Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология

Ильдарханова Ч. И. Профессиональная мобильность молодого преподавателя российского вуза

УДК 316.35

Ildarkhanova Ch. I. Professional Mobility of Young Lecturer of Russian Institute of Higher Education

Аннотация: В статье дан социологический анализ профессиональной мобильности молодых вузовских преподавателей.

Ключевые слова: социология, профессиональная мобильность, вуз, молодые преподаватели.

Abstract: Sociological analysis of professional mobility of young university lecturers is presented in the article.

Keywords: sociology, professional mobility, institute of higher education, young university lecturers.


Присоединение российской системы образования к Болонской конвенции поставило перед преподавателями вузов вопрос о готовности и способности к смене выполняемых учебно-методических и научных задач, освоению новых навыков или изменений в них, возникающих под влиянием преобразований. Молодежь выполняет инновационную функцию в обществе, поэтому реализацию ряда этих задач связывают именно с данной социально-демографической подгруппой.

Для профессиональной группы молодых преподавателей характерно стремление повысить свой профессиональный статус, в первую очередь, это связано с желанием улучшить свое материальное положение. Интересы самой молодежи направлены больше не на способы молодежного самовыражения, а на поиски более быстрого и адекватного пути вхождения в полноправный статус взрослого, экономически самостоятельного человека.

Возможность профессиональной мобильности молодого преподавателя в вузе обусловлена рядом факторов. С одной стороны, это объективные показатели — защита кандидатской диссертации и получение степени, активное участие в научно-исследовательской деятельности, публикация учебно-методических комплексов, внедрение в международное научное сообщество формально — которые способствуют повышению статуса молодого специалиста, с другой стороны, субъективные — корпоративная культура вуза либо рассматривает эти объективные показатели как значимые для повышения молодого преподавателя в должности, либо сдерживает его восхождение по карьерной лестнице, исходя из внутренней политики, поддерживаемой в вузе.

Неравенство в доступе к высоким должностным позициям наблюдается и внутри самой группы молодых преподавателей. Руководство вуза склонно брать молодых специалистов, для которых преподавание не является основным видом профессиональной деятельности, но занимающих высокие статусные позиции по основному месту работы (административные должности в различных организациях, занимающихся деятельностью, связанной с преподаваемой дисциплиной) на более высокие должностные позиции по сравнению с молодыми штатными сотрудниками, занятых только учебно-методической и научной деятельностью. Для такой стратификации объективных показателей нет, основана она исключительно на желании и необходимости руководства вуза привлечь к учебной работе не только высококлассных преподавателей-теоретиков, но и специалистов, имеющих богатый практический опыт внедрения классических и современных теорий. Такое положение дел обусловлено в частности предъявлением высоких требований и наличия практического опыта работы работодателей к выпускникам вузов, однако практика по специальности, предусмотренная учебными планами, не в полной мере обеспечивает студента такими практическими познаниями и навыками.

Высокий профессиональный статус является побудителем более эффективного исполнения молодыми преподавателями своих профессиональных обязанностей. Активность участия молодого преподавателя в научной деятельности во многом зависит не только от его понимания своей профессиональной роли, но и от того, насколько окружающее его профессиональное сообщество склонно поощрить его за заслуги в профессиональной деятельности. В российских вузах прослеживается тенденция возрастной дискриминации, которая выражается в лишении молодых преподавателей прав и ограничение их в правах, основанием для чего прямо или косвенно служит возраст. Молодые специалисты в ряде случаев оцениваются на основании не объективных характеристик, таких как наличие ученой степени, количество научных публикаций и учебно-методических комплексов, участие в научно-исследовательской деятельности, международных конференциях, а на основе характеристик возраста. Она выражается в предрассудках и стереотипах относительно физических и умственных способностей представителей различных возрастных групп.

Профессиональная мобильность молодого преподавателя российского вуза напрямую зависит от наличия у специалиста связей в профессиональном сообществе. Стоит обратить внимание на то, что личностным факторам отдается наиболее приоритетная роль.

При оценке вуза одним из значимых показателей выступает профессиональный уровень молодых преподавателей до 35 лет.Многие вузы, по мнению экспертов, утратили свои ведущие позиции из-за острой нехватки в вузах молодых талантливых преподавателей. Для повышения своей квалификации молодым преподавателям вузов нередко приходится искать внешние источники финансирования. Чаще всего такими источниками выступают зарубежные вузы или исследовательские центры, которые спонсируют исследование интересующих их проблем и привлекают наиболее способных и одаренных в свои страны, следствием чего нередко является эмиграция. Существует немалое количество российских грантов для молодых ученых, поддерживающих исследование наиболее острых социальных проблем, но не всегда совпадающих с научными интересами молодого специалиста.

Российский гуманитарный научный фонд является примером организации, внимательно рассматривающей научные интересы молодежи, поддерживающей новые тенденции в научных поисках. Предоставляя возможность реализовать свои научные поиски, данный фонд способствует разрешению проблемы пассивности профессионального роста молодых специалистов. Молодой человек (до 30 лет), имеющий ученую степень, зарекомендовавший себя в профессиональном сообществе рядом научных публикаций, выступлений в научных конференциях, а также ранее принимавший участие в научных проектах, поддержанных РГНФ, в качестве исполнителя, имеет привилегии в получении возможностей для дальнейшей самостоятельной научной самореализации. На основании письменной заявки, направленной в компетентный совет фонда, выносится решение о выделении материальных средств, необходимых для реализации научного проекта, представленного молодым специалистом. Молодые специалисты, владеющие иностранным языком, имеют возможность участвовать в научных конференциях международного масштаба.

Значимую поддержку молодых преподавателей российских государственных вузов оказывает Благотворительный фонд В. Потанина, ежегодно выделяя 133 гранта в размере 36 000 рублей наиболее перспективным молодым педагогам, успешно сочетающим научную и преподавательскую деятельность.

Негосударственные вузы, располагая большими (по сравнению с государственными вузами) материальными возможностями, активно занимаются привлечением талантливых молодых преподавателей для работы в своих учебных заведениях. Поддерживается желание молодых специалистов в повышении квалификации: оплачивается обучение в аспирантуре в престижных российских вузах, предоставляется академический отпуск на срок, необходимый для работы над диссертацией, с сохранением заработной платы, сопутствующие расходы, выделяются средства на сопутствующие расходы (командировочные, оплата публикаций в ведущих научных журналах и т. д.).

Ряд вузов заключает договор с молодым специалистом, о том, что вуз берет на себя финансовые расходы по обучению в аспирантуре, а молодой преподаватель с момента вступления договора в силу должен проработать в данном вузе не менее 5 лет. Таким образом, у молодого преподавателя появляется возможность пройти обучение в новой научной школе, впоследствии обогатив знаниями и тенденциями, которые он усвоил там, научную школу своего вуза, обрести степень кандидата наук. Усиление позиций вуза по наличию достаточного количества молодежи среди научно-педагогических кадров положительно влияет на конкурентоспособность вуза, его аккредитацию, носит долгосрочный характер (преемственность профессорско-преподавательского состава).

В Московском гуманитарном университете с 2007 г. проводится бесплатное обучение молодых преподавателей на курсах повышения квалификации Центра дополнительного профессионального образования МосГУ по программе «Педагогика высшей школы», в ходе которой инициируется разработка молодым специалистом инновационных учебно-методических комплексов в соответствии с новыми требованиями и задачами, выдвигаемыми Министерством образования и науки РФ в связи с переходом российской системы образования к Болонскому соглашению. Кроме того, Институт гуманитарных исследований МосГУ активно занимается привлечением молодых преподавателей к участию в грантах, выделяемых российскими фондами. Большинство молодых преподавателей российских вузов не осведомлены о возможности реализации своих научных и творческих замыслов на средства, выделяемые российскими научными фондами и другими образовательными и благотворительными организациями.

Анализируя структуру кадров по демографическому признаку, руководство ряда вузов ставит перед собой долгосрочную задачу по омоложению профессорско-преподавательского состава. Так, в Татарстане с апреля 2006 г. реализовывается республиканская программа по подготовке специалистов и ученых в отечественных и зарубежных научных центрах. Выделены гранты для молодых преподавателей, после завершения учебы кандидаты должны отработать в Татарстане не менее 5 лет. Им предоставляется престижная работа, льготный ипотечный кредит для получения жилья. В данном регионе в целом прослеживается устойчивая тенденция омоложения профессионального состава: около 30 % руководящих должностей среди госслужащих республики занимают молодые люди возрастом до 29 лет.

Стоит обратить внимание на то, что, несмотря на достаточную информированность молодых специалистов о возможностях повышения своей квалификации независимо от своих материальных возможностей, активность и заинтересованность участия в них у молодежи невелика. Одна из возможных причин такой научно-исследовательской пассивности молодежи заключается, по нашему мнению, в том, что молодой преподаватель испытывает чувство безопасности, работая в вузе, исходя из осознания того, что он необходим вузу (изложено нами ранее: необходимость наличия молодых преподавателей, смена преподавательского состава). Другая причина заключается в том, что профессия преподавателя не может конкурировать по экономическому показателю (определяющему выбор профессии молодым человеком) со многими другими профессиями, на которые может претендовать молодой человек, более того, свое предпочтение работодатели отдадут именно ему (большая работоспособность, инновационные идеи, мобильность / возможность выезжать в регионы / и т. п.), это позволяет ему не испытывать никакой угрозы потери работы. С годами стремление к профессиональной мобильности у преподавателя угасает.

Жизненные ориентиры современной молодежи можно свести к стремлению моментального получения вознаграждения в виде повышения в должности, зарплаты, на которое по формальным требованиям они имеют законное право, и данная социально-демографическая группа не склонна тратить время на проекты, которые принесут им прибыль и выгоду лишь спустя некоторое время. Усиление рассогласованности статусных показателей влечет за собой возникновение чувства неудовлетворенности у молодых преподавателей своим социальным статусом. Помимо того, что выражением статусной рассогласованности является несоответствие квалификации и занимаемой должности, оно усугубляется несоответствием дохода и выполняемой нагрузки. Способ разрешения ситуации статусной рассогласованности молодого преподавателя можно теоретически свести к радикальным социальным изменениям системы стратификации, а практически — через попытку кристаллизовать свой собственный статус посредством изменения индивидуальной ситуации.


Ильдарханова Чулпан Ильдусовна старший преподаватель кафедры социологии Московского гуманитарного университета, кандидат социологических наук.

Ildarkhanova Chulpan Ildusovna — a senior lecturer of the Sociology Department of Moscow University for the Humanities, candidate of science (sociology).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»