Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №2 – Педагогика. Психология

Рудник С. Ю. Комплементарные программы как образовательные программы нового типа

УДК 377

Аннотация: В статье представлен материал, обосновывающий появление нового типа образовательных программ, способствующих формированию профессиональных компетенций в учебном процессе у студентов колледжа технологий сервиса. Обоснованы принципиальные отличия дополнительных образовательных и комплементарных как программ особого типа.

Ключевые слова: компетентностный подход, технолог-эстетист, профессиональные компетенции.

Keywords: competence approach, technologist-aesthetist, professional competences.


В соответствии с Законом РФ «Об образовании»» заказчиками результата образования выступают государство, общество, личность. Исходя из этого, следует признать, что у государства и общества (а также отдельно взятых людей) имеются специфические требования к качеству профобразования, отражающие их интересы.

Мониторинг предприятий технолого-эстетического профиля по наличию или отсутствию услуг, обеспеченных специалистами, владеющими компетенциями, представленные нами как дополнительные, показал явное желание руководителей и управляющих предоставлять данные услуги.

Анализ полученного материала определил направления научного поиска по обеспечению условий формирования профессиональных компетенций будущих технологов-эстетистов. За достаточно короткий срок (данные получены на начало последнего учебного семестра) требовалось удовлетворить потребности работодателей в указанных компетенциях. Было принято решение восполнить недостающие компетенции средствами дополнительного образования. Разработка содержания учебных программ показала, что все компетенции, которые требовалось сформировать, делятся на две группы: 1. требующие формирования и 2. требующие доформирования (доработки). Так, ряд компетенций не обеспечен в ГОС требованиями к формированию, следовательно, в образовательный процесс они не попали. Другие, заданы ГОС, но в меньшем объеме по содержанию, чем это необходимо, либо к ним изменены требования рынком услуг. Таким образом, начало процессу формирования некоторых компетенций положено, но целостного их формирования не произошло. Перед нами стояла задача полнейшего удовлетворения выпускников качеством образовательного процесса и удовлетворение работодателей профессиональной подготовкой технологов-эстетистов в короткие сроки. Отбор содержания для создаваемых программ показало, что в них есть некоторые различия:

  • в принципах — дополнительности и дополняемости: рядом программ предполагалась овладение совершенно новыми знаниями и умениями, а другие требовались для дополнения уже имеющихся основ тех или иных компетенций. Так, например, при создании программы «Моделирование ногтей акрилом» потребовались уже имеющиеся умения по выполнению простых маникюрных работ, владение основными маникюрными инструментами. А для освоения программы «Биотатуировка хной» — профессиональных основ не требовалось, т. е. эта программа могла формировать отдельные компетенции, не базирующиеся на ранее приобретенных профессиональных знаниях и умениях;
  • в месте программы в процессе профессиональной подготовки: часть программ вписывались в учебный процесс (кратковременные, требующие малых финансовых затрат), а другие, в силу своих особенностей, могли быть реализованы только за его рамками. Особенно сюда относились программы, требующим дополнительного материально-технического оснащения.

«Дополнительный» — являющийся дополнением к чему либо, дополнить — добавить что-либо сверх имеющегося. «Дополняющий» — добавляющий, доводящий до единого целого[1]. Некоторое различие в определениях привело нас к осмыслению понятия «компелементарный», применительно к учебной программе. «Комплементарный» — от латинского complementum — дополнять, взаимное соответствие, связь взаимодополняющих друг друга структур. Комплементарность в молекулярной биологии и генетике — это взаимное соответствие молекул биополимеров или их фрагментов, обеспечивающее образование связей между пространственно взаимодополняющими (комплементарными) фрагментами молекул или их структурных фрагментов[2]. В педагогической науке понятие комплементарности не определено, но тем не менее исследования в этом направлении ведутся. Создание и функционирование учреждения дополнительного образования на принципе комплементарности исследовался А. В. Золотаревой, комплементарное воздействие на проблемные элементы структуры коммуникативной готовности всех участников воспитательно — образовательного процесса представлены в диссертационной работе Е. А. Родиной, с точки зрения системного подхода в педагогике комплементарные системы описаны С. Т. Джанерьян[3], И. В. Галковская в своей работе исследует принцип дополнительности как основной в становлении комплементарных систем[4], Охватывая всё смысловое пространство данного термина, можно выделить две наиболее характерные его черты:

  • дополняющий/вспомогательный,
  • многосложный/действующий совместно.

Изучение подходов исследователей, и осознание того, что в ходе своей работы мы действительно столкнулись с новыми потребностями в освоении профессиональных компетенций технологов-эстетистов, нами был введен термин комплементарная программа.

Комплементарная — это, по нашему мнению, программа доформирования профессиональных компетенций с низшего уровня до уровня профессионального использования или применения. В нашем исследовании: с ознакомительного или формирующего уровня до компетентного (уровня, где знания и умения становятся компетенциями).

При построении и использовании комплементарных программ мы руководствовались следующими принципами: опора на имеющиеся знания, преемственность по отношению к основной образовательной программе, малозатратность, возможность использования для реализации программы учебного время, отведенного на спецкурсы, семинары, консультации.

В процессе анализа структуры учебного материала, построенного на принципе комплементарности, нами были предложены несколько видов комплементарных программ:

  • аудиторные — программы, реализуемые в учебном процессе на семинарах, специальных курсах, факультативах, дисциплинах по выбору (Приложение ХХ);
  • внеаудиторные — программы, освоении которых предполагает участие в конкурсах по профессии, в научно-практических конференциях, в профессиональных выставках, в рамках которых проходят мастер-классы, демонстрации, лекции, беседы, дискуссии, обмен опытом по разным профессиональным вопросам (Приложение ХХ);
  • посредствам дополнительных источников в т. ч. сети Интернет — дистанционные учебные программы, профессиональные форумы, чаты, учебные материалы, справочные материалы и т п. (ссылки из Интернета)

Комплементарная программа может являться частью дополнительной образовательной.

Особенность введения комплементарных программ в учебный процесс определяет необходимость «широкого применения к преподавательской деятельности квалифицированных специалистов из реального сектора экономики и непроизводственной сферы, руководителей предприятий и организаций»[5].

Факт появления нового типа программ — комплементарных –зафиксирован нами в реальной учебной деятельности при подготовке технологов-эстетистов. И это не случайно: новые подходы в образовании потребуют новых форм и новых методов для их реализации. Дополнительные же компетенции, не предусмотренные ГОС, возможно формировать посредствам традиционных дополнительных образовательных программ. Вариативность использования предложенных типов программ, по нашему мнению, обеспечит уровень, качество и необходимый перечень профессиональных компетенций, предъявляемым бизнесом к специалисту.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. М., 2004.С. 171.

[2] Большая советская энциклопедия / под. ред. А. М. Прохорова. М., 1973. Т. 12. С. 591.

[3] Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник ОГУ. 2005. №4. Приложение: Гуманитарные науки. С. 162–169.

[4] Галковская И. В. Дополнительность как ведущий принцип процесса становления комплементарных образовательных систем // Вестник ОГУ. 2005. № 4. Приложение: Гуманитарные науки. С. 98–103.

[5] Васильев В. Н. Современные тенденции развития дополнительного образования в условиях уровневой подготовки / В. Н. Васильев, А. А. Шехонин, Е. В. Шалобаев, Ю. А. Сокуренко // Дополнительное профессиональное образование. 2008. №5 (51). С. 3.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая советская энциклопедия / под. ред. А. М. Прохорова. М., 1973. Т. 12.

Васильев В. Н. Современные тенденции развития дополнительного образования в условиях уровневой подготовки / В. Н. Васильев, А. А. Шехонин, Е. В. Шалобаев, Ю. А. Сокуренко // Дополнительное профессиональное образование. 2008. №5 (51). С. 3–15.

Галковская И. В. Дополнительность как ведущий принцип процесса становления комплементарных образовательных систем // Вестник ОГУ. 2005. № 4. Приложение: Гуманитарные науки. С. 98–103.

Джанерьян С. Т. Системный подход к изучению профессиональной Я-концепции // Вестник ОГУ. 2005. №4. Приложение: Гуманитарные науки. С. 162–169.

Современный толковый словарь русского языка / под ред. С. А. Кузнецова. М., 2004.


Светлана Юрьевна Рудник — преподаватель высшей категории Колледжа технологий сервиса ГОУ ВПО «Хакасский государственный институт им. Н. Ф. Катанова» (г. Абакан), председатель ПЦК по специальным дисциплинам специальности 100109.52 «Косметика и визажное искусство (повышенный уровень)», аспирант Уральского государственного профессионально-педагогического университета.

E-mail: rudnik-08@list.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»