Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология

Исакович Е. И. Изменение словарного значения статуса семьи и ребенка за последние 150 лет

УДК 316.3

Isakovich E. I. Alteration of Lexical Meaning of Family and Child Status in the Last 150 Years

Аннотация: В статье социологические изменения в статусе семьи и ребенка за 150 лет комментируются через изменения в словарных значениях соответствующей группы слов.

Ключевые слова: социология семьи, словари русского языка.

Abstract: In the article sociological changes of family and child status in the last 150 years are being commented through the alterations in the vocabulary meanings of respective group of words.

Abstract: family sociology, dictionaries of the Russian language.


Судьбу слов определяет не «возраст», а их использование в речи. Слова, обозначающие жизненно важные понятия веками не стареют, мало употребляемые в речи слова достаточно быстро архаизируются. Проблема динамических изменений лексики русского языка приобрела особую актуальность в последние полтора десятилетия XX века.

Современный этап развития российского общества (конец XX — начало XXI века) в разных источниках получил названия "постсоветский" характеризуется существенными изменениями во всех сферах общественной жизни. Общественные трансформации настоящего времени оказывают воздействие на современную языковую ситуацию, отличительной чертой которой является чрезвычайный динамизм изменений, обнаруживающихся на разных уровнях языковой структуры. Как отмечается в научной литературе, основными тенденциями в развитии русского языка новейшего периода являются интенсивность и быстрота языковых процессов, определяющих влияние общественно-политических факторов на развитие языковой системы. К числу основных процессов, происходящих в русском языке новейшего периода его истории, относится перераспределение между лексикой активного и пассивного запасов. Названный процесс происходит в значительной мере за счет устаревания (архаизации) одних слов и актуализации других. Рассмотрим изменения слов в цикле семья.

Так, например, термин «семья» в Толковом словаре живого великорусского языка 1863–1866 гг. В. И. Даля обозначал совокупность близких родственников, живущих вместе. В словаре русских синонимов Абрамова семья или семейство обозначает фамилию, дом, род, династию; домашний очаг. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1890–1907гг. данный термин обозначает совокупность лиц, связанных между собою узами родства или брака. Число членов групповой семьи после многовекового эволюционного процесса сокращается, и из нее возникает индивидуальная парная семья. В Большой советской энциклопедии 1969–1978 гг. данный термин обозначал основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

В Энциклопедии по социологии[1] термин семья обозначает древнейшую человеческую систему, имеющую исторически определенную и изменяющуюся форму отношений между супругами, родителями и детьми, родственниками.

Термин «брак» в словаре В. И. Даля обозначает законный союз мужа и жены; супружество; таинство венчания, соединение четы церковью. В Малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона 1890–1907гг. данный термин обозначает постоянный союз мужчины с женщиной с целью создания семьи и продолжения рода; брак пользуется охраной и покровительством законов лишь при его совершении, влечет за собою известные юридические последствия в области личных и имущественных прав и обязанностей супругов по отношению друг к другу и к детям (право на содержание, наследование и пр.). В Большой советской энциклопедии 1969–1978 гг. данный термин обозначает упорядочивание и реализацию естественной потребности людей в продолжение рода, преобразованную социальными условиями и культурой. Как социальное отношение, брак имеет преимущественно нравственную природу, поскольку мужчина и женщина выступают в нём как личности. От характера брачных отношений зависит рост населения, физическое и духовное состояние новых поколений. В вышеобозначенной Энциклопедии по социологии термин брак в широком смысле обозначает социально организованные половые отношения между мужчиной и женщиной. В узком смысле — гражданское состояние мужчины и женщины, их союз для образования семьи, рождения детей. Брачные отношения в современном их понимании — это сочетание разных аспектов взаимоотношений двух взрослых представителей разного пола. В отличие от других социальных отношений брак включает в себя естественно-биологический элемент — интимную связь половых партнеров, сексуальные контакты. Кроме этого, брачные отношения имеют экономическую, эмоционально-психологическую, правовую, моральную стороны.

Термин «муж» / «супруг» в словаре В. И. Даля обозначает человека рода, возмужалого в полных летах. В Толковом словаре русского языка Ушакова данный термин обозначается как Великий муж, доблесть мужа, муж высокого рода и пр. Здесь муж выражает достоинство человека. Относительно к женщине, жене: супруг, образующий с женою чету.

Термин «отец» в словаре Даля обозначает мужчину по отношению к своим детям. Это тот, у кого есть дети, кто заботится о других: покровитель, благодетель (разг., устар.) В Энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы» данный термин обозначает главу семейства, опору, кормильца и защитника. Известность, награды и другие знаки социального достоинства передавались по наследству; слава переходила от отца к сыну. Имя отца давало отчеству знак рода. В древнем мире вопрос о жизни и смерти новорожденного решал отец: он брал ребенка на колени, таки образом решался вопрос о принятии его в семью; отец соглашался взять на себя заботу о нем. Дети, которые не признавались, подкидывались в другие дома или умерщвлялись. К патрициям в Риме принадлежали только те, кто мог назвать имя своего отца, тогда как плебеи вели свой род от матери: они или не знали имени отца, или не имели право носить его, ибо между именем и его обозначением стояло небытие.

Известно изображение повитухи, протягивающей ребенка отцу, на сохранившемся хеттском золотом кубке 1100 до н. э. Отношение к отцу как к главе рода переносилось в религиозном сознании на божество. В апокрифическом Евангелии от Фомы знак отца — "движение и покой". Одним из христианских принципов стала заповедь "искать не своей воли, а воли Отца". Образ отца во всех культурах символизирует опеку и благополучие детей. Притча о блудном сыне дает пример отношения Бога к людям как детям неразумным.

Термин «жена» / «супруга» в словаре Даля обозначает замужнюю женщину; супругу, бабу. В Толковом словаре русского языка Ушакова термин супруга обозначает замужнюю женщину, супругу (по отношению к своему мужу).

Термин «мать» в Толковом словаре русского языка Ушакова, термин «женщина» обозначал женщину, имеющую или имевшую детей, используется обращение к пожилой женщине (простореч.). В Библейской энциклопедии у евреев данный термин означал бабку (III Цар. XV, 10), или отдаленную родственницу, как напр. Ева (Быт. III, 20). В Энциклопедии «Символы, знаки, эмблемы» данный термин обозначает Символ жизни, святости, вечности, тепла и всепобеждающей любви. Культ почитания матери, как главы рода и охранительницы, сохраняется во многих культурах до настоящего времени. Прежде всего, это космическая Мать-Земля, священная супруга Неба, порождающая все сущее, — всеобщая кормилица и хранительница, не отличающая доброго от злого. Мать-Земля рождает и кормит богов, но она же рождает и кормит чудовищ. Не случайно в некоторых земледельческих религиях, особо озабоченных вопросами добра и зла, она превращается в некое космическое чудовище, из трупа которого боги создают небо и землю. Мать, личная святыня любого мужчины, персонифицированная в христианском образе Богородицы.

Термин «родители» в Толковом словаре русского языка Ушакова обозначает отец и мать (по отношению к детям), предки, деды (просторечие). В Большом юридическом словаре отец и мать записываются в специальную книгу записей рождений детей в качестве таковых в отношении определенного ребенка. Таким образом, юридическое понятие родителя может не совпадать с биологическим его рождением.

Термин «чадо» в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля интерпретируется как дитя, ребенок; сын, дочь; духовный сын или дочь, крестный и пр. В Толковом словаре русского языка Ушакова — дитя, ребенок, сын или дочь (церк.-книжн. устар., теперь шутл.).

Термин «ребенок» — ребенком зовут младенца, отрока или отроковицу, до юношества; мальчик или девочка…. В Толковом словаре русского языка Ушакова — это мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом». В Большой советской энциклопедии грудным считается ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый вздох.

Термин «дитя» — в Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля интерпретируется как младенец. Дитятей называли до 14 или 16 лет, когда детство переходило в юность.

Термин «воспитание» — В Толковом словаре русского языка Ушакова означает воздействовать на развитие ребенка, воспитать в детях привычку к труду. В Большой советской энциклопедии воспитание определяется общественными отношениями, в которых воспитываются дети.

В современной интерпретации слова не утратили своего значения, однако в связи с изменением современного общества изменилось представление о структуре, функциях и семейных ролях мужа и жены. Под влиянием социокультурной модернизации произошло изменение традиционной семьи, размывается понятие «главы семьи». Традиционные взаимоотношения между молодыми супругами во многом утрачивают свою ценность и стабильность, не дают уверенности в завтрашнем дне. В современных условиях наблюдается пересмотр традиционных установок на брак, т. е. семейные отношения не всегда подразумевают наличие брака (появление альтернативных браков, их укоренение в сознании, неполные семьи, гражданский брак и пр.). Процессы, происходящие в современной семье, недостаточно изучены в силу динамики социального процесса. Они требуют глубокого социологического анализа, без чего невозможно прогнозировать будущий тип семьи, который окажется наиболее устойчивым и эффективным. Сегодня семья — это сложное социокультурное явление. Специфика и уникальность ее и состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и выходит на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественно-исторического, от материального до духовного. В тоже время, говоря о сегодняшней семье, мы говорим о ее кризисе, для преодоления которого необходим системный подход, программная форма организации и управления работой по социально-педагогической и духовно-нравственной поддержке семьи. Восстановление в общественном сознании традиционной ценности брака, семьи, престижа материнства и отцовства;·возрождение отечественной культурно-исторической и религиозной традиций; творческое воссоздание в современных условиях традиционного уклада жизни общества и семьи;·формирование в государстве системы социально-педагогической и духовно-нравственной поддержки семейного воспитания.


Исакович Е. И. — кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социально-гуманитарных наук Московского городского педагогического университета (МГПУ).

Isakovich E. I. — a candidate of science (sociology), senior lecturer of Social and Humanitarian Sciences Department of Moscow City Pedagogical University


[1] Социология: Энциклопедия. / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Велькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн. : Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»