Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2007

Савельева И. Г. Образовательный потенциал учебной дисциплины «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование»

УДК 376

Аннотация: Автор статьи изучает проблему подготовки специалистов в сфере социального управления и предлагает анализ учебной дисциплины «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование».

Ключевые слова: социальное прогнозирование, подготовка специалистов, социальная работа.


В процессе социального управления важной функцией субъекта управления является принятие управленческих решений. «Управленческое решение – это развернутый во времени логико-мыслительный, эмоционально-психологический, организационно-правовой и социальный процесс, осуществляемый в пределах компетенции субъекта управления, результатом которого является определенным образом зафиксированный проект каких-либо изменений в социальной системе, содержащий постановку целей (задач), а также указание способов и сроков их осуществления»[1].

В современных быстроизменяющихся условиях принятие управленческих решений представляет собой инновационный процесс. «Инновационный процесс – процесс генерирования новой идеи, разработки, экспериментальной апробации, распространения и использования нововведения»[2], имеющего целью эффективные позитивные преобразования в социальной сфере».

Таким образом, важными критериями профессионализма специалиста в сфере социального управления являются не только его знания в сфере социальных отношений, но и умения на практике осуществлять инновационные идеи, в соответствии с поставленными целями, а также уровень его технологической культуры.

Технологическая культура это часть общей культуры специалиста, которая характеризуется конструктивностью мышления, когда «акцент в сознании, поведении и практическом действии смещается на то, как получить конечный социальный результат, какими методами и средствами оптимизировать социальные действия, как эффективно использовать имеющиеся ресурсы»[3].

Проблему подготовки специалистов в сфере социального управления, соответствующих вышеизложенным требованиям, позволяет решить учебная дисциплина «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование», при условии использования в процессе преподавания знаний, умений и навыков, полученных студентами в ходе изучения других общепрофессиональных и специальных дисциплин. В соответствии с ГОС данная учебная дисциплина занимает значительное место в профессиональной подготовке выпускников. В учебном плане ей отведено 120-135 часов в зависимости от факультета (причем самостоятельной работе отведено половина выделенных часов). И это не случайно.

В содержании курса выделяются два раздела:

1. Теоретико-методологические основы социального прогнозирования, проектирования и моделирования,

2. Технология социально-проектной деятельности в сфере социального управления.

В связи с практической ориентацией курса соотношение теоретического и практического разделов предусмотрено в пропорции 1:2, что соответствует современным требованиям организации учебного процесса в системе высшего профессионального образования.

В ходе освоения дисциплины перед студентами ставится практическая задача – разработать и защитить собственный социальный проект, позволяющий решить конкретную проблему в социальной сфере на уровне муниципального образования, социальной организации или малой группы. «Социальный проект – это сконструированное авторами социальное нововведение, локализованное по месту, времени и ресурсам, направленное на достижение социальной значимой цели»[4].

Разработка проекта способствует расширению и углублению знаний теории социального управления; пониманию сущности социальных технологий и их значения в решении социальных проблем; четкому представлению о назначении и функциях специалиста в сфере социального управления; формированию навыков, позволяющих диагностировать и прогнозировать ситуацию, моделировать инновационный процесс, создавать и осуществлять систему мероприятий, направленных на решение конкретных социальных задач; умению эффективно взаимодействовать в этих целях с должностными лицами органов государственного управления и общественных организаций. Работа над социальным проектом предполагает активное использование Интернет-ресурсов, нормативно-правовых документов, а также знание экономических основ менеджмента.

Социальный проект разрабатывается студентами коллективно в группах по два-три человека, что способствует формированию навыков коллективной работы и развивает организаторские способности. Так, студенты привлекаются к информационно-аналитической, социально-диагностической, организационно-управленческой, методической деятельности, которые в соответствии с профессиограммой специалиста в сфере социального управления, являются основными видами профессиональной деятельности.

Проиллюстрируем возможности формирования вышеназванных навыков на конкретных примерах.

Процесс работы над проектом разбит на логические этапы. Работа осуществляется под непосредственным руководством преподавателя.

Этапы работы над социальным проектом

Подготовительная работа к социально-проектной деятельности:

  • актуализация знаний по теории социальной работы – анализ существующих социальных проблем в различных сферах жизнедеятельности людей
  • изучение имеющегося опыта решения подобных проблем в социальной практике;
  • актуализация знаний по теории социального прогнозирования, проектирования и моделирования, применительно к теме проекта;
  • генерирование идеи проекта (моделирование нововведения, направленного на решение данной проблемы).

2. Работа над текстом социального проекта;

3. Презентация проекта;

4. Подготовка экспертного заключения на социальный проект однокурсников.

Этап № 1. Подготовительная работа к социально-проектной деятельности

1. Выбор темы проекта.

2. Определение категории населения, связанной с темой проекта.

3. Выявление социальной проблемы данной категории населения.

4. Определение объекта проектирования:

  • проектируемый тип социальных отношений, позволяющий решить выявленную проблему (в соответствии с основными направлениями социального управления).
  • проектируемый тип социальной технологии, позволяющий решить выявленную проблему.

5. Определение предмета проектирования – тип инновации, внедряемой всоциальную систему:

  • новый объект,
  • новое свойство старого объекта,
  • новая социальная организация,
  • новая система воздействия,
  • мероприятие,
  • законопроект[5].

6. Типологическая характеристика создаваемого проекта:

  • по содержанию деятельности
  • по характеру проектируемых изменений,
  • по масштабу,
  • по времени реализации,
  • по источникам финансирования,
  • по вероятности реализации.

Этап № 2. Работа над текстом социального проекта

Написание текста проекта вызывает у студентов значительные сложности, поэтому этот процесс детально структурирован.

Типовая структура социального проекта на микроуровне

1. Актуальность проекта (объем 2-3 с.):

1) Описание социальной проблемы на общетеоретическом уровне с использованием нормативно-правовых документов федерального (регионального) уровня и теории вопроса.

2) Доказательство наличия данной социальной проблемы на локальном уровне с использованием технологии социальной диагностики. Примерный перечень методов исследования:

  • анализ статистических данных на локальном уровне;
  • социальное картографирование;
  • наблюдение;
  • опрос: (анкетирование, интервьюирование, почтовый, телефонный опрос, экспресс-опрос).
  • анализ документов: (нормативные документы локального уровня; материалы СМИ; письма и заявления граждан в органы власти; отчетная документация).
  • сравнение: (социально-историческое, по аналогии, сопоставление с нормативами).

3) Проблемно-поисковый прогноз (по типу экстраполяции) о тенденциях развития социальной проблемы.

4) Общий вывод о необходимости решения проблемы с помощью данного социального проекта.

2. Цели и задачи проекта (формулируются на основе анализа проблемы – проблемно–целевой ромб).

- Цель проекта:

  • не должна повторять тему проекта,
  • формулируется исходя из объекта проектирования - проектируемого типа социальных отношений (см. 4 этап подготовительной работы),
  • формулируется в общей абстрактной форме.

- Задачи проекта:

  • формулируются исходя из объекта проектирования – проектируемого типа технологии социальной работы,
  • не являются планом конкретных мероприятий.

3. Модель внедряемой инновации

  • Месторасположение объекта
  • Организационный статус объекта
  • Дата начала работы объекта.
  • Социальная категория, на решение проблем которой направлена деятельность объекта
  • Основные направления деятельности объекта с описанием основных форм и методов работы
  • Режим работы объекта
  • Управление объектом
  • Другая необходимая информация.

4. Обоснование проекта.

4.1. Нормативно-правовое обоснование:

  • нормативно-правовой статус объекта;
  • перечень нормативных документов, регулирующих данную сферу деятельности: (международные документы; конституция РФ; федеральные законы; законы субъектов Федерации; федеральные и региональные целевые социальные программы; постановления правительства; инструктивные письма; приказы руководителя социальной организации; уставы социальной организации).

4.2. Финансовое обоснование:

  • источники финансирования и регулярность поступления средств;
  • бюджет проекта: 1) расходы единовременные (на реализацию подготовительных мероприятий); 2) расходы регулярные (после ввода объекта в эксплуатацию: зарплата, аренда, коммунальные платежи, налоги, закупка расходных материалов и др.).

4.3. Организационное обоснование:

  • описание помещений (территории);
  • перечень материально-технического оборудования;
  • кадры: штатные сотрудники; сотрудники на договорных отношениях; внештатные, привлекаемые сотрудники.

5. Ожидаемые последствия от реализации проекта

5.1. Позитивные последствия (вытекают из целей и задач проекта).

5.2. Негативные последствия и превентивные мероприятия по их недопущению.

6. Управление проектом

6.1. Жизненный цикл проекта.

6.2. Планирование подготовительных мероприятий.

Название мероприятия

Срок реализации

Ответственные

Сумма расходов

Примечание

Итоговая сумма должна соответствовать единовременным расходам

( п.4.2).

7. Приложения.

  • анкеты, интервью, бланки наблюдений;
  • социальные карты;
  • устав, трудовой договор;
  • статистические данные;
  • графики, диаграммы, таблицы;
  • чертежи, рисунки;
  • сценарии;
  • памятки-инструкции;
  • образцы рекламной продукции;
  • другая, используемая в проекте информация.

8. Список использованной литературы.

  • специализированная литература по теме проекта;
  • учебники и учебные пособия (по теории и методике социального управления; по социальному прогнозированию, проектированию и моделированию);
  • Интернет-ресурсы;
  • материалы СМИ.

Этап № 3. Презентация (защита) проекта

Защита социального проекта может происходить на семинарском занятии, общефакультетской межпредметной конференции или экзамене по курсу «Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование».

Студент в течение 10 минут, используя мультимедийные средства, в яркой лаконичной форме излагает концепцию проекта, применяя при этом знания, полученные при изучении всех смежных дисциплин.

Положения, выносимые на защиту.

1. Название проекта.

2. Направление социальной политики, реализуемое в проекте.

3. Социальная проблема, на решение которой направлен проект.

4. Актуальность решения данной проблемы для местных условий (с использованием технологии социальной диагностики).

5. Изучение имеющегося опыта решения подобных проблем в социальной практике и его применение в проекте.

6. Инновационность проекта:

  • краткое описание сути нововведения
  • степень новизны нововведения (абсолютная; относительная – местная, частная, условная)[6]
  • применимость инновации к конкретным условиям (локализация по месту, времени и ресурсам)[7].

7. Теоретико-методологическое основание технологии проектирования:

  • объектно-ориентированный подход
  • проблемно-ориентированный подход
  • субъектно-ориентированный подход
  • комплексный подход.

8. Типологическая характеристика проекта.

9. Социальные технологии, реализуемые в проекте.

10. «Проблемно-целевой ромб» в проекте.

11. Жизненный цикл проекта.

12. Применение технологии социального прогнозирования в проекте (виды прогнозов в проекте).

13. Применение технологии социального моделирования в проекте (виды моделей в проекте).

14. Обоснование проекта:

  • нормативное
  • финансовое
  • организационное.

Этап № 4. Подготовка экспертного заключения на социальный проект однокурсников

Социально-проектная деятельность в современных условиях требует применения технологии социальной экспертизы. Для отработки навыков экспертной работы студентам предлагается подготовить экспертное заключение на социальный проект однокурсников.

Примерное содержание экспертного заключения.

1.Актуальность проекта:

  • Для решения социальной проблемы в общей практике социального управления
  • Для решения конкретной социальной проблемы на локальном уровне.

2. Использование современных научных знаний по теории и методике социальной работы.

3. Конкретность и реалистичность заявленных целей и задач.

4. Оценка предлагаемого в проекте нововведения:

  • положительные стороны
  • недостатки.

5. Инновационность проекта.

6. Технологический уровень проекта – использование технологий:

  • социальной диагностики
  • социального прогнозирования
  • социального моделирования
  • информационных технологий
  • частных и функциональных технологий социальной работы.

7. Обоснованность проекта:

  • нормативно-правовая,
  • финансовая,
  • организационная.

8. Предложения по ликвидации замеченных недостатков.

9. Общий вывод о возможности реализации проекта в социальной практике.

По согласованию с деканатом факультета может проводиться конкурс социальных проектов по актуальной для факультета теме. Такие конкурсы проводятся при участии преподавателей смежных учебных дисциплин и специалистов, что повышает эффективность применения межпредметных связей.

В МосГУ накоплен значительный опыт проведения таких конкурсов:

2003 г. – «Молодежь МосГУ против наркотиков»,

2004 г. – «Курение в МосГУ: быть или не быть»,

2005 г. – «Гендерные проблемы молодежи и их решение»,

2006 г. – планируется «Воспитание этнической толерантности молодежи».

Лучшие социальные проекты отмечаются дипломами и представляются для участия в конкурсах проектов грантодающих организаций, для участия в конкурсах студенческих научных работ, а также для публикации.

По желанию студента социальный проект может стать основой для дипломной работы.

Примерная структура дипломной работы по кафедре социологии.

Введение.

1. Теоретико-методологические основы социального проектирования

2. Мировой и отечественный опыт использования технологии проектирования в конкретной сфере социального управления (на основе подготовленной ранее студентом курсовой работы).

3. Социальный проект как средство решения конкретной социальной проблемы (на примере подготовленного студентом социального проекта).

Заключение.

Таким образом, постепенно осваивая все этапы работы над проектом, студенты овладевают навыками социально-проектной деятельности, что способствует развитию «проектного мышления», а также формированию технологической культуры, столь необходимых специалисту в сфере социального управления.


Савельева И. Г. кандидат исторических наук, доцент кафедры социологии МосГУ.


[1] «Социальное управление»: Курс лекций./ Ред. коллегия: В. С. Карпичев и др . М., 2000. С. 316.

[2] Технологии социальной работы: Учебник./ Под. ред. Е. И. Холостовой. М., 2001. С. 93.

[3] Тощенко Ж. Т. Социология: Учебник. М., 2005. С. 376.

[4] Луков В. А. Социальное проектирование. М., 2003.

[5] Там же.

[6] Основы социальной работы / Под ред. Н. Ф. Басова. М., 2004. С. 270.

[7] Луков В. А. Социальное проектирование…



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»