Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №2 – Педагогика. Психология

Косинова О. А. Особенности обучения и воспитания в учебных заведениях католической церкви восточного образца

УДК 37

Аннотация: Учебные заведения католической церкви восточного образца (униатской церкви) выделялись среди множества образовательных учреждений российского Зарубежья в Китае сочетанием религиозного воспитания с разносторонним образованием подрастающего поколения, системой работы по формированию религиозной толерантности, культуры мышления и поведения. Реконструкция педагогической системы данных учебных заведений по воспоминаниям их воспитанников позволяет сделать вывод о гуманистической образовательной парадигме, лежавшей в основе работы с детьми и юношеством.

Ключевые слова: российское Зарубежье, педагогическая деятельность, католическая церковь восточного образца, униатская церковь, лицей, конвент, колледж.


Учебные заведения российского зарубежья в Китае отличались большим разнообразием. Г. В. Мелихов в этой связи отмечал: «Самое главное, что нужно сказать о харбинских средних учебных заведениях, — это то, что забота об образовании русских детей была делом первостепенной важности. Сначала об этом заботилась русская администрация Китайской Восточной железной дороги, а потом уже все население, проживающее в Харбине… В Харбине все русские дети ходили в школу: даже не могло быть речи о том, чтобы не учиться. Родители выбирали для своих детей школы по вкусу, по месту жительства, по материальным возможностям».(Мелихов, 2007: 91–92)

Среди множества учебных заведений выделялись учреждения католической церкви восточного образца. Они были основаны миссионерами из Ватикана, в основном, белорусской национальности, для детей, пострадавших в результате карательных операций советской власти против русского населения Трехречья 1928–1929 годов.

Это были религиозные учебные заведения. Однако, их целью была не конфессиональная подготовка в соответствии с канонами униатской церкви, а развитие личности воспитанников. Педагогические задачи имели приоритетное значение. В этой связи представляет определенный интерес познакомиться с педагогической системой этих учебных заведений.

Прежде всего, к ним относился Лицей Святого Николая. Он был основан в Харбине в 1928 году. Его первоначальное название — Епархиальное училище. Свое полное название — Русский Католический лицей Святого Николая он получил в 1933 году. Лицей существовал до 1948 года, пока все преподаватели не были арестованы НКВД. (Красноштанов, 1998: 158–159)

Инициатором организации данного учебного заведения был архимандрит о. Фавианпри благословении папы Пия II. В декабре 1929 года после конфликта в Трехречье Фавиан спешно открывает приют для тридцати мальчиков при существующей семинарии Св. Кароля. Дети были в возрасте от 8–12 лет. Было решено разбить их по классам и начать занятия.

За десять лет (1929–1939 гг.) благодаря стараниям о. Фавиана лицей расширился и разместился в специально оборудованном здании площадью 1500 кв. м. в Модягоу (район Харбина) на Старо-Харбинском шоссе. Одновременно был открыт аналогичный приют для девочек. В Колледже при Конвенте сестер-урсулинок, а также часть девочек очевидно пополнила ряды учащихся франко-русского приюта для сестер-францисканок(впоследствии — школа при Конвенте Сестер Францисканок-Миссионерок Пресвятые Девы Марии).

Программа базировалась на учебных планах дореволюционных лицеев России. Основные идеи: повышенный уровень образования и строгая дисциплина. За основание учебной программы Лицея была принята программа дореволюционных классических лицеев России. Преподавались: Закон Божий, законоведение, русский язык, церковно-славянский язык, латинский язык, английский язык, китайский язык, японский язык, арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия, физика, химия, космография, природоведение, востоковедение, отечествоведение[1], история русская, история древняя, история средняя, история новая, социология, психология, логика, гигиена, черчение, рисование, гимнастика. Математические предметы были усилены, ориентируясь на программу реальных училищ. Наличие гимнастики в учебном плане лицея было в то время педагогическим новаторством.

Такая расширенная программа привела к тому, что курс обучения в лицее продолжался восемь лет, в то время, как курс обучения в обычных школах и гимназиях длился семь лет. Преподавание велось на русском языке.

Эта учебная программа не только давала солидное основание для будущей жизни, но и обеспечивала легкий доступ к высшему образованию, будь то гуманитарные университеты или инженерно-технические институты. Об этом говорит такой факт. Когда к началу 1942 года, из-за большого наплыва поступающих, Северо-Маньчжурский университет был вынужден ввести конкурсные приемные экзамены, все десять лицеистов, окончивших в четвертом выпуске, легко прошли эти экзамены и были среди первых принятых в университет.

Духовная жизнь Лицея определялась следующими идеями: служение христианской вере, освоение российской национальной культуры, следование внутренним правилам общежития. Напутствие выпускникам гласило: «Покидая стены Лицея, вы уносите не только знания, которые будут вам полезны в жизни, но вы одновременно уносите в своих сердцах Свет Христов, который должен освещать всю вашу жизнь и поступки. Стройте жизнь, черпая из сокровищницы веры, и пусть неизменно с вами будет честность во всем». (Б.а, 1997: 157–158)

При лицее имелись: библиотека (более 5000 томов) по разным отраслям знаний, физический и естественно-исторический кабинеты, оркестр из тридцати инструментов, мастерские (переплетная, по выпиливанию, выжиганию из дерева и лепке), амбулатория и лазарет на двадцать коек, электрола с фонотекой из оперных и симфонических произведений общим числом до 200 пластинок, астрономическая труба, гимнастические снаряды, игры и проч.

Придавая большое значение развитию эстетического чувства администрация лицея устраивала ряд музыкально-вокальных вечеров и утренников, во время которых учащимися были поставлены такие произведения, как «Горе от ума», «Скупой рыцарь» и др.

Ряд образовательных учреждений российского Зарубежья в Северной Маньчжурии имели земельные участки (так называемые, «дачи») для организации летних лагерей своих воспитанников. Дача лицея была устроена на участке усадьбы генерала Д. Л. Хорвата, арендованном сестрами-францисканками. Позже лицеем были приобретены два участка на берегу реки Сунгари в поселке Чен-хэ. В пригороде Харбина в конце 1933 — начале 1934 годов был приобретен большой участок, на котором сделали: сельскохозяйственную ферму, хлебопекарню, сад, огород и проч.

В 1930-е годы в лицее было приблизительно двести учащихся. В классах от семи до двадцати шести учеников. Были организованы следующие классы: первое отделение, второе отделение, младший приготовительный и старший приготовительный классы. На август 1932 год в лицее было семьдесят шесть воспитанников и пятнадцать педагогов. Первый набор учащихся был сделан в 1929 году, первый выпуск — в 1937 г.

Соблюдалась строгая дисциплина. Лицеисты были разбиты на восемь взводов по двадцать человек. Каждый имел своего взводного из числа старшеклассников, который следил за дисциплиной. Практиковалось самоуправление воспитанников, дежурство в форме наблюдения за младшими классами: во время приготовления уроков, по дому, в столовой. По воскресным и праздничным дням был день встречи с родителями. Абитуриентам разрешалось заниматься до 23.00, а также выходить на прогулку без воспитателя, но вместе со всем классом.

Каникулы были:рождественские и пасхальные — по десять дней, летние — два месяца. Переводные экзамены проводились в июне. Помощь родителей заключалась в устройстве праздников: елки на Рождество; помощи продуктами: мед с частных пасек, овощи и фрукты и пр.

В Лицее были приняты золотая и серебряная медали. Были также предусмотрены награды при переходе из класса в класс: шифры: золотой и серебряный, награды I степени и II степени. Лицей был под юрисдикцией Франции. Поэтому записи в аттестат зрелости делались на русском и французском языках.

Благодаря о. Фавиану лицей поддерживал постоянную связь с папой Пием II, практиковались отправка на обучение в Рим и итальянские духовные школы. От Папы приходила финансовая помощь. В Духовную академию в Риме выпускников лицея с золотой медалью принимали без экзаменов.

Многие поступали в вузы Шанхая, Пекина, Тяньцзиня. Некоторые бывшие выпускники возвращались в лицей воспитателями. Выпускник Н.Попович вспоминал: «Я считаю себя счастливым человеком и благодарю Бога, что Он направил меня в такое удивительное учебное заведение, где я получил не только обширные знания, но и такое глубокое воспитание и культуру, которые современных советских и зарубежных школах не получить… Все то хорошее, чем я обладаю сейчас — знание, культуру, умение мыслить — я получил именно в Лицее Св. Николая». (Б.а, 1997: 76) Хорошее образование помогало не только поступить в вуз, но и в жизни: владение нескольким иностранными языками, умение играть на музыкальных инструментах и петь, занятия спортом.

В лицее было большое количество праздников. Праздновались: «День лицеиста» (сначала 14 ноября — именины о. Косьмы, потом — 19 декабря (Николин день). Этот День был основным лицейским праздником. В этот день всегда проводился День самоуправления воспитанников. А также устраивались благотворительные вечера в пользу лицея. Традиционными также были концерты и театральные постановки силами воспитанников. С 1930 года лицей стал принимать активное участие в Дне Русской культуры.

За десять лет лицей закончили около 1000 учащихся. Педагогическая система, созданная в этих учебных заведениях, неразрывно связана с личностью педагогов.

Архимандрит Фавиан (Фавиан Абрантович) окончил духовную семинарию в г. Вильно, затем — в Петербурге. Получил ученую степень магистра богословия. По окончании Лувенского университета в Бельгии защитил докторскую диссертацию по философии. Владел польским, французским и итальянским языками. С конца 1918 года был ректором семинарии в Минске. С 1928 года был назначен управляющим Русской католической епархией византийско-славянского обряда в Маньчжурии, к которой относились: семинария Св. Кароля, колледж для девочек при монастыре Сестер-Урсулинок, приют для девочек при монастыре Сестер-Францисканок и их же колледж в Синьцзяне. Создатель и руководитель лицея Св. Николая. Преподавал в созданных им учебных заведениях.

По воспоминаниям И. Германовича, в апреле 1939 года о. Фавиан отправился в Рим. Во Львове он попал в руки НКВД, его обвинили в шпионаже в пользу Японии, жестоко били и издевались. Последние сведения о нем относятся к 1943 году. О смерти ничего не известно. (Б.а, 1997: 6–7)

Архимандрит Андрей Цикото с 1939 года из Рима был направлен в Харбин. Взамен пропавшего архимандрита Фавиана был назначен руководителем Миссии восточного обряда и директором лицея Св. Николая. Эго руководство пришлось на тяжелый период японской оккупации и второй мировой войны. Тем не менее, его стараниями содержались: лицей Св. Николая для мальчиков, Конвент Сестер Францисканок-Миссионерок и Колледж Сестер-Урсулинок — для девочек. Бывшие воспитанники вспоминали: архимандрит Андрей отличился ясным умом, быстрой ориентацией, сильной волей, размахом и гибкостью в работе.

В 1940 году уехал в Шанхай, где работал в Лицее Св. Михаила воспитателем, преподавателем русской литературы и физкультуры.

Иеромонах о. Косьма Найлович (о. Косьма) был направлен в лицей из Рима. Он сразу был назначен инспектором и преподавателем латинского языка. С апреля по конец 1939 года был также временно исполняющим обязанности директора Лицея. По отзывам современников и учеников: «Отец Косьма был душой лицея», «он был в высшей степени культурным и интеллигентным человеком. Прекрасный, энергичный организатор, человек открытого характера, всегда приветливый, с большим чувством юмора, он был в то же время сторонником строгой, но разумной дисциплины. Весь персонал Лицея уважал его и всячески содействовал его работе. У родителей пользовался большим авторитетом и любовью, не говоря об общей любви лицеистов». (Б.а, 1997: 12)

О целях и задачах лицея о. Косьма писал: «Мы должны вместе со знаниями, культурой ума выработать культуру воли, привить ребятам хорошие нравы, вежливость, воспитанность, сдержанность и общую эстетику, то есть, облагородить душу ребенка». (Б.а, 1997: 12)

В Лицее было много кружков, расширяющих кругозор. О. Косьма организовал кружок прикладных искусств: выпиливание, выжигание, раскраска и лакировка изделий из дерева, лепка, рисование, был географический кружок. Для музыкального кружка по инициативе о. Косьмы была приобретена фонотека. Собрания этого кружка проходили два раза в месяц.

В лицее работал также театральный кружок. Постановки проводились силами лицеистов: «Недоросль» Фонвизина, «Бедность не порок» Н. А. Островского, «Предложение» А. П. Чехова и др.; о. Косьма выступал с биографиями и характеристикой творчества.

О. Косьма был большим любителем спорта. При нем было приобретено оборудование для гимнастики и легкой атлетики. Проводились межшкольные легкоатлетические олимпиады, лицейские эстафеты.

Выпускники лицея вспоминали: «Лицей, будучи закрытым учебным заведением, не был изолирован, оторван от культурной жизни русского Харбина. Владыка Фавиан создал несколько «кружков» для широкой русской интеллектуальной общественности. В этих «кружках» выступали лучшие знатоки и специалисты Харбина. На доклады приглашались лицеисты старших классов. Доклады вызывали оживленные прения и дебаты, что способствовало еще большему успеху кружка». (Б.а, 1997: 13) В частности, таким кружком был «Кружок любителей астрономии». Телескоп лицея диаметром в восемь дюймов был одним из лучших в Харбине. Число членов кружка из всех слоев населения Харбине доходило до 200 человек.

На заседаниях исторического кружка читались доклады: «Французская революция», «Инквизиция», «Рим и Русь в домонгольский период» и др. В работе богословско-философского кружка принимали участие старообрядцы.

В работе всех этих кружков о. Косьма принимал деятельное участие. «Как воспитатель, о. Косьма пользовался огромным авторитетом и любовью лицеистов. Когда после ужина в театральном зале резвились малыши, и приходил о. Инспектор, все ребята толпой бросались к нему — тормошили, дергали, висли на нем гроздьями. Он деятельно включался в их игры: бегал, возился, придумывал соревнования и награждал победителей конфетами. После таких игр брат Иосиф, лицейский портной, долго приводил в порядок подрясники о. Косьмы. Свои отношения со старшими лицеистами Косьма строил на принципе взаимного уважения и доверия. Провинившийся восьмиклассник больше боялся потерять уважение о. Косьмы, чем получить заслуженное наказание». (Б.а, 1997: 13)

О. Иосиф (Иосиф Германович) — священник, писатель, с 1932 года был директором лицея, преподавал Закон Божий. В декабре 1935 года отбыл в Европу. В 1939 году вернулся в Харбин, в лицей, где был сначала воспитателем и преподавателем, затем — инспектором. О. Иосиф проработал в лицее до 1948 г.

Иеромонах о. Фома (Фома Подзява) преподавал в лицее: Закон Божий, историю церкви, логику. По совместительству работал в Колледже Сестер-Урсулинок. В 1943 году он организовал в лицее кружок «Богатыри». Для учащихся всех классов, в том числе, младших, кружок организовывал походы по окраинам Харбина.

Иерей о. Павел (Павел Портнягин) начал свою работу, будучи светским человеком. Он преподавал русский язык с начала 1930-х годов. Обстановка лицея повлияла на его выбор посвятить свою жизнь духовному служению.

Он окончил духовную семинарию в Риме, там же был рукоположен в сан священника. С 1937 года вернулся в лицей преподавателем русской литературы в старших классах. Был также редактором журнала «Католический вестник» (издавался с 1931 г.). В 1948 году был арестован китайскими властями и передан советским властям. В СССР был осужден. Последние сведения о нем относятся к 1954 году. (Б.а, 1997: 24)

Иерей о. Павел Шалей работал в Харбине с 1939 по 1948 годы. Преподавал в старших классах этику и апологетику, был классным руководителем. Был также убежденным сторонником развития скаутского движения в ранге французского скаут-мастера, организовал в лицее скаутскую организацию: проводились походы, скаутские игры. У лицеистов была скаутская форма французского образца.

О. Антоний (Анискович Антоний Степанович) работал в лицее Св. Николая старшим воспитателем, заведующим амбулаторией и лазаретом. «Ребята любили брата Антония за доброе отношение и заботу. Нередко он просиживал ночи около заболевших ребят… Был строгим, но справедливым воспитателем». (Б.а, 1997: 26)

В лицее работали приходящие Ксения Ивановна Небылицына была преподаватель русского языка и истории, совмещала работу в лицее с работой в гимназии Педагогического института. Михаил Иванович Небылицын с 1932 года и до закрытия преподавал в лицее географию.

Супруги готовили детей к поступлению в пятый класс лицея. Многие выпускники отмечали: хорошая подготовка и доброе отношение очень пригодились детям, так как дети поступали с разных мест, далеко не все посещали до этого детские сады. Некоторые, будучи уже младшими подростками, были при этом совершенно неграмотны.

Стефан Димитриевич Глушаница (преподаватель русского языка) работал в лицее с 1931 года, одновременно преподавая также в школе конвента Сестер Францисканок-Миссионерок и колледже Сестер-урсулинок. В наиболее тяжелый период, с января 1942 по сентябрь 1947 года, работал только в лицее в должности инспектора.

Военно-политическая обстановка 1930–40-е годов сильно отразилась на учебной программе лицея. Властями Маньчжоу-Ди-Го были введены жертвенные работы, военная подготовка, лагеря, идеологическая обработку молодежи российского Зарубежья. Выпускники вспоминали: «Все это сильно отразилось на успеваемости лицеистов и администрации пришлось серьезно заниматься этим вопросом». (Б.а, 1997: 173–174) Данные обязанности серьезным образом нарушали учебно-воспитательный процесс, отнимая время и силы на незначимую для воспитанников деятельность.

Лицей существовал до 1948 года, пока все преподаватели не были арестованы НКВД. (Красноштанов, 1998: 158–159)

Школа при Конвенте Сестер Францисканок-Миссионерок Пресвятые Девы Марии существовала в 1924–1950 годы (у Г. В. Мелихова — до 1948 г.). Работал также колледж Сестер Францисканок-Миссионерок в Синьцзяне (северо-западный Китай), где проживала достаточно большая колония россиян (5,5 тысяч человек), в том числе, казаков. (Сабенникова, 2002) Оба учебных заведения были созданы по образцу лицея Св. Николая, являлись приютами и предназначались для девочек.

Программа соответствовала высшему начальному училищу, но была несколько сокращена за счет практических предметов. В образовательной системе педагоги Конвента стремились сочетать качественное общее образование и практическую подготовку. Ученицы изучали: Закон Божий, русский язык, русскую литературу, математику, историю, географию, французский язык, английский язык, японский язык, музыку, пение, кройку и шитье, рукоделие.

При Конвенте были большие молочная и птичья фермы, где воспитанницы получали необходимые навыки по домоводству и домашнему хозяйству. Этой же задаче служило обучение рукоделию. Организация жизни и обучения отличалась строгостью и порядком, взятыми педагогами из монастырской жизни. (Б.а., 2002: 40)

Колледж Св. Урсулы был известен в Харбине под названием Конвента урсулинок. Закрытое учебное заведение, начало которому положили в 1928 году в Харбине монахини Ордена Св. Урсулы. Обучение велось на русском языке по программе российских гимназий с усиленным изучением английского и французского языков. Колледж существовал в составе трех приготовительных и семи основных классов и имел специальный восьмой класс, в котором на английском языке преподавались бухгалтерия, коммерческая корреспонденция и машинопись.

Воспитанницы колледжа оставили воспоминания, в которых отмечали: «Ученицы в конвенте находились под неусыпным заботливым, чутким надзором своих наставниц сестер-урсулинок, которые старались воспитать своих питомиц в религиозно-нравственном духе, приучить их к сознательному, ответственному отношению к занятиям, привить им хорошие качества и манеры поведения в обществе и среди своих соучениц. Конвентом долгое время руководила матушка Мария (Мария Лайола Сливовская), любимая и уважаемая своими воспитанницами и харбинским обществом за свою отзывчивость и справедливую строгость». Колледж закрылся в 1954 году.(Бутвилло Н., Косицына Н., ред.-сост., 1998: 3–5).


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Скорее всего, так назывался курс краеведения.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Колледж Св. Урсулы 1929–1949 в г. Харбине / ред.-сост. Н. Бутвилло, Н. Косицына. Сидней, 1998. С. 3–5.

Красноштанов С. И. О мемуарах отца Иосифа, преподавателя Харбинского католического лицея // Дальний Восток России — Северо-Восток Китая: исторический опыт взаимодействия и перспективы сотрудничества : Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Хабаровского края, 100-летию со дня строительства КВЖД и города Харбина. Хабаровск, 1998. С. 157–160.

Лицей Св. Николая. 1929–1949 в г. Харбине. W., 1997.

Мелихов Г. В. Российская эмиграция в международных отношениях на Дальнем Востоке (1925–1932). М .: Русский путь ; Викмо-М, 2007.

Сабенникова И. В. Российская эмиграция (1917–1939) : сравнительно-типологическое исследование / ВНИИ документоведения и арх. дела. Тверь : Золотая буква, 2002.

Школа при Конвенте Сестер Францисканок-Миссионерок Пресвятые Девы Марии. Харбин: Издательство Школы при Конвенте Сестер Францисканок-Миссионерок Пресвятые Девы Марии (Franciscan Sisters Missionaries of Mary Boarding School), 2002.


Косинова Оксана Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Тел.: 374-74-59.

E-mail: kosinova1967@rambler.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»