Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 10 2009 – Искусствоведение

Иванова С. В. Эволюционная модель становления балалаечного исполнительства в контексте развития музыкальной культуры Оренбуржья

УДК 78

Ivanova S. V. Evolution Model of Balalaika Playing Formation in the Context of Orenburg Region Musical Culture Development

(Оренбургский государственный институт искусств им. Л. и М. Ростроповичей)

(Orenburg State L. and M. Rostropovichs Institute of Art)

Аннотация: В данной статье на основе архивных документов и свидетельств воссоздаётся история регионального балалаечного музицирования, позволяющая переосмыслить его роль в эволюционных процессах народно-инструментального исполнительства России. Представленная периодизация раскрывает динамику балалаечного искусства в общероссийском и региональном масштабах — от возникновения и становления до современной практики.

Ключевые слова: эволюционная модель, общероссийский масштаб, региональное исполнительство, историко-культурные процессы, народно-инструментальное исполнительство, балалайка.

Abstract: This article helps to understand the role of balalaika playing art in evolution processes of Russian folk-instrumental playing. The given periods show the dynamics of balalaika playing art in Russian and region scale — from the period of appearance till modern practice.

Keywords: evolution model, Russian scale, region playing, history-culture process, folk-instrumental playing, balalaika.


В последнее время в общественном сознании в отношении к провинции наметились определённые изменения, связанные с повышенным интересом к истории культурной жизни российской глубинки. Являясь хранительницей традиций, провинция оказалась способной не только воспринимать культурные импульсы из центра, но и сама являлась инициатором передовых идей.

Богатое историческое прошлое Оренбургского края является важной составляющей частью российской культуры. Возникнув в середине XVIII века как «врата в Азию» Оренбургская губерния значительно отличалась от других своими масштабами, устройством и спецификой. Расположение на границе двух континентов наложило на культуру Оренбуржья своеобразные евроазиатские черты. Появление огромного массива новых малоизвестных документальных материалов позволило воссоздать неизвестные страницы всеобщей истории музыки, переосмыслить историческую роль регионального балалаечного музицирования в эволюционных процессах народно-инструментального исполнительства России.

Выявление эволюционной модели балалаечного искусства потребовало следующей периодизации, позволяющей увидеть динамику эволюционных процессов как в общероссийском, так и в региональном масштабе.

Таблица 1. Основные этапы балалаечного исполнительства

I

II

III

IV

V

1688–1886

1886–1917

1917–1950

1950–1990

1990–2008

С объёмного I этапа (рубеж XVII–XIX веков) в письменных источниках встречаются упоминания о балалайке, бытовавшей в бесписьменной традиции. Важную роль на данном временном пространстве играли массовые жанры: фольклор и бытовая музыка. Балалайка использовалась для исполнения плясовых, скорых, частушечных песен, сопровождения танцев.

Наибольшую значимость фольклорные жанры приобретают во время крестьянского восстания 1773–1775гг. под предводительством Е. Пугачёва. Балалайку использовали для сопровождения песен и танцев не только в среде оренбургского казачества. Архивные документы свидетельствуют, что еще в середине XIX века у «башкирцев» (башкир) и «киргизов» (казахов) Оренбургского ведомства хранились балалайки высокого достоинства.

Порубежный II этап (конец XIX — начало XX веков) — начало становления академического направления в балалаечном исполнительстве. Осознание самобытной интонационной природы балалайки, стало отправным моментом для её усовершенствования. Первое публичное выступление В. Андреева на концертной балалайке (1886) убедило в необходимости создания хроматического инструмента, доведения уровня исполнительства на нём до совершенства. Подвижническая деятельность В. Андреева дошла до Оренбурга в лице его последователей, организовавших в регионе народные оркестры (Н. Радченко, Б. Барцал, Л. Шелудяков-Шемяко, Г. Дмитриев, В. Завадский, А. Арискин, И. Ильиных). Открытие в 1876 году линии железной дороги заметно активизировало экономику и культурную жизнь края. Первым свидетельством появления балалайки на концертной эстраде Оренбурга может служить заметка в «Оренбургском листке» от 1895 года. С 1899 года появляются коллективные формы музицирования: «Хор составился из 6 балалаек, хорошо подобранных; юные исполнители-кадеты прекрасно сыгрались, и исполненные ими пьесы и solo произвели весьма хорошее впечатление» [2]. В Народном доме, построенном на рубеже веков, неоднократно выступал хор балалаечников под управлением Н. И. Радченко, Б. Ф. Барцала. Свидетельством довольно широкого распространения балалайки в музыкальном быту оренбуржцев является опросной листок «Общества взаимного вспоможения приказчиков», согласно которому большая часть опрошенных играла на балалайках. В целом, до 1917 года в Оренбурге существовало около десяти коллективов народно-инструментального состава, что в условиях сравнительно небольшого города предполагало даже наличие конкуренции между ними.

III этап, охватывающий первую половину XX столетия — период массового распространения инструмента. Уже в 1917 году открывается «Народное драматическое музыкально-певческое общество», которое «намерено открыть для народов музыкальные классы по обучению игре на народных музыкальных инструментах»[1]. В некоторых учебных заведениях губернии также открываются классы по обучению игре на народных инструментах. В 1920 году Губернским отделом народного образования был организован народный оркестр под руководством И. Ильиных. Открытие в 1927 году Оренбургского музыкального техникума имело большое значения для дальнейшего развития народного исполнительства. О значительных успехах в развитии исполнительства на народных инструментах свидетельствует переписка И. Ильиных с Н. Приваловым: «1 июня, по примеру Ленинграда, у нас будет Музыкальная Олимпиада. Оркестр, конечно, будет не 500 человек, а вдвое меньше, но ведь у нас и город-то в 10 раз меньше» [3, 34]. В годы Великой отечественной войны И. Ильиных создаёт на базе филармонии струнный оркестр народных инструментов.

IV этап отмечен образованием региональных балалаечных школ (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), ростом исполнительского мастерства, созданием оригинального репертуара, окончательным становлением системы профессионального образования. Ведущую роль среди образовательных музыкальных учреждений региона занимает Оренбургское музыкальное училище, ставшее центром по подготовке кадров для культуры и искусства Оренбургской области. С 1953 года на отделении народных инструментов начинает работать заслуженный артист РСФСР Я. В. Хохлов, класс домры и балалайки. По его инициативе в 1958 году организовывается Государственный русский народный хор.

Окончание XX и начало XXI веков (V этап) функционирование культуры во Всероссийском масштабе и на региональном уровне отмечено тенденцией к перестройке.Несмотря на ряд негативных моментов (закрытие самодеятельных оркестров, сокращение численности обучающихся) перестроечные процессы способствовали модернизации системы образования. С открытием Оренбургского государственного института искусств (1997) кафедра Оркестровых народных инструментов стала центром народно-инструментального исполнительства в Оренбургской области. Проведение Международного конкурса исполнителей на народных инструментах «Кубок Южного Урала — Оренбургская мозаика» (с 2002 года) открывает новые горизонты развития, свидетельствует о росте исполнительского мастерства в русле общероссийской тенденции.

Образование аспирантуры (2004) по специальности «Музыкальное искусство» активизировало развитие научно-методических изысканий в области народно-инструментального исполнительства.

Сегодня культура музыкального мегаполиса Оренбуржья (термин Б. Хавторина) — неотъемлемая часть художественной жизни России. Региональное балалаечное исполнительство органично влилось в современное отечественное народно-инструментальное искусство, о чём свидетельствуют неоднократные победы оренбургских исполнителей на Международных и Всероссийских балалаечных конкурсах. Это подтверждает известную гипотезу о возможности возрождения России из провинции.

Список литературы

1. Оренбургская газета. 1899. 5 января.

2. Оренбургская жизнь. 1917. 25 апреля.

3. РНБ, отдел рукописей, архив Н. Привалова. Ф.615, Оп.1125, письмо 13.

Bibliography

1. Orenburg newspaper. 1899. 5 January.

2. Orenburg life. 1917. 25 April.

3. RNB, manuscript department, archive of Privalov. F.615, Op. 1125, letter 13.


Иванова С. В. — старший преподаватель кафедры Оркестровых народных инструментов Оренбургского государственного института искусств им. Леопольда и Мстислава Ростроповичей.

Ivanova S. V. — the senior teacher of the Orchestra Folk Instruments Department of Orenburg State L. and M. Rostropovichs Institute of Art.

E-mail: ogii (at) inbox.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»