Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №3 2008 – Социология

Кочеткова В. А. Модель формирования комфортного эмоционального климата в экологических туристских группах

УДК 316.454.54

Аннотация ♦ Экологический туризм является актуальным видом отдыха на современном этапе. В экологических путешествиях в туристских группах наблюдается неблагоприятный эмоциональный климат, связанный с несовместимостью членов группы, отсутствием разработанных методик по его формированию. В связи с существующей проблемой была разработана и апробирована модель формирования комфортного эмоционального климата в экологических туристских группах.

Ключевые слова: эмоциональный климат, игровые методы, эмпатия, сплоченность.

Keywords: emotional climate, game methods, empathy, unity.


Экологический туризм является тем видом дельности, который способствует эмоциональному, физическому и духовному отдыху людей в окружении экологически чистой и природы. Туристские путешествия создают условия, стимулирующие и побуждающие туриста к наиболее полной реализации их потребностей в отдыхе. Будучи членом экологической туристкой группы, турист, (как ее главный, базисный элемент, ее важнейшая единица) находится в окружении таких же членов группы, обладающими индивидуальными характеристиками характера, поведения, психической и физической подготовки. Несовместимость членов группы, конфликты и иные негативные факторы создают в группе некомфортный эмоциональный климат. Исследования экологической туристской группы с позиции ее сущности как малой группы в российской социальной психологии практически не проводились и достаточно глубокое теоретическое обоснование проблемы формирования комфортного эмоционального климата в экологической туристской группе изучено очень слабо.

В силу вышеперечисленных обстоятельств, проблема формирования комфортного эмоционального климата и установление механизмов его формирования, особенностей, механизмов регуляции приобретает актуальное значение.

Целенаправленное формирование комфортного эмоционального климата в экологических туристских группах будет обеспечено, через последовательное и целенаправленное психологическое воздействие, реализуемое через предлагаемую модель и направленное на формирование у туристов положительных эмоций, которые способствовали бы построению конструктивных взаимоотношений между ними, а, следовательно, и достижению благоприятного состояния эмоционального климата.

Ключевым компонентом в предлагаемой модели является игровая методика.

Применение игровых методов в туристской группе чрезвычайно продуктивно. Они могут выступать как способ преодоления скованности и напряженности участников, как инструмент диагностики и самодиагностики, позволяющий обнаружить наличие трудностей в общении и психологические проблемы. Благодаря использованию игровых методов закрепляются новые поведенческие навыки, обретаются способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются коммуникативные умения.

Разработанная автором модель, направленная на формирование комфортного эмоционального климата в экологической туристской группе представляет собой комплекс игровых мероприятий, проводимых в рамках экологического путешествия. Содержание игровых мероприятий определяется изученными особенностями эмоционального климата в туристских группах.

Целью комплекса игровых мероприятий является формирование и развитие навыков, способствующих формированию положительных эмоций внутри группы, построение конструктивных отношений между членами группы, влияние на групповые процессы, приводящие к формированию комфортного эмоционального климата в экологической туристской группе.

Разработанная автором модель направлена на решение поставленных задач:

1. Сформировать навыки сотрудничества внутри группы

2. Развивать эмпатийные способности членов группы

3. Развивать умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение

4. Повысить уровень взаимодействия в группе

5. Способствовать регулированию психического и эмоционального состояния внутри группы.

6. Сформировать навыки, способствующие конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.

Структура модели представлена четырьмя взаимосвязанными блоками и отображена на схеме 1.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ БЛОКИ МОДЕЛИ

Блок, ориентированный на развитие эмпатии

Блок, ориентированный на повышение уровня взаимодействия в группе

Блок, ориентированный на снятие агрессии в группе,

Блок, ориентированный на повышение эмоционального состояния в группе

Блок, ориентированный на повышение сплоченности в группе

ЦЕЛИ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ БЛОКОВ

Возможность почувствовать настроение членов группы

Формирование конструктивного взаимодействия в туристской группе

Снижение напряжения в группе

Формирование адекватного эмоционального состояния

Снижение количества разногласий внутри группы

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Формирование комфортного эмоционального климата в туристской группе

Схема 1. Комплекс игровых мероприятий, направленный на формирование комфортного эмоционального климата в туристской группе.

В рамках рассмотренных блоков игровая методика с туристами проходила по следующей схеме:

1. Знакомство. Неоспорим то факт, что любое общение начинается со знакомства. В сформированной экологической туристкой группе ее члены не знакомы друг с другом, а такие игры помогут познакомиться друг с другом, что в целом способствует лучшему взаимодействию друг с другом. Для знакомства использовались различные игры.

Такие как «Снежный ком», «Перестройки», «Давайте познакомимся», «Арифметика» [1, 3] и др. В качестве примера рассмотрим одну из игр. Участники делятся на две команды, выстраиваются друг напротив друга и по сигналу ведущего перестраиваются в своих командах по разным признакам: по росту, по размеру обуви, по цвету обуви, по первым буквам имен (от А до Я). Наличие команд дает эффект соревнования, который необходим для повышения уровня мотивации к достижению цели, а соответственно, более активному и эффективному взаимодействию внутри группы (команды). Вышеперечисленные игры использовались в группе только в первый день путешествия.

2. Опрос впечатлений за весь день. При этом необходимо чтобы каждый член группы высказал что-нибудь о прошедшем дне путешествии.

3. Применение разогревающих игр, которые постепенно вовлекут участников в игровой процесс. Здесь применялись такие игры как «Поэтическая игра», «Перья», «Крутой парень»

4. Основная игровая часть. В ней игры проводились в соответствии с выделенными содержательными блоками. Игры использовались как активного так и пассивного характера.

5. Завершение игры. Разрядка обстановки. Здесь применялись шуточные задания и вопросы.

6. Резюмирование ведущего.

Теперь перейдем к подробной характеристике каждого тематического блока.

Первый блок был направлен на развитие эмпатии. Игры на развитие эмпатии развивают следующее:

  • Возможность почувствовать состояние, эмоции, настроение тех, с кем предстоит взаимодействовать.
  • Наблюдательность и внимательность.

Кроме того игры на развитие эмпатии помогают отслеживать чувства и эмоции, возникающие у членов туристской группы, услышать голоса участников и способность их распознавать. Все это способствует созданию условий эффективного группового взаимодействия.

В рамках указанного блока использовались следующие игры (см.: Леванова, Волошина, 2008):

1. Круг. Эта игра проводить после проведения игр знакомств. Это позволило участникам целенаправленно «вглядеться в друг друга». После завершения этого упражнения были заданы следующие вопросы, позволяющие проанализировать эффективность игры, такие как: Какие ощущения Вы испытываете после выполнения упражнения, на что Вы ориентировались, когда играли? Суть игры состоит в следующем. Все участники имеют ровно одну минуту, чтобы посмотреть друг на друга. После этого все разворачиваются в круг спиной друг к другу и последовательно каждому участнику задается вопрос о сидящих участниках в круге. Например: Кто сидит четвертым справа от тебя? Потом вопросы конкретизируются, например: Есть ли у него часы, украшения, какого цвета волосы?. Вопросы повторяются, если дается неправильный ответ. В конце игры все поворачиваются друг к другу, и ведущий просит всех посмотреть друг на друга еще раз.

2. Рассказ охотника (рыбака, туриста, спортсмена, по выбору участников). Это очень интересная игра и ее удобно использовать во время экологических туров. Сама тематика игры подходит к туризму. Эта игра помогает повысить уровень концентрации внимания и помогает участникам вслушиваться и следить за логикой рассказа. Оно благоприятно отражается на сплоченность группы. Игру начинает ведущий. Он начинает рассказывать от имени охотника или рыбака и т.д. его рассказ в любой момент может прервать другой участник и продолжить или сам ведущий прерывает рассказ и просит кого-нибудь его продолжить и там до последнего участника. Самая главная задача ведущего — следить затем, чтобы рассказ был интересным.

3. Узнай меня

Один из туристов садится спиной к группе. Все остальные туристы задают ему вопросы, при этом меняя голос и интонацию. Задача участника, который сидит на стуле, — назвать имя человека, который задает вопросы.

4. Летающие

Эта игра исключает речевые коммуникации, а используется только визуальные каналы восприятия. Использование этой игры дает возможность участникам лучше всмотреться друг в друга и в целом позволяет диагностировать уровень развития визуального канала восприятия и развития. Сама игра заключается в том, что всем участникам раздаются карточки с названием, каких либо летающих животных, при чем у участника всегда есть пара, которую необходимо найти. При этом разговаривать или издавать какие либо звуки нельзя. После того как участники нашли себе пару, они продолжают молчать. Когда все пары образованы, ведущий проверяет, что получилось.

Второй блок был направлен на повышение уровня взаимодействия в группе. Выделение данного блока связано с тем, что во время путешествия члены тургруппы непосредственно взаимодействуют друг с другом, и сами игры так или иначе связаны с взаимодействием. «Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Именно причинная обусловленность составляет главную особенность взаимодействия, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что определяет развитие объектов и их структур» (Крысько, 2000: 163). Если взаимодействие успешное, то участники интенсивно общаются друг с другом, целенаправленно решая общую задачу. Как следствие ему сопутствует положительная атмосфера в группе. Кроме того, сам процесс взаимодействия является фактором группой работы, который позволяет участникам группы обмениваться мнениями, ощущениями, облегчает процесс контакта. Из многочисленного арсенала игровых методов повышения уровня взаимодействия в группе были выбраны наиболее оптимально подходящие под условия прохождения экологического тура. Это такие игры как:

1. Гирлянда. Применение этой игры во время экологического путешествия способствовало решению задачи взаимодействия в группе, в силу того, что в самой туристкой группе сами отношения сложились не самым лучшим образом, то есть случались периодические конфликты. Сама игра очень простая. Участники группы делятся на две команды. Цель игры связать из своей одежды гирлянду. У кого гирлянда длиннее, тот и победил.

2. Никто не знает, что я... С помощью этой игры, возможно выявить скрытые ресурсы участников туристкой группы и повысить уровень уважения, доверия участников группы друг к другу.

Также применялись такие игры как «Пчелы и змеи», «Фигура», «Пальчики» (Леванова, Волошина, 2008).

Третий блок направлен на снятие агрессии в группе. Используемые игры позволяют решить задачу регуляции эмоционального состояния в группе, в частности снять накопившееся напряжение. Хочется отметить тот факт, что возникновение напряжения в группе это естественный процесс который присущ групповой динамике. С агрессией необходимо работать. Снижению агрессивного состояния способствует создание условий для ее расходования, а именно: двигательная активность, шутки, работа с эмоциями участников экологического путешествия.

В рамках третьего блока использовались следующие игры: Бумажный бум. Так как эта игра подразумевает активную двигательную деятельность, следовательно, она подходит для использования в экологических турах. Она позволяет выплеснуть агрессию с помощью неагрессивных форм двигательной деятельности. Также использовались такие игры как «Гипнотизер», «Школа огородных пугал» (Приезжаева, 2005).

Четвертый блок напрямую связан с эмоциональным климатом экологической туристкой группы. Для того чтобы привести эмоциональное состояние членов группы в соответствие с целями путешествия необходимо настроить членов туристкой группы на максимально возможный отдых. Этому способствуют подвижные игры. Они являются универсальным средством для повышения уровня эмоционального состояния, кроме того, они имеют рекреационную функцию. Подвижные игры требуют от играющих физической активности, направленной на достижение поставленной цели и ориентированы на достижение конкретной игровой задачи. Главной составляющей подвижных игр является соревновательный характер, а также умение действовать не только в одиночку но и вместе с командой. Одним из главных условий применения подвижных игр является то, что сам ведущий должен включаться в сам процесс, чтобы поддерживать темп и динамику игры. В рамках данного блока использовались следующие игры:

1. Голова-хвост. Сама игра дает хорошую разрядку и прилив положительных эмоций. Суть игры заключается в следующем: Играющие становятся в затылок друг к другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи становится головой, последний хвостом. Все участники, стоящие между головой и хвостом делятся пополам. Та половина, которая ближе к «голове», помогает «голове», а та, что ближе к «хвосту» помогает «хвосту». Игра продолжается до тех пор, пока «голова» не поймает «хвост». После чего можно назначить новых «голову» и «хвост».

Последний блок был направлен на повышение групповой сплоченности. В данном блоке применялись упражнения способствующие повышению доверия членов коллектива друг к другу и их эмоциональной привлекательности.

Моделировались ситуации, позволяющие отрабатывать наиболее эффективные способы группового взаимодействия, основанные на кооперации, а не на конкуренции. Таким образом, создавались условия для повышения эмоциональной, ценностно-ориентационной и опосредованной деятельностью сплоченности группы.

Игры на сплочение позволяли команде лучше узнать друг друга, в процессе игры все так или иначе должны были реально сдружиться. В нем применялись такие игры и упражнения, как:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра “на вылет”, то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. “атомы”. Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже “на вылет”.

3. “гусеница” — команда становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда — это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. «Подъемный кран». Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится на траву, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

1. тренер победившей команды;

2. полковник, выигравший битву;

3. балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

4. пловец, поднявшийся на гребень волны;

5. облако, летящее по небу в жаркий день;

6. бревно на субботнике;

7. прыгун, зависший над планкой;

8. цветок лотоса на поверхности озера.

По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

Экспериментальная проверка эффективности предлагаемой модели, позволила при помощи специально разработанных нами диагностических методик проследить устойчивую положительную динамику качественных и количественных изменений состояния эмоционального климата, которое проявлялось в следующих тенденциях:

  • повысился уровень групповой сплоченности;
  • повысилась удовлетворенность членов группы экологическим путешествием, ее условиями, внутригрупповыми взаимоотношениями;
  • характер взаимоотношений между членами коллектива и внутригруппового взаимодействия стал более конструктивным;
  • повысилась конфликтоустойчивость членов группы.

Это позволяет нам утверждать, что разработанная автором модель формирования комфортного эмоционального климата в экологических туристских группах является достаточно эффективной.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Леванова Е. А., Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. СПб. : Питер, 2008.

Крысько В. Г. Основной вопрос социальной психологии // Вестник Университета (Государственный университет управления). Серия: Социология и управление персоналом. 2000. № 1 (2).

Приезжаева Е. М. Организация и методы игровой деятельности в туризме: учебно-методическое пособие. М. : Советский спорт, 2005. 132 с.


Кочеткова Виктория Александровна — старший преподаватель кафедры «Экологический туризм» Астраханского государственного технического университета.

E-mail: infanta_2000@mail.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»