Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2009 – Социология

Селиванов Д. Ю. Результативность профессиональной социализации студентов в аграрных вузах

УДК 316.4

Selivanov D. Yu. Efficiency of Professional Socialization of Students in Agricultural Institutes of Higher Education

Аннотация: В статье рассматривается процесс профессиональной социализации студентов в аграрных вузах, а также объективные и субъективные факторы, влияющие на результативность этого процесса, что весьма актуально при существующем сегодня дефиците высоквалифицированных кадров в сельском хозяйстве.

Ключевые слова: профессиональная социализация, сельское хозяйство, результативность профессиональной социализации, факторы профессиональной социализации, дефицит кадров.

Abstract: This article describes the process of professional socialization of students in agricultural colleges as well as the objective and subjective factors that affect the efficiency of this process. This is very topical because of current deficiency of high qualified personnel in agriculture.

Keywords: professional socialization, agriculture, efficiency of professional socialization, factors of professional socialization, deficiency of personnel.


Проблема социализации личности является одной из ключевых в социологии, изучающей установленные и действующие в обществе механизмы передачи социального опыта от поколения к поколению, соотношение процессов и институтов социализации.

В самом общем виде под социализацией понимается та часть процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества[1].

Профессиональная социализация выражается в определенном уровне овладения профессиональными навыками и умениями.

Проблеме профессиональной социализации впервые уделяется внимание социологами на рубеже XIX и XX веков в научном поле общей теории социализации, а в последующем активно исследуется в 20-30-е годы в рамках структурно-функциональной теории. Значительный вклад в развитие теории профессиональной социализации внесли П. Сорокин, Т. Парсонс, Н. Смелзер.

Из современных исследователей профессиональной социализации следует отметить С. Н. Иконникову, В. Т. Лисовского, В. А. Нечаева, Н. А. Перинскую, Ф. Р. Филиппова и др.

Специфика профессиональной социализации молодежи, как отмечает Н. А. Перинская, состоит в пограничном состоянии индивида между первичной и вторичной стадиями социализации, что непременно приводит к противоречию между первоначально освоенными в семье, школе, институте социальными практиками и новой профессиональной средой[2].

Современный рынок труда диктует жесткие требования к качеству подготовки специалистов во всех сферах профессиональной деятельности. Формирование профессиональных качеств и жизненной траектории студентов аграрных вузов происходит в условиях экономических и социальных трансформаций современного российского общества, что не может не отражаться на результативности профессиональной социализации. Как пишет А. И. Ковалева, «реформирование общества обусловило трансформацию социализационных практик и социализационных траекторий, изменение эталонов социализированности человека и его идентификационных ориентиров». По ее мнению, советская и современная российская модели социализации ориентированы на разные типы личности, на развитие разнонаправленных социальных качеств (приоритет общественного или частного интереса, коллективизм или индивидуализм, патернализм или расчет на собственные силы, контроль над личностью или расширение ее свободы и т. д.[3]

Ежегодно в сельское хозяйство − важнейшее стратегическое направление жизнедеятельности российского общества — идут работать не более 30 % выпускников сельскохозяйственных вузов, которые обучались по бюджетной форме, из них 14 % не проработав и года, уходят из этой сферы, как правило, на менее квалифицированную, но более оплачиваемую работу (Федеральная программа развития сельского хозяйства, 2007).

В итоге дефицит специалистов только с высшим аграрным образованием составляет в отрасли около 80 тыс. человек, причем речь идет о таких ключевых позициях, как главные агрономы, зоотехники, ветеринарные врачи, инженеры и другие специалисты. Это обстоятельство имеет много причин макро- и микросоциального уровня, прежде всего экономического характера. Однако существенным следует считать и фактор профессиональной адаптации выпускников сельскохозяйственных вузов, недостаточно изученный в отечественной социологии[4].

Результативность профессиональной социализации студентов в аграрных вузах целесообразно оценивать, используя концепции социализационной нормы, выдвинутую А. И. Ковалевой. По ее мнению, социализационная норма определяется как «результат успешной социализации, позволяющим индивидам и обществу воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечивать их дальнейшее развитие»[5].

Социализация признается успешной, когда личность осваивает одобряемые в данном социуме социальные ценности, роли, нормы и образцы поведения.

Следует отметить, что процесс социализации вовсе не сводится к пассивному усвоению индивидом социальных ролей и ценностей, напротив сама личность также выступает активным участником этого процесса. Современные исследователи, в их числе и А. И. Ковалева, рассматривают социализацию именно как двусторонний процесс.

В связи с разнообразием форм и механизмов процесса социализации, а также, учитывая непрямолинейность и специфику этого процесса как для отдельных индивидов, так и для социальных групп целесообразно при оценке эффективности этого процесса выделить ряд объективных и субъективных факторов, определяющих результативность профессиональной социализации студентов аграрных вузов.

Как известно, во время прохождения индивидом первичной стадии социализации происходит формирование тезауруса, позволяющего личности стать полноправным членом общества. Сформированные на этой стадии социальные ценности и нормы накладывают отпечаток на дальнейшее развитие личности, в том числе и на профессиональный выбор. Поэтому важно при оценке успешности профессиональной социализации студентов аграрных вузов обратиться к анализу качественного состава студенческой молодежи сельскохозяйственных вузов, а также их мотивационному потенциалу. В связи мы выделяем ряд проблем, присущих современным агарным вузам: изменение качественного состава абитуриентов, а именно — роста числа абитуриентов из числа горожан и существенное увеличение удельного веса девушек среди общего числа студентов. При этом, основными мотивами выбора вуза такими абитуриентами, как правило, являются отнюдь не любовь к земле, животным, и в целом к природе, а ряд других причин. Среди них, невысокий конкурс и небольшой проходной балл, низкая стоимость обучения, близость расположения учебного заведения с местом жительства, отсрочка от службы в армии и т. д. Доля же сельских абитуриентов постоянно сокращается, что обусловлено более низким уровнем довузовской подготовки в сельских школах, уменьшением областных целевых направлений и льгот при поступлении в вуз, а также падением престижа сельского труда для молодых селян.

Немаловажное значение на формирование профессиональных качеств и жизненной траектории будущего специалиста АПК оказывает профессиональная среда. Однако, расположение большинства современных сельскохозяйственных вузов — важнейших институтов социализации, в крупных городах, не способствует формированию профессиональной идентичности студентов с аграрным производством.

Говоря о качестве подготовки будущих специалистов АПК, следует отметить снижение уровня практической подготовки студентов в агарных вузах. Существующая в данный момент система не отвечает требованиям практико-ориентированной направленности. В связи с этим вполне очевидно стремление большинства выпускников строить профессиональную карьеру в городе, пополняя ряды «белых воротничков». Жизнь и работа в городе для выпускников аграрных вузов имеет ряд преимуществ, это, прежде всего, широкий выбор профессий на рынке труда, перспективы карьерного роста, более высокий уровень доходов, более комфортные условия жизни и т. д. При этом абсолютное большинство выпускников устраивается работать не по своей специальности, что приводит к девальвации знаний, полученных студентами в сельскохозяйственном вузе и безвозвратной потери для села молодых специалистов.

Совокупность вышеперечисленных факторов ставят труд в сельском хозяйстве в разряд непрестижных направлений профессиональной деятельности среди молодежи, что непременно приводит к отклонениям в процессе профессиональной социализации студентов в аграрных вузах, которая на сегодняшний день носит выраженный кризисный характер.

На наш взгляд, исправить эту ситуацию в силах только грамотно организованная государственная программа развития села (прежде всего, обеспечение жильем молодых специалистов АПК, повышение заработной платы, государственное страхование от социально-экономических и естественных рисков и т. д.), программа профессиональной ориентации студентов, включающая придание позитивной направленности её социализационным практикам. Все это будет способствовать притоку молодых специалистов в АПК и выходу сельского хозяйства на совершенно новый уровень развития.


Селиванов Дмитрий Юрьевич — аспирант кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Тел. раб: +7 (499) 975-34-61.

Selivanov Dmitry Yurievich — a postgraduate of the Sociology Department of Moscow University for the Humanities. Tel. (office) +7 (499) 975-34-61.

E-mail: sell1510 (at) mail.ru


[1] Ковалева А. И., Луков В. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М.: Социум, 1999. С. 191.

[2] См.: Перинская Н. А. Социальная идентичность как результат профессиональной социализации // Социологический сборник. Вып. 4. / Ин-т молодежи. М.: Социум, 1998. С. 36–40.

[3] Ковалева А. И. Социализационные условия идентификации // Социологический сборник. Вып.7. М.: Социум, 2000. С. 4.

[4] Адаптации выпускников вузов педагогического профиля посвящены работы С. Г. Вершловского, В. П. Седова, А. Н. Ходакова, Р. Х. Шакурова и др.; адаптации выпускников средних учебных заведений — работа М. В. Адамова; профессиональной социализации — Ю. Л. Воробьева, Д. Л. Аграната, Я. В. Миневича, И. В. Воробьевой, Н. А. Перинской. Однако профессиональная адаптация выпускников аграрных вузов до сих пор остается малоизученной в отечественной социологии.

[5] Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»