Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 5 2009 – Филология

Сигачёв А. А. Юрий Тубольцев и литературная миниатюра авангарда

УДК 82

Sigachev A. A. Yuri Tuboltsev and Avant-garde Literary Sketch

Аннотация ♦ В статье в качестве яркого примера авангардизма рассматривается творчество Ю. Тубольцева, отмечается его самобытность среди других современных молодых русских писателей.

Ключевые слова: авангардизм, сюрреализм, абсурдная миниатюра, абсурдософия, гротеск, эпатаж, Ю. Тубольцев.


Авангардизм, как новое явление, отвоёвывает право на существование в современной литературе. Кризис в искусстве и литературе в начале нового тысячелетия заставил мастеров слова "осваивать новую литературную целину". Критическую ситуацию в литературе первыми интуитивно почувствовали молодые литераторы с передовыми взглядами на жизнь. Сама современная ситуация подталкивает авторов к поиску наиболее острых, оригинальных, авангардных средств художественного выражения. Получают широкое развитие литературно-художественные средства гротеска, абсурда, абсурдософии с многоплановым, спрессованным материалом, с неожиданным, нередко ошеломляющим, эпатирующим материалом сюрреализма.

Юрий Тубольцев является наиболее ярким представителем авангардизма в современной литературе. Фактически он стал первооткрывателем абсурдной миниатюры со своей феноменальной абсурдософией. Своим творчеством на данном этапе Тубольцев нащупывает свой оригинальный путь авангардизма для выражения современной жизни в обществе кривых зеркал и абсурда. В этом своём поиске достаточно чётко выкристаллизовывается его самобытное мастерство по миниатюре абсурда, с выявлением исторических и психологических параллелей.

Литература соприкоснулись с авангардизмом, как новой сферой искусства (от франц. avant-garde — передовой отряд). Цель авангарда в разрыве с устоявшимися принципами и нормами искусства и в стремлении найти принципиально новые выразительные средства слова и способы воздействия на читателей и слушателей. Эстетическая сущность авангардизма сводится к открыто декларируемой или же имплицитной («скрытой») подмене центральной эстетической категории прекрасного, категорией нового оригинального. Авангардизму характерен запрограммированный художником разрыв с читателем или воспринимающей публикой, обман её эстетических ожиданий. В одних случаях такой разрыв можно объяснить трудностью художественного замысла или надеждой на понимание произведения будущими поколениями, а в других случаях — это может быть связано с активным воздействием на читателя или слушателя: шок, скандал, эпатаж, ирония над его способностью к эстетическому суждению. При этом желательно, чтобы реакция была немедленной, мгновенной исключающей долгое и сосредоточенное восприятие содержания. В замысел автора авангардиста входит умышленное создание возможно большей трудности для полного или частичного понимания его истинного замысла.

Естественно, возникает вопрос: ради чего всё это нужно? Чем это может быть оправдано? Есть ли примеры в истории литературы, которые проливали бы свет на это явление в литературно-художественной сфере. Данная статья не ставила своей целью всестороннего исчерпывающего анализа авангардизма, как феноменального явления в литературе. Задача автора данной статьи намного скромнее и носит более обобщенный характер. Но можно с полной уверенностью сказать, что всякое новое явление в литературе всегда несло в себе энергетический заряд авангардизма. Так, некогда Джорж Гордон Байрон своей новой поэзией и Вальтер Скотт новой прозой действительной жизни ошеломляли мир классицизма своим романтизмом. Представителей нового направления в литературе называли романтиками. Романтизм без всякой постепенности, посредствующего перехода заменил классицизм. Поначалу раздавались возгласы: караул, романтизм!.. Но прошло совсем немного времени и «романтизм» завоевал право авангарда в литературе. Поначалу «романтизм» предстал «классицизму» как враждебная и противоположная ей крайность. Однако напрасно так взволновался «классицизм» на явленную так бурно его противоположность «романтизм», поскольку эти две противоположности идеально сходились по удачной французской поговорке «крайности сходятся». После некоторой борьбы классицизма с романтизмом, начали вдруг замечать, что есть между ними немало общего, что эти противоположные крайности не чужды одна другой и что они являются частью цельного понятия и что истина состоит в их примирении. Произошло осознание, что романтизм является тем новым зерном, которое должно будет прорасти, пройти все формы роста, чтобы снова оно стало зерном. Борьба классицизма и романтизма конца XVIII — начала XIX вв. отразилась и на русской литературе. Начиная с 20-х годов XIX века, с появлением А. С. Пушкина в России была объявлена война классицизму. А. С. Пушкин произвёл литературную реформу и всех увлёк за собой. Романтизм А. С. Пушкина был встречен громкими рукоплесканиями и свистом, которые долгое время преследовали его. Ни один поэт на Руси не пользовался такой народной славой и ни один — не был так жестоко оскорбляем. Здесь уместно будет сказать, что романтизм торжественно плечом к плечу шёл с народностью до поры до времени, пока он не был искалечен самими приверженцами романтизма. После чего народность пошла своей дорогой, скитаться бледным призраком, страдая и мучась, словно тень предков, играя роль невидимки, о которой все говорят, ссылаются не неё, но её уже никто не видел и толком до сих пор никто не знает о ней. И вот уже романтизм, разделившись с народниками, но не в состоянии расстаться с ним начали бороться между собою. Но по сути дела, борьба велась не между романтиками и народниками, но между двух крайностей в искусстве: искусственностью и естественностью. Пока снова не начали понимать, что истина всегда во взаимном проникновении двух крайностей, которые сошлись в определённый переходный период. Естественность произвела литературу площадей, кабаков, тюрем, боен, домов разврата. Народность смешалась с естественностью. Истинный художник народен и национален без чрезмерных усилий. Где жизнь, там и поэзия жизни. Следует подчеркнуть, что односторонняя народность без связи с общечеловеческими ценностями, это призрак, форма без содержания, но и общечеловеческие ценности без учёта национальных особенностей тоже призрак, содержание без формы; то и другое друг без друга существовать не могут.

Что же мы имеем сегодня в литературе, на рубеже тысячелетий? Старинка всем приелась и порядком набила оскомину, а нового ничего нет. «Толстые» бумажные журналы свернулись до предела и не в состоянии кормить и поить редакционные и издательские коллегии. Миллионные тиражи упали до нескольких сотен экземпляров. Эпоха романов и повестей заканчивается, осталась жить эпоха драмы. И, если присмотреться внимательнее, то нетрудно заметить, что люди, обладающие литературным дарованием, начали пристальнее вглядываться в сторону истории, науки, авангардной поэзии и миниатюры. Представители издательств и книжного рынка безоговорочно начали признавать, что происходит вытеснение бумажной книжной продукции электронными книгами в Интернете.

Удивительно, но факт, что первыми почувствовали критическую ситуацию в литературе юные авангардисты и без малейшего промедления вызвали к жизни новое творчество — авангардизм, которому предстоит нелёгкая задача утвердиться на образовавшемся плацдарме в Интернете. Как это обычно бывает (вспомним противостояние «классицизма» и «романтизма») в литературном мире образовались мощная оппозиция авангардизму. И снова следует напомнить, что крайности сходятся. Авангардизм вызван к жизни самой жизнью и его успех будет обеспечен при условии взаимопроникновения старого и нового в литературе.

Как это обычно и происходит, на этапе перелома в литературе сама действительность вызывает к соответствующему творчеству мастеров слова, и, как правило, лидерами нового направления становятся молодые авторы. Одним из наиболее ярких молодых представителей авангардного направления в современной литературе явился Юрий Тубольцев. Целеустремлённо и настойчиво, преодолевая закоренелость, выходит он на просторы нового литературного поприща. Через систему проб и ошибок, нередко под крики: «Караул! Сюрреализм! Абсурд! Квазиреальность! Нелепица! Это же элементарная манипуляция смыслом! Вся эта писанина не наполнена здравым смыслом! Да это ж обычное жонглирование словами и фразами, которые не имеют ничего общего с литературой!..»

Друзья, к чему весь этот шум?! Давайте спокойно разберёмся. Торопиться нам с вами некуда, впереди у нас целая вечность. Много всего и всякого уже бывало в садах литературы. Что было случайное и наносное, то само тихо умирало, так что теперь об этом, как говориться, ни слуху, ни духу… У Юрия Тубольцева уже имеется вполне приличный багаж авангардных миниатюр, чтобы можно было реально представить себе: что это за феномен такой — абсурдософия? У Юрия Тубольцева вышла в свет хорошо иллюстрированная книга «Герой свиняшего времени (Поэтика развёрнутого абсурда)», издана в Германии. Первое, что приходит на ум, когда прочитаешь одно только название книжки и её подзаголовок: «Не правда ли, что точнее сказать невозможно — “Герой свинашего времени”?». Разве заголовок этой книжки не указывает невероятно точно на то, в какое время мы все с вами живём? А вот и сопутствующий подзаголовок «Поэтика развёрнутого абсурда», разве это не точно указывает на мир абсурда, в котором мы все с вами оказались и стали его заложниками? Вот то-то и оно, что точнее не скажешь. Другими словами, жизнь сама подводит молодых авторов к наиболее точному «секретному оружию» борьбы со злом реальности. Но кроме этого, у автора немало эстетических красот, выраженных необычно, в манере гротеска. Стихи и миниатюры в этой книге отличаются многоплановостью, многие из его миниатюр спрессованы до такой степени, что легко могут быть развёрнуты да приличных объёмов рассказов и повестей. Оригинальный подход к соотношению реальности и вымысла делает его изящные миниатюрные произведения необыкновенно ценными, как с точки зрения художественного слова, так и практического их назначения, показана изнанка всеобъемлющей лжи, лицемерия, свинства, алчности, недостоверности власти имущих и т. д.

В настоящее время Юрием Тубольцевым подготовлена к изданию книга «Миниатюры сквозь эхо абсурда». Не имея права на преждевременное раскрытие содержание этой книги, можно, однако сказать, что на самом деле очень нелегко нести слово правды через океаны, дремучие леса и труднопреодолимые горы современного абсурда жизни. Надеюсь, что у меня ещё появится возможность более обстоятельно представить столь оригинальное творчество молодого художника слова Юрия Тубольцева.

В заключение хочется несколько слов сказать о развитии современного авангардного литературного и художественного творчества среди представителей Всемирного творческого Союза «Юная Росса». Интересен авангардный взгляд юного поэта-авангардиста Дмитрия Протопопова на творчество графферав и «настенной» миниатюры. Вот, как он выразил свой взгляд на это современное творчество в своём эссе «Мир нашими глазами» (приводится в сокращении):

«Интересен и разнообразен мир субкультур. Некоторые — похожи, но каждая уникальна. Хоть в переводе с английского субкультура означает «под культурой», т. е. ниже неё, я считаю, что почти все из групп могут ставить себя на одном уровне, а то и выше того или иного искусства прошлых лет.

На дворе XXI век. Активная жизнедеятельность субкультур уже не считается дикостью. В природе человека заложено двигаться вперёд, и поскольку “классику” — сочинили, картины — написали, а во всё остальное даже нос совать нечего — молодёжь ищет иные пути самовыражения. Это нормально. Вспомним, к примеру, Галилео Галилея. Человек понял, что всё уже созданное и изученное в небе — это не «потолок». Всё это лишь частичка в море познания. Он всего лишь хотел выразить свои мысли, заручиться поддержкой, но был запрещен кучкой трусов, боявшихся неизвестности — инквизицией. Вспомним Коперника — та же картина, только исход более трагический. Молодого служителя Урании сожгли только из-за того, что он предложил свою новую теорию и пытался доказать, просветить «стадо». Да если бы в наше время, действовали по тем же методам — жгли лучшие умы человечества, то через полгода населению Земли не помог бы никакой демографический взрыв. Субкультуры должны существовать! Это наше настоящее и надеюсь, будущее.

Слово граффити имеет итальянские корни, и что бы вы думали оно значит — “нацарапанный”. Слово граффити возникло в XX веке, но граффиттеры появились задолго до появления их в самой Италии. Если точнее разобраться, то граффиттерами можно назвать наших с вами предков, ведь наскальная роспись появилась не сама собой. Так что Отчизной современных графферов можно смело считать Америку, именно там, в 60-ые годы XX века уличные хулиганы оставляли на стенах жилых домов так называемые тэги (tag — дословно «отметка»); напоминали о своём присутствии городским властям и другим группировкам. В наше время в Московском метрополитене происходит именно это, но как утверждают настоящие графферы, они не поощряют эти действия. Многие считают это явление временным, «это как, простуда, ей нужно переболеть, чтобы укрепился иммунитет».

Сейчас граффити используют везде. А почему? Да потому, что это креатив! Студии, квартиры, салоны, стены домов — всё расписано художниками XXI века! Но так было не всегда. В нашей необъятной России это искусство появилось в 1990-е гг., тогда всех графферов считали хулиганами и бандитами. А теперь, лишь на секунду представьте лица тех самых людей, если бы им сказали, что уже через каких-нибудь 18 лет в стиле граффити будут расписаны квартиры, здания, а то и торговые комплексы. Ну, что представили? Зрелище довольно смешное, не правда ли?!

Граффити — искусство свободное. Слова из популярных песен, политические лозунги, слоганы, да всё, что угодно может быть написано в стиле граффити. И это классно!..

Сейчас графферам представлена полная свобода. К примеру, в прошлом году в сентябре День города Ростова-на-Дону предстал в новом свете: на улицы Ростова Великого вышли граффиттеры. Городскими властями был организован конкурс. Десятки художников представили свои работы на всенародный суд.

В наше время самостоятельным, подчёркиваю, самостоятельным граффером может стать каждый. Как известно родоначальником граффити был подросток по имени Таки — вот, что значит молодёжь — но совершенно неважно мужчина ты или женщина, 12 тебе лет или уже перевалило за восемьдесят, главное твори. Но если ты хочешь попасть в группу графферов, тебе придётся, что называется «попотеть», так как группа, прежде всего, заинтересована в профессионализме своих членов.

Закончить своё небольшое эссе хочется одним из знаменитых лозунгов графферов, который лично я считаю гениальным: «Долой серые стены, долой инкубаторский транспорт, да здравствуют разные цвета!»


Сигачёв Александр Александрович — кандидат технических наук, старший научный сотрудник ЦНИИЧМ им. И. П. Бардина, член Союза писателей России (МГО СП РФ), гл. редактор журнала Фестиваля-конкурса «Юная Росса».

Sigachev Aleksandr Aleksandrovich, Candidate of Science (engineering), Senior Staff Scientist, I. P. Bardin Central Scientific and Research Institute of Ferrous Metals, Member, Union of Russian Writers, Senior Editor, journal of the Festival-contest “Youthful Rossa”.

E-mail: sigacheval@yandex.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»