Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №2 – Педагогика. Психология

Леонова И. В. Роль СМИ в предупреждении девиантности подрастающего поколения

Исследование выполнено при поддержке Гранта Президента Российской Федерации молодым российским ученым (грант МК-1130.2008.6).


УДК 37

Leonova I. V. Role of Mass Media in the Prevention of Rising Generation's Deviation

Аннотация: В статье рассматриваются проблемы девиантного поведения, предупреждение и преодоление девиантности несовершеннолетних, роль СМИ в усвоении детьми девиантных норм и предупреждении данного отклонения.

Abstract: In this article, the author considers the problems of deviant behaviour, prevention and overcoming of deviation minors, the role of mass media in children’s mastering of deviant norms, and the prevention of the given deviation.

Ключевые слова: девиантность, девиантное поведение, СМИ.

Keywords: deviation, deviant behavior, mass media.


Непрерывный рост разнообразных проявлений девиантного поведения ставит перед обществом в качестве одной из ос­новных задач не только борьбу с последствиями отклонений от социальных норм (как принято оп­ределять девиантное поведение), но, главным образом, их предупрежде­ние, то есть устранение коренных причин и условий, оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия че­ловека. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилакти­ческих мероприятий становится эффективнее, если они исходят из всестороннего учета взаимодействия объективных и субъектив­ных факторов, детерминирующих поведение личности в уже сложившейся или возможной, прогнозируемой жизненной ситуации.

В процессе социализации человек может подвергаться воздействию прямых и косвенных десоциализирующих влияний. Прямые десоциализирующие влияния наблюдаются при непосредственной демонстрации образцов девиантного поведения; косвенные десоциализирующие влияния могут быть обусловлены разнообразными факторами социально-психологического, пси­холого-педагогического, социально-педагогического характера.

Образцы девиантного поведения наши дети могут видеть сегодня в огромном количестве на улице, в общественных местах и даже в семье. И самое опасное, что такое отклоняющееся поведение зачастую не воспринимается не только детьми, но и их родителями как ненормальное, противоестественное, наносящее вред здоровью физическому и душевному, а иногда даже уголовно наказуемое. И тем более лояльно мы относимся к образцам такого поведения, если они демонстрируются нам с большого экрана, пропагандируются массмедиа. Потому так осторожно и продуманно необходимо выпускать в свет рекламу, вещающую о том, что истинный отдых возможен только с пивом (хотя количество этого пива не уточняется, но на картинке явственно видно, что это ящики… или десяток и более бутылок объемом два литра, а это уже пивной алкоголизм), или о том, что «быть в Тонусе», значит обливать народ на улице водой (что УК РФ квалифицируется как мелкое хулиганство).

Мы знаем, что процесс социализации предполагает социальную адаптацию и социальную автономизацию человека, то есть ак­тивное приспособление индивида к условиям социальной среды, с одной стороны, и реализацию своих личностных характеристик — с другой. Человеку необходимо иметь определенный внутренний стержень, и в то же время в быстро меняющихся реалиях современности он может жить и эффективно функционировать, только обладая высокой психо­логической гибкостью, способностью добывать, познавать, перерабатывать и избирательно усваивать новую информацию, адаптироваться к действию меняющихся экономических, социальных и психологических факторов. Но подростки находятся в уязвимой позиции в плане социально-нравственного самоопределения. Их представления о морали и праве в силу целого ряда причин, в том числе и возрастных, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому именно дети наиболее восприимчивы к образцам поведения, которые зачастую демонстрируют нам СМИ. А значит, необходимо привлечь средства массовой информации к процессу предупреждения отклонений в молодежной среде, формированию у подрастающего поколения критического отношения к девиантным проявлениям в обществе.

Исходя из вышесказанного, необходимо определить профилактику девиантного поведения детей как двусторонний, взаимосвязанный про­цесс. С одной стороны — это создание оптимальных условий, способствую­щих устранению десоциализирующих влияний со стороны ок­ружения, а с другой — формирование у детей рефлексивной позиции (Клейберг, 2001: 124).

Создание оптимальных условий для предупреждения девиантного поведения детей — это целенаправленный подход к про­цессу профилактической работы на основе комплексного анализа всех объек­тивных и субъективных факторов, влияющих на проявление девиантного по­ведения, познание закономерностей профилактической работы, что позволя­ет сознательно, научно обоснованно выбрать наилучший для конкретной группы детей или конкретного ребенка вариант организации профилактиче­ской работы.

И в данном процессе можно руководствоваться несколькими направлениями работы. Если исходить из средового направления, связанного с объяснением причин поведения людей их включенностью в социальные общности, то необходимо работать со средой жизнедеятельности ребенка (в семье — Л. С. Алексеева, Г. П. Бочкарева, А. Е. Личко, Б. Н. Алмазов; с неформальными подростково-молодежными группами — И. П. Башкатов; комплексный подход к формирова­нию комфортной среды жизнедеятельности ребенка С. А. Беличева, теория социального контроля — Ю. А. Клейберг и др.) (Беличева, 1991: 109).

Следующее направление — личностно-ориентированное, объясняющее возникновение девиантного поведения действием совокупности факторов, имеющих социальную, биологическую, психологическую природу. Представители данного направления (Б. С. Братусь, М. И. Буянов, В. Г. Степанов, Р. В. Овчарова и др.) рассматривают профилактику как работу с самой личностью, с формированием у человека навыков самостоятельного принятия решений, умения решать возникающие проблемные ситуации, навыки решения проблем общения и умения вести себя в различных ситуациях, умения противостоять влиянию группы и разрешать конфликтные ситуации (Буянов, 1988: 112).

Еще одно направление можно назвать информационным. Оно в раз­личных аспектах популярно в наши дни. Молодым людям довольно много рассказывают о вреде наркотиков, о механизме действия их на организм че­ловека, о последствиях употребления различных психоактивных веществ, о вреде пьянства и алкоголизма, о последствиях необдуманных противоправ­ных действий, о вреде проституции, в первую очередь для здоровья женщи­ны или мужчины. Именно это — информационное направление должны представлять СМИ. Но вопрос заключается в том, как правильно информировать молодежь, в какой форме, а также какое влияние на ее сознание окажет получаемая информация.

Сегодня каким — либо образом управлять информационными потоками, которые получает молодое поколение, практически невозможно. Вся информация, которую заинтересованные взрослые и специалисты, ведущие профилактику, пытаются передать моло­дежи, содержит в себе элемент запрета, особенно это касается профилактики наркомании.

Возьмем любой из буклетов, которые раздают нашим детям во время лекций и других мероприятий: «Наркотик уничтожит тебя и твою свободу», «Употребляя наркотики, ты заболеешь СПИДом» и т. д. Но молодежи зачастую характерно проявлять обратную реакцию, реакцию протеста: «От меня требуют (в призывной фор­ме), чтобы я этого не делал, — значит, надо попробовать». Возьмем другой буклет — здесь использована несколько иная форма: «Хочешь заболеть СПИДом — употребляй наркотики», «Хочешь потерять человеческий облик — попробуй их!». Нет, ребенок не хочет ни заболеть, ни потерять человеческий облик, но он не хочет и сиюминутно делать свой выбор: «Ты за жизнь без наркотиков или с ними?» «Да или нет?» (сделай сейчас свой выбор — при­зывно звучит в буклете). Но молодежь привыкла рассуждать, думать, не при­нимать на веру все, что ей говорят, тем более совсем другого рода информа­ция есть в Интернете, находится на страницах многих молодежных изданий и получается от друзей. В ней не содержится призывов, в ней нет запретов, и мы часто забываем о том, что мнению друзей дети склонны доверять больше. Нет, информация нужна, но прежде чем реализовать это направление профилактики, наверное, следует очень хорошо подумать над тем вопросом, как эту информацию преподносить, в какой форме, а также следить за тем, чтобы данная информация не была противоречивой. И в первую очередь этому принципу должны следовать средства массовой информации.

Следующее направление профилактики — это пропаганда здорового об­раза жизни и реализация различных программ укрепления здоровья. В ходе такой работы по укреплению здоровья поощряется развитие альтернативных привычек (занятие спортом, активный досуг без табака и алкоголя, обосно­ванный и здоровый режим труда и питания и т. п.), которые могут стать барь­ером, препятствующим поведению, наносящему вред здоровью, и служить альтернативой девиантного поведения молодых людей. Этому также должны уделить внимание СМИ.

Пятое направление можно назвать личностно-прикладным. Ме­ханизм реализации данного направления нацелен на то, чтобы, используя различные формы занятий, сформировать у человека навыки самостоятель­ного принятия решений, умения решить возникающие проблемные ситуации, навыки решения проблем общения и умения вести себя в стрессовой ситуа­ции, умения противостоять давлению группы и разрешать конфликтные си­туации. И здесь роль СМИ также велика, т. к. именно они могут быстро и в популярной форме донести до молодежи важность личностного осмысления всего происходящего с ними.

Мы считаем наиболее обоснованным вариативно-субъектный подход к профилактическому процессу, который заключается в необходимости сочетания вариативных со­ставляющих профилактики, зависящих от основных тенденций, преобла­дающих в среде молодежи в данный временной промежуток, половых и воз­растных особенностей детей, уровня их общего психического и физического развития, наличия определенных психических состояний у конкретного ребенка, особенностей среды его жизнедеятельности. Вариативно- субъектный подход предполагает субъектность включения в процесс профи­лактики всех его участников, учет интересов, потребностей и желаний детей, опору на их лучшие положительные качества, создание условий, позволяю­щих реализовать свои потребности в общении, самоактуализации, саморазвитии, самовыражении.


ЛИТЕРАТУРА

Анисимова, Н. И., Захарова, Е. М. (1998) Профилактика девиантного поведения молодежи. М. ; СПб. ; Березники : Типография купца Тарасова. С. 14-19.

Беличева С. А. (1991) Охранно-защитная концепция социальной профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних. М. : Консорциум «Социальное здоровье России». 199 с.

Беличева, С. А. (1993) Основы превентивной психологии. М.

Буянов, М. И. (1988) Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

Клейберг, Ю. А. (2001) Психология девиантного поведения : Учеб. пособие для вузов. М.


Леонова Ирина Владимировна — кандидат педагогических наук, доцент, заместитель заведующего отделом по координации научных исследований МосГУ.

Leonova Irina Vladimirovna, Candidate of Pedagogy, Senior Lecturer, Assistant Manager, Department of Coordination of Scientific Research, Moscow University for the Humanities

E-mail: Aricha2004@yandex.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»