Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №3 2008 – Социология

Алексеев А. А. Жизненные траектории бывших работников комсомола в период перемен начала 1990-х годов

УДК 316

Аннотация ♦ Автором данной статьи предлагается типология жизненных траекторий бывших работников комсомола, а также рассматриваются практики их возвращения в политическую и экономическую элиту с позиций тезаурусного подхода.

Ключевые слова: жизненные траектории, комсомол, тезаурусный подход, ценностные ориентации.


Экономические и социальные преобразования конца 1980-х — начала 1990-х годов в Советском Союзе, а затем в России, сломали формировавшиеся десятилетиями политическую и экономическую системы и за короткий период времени изменили судьбы миллионов людей. Радикальные перемены коснулись всех слоев общества, коренным образом повлияли на основы укоренившихся культурных и ценностных ориентаций. Реформы положили конец идеологическому единомыслию в стране, привели к мировоззренческому кризису и социальной разобщенности граждан.

После распада СССР и подавления путча ГКЧП в 1991 г. на смену коммунистической идеологии и экономике пришли альтернативная экономика и новая либерально-демократическая элита.

Новая власть обрушилась с критикой на советскую систему управления, плановую экономику, тоталитарность коммунистического режима. Одновременно на эмоциональной волне были подвержены обструкции социалистические идеалы, определявшие ценностные ориентации советских людей на протяжении десятилетий. Все, во что верили целые поколения советских граждан, повсеместно осуждалось с политических трибун, в средствах массовой информации. Вместе с СССР в один момент пропало и одно из важнейших завоеваний советского времени — уверенность в завтрашнем дне.

В этой связи представляется целесообразным рассмотрение жизненных траекторий советских людей в период перемен начала 1990-х годов в России с позиций тезаурусного подхода, предлагающего новые средства для описания и понимания процессов социализации, особенно актуальных для периода ситуативных возмущений в социальном пространстве — тех моментов, когда налаженная система передачи социального знания от поколения к поколению дает сбой.

Последнее время в исторической, социологической науках, а также в журналистике возвращается интерес к некогда крупнейшей в Европе молодежной организации ВЛКСМ, объединявшей в начале 1960-х годов более 60% всей молодежи СССР[1], а также к работникам комсомола — молодежной элите советского времени. Сейчас, когда происходит переоценка многих явлений, как советского периода, так и периода перемен 90-х годов, эта тематика становится актуальной и востребованной.

После смены элит и распада Советского Союза в начале 1990-х годов, тысячи активистов, работников комсомола оказались близки к маргинальному положению, моментально лишившись работы без надежды на получение новой, наравне с партийными функционерами, были подвержены общественному остракизму.

Для многих ситуация осложнялась и тем, что оказавшись в новых, ныне независимых государствах, проводящих национальную политику, направленную на доминирование титульной нации, бывшие комсомольские работники столкнулись с очень сильной дискриминацией, сложностями с получением гражданства. Интерес вызывают практики социальной реабилитации комсомольских работников, которых в настоящий момент можно увидеть на высоких постах в сфере государственного управления, в Общественной палате РФ, а также во главе крупных компаний в разных отраслях бизнеса.

Цель данной статьи — предложить типологию жизненных траекторий бывших работников комсомола, а также рассмотреть практики их возвращения в политическую и экономическую элиту с позиций тезаурусного подхода.

Судьбы людей имеют свои индивидуальные особенности, различаются и их тезаурусы. В тоже время люди обладают типичнымипотребностями, при чем, несмотря на индивидуальные особенности людей, существуют закономерности в выстраивании иерархии потребностей, отмеченные еще А. Маслоу, Ф. Герцбергом, У. Тэлли и другими исследователями этой проблематики. Поведенческие реакции людей также типичны (сходные стимулы вызывают в определенной социальной среде сходные реакции). Типичны и жизненные траектории. Вал. А. Луков уточняет типичность жизненных траекторий следующим образом: «формы жизнедеятельности одного есть формы жизнедеятельности многих»[2]. Такой подход позволяет нам исследовать закономерности в судьбах работников Ленинского комсомола и описывать типичные жизненные траектории.

В рамках исследования, проведенного автором в среде бывших работников комсомола в июне 2004г. и январе — феврале 2006г. (N=148, выборка целевая, респонденты 24 регионов России и 5 бывших республик СССР), были выделены несколько наиболее типичных жизненных траекторий в этой группе.

Две траектории характеризуются утерей социального статуса и маргинализацией бывших комсомольских вожаков. Одна их них характерна для представителей национальных меньшинств, другая — траектория утери социального статуса и досрочного прекращения трудовой деятельности представителями старшего поколения работников комсомола.

Комсомольские стройки, открытие значительных производств с одной стороны, и, сосредоточение центральных органов комсомола в Москве, с другой стороны, предопределили высокий уровень географической мобильности, свойственной комсомольским работникам.

В СССР существовала «советская нация», которой не стало в одночасье. Некоторые страны, в первую очередь, государства Прибалтики, Казахстан, некоторые другие азиатские государства, после распада Советского Союза избрали национальную политику, направленную на возвышение титульной нации над остальными, особенно, русской. Русские же воспринимались (и воспринимаются) как оккупанты и были урезаны в правах, в том числе ограничены в праве на получение гражданства. Это коснулось, в том числе, многих комсомольских функционеров вплоть до самого высокого ранга. Комсомольские и партийные работники воспринимались, особенно на первых порах, как «агенты Москвы».

Россия провозгласила себя многонациональным государством и пропагандирует национальную терпимость, однако на практике после распада Советского союза, многие представители национальных меньшинств из других республик бывшего СССР, в первую очередь также прибалтийских, а также некоторых азиатских республик, также оказались невостребованными и даже нежеланными.

Представители национальных меньшинств в национальных республиках, а иногда и России, оказывались в маргинальной позиции «чужака», которая предполагает кризис сознания и критическое изменение тезауруса человека, который пытается социализироваться в новой культурной группе, в нашем случае — враждебной к нему. Чужак не обнаруживает целостности в новом культурном образце, который целостен лишь для членов Мы-группы. Обнаружение этого и вызывает ориентационный сбой. Как пишет Вал. А. Луков, «обесценивается не только картина, которую чужак ранее составил о культурном образце неродной группы, но и вся до сих пор не ставившаяся под сомнение схема интерпретации, имеющая хождение в его родной группе. В новом социальном окружении ею невозможно воспользоваться как схемой ориентации»[3].

Некоторые комсомольцы адаптировались в новых условиях, другие вернулись в свои республики.

В особенно сложном положении оказались бывшие функционеры комсомола, которые в продолжение своей карьеры работали в системе государственной безопасности или в других учреждениях, деятельность которых имеет секретный характер и связана с защитой национальных интересов. Они оказались невостребованными из-за своей национальности, и в тоже время не могли покинуть страну, чтобы вернуться в родную республику. Те, кто сумел адаптироваться, были вынуждены полностью переориентироваться, получить новое образование и искать себя в новой сфере деятельности.

Другая траектория утери социального статуса характерна для некоторых представителей старшего поколения комсомольских работников, которые на данный момент находятся в возрастной группе «старше 55 лет».

В момент резких социальных трансформаций, в обществе меняются тезаурусные конструкции, а именно соотношение «свое» — «чужое». В России эта смена произошла за ничтожный по историческим меркам период, уже в начале 1990-х годов общественное мнение резко осуждало советскую экономическую и политическую систему, оправдывая прошлыми ошибками комсомольских и партийных работников сложную экономическую ситуацию в стране и низкий уровень жизни. Вчерашние комсомольские вожаки и партийные функционеры не только были подвержены общественному остракизму, но оказались также в сложном материальном положении: в новых экономических условиях оказались более востребованными молодые специалисты.

В нашем исследовании в целом половина респондентов отмечают улучшение материального положения по сравнению с тем, которые было до перемен 90-х гг., при этом для наиболее молодых групп этот показатель значительно выше среднего, например в группе «39-44 года» он составляет 88,2%. В возрастной группе «старше 55 лет», напротив, лишь 30% считают, что их материальное положение улучшилось. В этой же группе самый большой процент респондентов, отметивших ухудшение материального положения — 26,7%.

В этой группе мы наблюдаем наиболее устойчивые тезаурусные конструкции, что также осложнило адаптацию в новых условиях. Предложенные реформы, новая экономическая и политическая система были восприняты бывшими работниками комсомола старшего поколения как «чужое», что, наложившись на дискриминацию со стороны новой власти, предопределило кризисность дальнейшего жизненного пути некоторых представителей этой группы.

Смена политической, экономической и социальной системы в России привела, таким образом, к маргинализации определенной группы комсомольских работников — части представителей национальных меньшинств и наиболее старшего поколения комсомольцев. Однако траектории большинства комсомольских работников, напротив, характеризуются упрочнением социального положения, улучшением качества жизни и использованием новых возможностей самореализации.

Так, достаточно распространенной среди бывших работников комсомола является траектория сохранения позиций во властных и политических структурах. В нашем исследовании 21% опрошенных в настоящий момент состоят на государственной службе и занимаются политикой.

В периоды социальных, политических потрясений происходят изменения в структуре тезаурусных конструкций: перемешиваются ядро и периферия тезауруса, изменяется картина социальных дистанций. Дальнее окружение, находившееся ранее на периферии, перемещается из «чужого» к ядру тезауруса. В этой ситуации возможны союзы с бывшими «чужими», напротив, отдаление от бывших «своих». Бывшим работникам комсомола, занимавшим к моменту начала перемен 1990-х годов, высокие должности на партийной или советской работе, пришлось столкнуться с критическим отношением со стороны народа. Многие управленцы оказались на выборных должностях, при этом в это время голосовали не столь осознанно, сколько сердцем — с желанием перемен. Представители бывшей власти для многих мгновенно стали «чужими». Последствия новых союзов коснулись и госслужащих, назначаемых на свои посты.

Несмотря на кризис в жизненных траекториях этой группы в начале 90-х годов мы наблюдаем продолжение государственной и политической карьеры многих бывших комсомольцев. Их возвращение во власть, конечно, обусловлено их профессионализмом, большим опытом управленческой работы и умением работать с людьми. Важно также, что этим людям присуща устойчивость тезаурусов, которая позволила им сохранить основные ценностные установки в период массового кризиса ценностных ориентаций в начале 90-х гг. Заложенная еще в период работы в комсомоле ориентация на общечеловеческую мораль, общественное благо, семейные ценности, позволила бывшим комсомольским вожакам сохранить свои позиции во власти. Были пересмотрены методы достижения общественного блага, в результате чего мы наблюдаем многих бывших комсомольцев в рядах новой партии власти — «Единой России» или других либеральных и центристских партиях. Однако представители этой группы отмечают, что их ценностные ориентации остались такими же, как 15–20 лет назад, и они никогда не изменяли собственным принципам в борьбе за власть. В этой связи мы конкретизируем данную траекторию: траектория сохранения позиций во властных и политических структурах без смены ценностных ориентаций.

Самая распространенная среди бывших работников комсомола траектория — траектория реабилитации в новой сфере деятельности — бизнесе.

Назовем некоторые причины перехода от политической карьеры к коммерческой. На базе комсомола в середине 1980-х годов начинают создаваться первые коммерческие — или, следуя современной терминологии, — бизнес-структуры. Эти первые формы хозяйственной деятельности: центры научно-технического творчества молодежи, молодежные жилищные кооперативы, хозрасчетные молодежные центры, получили широкое распространение и достаточно быстро развивались благодаря широкой государственной и партийной поддержке, большому опыту организационной деятельности комсомольцев и их налаженным связям. 35,6% нынешних комсомольцев-бизнесменов, принявших участие в исследовании, начинали еще в конце 1980-х годов с центров НТТМ, МЖК, ХМЦ.

Как наиболее активная часть общества, комсомольцы первыми откликнулись и на принятие закона «О кооперации», стали в ряду первых бизнесменов России. Это было оправдано и сложным материальным положением комсомольцев, необходимость обеспечивать семью. Коммерция стала одним из наиболее доступных способов заработка. В начале 1990-х годов казалось, что вся страна занимается торговлей, а одним из самых популярных слов того времени было слово «бартер».

Благодаря своему управленческому опыту и организаторским навыкам комсомольские работники достаточно быстро сумели переориентироваться, найти себя в новом виде деятельности. К тому же бизнес дал им те возможности, которые были закрыты в других сферах из-за дискриминации и перехода на новые, демократические «рельсы». На данный момент согласно результатам нашего исследования, бывшие комсомольские функционеры преимущественно занимают наиболее высокие должности в бизнес-структурах (27,1%) или являются собственниками бизнеса (44,1%).

Примечательно, что в тот момент, когда «вся страна» занялась торговлей и бартером, комсомольские вожаки искали несколько другие способы занятия бизнесом. Преимущественно они находили себя в наиболее перспективных и интеллектуальных, креативных сферах: сырьевой, финансовой (инвестиционной, банковской), строительной, информационной (компьютеры и программное обеспечение, издательское дело, журналистика), рекламной. Внутреннее неприятие спекуляции и торговли отмечали многие из опрошенных, особенно те из них, кто попробовал самостоятельно заниматься торговлей в начале 1990-х годов.

Это можно также отнести к важным ценностным ориентациям, заложенным еще в период работы в комсомоле, и формирующим тезаурусы комсомольских вожаков — и в условиях кризиса 1990-х годов они видели себя в создании нового, того, что может послужить развитию общества. Такое восприятие предопределило работу не просто в наиболее прибыльных сферах, к которым в первую очередь относилась торговля, основанная на спекуляции, но в социально-ориентированных бизнес-структурах, создающих общественное благо и удовлетворяющих новые потребности общества.

Сейчас, когда переходный период практически окончен (это отмечают 79,2% опрошенных бывших работников комсомола) и начинается стабилизация жизни, исследование жизненных траекторий возможно без излишних эмоциональных оценок респондентами событий и сложностей времени перемен. Выделенные траектории представляют собой идеальный тип и не заменяют анализа индивидуальных особенностей судеб бывших работников комсомола. Однако тезаурусный подход позволил на основании параметра типичности выделить закономерности в жизненных путях бывших работников комсомола. Типология жизненных траекторий комсомольских функционеров не ограничивается предложенными типами. Мы, например, также можем выделить траекторию сохранения позиций в научной сфере, траекторию досрочного прекращения трудовой деятельности, связанную с выходом на пенсию. Однако 4 названных траектории являются наиболее распространенными, а также наилучшим образом отражают процессы, происходившие в российском обществе в 90-х годах.

Самым сложным для бывших работников комсомола в период перемен была тотальная переоценка ценностей и изменение тезаурусных конструкций в обществе (это отметили 31,1% участников исследования). Именно это и повлекло, как мы уже отмечали, дискриминацию в отношении вожаков комсомола, социальные практики исключения и определило кризис в их судьбах.

В то же время общей особенностью для большинства бывших комсомольских работников является устойчивость тезаурусной конструкции, которая в одних случаях стала одной их причин кризиса в жизненных траекториях, как, например, для некоторых представителей старшего поколения комсомольцев или для части национальных меньшинств, оказавшихся в положении чужаков. В других случаях устойчивость тезауруса и ценностных ориентаций послужили возвращению в политическую и экономическую (бизнес-) элиту. Сохранение ценностных ориентиров, наравне с готовностью бывших работников комсомола к эффективной деятельности в управленческой, научной и гуманитарной сферах, а также их активной общественной позицией, предопределили социальную реабилитацию комсомольских функционеров, временно исключенных из управления новой властью и общественным мнением.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Комсомольское строительство / Рук. авт. кол. И. М. Ильинский. М.: Мол. гвардия, 1984. С. 92.

[2] Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. пособие / 4-е изд., испр. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии: Флинта, 2003. С. 32.

[3] Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 140.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 1999.

Комсомольское строительство / Рук. авт. кол. И. М. Ильинский. М. : Мол. гвардия, 1984.

Луков Вал. А. Социальное проектирование: учеб. пособие / 4-е изд., испр. М.: Изд-во Московской гуманитарно-социальной академии ; Флинта, 2003.


Алексеев Артем Алексеевич — кандидат социологических наук.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»