Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Научный фандрайзинг

Научный фандрайзинг

«Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать» — эти знаменитые слова А. С. Пушкина знакомы каждому еще со школьных лет. Дело ученых-филологов, преподавателей русской литературы углубляться в смысл процитированных строк. Обычно интерпретаторам Пушкина здесь видится противостояние «поэта» и «толпы», «черни». Однако если отойти от такого привычного толкования, то слова Пушкина применимы для описания совсем иной ситуации. Речь идет о жизни современного ученого, которому теперь нужно не только проводить научные исследования, но и самому искать источники их финансирования. Понятно, что настоящая наука делается подвижниками, энтузиастами своего дела. Гениальные открытия возможны без компьютера, доступа к сети Интернет, без собственных электронных баз данных. И все же прорваться, а тем более удерживаться на передовых рубежах науки XXI века, не имея прочной материально-технической базы исследований, невозможно — уровень развития цивилизации в целом и науки в частности не позволяет.

Социальный идеал современного ученого вмещает в себя сразу две «ипостаси» — «физика» и «лирика», «прагматика» и «романтика», «материалиста» и «идеалиста», как кому нравится называть это сочетание. Суть «единства противоположностей» заключается в том, что ученый должен жить и работать по «вдохновению», но в то же время демонстрировать деловые качества, быть своего рода предпринимателем. Для того чтобы успешно взаимодействовать с научными фондами, ассоциациями, иными благотворительными организациями и частными спонсорами, важно умение «позиционировать» и «продавать» результаты своей научной деятельности, иными словами, необходимо профессионально вести переговоры, работать с документами, разбираться в азах бухгалтерии и т. д.

Российское научное сообщество продемонстрировало деловые качества в 1992-1994 гг., когда фундаментальная наука погибала из-за катастрофического отсутствия финансирования. Благодаря совместным усилиям ряда известных ученых и организаторов науки, а также пониманию и поддержке со стороны министра науки РФ Б. Г. Салтыкова, удалось создать Российский фонд фундаментальных исследований (1992 г.) и Российский гуманитарный научный фонд (1994 г.). Ученые получили возможность через развернутую трехуровневую экспертную систему сами определять приоритетные направления научных исследований и финансировать их через фонды. Приблизительно в этот же период на территории России активизировались и зарубежные научные фонды.

В ответ на появление новых жизненных реалий в русском кодифицированном литературном языке утвердилась норма употребления слова «фандрайзинг».

Сложный термин-понятие «фандрайзинг» образован из двух английских слов — fund (фонд, денежные средства) и raising (повышение, улучшение положения, прибавка к зарплате). Таким образом, ясно, что речь идет о дополнительном финансировании, о взаимодействии с фондами, с помощью которых улучшается ситуация в той или иной области человеческой жизнедеятельности.

Когда мы говорим о фандрайзинге в гуманитарных науках, то по сути, имеем в виду научное проектирование, искусство подготовки, написания и сопровождения заявок на конкурсы, организованные научными фондами и иными благотворительными учреждениями, с целью привлечения денежных средств для реализации проектов по проведению научных исследований и научно-организационных мероприятий.

Гуманитарные научные фонды объявляют конкурсы научных проектов по следующим областям знаний гуманитарных наук: археология, искусствоведение, история, литературоведение, науковедение, педагогика, политология, правоведение, психология, социология, философия, экономика, этнография; языкознание. Самый крупный в России гуманитарный научный фонд — РГНФ — помимо перечисленных предлагает ученым подавать заявки по таким направлениям исследований, как социальные проблемы медицины и экологии человека, а также комплексное изучение человека.

Основными видами конкурсов (типами научных проектов) на сегодняшний день являются следующие:

  • конкурс научно-исследовательских проектов;
  • конкурс проектов по развитию научных телекоммуникаций и материальной базы научных исследований в области гуманитарных наук;
  • конкурс проектов создания информационных систем;
  • конкурс проектов по организации научных мероприятий (конференций, семина­ров и т. д.);
  • конкурс проектов по изданию научных трудов;
  • конкурс экспедиционных проектов экспедиций (полевых исследований);
  • конкурс экспериментально-лабораторных и научно-реставрационных работ;
  • конкурс проектов участия российских ученых в научных мероприятиях за рубежом.

Как правило, к научным конкурсам фонды допускают ученых любого статуса. Декларированная независимость результатов экспертизы проектов от возраста, ученого звания, ученой степени или должности авторов заявок, а также независимость от ведомственной принадлежности научной организации, в которой работает участник конкурса, разумеется, не работает на все 100%. Однако фонды дают реальный шанс молодым ученым реализовать свой научный потенциал. Многие отечественные и зарубежные фонды даже специально в условиях конкурсов призывают молодых исследователей участвовать в их научных программах.

Определяя и укрепляя свой научный потенциал, мы обретаем понимание того, как и куда нам двигаться дальше, какие направления исследований признавать приоритетными, в какие фонды обращаться за поддержкой.

Сама форма и суть научного проектирования, условия и правила научных фондов способствуют развитию процесса интеграции, повышают оперативность и эффективность исследований, мобильность ученых. 


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация

  "Знание. Понимание. Умение" № 1 2017
Вышел  в свет
№ 1 журнала за 2017 г.







Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»