант» (посредническая деятельность между студентами и их проектами и потенциальными меценатами, спонсорами), Тренинговый центр (для раскрытия творческого потенциала студентов). Подробнее об этих проектах дополнительно сообщили члены совета СПК: студентка НИБ Наталья Шаброва и студент Финакадемии Александр Кардаш.

Очень интересными были сообщения представителей МИФИ, которые попытались развить идею В. Л. Гинзбурга, внести свою лепту в формулировании принципов ее реализации. Как подсказал Андрею Никифорову словарь латинских слов, в понятии «интеллект» заключены смыслы: познание, понимание, рассудок; «моды»: мера, образ, способ, правило, предписание. Таким образом, решил студент, «мода на интеллект», это инструмент, способ влияния человека прежде всего на самого себя с целью изучения своих собственных возможностей, побуждения на выдвижение своих идей, с целью раскрытия своих инноваторских способностей. В этой связи он заметил, что повышенную мотивацию, требовательность к другим, планки компетенции должны задавать руководители государства – члены правительства. Ведь если министр здравоохранения не имеет медицинского образования, по мнению А.Никифорова, простым гражданам сложно доказывать мысль о том, что всего в нашей стране можно добиваться своим трудом и умом.

Выступавший согласился с идеей В. Л. Гинзбурга о том, что школа должна возглавить движение по формированию правильной мотивации учащихся, что надо вводить в школьную программу дополнительные курсы, типа «История великих открытий», «История обычных вещей». Напрямую внедрять моду на интеллект можно и с помощью СМИ, с помощью рекламы, которую можно дополнить и указаниями на изобретателя того или иного полезного товара. Не стоит недооценивать растущие возможности и Интернет-рекламы. Студент собрал примеры «двуслойной» рекламы, в которой помимо информации о конкретных услугах и продуктах транслируется и позитивная энергетика. Обратными по смыслу, по воздействию являются рекламы, в которых утверждаются идеи гедонизма, ничегонеделания.

Студент МИФИ Евгений Безверхих признался, что термин «мода на интеллект» для многих звучит странно, но чаще всего неприятие этой идеи, по его мнению, демонстрируют те, кому интеллект вовсе не нужен. Сам же он считает, что это способ взглянуть по-другому на применение своих способностей и талантов, это импульс для того, чтобы стать лидером, полезным и успешным для страны профессионалом. Он пояснил: «Это когда молодые люди не будут стесняться говорить друзьям в компании про квантовую механику, боясь быть освистанными; когда ребята после занятий в школе или институте собираются не пить в двориках или подъездах, а с огнем в глазах приводят друзей к себе домой, показывая собранный мудреный механизм; когда молодежь думает не «А зачем мне все эти науки, все равно буду искать работу, там где хорошо платят!», а «Да как же я раньше без этого жил, ведь с этими знаниями я смогу изменить мир, подобно Королеву, Эйнштейну, Резерфорду…»». Евгений считает, что интеллектуалы есть, что они создают ориентиры для остальных, и «Значит, не все потеряно!».

Е. Бехверхих также привел примеры интеллектуально-мотивирующих рекламных кампаний разных фирм. Он напомнил и о государственных приоритетах: «Государство должно осознать всю важность своей роли и непростительность задержек с принятием мер, и тем более - неверных шагов. Ведь «создание вокруг человека новой атмосферы модного стремления к знаниям, к успеху, к интеллекту – это государственная задача».

На круглом столе обсуждались не только общее видение проблемы, планы и намерения. Студентка факультета рекламы МосГУ Анна Погосян, к примеру, предложила к рассмотрению «Основные принципы построения рекламной кампании для проекта «Мода на интеллект». Она признала, что традиционные методы коммуникации – это пустая трата времени. В ее презентации были продемонстрированы примеры наружной рекламы советских времен – непригодные для современных условий. Новым и немного парадоксальным в рамках обсуждаемой проблемы стало предложение Анны использовать сегодня популярные глянцевые журналы, казалось бы далекие от транслирования интеллектуальных проблем. Ссылаясь на работы известного художника Ю. Боксера, студентка сформулировала ряд современных рекламных решений, которые с одной стороны и привлекают внимание неординарностью (парящий в воздухе человек на стуле с книгой в руках, изображение женской груди как фоне книжной страницы и пр.), и с другой стороны содержат призыв к интеллектуальному обогащению, например, через чтение.

Такой же неординарный творческий подход продемонстрировал студент физфака МГУ Михаил Щепанский. Он рассказал о художественной выставке как инструменте формирования моды на интеллект. Автор представил свой проект, миссия которого, по его мнению, «привлечь внимание СМИ и неестественнонаучной интеллигенции к инновационной деятельности молодых ученых, студентов и аспирантов». Казалось бы, размышлял М. Щепанский, в первую очередь надо о науке и инновациях говорить школьникам и абитуриентам. Но все же, пришел он к выводу, наибольшее влияние на общество оказывают гуманитарии («неестественнонаучная интеллигенция»).

Так как в этот «монастырь» не следует идти со своим «уставом» (то есть преподносить гуманитариям физику в виде скучных графиков, представлять аппараты как они есть), то студент предлагает воспользоваться языком искусства. В качестве примера он показал видеоролики с фрагментами инсталляции «Занимательная физика». Авторы (Вл. Ефимов и С. Денисов) взяли картинки из обычного учебника по физике и выстроили художественный ряд перетекающих друг в друга образов. Зрелище, действительно, оказалось завораживающим.


Две стороны

В идее круглого стола была заложена определенная интрига. Слушателями выступавших стали представители организаций, научные журналисты – люди старшего поколения, которые, несомненно, имели свое мнение о прежнем 12 апреля, а также о нынешнем, в целом об идее «моды на интеллект». Они могли высказаться по этим вопросам сами, задать вопросы молодежи.

В частности, гость мероприятия – известный научный журналист – обозреватель «Независимой газеты» Андрей Ваганов даже приготовил свое сообщение с презентацией. В своем выступлении он привел данные различных опросов о престижности работы ученого в разных странах, о развитии рынка научно-популярной литературы в США, в Европе, в СССР – России в сравнении. Основной его вывод: научно-популярная работа не зависит от типа социально-экономического развития в стране, она является сопутствующим процессом при определенной государственной научно-технической политике. Если государство культивирует развитие науки, то и «науч-поп» цветет. Если наука не востребована на высоком уровне, то и соответствующей литературы меньше. При этом, если тиражи основных научно-популярных журналов в США весьма высоки, то это вовсе не означает, что простой американский обыватель их информацию «переваривает», понимает…

Разумеется, в словах представителей старшего поколения было много пессимизма, скепсиса по поводу результативности действий молодежи. Порой их слова звучали гораздо более убедительно. В частности, «столкновение» мнений произошло при обсуждении вопросов «А нужно ли вообще сегодня отмечать 12 апреля?», «Отмечать праздничный день стоит расслабленным отдыхом, весельем, карнавалом или ударным трудом?», «Где брать деньги на организацию праздника?» и пр. Однако, на мой взгляд, убедительность старших строилась больше на умении аргументировано излагать свою точку зрения, отстаивать ее, то есть на риторических приемах, чем собственно на содержательных моментах.

Студентам явно не хватало опыта, красноречия, смелости. Именно последнее поставили им в упрек старшие, заявив, что не видят явного энтузиазма выступающих, не чувствуют энергетики слов, мыслей, настроения. Действительно, когда студенты говорят о совершенствовании мира вокруг себя, монотонно зачитывая эту фразу с бумажки, опустив взгляд, кажется, что сами молодые не верят в возможность каких-либо изменений, в свой потенциал. Иногда выступавшие тушевались от прямо поставленных вопросов. Когда же их дискуссия велась между собой, участники круглого стола снова обретали уверенность в себе, формулировали друг другу каверзные вопросы и давали не менее острые ответы.

Другой же интересной особенностью данного круглого стола стала встреча «физиков и лириков» – представителей естественных специальностей (МГУ и МИФИ) с гуманитариями – экономистами, рекламистами (МосГУ, НИБ, МФЮА). Обсуждение вопросов, в частности о празднике 12 апреля, часто уточнялось двумя сторонами: это должен быть праздник естественников («тех людей, которые создают технологии») или всех интеллектуалов?.. Сошлись во мнении, что все же – «всех».
И в подходах к решению проблем, и в стилистике выступлений остро чувствовались особенности специализации. Например, естественники, проявляли меньшую активность и компетентность в коммуникативных решениях. В этом смысле знания рекламистов, экономистов были очень важным дополнением для общего дела.

* * *
В ходе свободного обсуждения высказывалось много интересных мыслей. Они появлялись, обрастали новыми смыслами, уточнялись или тут же отвергались. «Мозговой штурм» получился живым и интересным в него вовлеклись и слушатели старшего поколения.

В заключение были подытожены поддержанные участниками круглого стола идеи. Вот краткий перечень согласованных в ходе обсуждения направлений практической работы. Необходимо создать простой и запоминающийся символ праздника 12 апреля; в следующем году организовать в этот день флеш-моб, который привлечет внимание СМИ своей необычностью, парадоксальностью, местом проведения и пр. Наряду с традиционными носителями информации, следует активнее использовать Интернет, прежде всего – технологии Web 2.0 и блогосферу . Необходимо обратить внимание на работу с глянцевыми журналами, привлекать их для вопросов формирования моды на интеллект. Художественные выставки и в целом искусство признаны интересным инструментом. Решено организовывать мотивирующие рекламные акции для школьников.

Для проведения акций, для координации усилий будет создана рабочая группа. В нее будут приглашены не только студенты – генераторы новых идей, но и представители разных специальностей, в том числе профессионалы рекламы, кинематографисты, которые помогут перевести идеи на практические рельсы.

Фонд В. Л. Гинзбурга, журнал «Наука и жизнь» и другие партнеры Фонда продолжат проведение цикла молодежных круглых столов с комплексным обсуждением разных вопросов. Темы следующих двух: «Как будет развиваться российская микроэлектроника», «Перспективы развития нанотехнологий». Каждый из участников первого круглого стола сможет записаться на обсуждение заинтересовавшей его темы и принять участие в следующих мероприятиях.

вернуться в список



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»