Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Аспирантура и докторантура / Как поступить в аспирантуру, докторантуру

Какова роль научного руководителя (консультанта)?

Роль научного руководителя (консультанта) в подготовке аспирантами и докторантами диссертаций хорошо известна. Однако ее выполнение – процесс достаточно сложный. У нас сложились определенные правила этой научной и организационной деятельности. Конечно, они индивидуальны. Назовем те, которым мы следуем в работе с аспирантами и докторантами.

1. Глубокое уважение мнения аспиранта и докторанта – с момента знакомства и до защиты диссертации.

2. Оказание всяческой помощи в глубоком осмыслении темы диссертационного исследования.

3. Работа по совместно определенному плану, который должен быть максимально детализирован и конкретизирован по времени, что способствует дисциплине, самоорганизации и научного руководителя (консультанта), и его подопечного.

4. Текущие (вне регламентации) рабочие взаимоотношения, где инициатива в большей мере за аспирантом, докторантом.

5. Практическая помощь в формулировании положений, выводов, в научном представлении факта (документа) и его осмыслении.

6. Передача своего опыта поиска материалов.

7. Выработка у аспиранта умения правильно оформлять научный аппарат, уважительного отношения «к точкам и тире».

Наверное, круг наших правил существенно шире, но, как представляется, мы назвали наиболее важные.

Каждый ученый заинтересован в том, чтобы создать свою научную школу, подготовить кандидатов и докторов наук.

Есть и иная заинтересованность – за аспиранта (докторанта) научному руководителю (консультанту) положены 50 учебных часов; преподаватель и научный сотрудник, не занятый на преподавательской работе, чтобы получить ученое звание профессора, должны иметь определенное число подготовленных кандидатов и докторов наук.

Согласно новому Положению о присвоении ученых званий, звание профессора по кафедре может быть присвоено докторам наук, если, выполняя необходимые требования, они подготовили, будучи научными руководителями или научными консультантами, как правило, не менее двух учеников, которым присуждены ученые степени.

Ученое звание профессора по специальности может быть присвоено докторам наук, подготовившим в качестве научных руководителей или научных консультантов, как правило, не менее пяти учеников, которым присуждены ученые степени. В условиях научных учреждений добиться этого не так просто в силу того, что многие из них не имеют государственной квоты на штатную подготовку аспирантов, а в тех, которые все же готовят специалистов высшей квалификации, квота на аспирантов небольшая. И все же эти стимулы в работе с аспирантами и докторантами стоят не на первом месте.

Главное – это создание ученым вокруг себя научной школы, проявление заботы о формирующемся ученом. Есть что-то общее в чувствах матери и отца, воспитывающих своего ребенка, продолжателя рода, и чувствах научного руководителя (консультанта), готовящего свою научную смену.

Наверное, роднит их и то, что родители хотят дать своим детям более высокое образование, чтобы они не только «догнали», но и «перегнали» их, а ученые заботятся о том, чтобы их ученики превзошли их на научном поприще.

Мы упомянули понятие «научная школа». Применительно к научному руководителю его можно рассматривать с двух сторон. Во-первых, это объединение начинающих ученых для исследования научной проблемы, которой занимается научный руководитель (консультант). Во-вторых, это подготовка кандидатов и докторов наук, исследовательские интересы которых отличны от интересов их научного руководителя (консультанта).

Ученый не может быть научным руководителем по темам, по которым он не имеет глубоких специальных знаний. Можно найти объяснение тому, что отдельные ученые руководят аспирантами по разным научным специальностям. Скажем, доктор исторических наук готовит кандидатов наук не только по всем историческим специальностям, но и по философии, культурологии, экономике. Но все же это исключения из правил.

Научный руководитель должен иметь глубокие научные знания по своей специальности, обладать богатым опытом научной работы, ее организации. Конечно, научный руководитель не может знать в тонкостях исследуемую аспирантом научную проблему, но понимать, представлять себе пути научного поиска должен.

Само собой разумеется, научный руководитель должен быть для своих учеников примером и в науке, и в личной, и в общественной жизни.

Видимо, здесь уместно сказать о взаимоотношениях, взаимодействии соискателя (аспиранта) и научного руководителя.

Нам представляется важным первое знакомство с аспирантом. Нет, мы не позволяем себе вторгаться в его личную жизнь, но научному руководителю просто необходимо понять, что и как он знает, какую оценку дает общественным явлениям, как он представляет проблемы, которые составят круг его научного поиска. Мы не хотим подстраиваться под политические и иные позиции аспиранта, не хотим навязывать ему свои взгляды, но должны понимать его позиции, предельно корректно относиться к тому, в чем у нас есть расхождения.

Научный руководитель должен учить.

Учить – как? Сложно дать однозначный ответ.

Не будем обобщать, но нередко отношения научного руководителя и аспиранта строятся на неправильной основе. Научный руководитель нередко «бегает» за аспирантом, добивается от него разделов, утверждает невыполненный индивидуальный план аспиранта, а на завершающем этапе становится соавтором своего подопечного.

Работа с аспирантом сугубо индивидуальна. Она приносит нужные плоды, если есть взаимопонимание. Научный руководитель помогает аспиранту понять проблему, дать ей научное толкование, получить необходимые знания и навыки исследовательской работы, написания научных статей.

Стиль, методы работы научного руководителя с аспирантом могут быть самыми разными. Конечно, нужна требовательность. Наша позиция – диссертация нужна аспиранту, а научный руководитель должен всячески помогать, быть советчиком тогда, когда в нем нуждаются. Поэтому наш порядок был таким: набросок мыслей, часть параграфа, тезисы аспирант дает, например, во вторник, а в четверг получает ответ, правку, внесенную в текст, наши соображения и резюме.

Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации установлено, что научный руководитель из числа докторов наук или профессоров утверждается ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения, организации каждому аспиранту одновременно с его зачислением в аспирантуру. В отдельных случаях по решению ученых советов высших учебных заведений или научно-технических советов научных учреждений, организаций к научному руководству подготовкой аспирантов могут привлекаться кандидаты наук соответствующей специальности, как правило, имеющие ученое звание доцента. Аспирантам, выполняющим научные исследования на стыке смежных специальностей, разрешается иметь двух научных руководителей или руководителя и консультанта, один из которых может быть кандидатом наук. Этим же положением определен порядок назначения научных консультантов по докторским диссертациям.

Таким образом, научными руководителями могут назначаться ученые, имеющие глубокие знания, и прежде всего методологического характера, обладающие большим опытом.

Научный руководитель утверждается практически сразу после поступления человека в аспирантуру. Это важный вопрос, как для диссертанта, так и для кафедры. От правильного подбора научного руководителя зависят работа аспиранта над диссертацией, ее конечный результат. Немаловажное значение имеет психологическая совместимость этих двух людей. Конечно, научный руководитель подбирается с учетом темы диссертационного исследования. Как правило, подбор научного руководителя осуществляет кафедра. Но не исключено (и это очень важно), что сам аспирант предложит научного руководителя. Бывают случаи, когда аспирант приходит со «своим» научным руководителем. Таков же принцип подбора научного руководителя соискателя, прикрепляющегося к кафедре.

Существует практика, когда научные руководители подыскивают потенциального аспиранта, максимально помогают ему в выборе темы и поиске источникового материала, в разработке темы.

Для аспиранта (соискателя) ценность научного руководителя – в возможности постоянно получать консультации, советы, рекомендации, совместно экспериментировать. Аспирант (соискатель) должен, воспользовавшись возможностью, «эксплуатировать» научную эрудицию, знания, опыт научного руководителя, а не надеяться на то, что тот его вытянет на защите диссертации.

В свою очередь, долг научного руководителя – помочь аспиранту (соискателю) приобрести навыки исследователя, с глубоко научных позиций изучить тему, вникнуть в ее теоретические и практические аспекты, определить новые грани ее изучения, выявить тенденции, закономерности развития исследуемого явления, помочь максимально расширить источниковую базу и использовать ее для раскрытия научной темы. Поэтому, как нам кажется, научный руководитель и аспирант (соискатель) должны постоянно контактировать, вести научные дискуссии. Аспиранту следует тщательно готовиться к встрече с научным руководителем, продумывать вопросы к нему.

Исключительно полезной формой работы научного руководителя с соискателем является всесторонний критический разбор защит диссертаций, состоявшихся на диссертационном совете, причем анализ всего хода защиты – от вступительного слова соискателя до принятия советом заключения по диссертации. Важно, чтобы соискатель сам выявил позитивные и негативные моменты защиты, а научный руководитель прокомментировал их. На конкретных примерах соискатель поймет, как следует строить свой доклад на защите по содержанию и по форме.

Научный руководитель не должен давить на молодого ученого, необходимо дать ему широкий простор для самовыражения, поиска, подлинного творчества. Вполне возможны (и вряд ли это отрицательный симптом) противоречия во взглядах аспиранта и его руководителя, и этого не надо бояться.

Вообще мы одобряем оригинальность, смелость, критичность аспиранта. В процессе исследования избранной темы важны многие факторы: знание проблемы (темы), интерес соискателя, его готовность строго выполнять советы научного руководителя и одновременно проявлять инициативу. Очень важно, чтобы инициатива сопровождалась сбором новой информации, которая бы не только служила подтверждением гипотезы, но и побуждала научного руководителя и аспиранта к творческим дискуссиям.

Важно, чтобы научный руководитель имел большой опыт официального оппонирования. Уверены, научный руководитель состоится, если будет часто оппонировать, знакомиться с научными сочинениями питомцев других ученых, извлекать положительный и негативный опыт.

Подчеркнем, что действующими нормативными документами количество выступлений ученого в качестве оппонента на защитах диссертаций никак не ограничивается.

Аспиранту (соискателю) следует находиться в постоянном деловом контакте с научным руководителем. Полагаем, лучше прослыть назойливым, чем инертным, пассивным.

Прежде всего, надо сказать о тех, кто повседневно занимается аспирантом. Аспирантам сложно работать с ними, чувствуя себя под постоянным контролем. Конечно, все должно быть в разумных пределах, но уверены, впоследствии такому ученому его ученик будет только благодарен.

Но если аспирант идет самостоятельным путем, это его дело, в конце концов, он заинтересован в завершении диссертации и ее успешной защите.

Как нам кажется, в последнее время появляются научные руководители, имена которых на диссертациях ставятся «по договоренности». Раньше к этому прибегали при издании монографий – упоминание крупного ученого на титуле в качестве научного редактора, осуществившего «общую редакцию», создавало определенный авторитет изданию.

Не изжито мнение, что руководство аспирантами не требует больших хлопот, что эта работа не требует значительных знаний, много времени и труда, педагогического опыта, методического мастерства. Работа с аспирантами неизмеримо сложнее, чем со студентами, если правильно и ответственно относиться к ней. От научных руководителей не требуется быть опекунами аспирантов, но неправильно пускать на самотек их теоретическую и практическую подготовку.

Научный руководитель несет всю полноту ответственности как за уровень теоретической подготовки аспиранта и своевременность представления диссертации, так и за ее содержание.

Диссертация – своеобразное зеркало не только аспиранта, но и его научного руководителя.

Научный руководитель помогает аспиранту помимо прочего в составлении рабочего плана и календарного графика работы над диссертацией. Он помогает начинающему исследователю овладеть методологией исследования темы, проблемы, явления. В его обязанность входит раскрытие механизма работы над диссертацией. Он рекомендует (на первых порах) необходимую литературу для фундаментальной проработки, справочные, статистические и прочие издания, подсказывает, как попасть в архивы и найти там именно то, что нужно.

Научный руководитель обязан написать официальный отзыв о завершенной диссертации и представить ее к защите. Собственно, он является первым ученым, который свидетельствует о том, что диссертация отвечает требованиям ВАК.

Вот здесь уместно обратиться к вопросу: сколько аспирантов может иметь ученый?

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации (1998 г.), количество аспирантов, прикрепляемых к одному научному руководителю, определяется с его согласия ректором высшего учебного заведения или руководителем научного учреждения (организации).

Добросовестное отношение к делу не позволяет нам иметь сверхбольшое число аспирантов. Но если относиться к диссертации как к курсовой, то «просматривать» можно много работ.

Научное руководство аспирантами – важнейшая часть подготовки специалистов высшей квалификации. Если в этом вопросе кафедрами, имеющими аспирантуру, не будут достигнуты качественные результаты, при нынешнем увеличении набора не только снизится общий уровень работы, но и возникнут серьезные сбои в проведении своевременных защит диссертаций.

Сошлемся на социологический опрос аспирантов в одном высшем учебном заведении. Хотя было опрошено небольшое число аспирантов дневной формы обучения – примерно четверть, результаты позволяют выявить определенную тенденцию. Систематическую помощь и поддержку со стороны научных руководителей получали 59,2 % аспирантов. Более 40 % опрошенных высказали неудовлетворенность научным руководством. Таким образом, даже если гипотетически смогли бы защититься 100 % тех аспирантов, с кем сегодня ведется систематическая работа научными руководителями, показатель своевременных защит не может быть более 60 %, а реально – в пределах 40%.

Респондентам был задан и такой вопрос: «Если Вам необходима консультация профессора Вашего вуза, не являющегося Вашим научным руководителем, получаете ли Вы ее?». Получают такую помощь чуть более трети аспирантов. Остальные или не получали ее или затруднились с ответом. Отсутствие потребности во взаимном научном общении – серьезный недостаток в подготовке научно-педагогических кадров.

Нужен комплекс мер материального и морального стимулирования научных руководителей за своевременный выпуск аспирантов на защиту, в равной степени необходимы меры ответственности за некачественное научное руководство.

Возникает вопрос: почему не учим научных руководителей, деятельность которых связана с глубинами науки и межличностными отношениями, с творчеством?

Не сложилась практика обучения научных руководителей методике работы с аспирантами. Но такое обучение надо организовать. В нем особенно нуждаются научные руководители, не имеющие опыта этой крайне сложной и ответственной деятельности.

Научного консультанта для ученого, работающего над докторской диссертацией, подбирает кафедра. Часто докторант сам называет ученого, которого хотел бы видеть в роли своего научного консультанта. Необходимо, чтобы ученый (доктор наук), назначаемый консультантом, был признанным специалистом по тем научным вопросам, которыми занимается докторант.

Научный консультант утверждается кафедрой, а затем ученым советом, ректоратом, дирекцией учебного (научного) учреждения. Научный консультант должен помочь кандидату наук правильно сформулировать тему, определить структуру диссертации, представить возможную преемственность в продвижении от кандидатской к докторской. Безусловно, со стороны научного консультанта должно быть меньше опеки, чем со стороны научного руководителя. Главное – научный консультант должен объяснить, что отличает докторский уровень исследования, способствовать тому, чтобы диссертация писалась с учетом требований Положения о порядке присуждения ученых степеней, помочь докторанту выполнить достойное научное исследование.

У нас в стране раньше было принято готовить докторские диссертации без научного консультанта. Этим подчеркивалась самостоятельность исследователя при проведении исследования такого уровня. В последние, может быть, 15 лет по многим докторским диссертациям стали назначаться научные консультанты. Конечно, в этом ничего плохого нет, наличие консультанта указывает на определенную научную школу, на стиль исследования, который характерен доктору наук «со стажем».

Научный консультант утверждается кафедрой, а затем ученым советом, ректоратом, дирекцией учебного (научного) учреждения. Научный консультант должен помочь кандидату наук правильно сформулировать тему, определить структуру диссертации, представить возможную преемственность в продвижении от кандидатской к докторской. Безусловно, со стороны научного консультанта должно быть меньше опеки, чем со стороны научного руководителя. Главное – научный консультант должен объяснить, что отличает докторский уровень исследования, способствовать тому, чтобы диссертация писалась с учетом требований Положения о порядке присуждения ученых степеней, помочь докторанту выполнить достойное научное исследование.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»