Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №12 2008 – Портреты деятелей науки и образования, библиография их трудов

Дежуров А. С. Рецензия на книгу: Луков Вл. А. Предромантизм. М.: Наука, 2006

УДК 8

Аннотация: В статье представлена рецензия на книгу известного теоретика литературы Вл. А. Лукова «Предромантизм».

Ключевые слова: Вл. А. Луков, тезаурусный подход, предромантизм.


Из всех переходных явлений в истории литературы предромантизм, быть может, наименее изучен. До сей поры не появилось ни одного исследования, притязающего на исчерпывающую полноту в раскрытии термина «предромантизм» или давшего убедительную атрибуцию этого явления. Тем более значительно появление книги с лаконичным названием «Предромантизм», автор которой избрал наиболее убедительный подход в освоении проблемы.

Вл. А. Луков является не только наиболее последовательным адептом тезаурусного подхода, положенного в основу монографии, он стоит у истоков его разработки и собрал в своем окружении ученых, продуктивно работающих в этом направлении. Этот подход координируется с литературоведческой традицией Б. И. Пуришева, учеником которого был как Вл. А.Луков, так и ученые его круга, с так называемым историко-теоретическим подходом, в свете которого «искусство рассматривается как отражение действительности исторически сложившимся сознанием в исторически сложившихся формах», как пишет автор книги (с. 13). Естественно, что при таком взгляде на изучение литературного процесса фокус внимания рассеивается — в поле зрения попадают не только вершинные произведения литературы, но и фоновые, в целом рушится перспектива картины литературного периода — «фон» и «изображение на фоне», столь отчетливо противопоставленные как в живописи, так и в мировидении прошлого, сливаются, становятся в равной степени значимыми. Всякий литературный факт подлежит анализу и содержит в себе указание на суть изучаемой эпохи. Вот здесь-то и уместно применение тезаурусного подхода, выделяющего в потоке информации, в том числе в литературном и художественном процессе некие константы, образующие картины мира разных эпох и народов. Возможно, именно такой тип организации материала в научном, методическом или справочном тексте более всего удовлетворяет запросу сегодняшнего дня.

Композиционно книга построена по сонатному принципу. Динамические первый и третий разделы, содержащие общую характеристику «классического» начала исследуемого явления и его «романтического» конца, пронизаны сквозными темами, названия отдельных параграфов тождественны: «Образ человека», «Одиночество», «Дружба», «Любовь», «Единение», «Мир вещей», «Цивилизационные процессы», «Наука», «Искусство», «Картина мира». Центр композиции книги занимает наиболее объемный, неторопливый второй раздел, раскрывающий суть предромантизма в предикативных отношениях познающего человека и познаваемого мира. Анализу подвергаются как образцы высокой культуры, так и повседневность, в равной степени учтены как типические явления, так и экстраординарные. Этот раздел посвящен предромантизму в различных видах искусства, причем ни одно искусство не позиционируется как ведущее. Хотя отправной точкой разговора становится, конечно же, литература (Макферсон и Чаттертон, Уолпол и Рэдклиф, Руссо и маркиз де Сад, Гёте и Шиллер, Гоцци и Блейк), не меньшее внимание уделено отражению новой чувствительности в театре (жанр мелодрамы), проникновению литературного компонента в музыку (Глюк, Гретри) и пластические искусства (Гойя, Фюссли). Рассмотрены все явления, дающие повод к раздумьям о началах романтизма в ваянии и зодчестве (в дополнение отметим, что в книге хороший подбор иллюстраций, хотя качество печати оставляет желать лучшего). В итоге сделаны выводы, подтверждающие наклонность европейской эстетики к синтезу искусств еще в предромантическую эпоху. Предромантизм трактован Вл. Луковым как универсальное явление, отразившееся во всех сферах общественной жизни.

«Предромантизм» Вл. А. Лукова — не научно-популярное произведение. Для того чтобы быть популярным, оно слишком обширно (683 с.), слишком малотиражно (800 экз.), ставит трудные вопросы методологии, раскрывает суть явления на необычайно широком материале. Хотя книга обнимает, как кажется, все явления переходной поры между веком просвещенного ума и веком чувствительной души, она не является справочным изданием (при том что учтенный автором материал мог бы без усилия обратиться в словарь).

«Предромантизм» — детище тезаурусного подхода. Это теория, воплощенная в практике. Для того чтобы ощутить ценность и проблемы тезаурусного подхода, довольно прочитать одну эту книгу. «Его книга похожа на дневники слишком умного человека — он пишет обо всем, что знает». Эти слова говорит не рецензент о книге Вл. А. Лукова, их говорит Готье о В. Гюго. Но до некоторой степени они корреспондируют с впечатлением от «Предромантизма». Кажется, что «бумажный носитель» оказывается слишком тесным для несомой им информации. Думаю, что со временем материал книги будет преобразован в компьютерный гипертекст, в котором часть материала будет свернута в легко открывающиеся ссылки. «Предромантизм» Вл. А. Лукова словно сам свидетельствует о переходных явлениях рубежа двух эпох и сочетает в себе как скрупулезность и пытливость науки прежних лет, все более отступающих в область ностальгических воспоминаний, так и афористичность языка современности. Эта книга по обширности собранного материала удовлетворит человека, обращенного лицом к прошлому, к «веку знания», как называл уже далекий от нас позапрошлый век М. Блок, но она обращена лицом к «веку понимания» — будущему.
Дежуров Арсений Станиславович — кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры всемирной литературы Московского педагогического государственного университета, член-корр. МАНПО.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»