Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / 2008 / №5 2008 – Филология

Мошняга П. А. Японская литература 1920–30-х годов: проблемы «массовой литературы»

УДК 82

Аннотация: В статье литература Японии 20–30-х годов XX века рассматривается в проблематике «массовой культуры», дается трактовка термина «массовая литература».   

Ключевые слова: японская литература, массовая культура, массовая литература.


Та точка зрения на формирование литературы межвоенного периода, которая дается в первой главе исследования, учитывает в недостаточной степени огромный пласт массовой литературы и нуждается в некоторой корректировке, поскольку именно решительные перемены в СМИ (развитие серийного изготовления и выпуска газет, журналов, книг) оказали основное воздействие на производство литературной продукции в это время.

Когда издательская индустрия увеличила число доступных мест для распространения печатной продукции, что проявилось в возникновении в 20-е годы огромного количества новых журналов, она тем самым предоставила писателям возможность публиковать свои работы в различных по ориентации и тематике изданиях. Поэтому больше нет смысла исключать популярные коммерческие издания из исследования японской литературы.

Тиражи журналов варьировались от 10 тыс. до 100 тыс. Наиболее коммерчески успешным изданием являлся «Кингу», который был нацелен на широкую читательскую аудиторию и выпуски которого продавались в количестве 760 тыс. копий. Кроме того, в рамках «эмпон буму» (феноменально высокий спрос на дешевые книги), проходившего с 1925 по 1930 гг., было опубликовано более трехсот собраний сочинений писателей различных направлений. Вся эта печатная продукция ориентировалась на новый средний класс, горожан, как на своего потенциального потребителя.

С конца 20-х годов коммерческие издания вышли на новый уровень: теперь они не только отражали вкусы читателей, но и непосредственно формировали их. Массовая литература, статьи о моде печатались наравне с «серьезной» литературой, общественно-политическими статьями, и границы между ними постепенно стирались. Как отмечает исследователь японской литературы, Кёко Омори, игнорировать то, что стояло вне области «чисто литературных» журналов (и кругов) — значит игнорировать большую часть литературной деятельности, проходившей в довоенный период [Кёко Омори, 2003, с. 8].

Впервые термин «массовая литература» (тайсю бунгаку) появился в разделе культуры журнала «Кодан дзасси» за 1925 г. для обозначения развлекательных произведений в жанрах «романа о чувствах» и «романа о нравах», противопоставленных «чистой литературе». Позднее этот термин включал в себя и другие жанры: исторические, детективные и мистические романы.

Литературные круги обратили внимание на «массовую» литературу, когда такие крупные авторы, как Акутагава Рюноскэ и Кикути Кан, стали писать в этом жанре, ориентируясь на молодое поколение читателей, для которого «чистая литература» была скучным и дорогим «удовольствием». Произведения «массовой» литературы: детективы Рампо Эдогавы, Танидзаки Дзюнъитиро, исторические романы Ёсикава Эйдзи, Акутагавы Рюноскэ и др. — печатались во всех коммерческих журналах. Напр., на страницах «Синсэйнэн» можно было встретить детективы вроде как идеологических врагов, марксиста Хирабаяси Хацуноскэ и фашиста Хино Асихэя.

Коммерческие журналы оказали сильное воздействие на такие явления в японской литературе 20–30-х годов, как Дада и школа «Нового искусства». Авангардисты поначалу предпочитали сами издавать свои журналы; напр., футуристский журнал «Эпокку» будущего писателя детективного жанра, Эдогавы Рампо, или «Дадаизм» будущего представителя «Нового искусства», Ёсиюки Эйсукэ — но из-за нехватки средств на их реализацию они стали снабжать рекламой свои издания, а также печататься в крупных газетах и журналах для того, чтобы воздействовать на широкую читательскую аудиторию. Статьи дадаиста Цудзи Дзюна выходили в еженедельниках «Ёмиури симбун», «Кайдзо» и др. Более того, первые заметки о Дада появились именно в этих изданиях, еще до возникновения самого движения в Японии.

На страницах журнала «Кайдзо» печатались и социалистические статьи, и развлекательные романы Кикути Кана, и произведения модернистов. Конкурируя с издательством «Иванами», компания «Кайдзося» начала выпуск дешевых многотомных книг, стоивших всего 1 йену за том, и добилась феноменального успеха. Дебютный роман «Эпоха бродяжничества» лидера школы «Нового искусства» Рютандзи Ю появился именно в рамках «эмпон буму» издательства «Кайдзося». Уже после роспуска «Нового искусства» это издательство стало выпускать различные антологии модернистской литературы, в которых фигурировали работы участников этой школы.

Цитированная литература:

[Кёко Омори, 2003] — Kyoko Omori. Detecting Japanese Vernacular Modernism: Shinseinen Magazine and the Development of the Tantei Shosetsu Genre, 1920–1931. Dissertation [Кёко Омори. Исследование японского местного модернизма: журнал Синсэйнэн и развитие жанра детективного романа, 1920–1931. Диссертация]. Ohio, 2003. Адрес стр. в интернете: http://www.ohiolink.edu/etd/send-pdf.cgi?osu1048620868


Мошняга Павел Александрович — аспирант кафедры культурологии Московского гуманитарного университета.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»