Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» /  №1 2009 - Философия. Политология

Бирич И. А. Современный русский язык — хранитель древнего миросозерцания (главные архетипы русского сознания)

УДК 130.2

Аннотация: В современном русском языке сохранились следы архетипов национального менталитета. В метафорическом строе языка обнаруживаются космизм древнего сознания и ценности гармонии и любви.

Ключевые слова: современный русский язык, архетипы национального менталитета, ценности.


Есть область культуры, что является ровесником существования народа — его язык. По этапам развития его морфологии, семантики словообразования мы прослеживаем историю сознания этого народа, особенности его самоидентификации и отношение к нарождающемуся слову как имеющему духовный смысл и оправдание.

Формула апостола Иоанна «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» универсальна для всех народов. Создатель мира был один, а вот назывался он везде по-разному. Именно от имен главных богов образовывались главные ценностные понятия в разных языках, закладывались архетипы будущего национального менталитета. Об этом свидетельствует и история нашего самосознания, уходящая в глубокую древность образования союза славянских племён.

 Что же может нам рассказать о себе само слово «слово» с точки зрения филологии? Через другие славянские языки слово этимологически связано с существительными «имя, глагол, молва, похвала, слава, честь», глаголами «слыть, славить, почитать, уважать». Какая же энергия спрятана в этом нежном по звучанию слове! Оно изначально было предназначено для публичного использования. И поневоле задумаешься, почему же наши далекие предки выбрали для обозначения своего рода имя «славяне» — люди слова, славящие своих богов и мир, созданный ими!

 В истории древнерусской культуры не сохранилось сколько-нибудь целостных космогонических текстов. Но, как это ни странно, космическое мировидение наших далеких предков легко реконструируется по данным археологии и этнографии, истории декоративно-прикладного искусства и фольклора, устного народного творчества, лингвистики и языкознания. Когда ученые и искусствоведы свели свои исследования в одну картину (и здесь прежде всего надо назвать труды Б. Рыбакова и Б. Полуниной), раскрылась поразительная вещь. Древнерусское миросозерцание изначально тяготело к фундаментальных основам Бытия, не только оставив нам образцы возвышенной поэтической символики, но и космической мудрости, проницательности. Судите сами.

Как и у других древних народов, у наших предков мир был поделен на три пространства: «верхнее», «среднее» и «нижнее». "Верхний" («горний») мир (невидимый) назывался ПРАВЬ, «средний» (видимый) — ЯВЬ, «нижний» (тоже невидимый) — НАВЬ.

Правь — мир законов. Мы узнаем этот корень и используем его сегодня с таким же назначением, что и в древности. Правь — это не только право править по правилам, это еще и правда — сила закона. Правда в русском языке — не просто истина (как в других языках), правда — это осуществление справедливости, установленной свыше. Когда русские ищут правду, то они ищут не только и не столько истину, сколько справедливость. Справедливость для русских даже более важна, нежели истина знания.

Господствовал в пространстве Прави и охранял его главное божество и родоначальник всех древнерусских (древнеславянских) богов по имени РОД — неиссякаемый источник, родник жизни. (или в других славянских племенах СВАРОГ — "Верхнее небо"). Род породил все живое во Вселенной и саму Вселенную, которую наши предки назвали «природой». Не потому ли так трепетно наше отношение к природе, что мы генетически помним ее связь со Вселенной — миром, где обитает ее творец. Род — прародитель древнерусского этноса — народа. Он дал ему язык — средство для общения с собой (Я — зову!). Вот почему именно с пространством Рода наши предки связали свое представление о родине. Наша родина-то на небесах!

Род не один господствовал в Прави. В «верхнем мире» у него были помощницы в создании «дольнего» и видимого мира Яви — две рожаницы, две родицы, хозяйки мировых вод жизни, две "сестры" — небесные ЛАДА и ЛЕЛЯ. В этих именах легко прочитываются "гармония " и "любовь". Все русские слова, образованные от имен этих древних богинь, до сих пор несут на себе энергетику согласия и любования миром: ладный, ладить, услада, ладонь, гладить, лелеять, ляля и др.

При непосредственном участии рожаниц Род создал мир видимый: "нижнее небо", где главенствовали братья Сварожичи Перун (бог грозы, отворяющий "хляби небесные"), Даждьбог (бог солнца), и твердь, что звалась МОКОШЬЮ («мокша, моска») или Матерь-сыра-земля. Слово "бог" впервые было озвучено на нашем древнем языке при обозначении солнечного божества. Даждьбог — Дащий Благо: прежде всего свет, а с ним и представление о времени ("хорс" или "коло" — название солнечного диска); и жизненную энергию, жар ("ярило"). Так что "Бог" по-древнерусски — это благо, а вовсе не "богатство", как толкуют наши этимологические словари. А наше любимое словцо «хорошо» означает «солнечно».

Корень «мокша» («моска») сохранился в названии реки и города Москвы, на территории которых жители поклонялись этой древней богине. Вообще рек с таким названием в нашей глубинке несколько. В санскритском языке этот корень переводится как "спасение". Богиня земли отвечала за урожай и пряла нить судьбы. Видимо, наши далекие предки не считали "дольний мир" обездоленным, каким он стал считаться позднее, ведь русичи — "даждьбожьи внуки" ("Слово о полку Игореве"), потомки Солнца. По мнению наших фольклористов, самоназвание «русичи» раскрывается в древнеславянском мифе («Русские веды»), повествующем о том, что Даждьбог полюбил дочь могучего Днепра, красавицу Рось, от этого союза и пошли наши предки.

 Был у русичей и потусторонний «дальний мир» (или «тонкий») — "за три-девять земель", куда уходили души умерших. Назывался он Навь, оттуда шли наваждения и наветы, мир этот был опасен. Главенствовал в нем «скотий» бог ВОЛОС (или ВЕЛЕС), он отвечал за земное богатство в виде скота, власть, торговлю, ремесла, знания. Служители этого бога назывались "волхвами" или «волшебниками» (кудесниками). Баба Яга (русифицированное "йога") — из их числа. Женской половиной бога Велеса была Марья МОРЕВНА — богиня, стоявшая на страже жизненных сроков людей. С тех пор все слова, имеющие корень «мор-мер», несут на себе признак неопределенности, опасности, катастрофы: смерть, умереть, мор, мороз, моросить и т. п.

Волхвы знали историю богов, своего народа, умели разгадывать тайны природы, исчисляли время и жили, в отличие от жреческой касты других народов, среди людей. Ими-то и был сформирован календарный цикл и возглавлен земледельческий культ. Они же сформировали обряды, обращенные к магии красоты, были первыми сказителями, народными певцами. Устное народное творчество сохранило для нас образ певца Баяна, который «баил древние кащеи», из которых складывался народный эпос. (Сейчас делаются попытки реконструкции древнерусского эпоса на материале сказочного фольклора).

Наши предки своих богов не боялись. Главных культом у древних русичей оставался культ РОДА (Творца Вселенной), ЛАДЫ (гармонии) и ЛЕЛИ (семьи) даже в поздние столетия, когда функции этих богов уже стали стираться из народной памяти. Испокон веков наши предки оберегались от хаоса непознанных потусторонних сил не с помощью кровавых жертвоприношений и заклятий, а с помощью общего согласия и магии красоты, которые считались сущностными качествами Вселенной ( Природы) — их общей Родины.

Посмотрите, как строили русские свое жилище, уподобляя его мирозданию. Двухскатная крыша русской избы символизировала крылья венчающего каждый крестьянский дом небесного Конька-РОДА, который вместе с рожаницей и хозяйкой небесных вод ЛАДОЙ, чей образ кормилицы точно прочитывается в деревянном кружеве причелин, обеспечивал кров, оберегал время и пространство Яви ("солнце" на "челе" избы, растительный орнамент наличников на "лице" избы), охранял (отсюда "хоромы", а позднее "храм") покой своей родни.

У древних племен, населяющих восточную Европу, не было антропоморфных изображений богов, как это было у западных народов Европы. Зачем? Каждый русич свидетельствовал о них фактом своего существования. Одежда специально подчеркивала и усиливала идею уподобления человеческого существа своему прародителю: женщины — "лебедушке" или "павушке" ЛАДЕ, "уточке" ЛЕЛЕ, мужчин -"оседлавшему жизненную энергию" всаднику РОДУ.

В древней Руси была разработана утонченнейшая система оберегов, перешедшая впоследствии в наши эстетические предпочтения, художественный вкус, нравственную чуткость. Наши предки украшали свою утварь, одежду, не оставляя пустым ни один сантиметр плоскости, космической символикой (солярные знаки, символы засеянной пашни, проросшего семени, крины, райские цветы), превратившейся для нас в дивное узорочье. Потому и дивное, что до сих пор оно настраивает наш глаз (зрак) с помощью законов гармонии на то, чтобы увидеть и почувствовать в древнем орнаменте красоту вечной Прародины, которую наши предки называли ирием или раем. Недаром народные праздники, посвященные богам "верхнего" мира, звались на Руси "радоницы" или «радонеж», то есть радость. Тогда же возникло и понятие "счастье": быть частью общего целого (вселенной) — высшая радость и благо. Чем больше целое, тем больше счастье!

Так на Руси сформировалось космическое ощущение жизни: она появляется там, где есть гармония и любовь!

Вот они — первые архетипы — абсолютные ценности нашего древнего миросозерцания! Они в первозданном виде сохранились до нашего времени в языке и донесли до нас нравственную энергию этого миросозерцания. Архетип выразил себя в структуре и морфологии русского языка и основал метафору — единицу сознания, вместившую в себя "вертикаль" и "горизонталь" культуры, вечность и историчность ее смыслов. Вот почему метафора в русской культуре стала универсальным механизмом творческой интуиции.


 Литература

1. Полунина В. Н. Одолень-трава: Эстетическое воспитание детей и подростков в общении с народным искусством. М., 1989.

2. Русские Веды: Песни птицы Гамаюн. М., 1992.

3. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М., 1987.


Бирич Инна Алексеевнадоктор философских наук, профессор, заместитель заведующего кафедрой философии Московского городского педагогического университета.


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»