Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2011

Фёдорова Н. В. Роль образования в системе факторов формирования конкурентных отношений на рынке труда

№ 0421100131\0009

УДК 37.014
ББК 74.5

Fedorova N. V. The Role of Education in the System of Competitive Relations’ Formation Factors on Labour Market

Аннотация ◊ В статье обосновывается тот факт, что в условиях формирования конкурентных рыночных отношений активизация инновационных процессов в общественном развитии обусловила повышение роли образования и профессиональной подготовки в развитии человеческих ресурсов. Анализируется рейтинг стран в глобальной конкурентоспособности.

Ключевые слова: глобализация, рабочая сила, образование, знания, профессиональная подготовка, экономика знаний, информационные технологии, человеческий капитал, инновационные процессы.

Abstract ◊ The author substantiates the fact that in the conditions of competitive relations’ formation activization of innovative processes in social development has determined the escalation of the role of education and professional training in human resources development. The rating of countries in the global competitive power is analyzed.

Keywords: globalization, manpower, education, knowledge, vocational training, knowledge economy, information technologies, human capital, innovative processes.


Повышение роли инновационных составляющих экономического развития стран в условиях глобализации, неразрывно связанных с развитием информационных технологий, говорит о необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов, рабочая сила которых характеризуется превалированием в составе ее функций элементов более высокого, творческого характера. Прежде всего это касается обеспечения подготовки такой рабочей силы, которая способна не только адекватно воспринимать накопленный предыдущими поколениями объем эмпирических и теоретических знаний, усваивать их, но и систематически повышать свою конкурентоспособность, применяя творческий подход к использованию системы полученных знаний.

Необходимо отметить, что в условиях формирования конкурентных отношений активизация инновационных процессов в общественном развитии обусловила повышение роли образования и профессиональной подготовки в развитии человеческих ресурсов. Рост уровня требований к качеству рабочей силы по мере развития современных технологий требует постоянного совершенствования собственных знаний и умений личности на протяжении трудовой жизни с целью обеспечения её производительной занятости, профессиональной мобильности и конкурентоспособности. В первую очередь реализация поставленных задач предусматривает необходимость включения её в систему непрерывного дополнительного образования. Повышение качества образовательных услуг, формирование системы непрерывного дополнительного образования “life-long education” с целью совершенствования профессионально-квалификационной структуры рабочей силы выступают одними из действенных направлений повышения уровня её конкурентоспособности. В условиях усиления инновационных процессов, приводящих к повышению инновационности национальных экономик, именно развитие системы образования, качество образовательных услуг выступают необходимой предпосылкой перехода к экономике знаний. Об этом наглядно свидетельствуют данные рейтинга конкурентоспособности стран (в контексте развития образования), рассчитанного по методике Всемирного экономического форума (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинг стран в глобальной конкурентоспособности


The Global Competitiveness Index
2009–2010

The Global Competitiveness Index
2008–2009

Страна

Рейтинг

Оценка

Рейтинг

Швейцария

1

5,60

2

Соединенные Штаты

2

5,59

1

Сингапур

3

5,55

5

Швеция

4

5,51

4

Дания

5

5,46

3

Финляндия

6

5,43

6

Германия

7

5,37

7

Япония

8

5,37

9

Канада

9

5,33

10

Нидерланды

10

5,32

8

Иордания

50

4,30

48

Азербайджан

51

4,30

69

Панама

59

4,21

58

Мексика

60

4,19

60

Турция

61

4,16

63

Черногория

62

4,16

65

Российская Федерация

63

4,15

51

Источник: The Global Competitiveness Report. G., 2009. P. 8–11.

Приведённые данные свидетельствуют о высоком уровне развития общей конкурентоспособности у стран-лидеров (Швейцария, США, Сингапур). Одним из составляющих рейтинга является характеристика развития системы образования, т. к. наблюдается значительная зависимость между уровнем её развития и общей конкурентоспособностью, что обеспечивает стойкие конкурентные позиции страны в международном разделении труда. Вместе с тем вхождение стран, которые не имеют в своем распоряжении такого весомого ресурса роста конкурентоспособности национальной экономики, как возможность получения качественных образовательных услуг, в состав лидеров инновационного развития достаточно затруднено.

Пребывание России на 46 месте в рейтинге развития системы высшего образования и повышения квалификации показывает возможность обеспечения достаточно высокого качества образовательных услуг (при условии сохранения завоеванных ранее позиций в будущем), позволяющих достигать высокого уровня конкурентоспособности отечественной рабочей силы.

Стандарты образования в России традиционно остаются высокими, что проявляется, в первую очередь, в более высоком охвате населения образованием, общей грамотности взрослого населения страны, сохранении высокой доли людей с высшим образованием, значительными бюджетными расходами на него (табл. 2 и 3).

Таблица 2

Охват образованием населения в возрасте 15–18 лет в 2007 г. (в %)


Доля обуч. всего, 15 лет

Доля обуч. всего, 16 лет

Доля обуч. всего, 17 лет

Доля обуч. всего, 18 лет

Российская Федерация

92,03

84,02

52,88

31,73

Таблица 3

Структура расходов регионального консолидированного бюджета
по уровням образования за 2007 год
(в % к расходам на образование)


Дошкольное образование

Общее образование

Начальное профессиональное образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование.

Российская Федерация

19,33

62,93

2,38

3,11

1,09

Вместе с тем, невзирая на позитивные стандартные показатели образования, в развитии системы образования в 90-е гг. наметилось нарастание негативных тенденций: недостаточные объемы финансирования, региональная неравномерность распределения образовательных заведений по территории страны, неэффективность взаимодействия систем образования и потребностей рынка труда, учебные программы не обеспечивают выпускников жизненными и профессиональными навыками, необходимыми для трудоустройства.

Высокий уровень стандартов образования выступает весомым фактором получения Россией конкурентных преимуществ. В первую очередь это касается необходимости внедрения информационных технологий в учебный процесс с целью овладения современными методами организации учебного процесса, существенного повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.

В то же время обеспечение доступа к мировым образовательным достижениям, развитие рынка образовательных услуг усиливает конкуренцию между высшими учебными заведениями как на внутреннем, так и внешнем рынках, поскольку те из них, которые не обеспечивают достаточно высокое качество образования, не выдержат конкуренции. Опыт свидетельствует, что конкуренция — это действенный фактор развития системы образования, который обусловливает необходимость реализации комплекса мероприятий с целью преодоления недостатков и последствий самоизоляции, подъема системы образования на уровень современных требований, осуществления её информатизации, внедрения инновационных технологий в практику, разработку новых методов и критериев оценки знаний, преодоления противоречия между государственным и мировым уровнем образования, обеспечение входа отечественной системы образования в мировое просветительское пространство.

В условиях переходного этапа развития экономики России, который предусматривает рост её открытости, необходимы изменения в системе образования. В первую очередь это касается обеспечения доступа к национальному рынку образовательных услуг зарубежных учебных заведений, которые имеют развитую материально-техническую базу, финансовые ресурсы для внедрения новейших методов организации учебного процесса. Соответственно это ведёт к усилению конкурентного давления на рынке образовательных услуг с их стороны, тогда как среди внутренних факторов обострения конкуренции необходимо выделить, в первую очередь, ухудшение демографической ситуации, а также увеличение количества учебных заведений, которые предлагают образовательные услуги (табл. 4).

Таблица 4

Количество учебных заведений (на конец года, тыс.)

1 Количество дневных общеобразовательных учреждений

2. Количество средних специальных учебных заведений

3. Количество высших учебных заведений


1970

1975

1980

1985

1990

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

1. .

96,9

80

68,8

67,1

67,6

68,9

68,8

68,5

67,9

67,5


66,9


2.

2423

2483

2505

2566

2603

2634

2649

2653

2631

2649


2684


3.

457

483

494

502

514

762

817

880

914

939

965

1008

1039

Переход к постиндустриальному обществу требует пересмотра не только технологий образования, но и их содержания, уточнения оптимальной структуры знаний для всех возрастных групп населения. Необходимым считается обеспечение систематического обновления для недопущения их быстрого устаревания. Развитые страны уделяют значительное внимание росту образовательной составляющей человеческого капитала, т. к. работодатели заинтересованы в подготовке квалифицированных и образованных специалистов для высокотехнологичного производства. Именно поэтому они помогают учебным заведениям финансированием, выплачивают стипендии талантливым студентам, обеспечивают учебу непосредственно на рабочих местах. Вложение инвестиций в молодых специалистов, которое осуществляет работодатель, означает, что он потенциально заинтересован в закреплении их на производстве.

Со своей стороны государство также заинтересовано в конструктивном сотрудничестве с работодателями, т. к. корпоративная оплата обучения позволяет более направлено перераспределять государственные средства и снижать финансовую нагрузку на государственный бюджет. В ряде стран реализуются программы, согласно которым работодателям, предоставляющим первоначальные рабочие места выпускникам, даются субсидии на зарплату на это время. Целесообразным считается также стимулирование работодателей относительно обеспечения постоянных рабочих мест молодым специалистам. В частности, некоторые страны практикуют поддержку работодателей, которые предлагают постоянную работу молодым специалистам, особо в тех случаях, когда во время прохождения производственной практики стажёры успешно проявляют свои способности и реализуют полученные знания.

Необходимо учитывать доминирующее влияние образовательного фактора на действенность процесса формирования конкурентной среды на рынке труда. Именно степень адаптации системы образования в плане профессиональной подготовки рабочей силы к динамическим изменениям конъюнктуры спроса и предложения на рынке труда, профессионально-квалификационные параметры которой отвечают потребностям социально-экономического развития, выступает определяющим фактором роста конкурентоспособности человеческих ресурсов. Функциональными особенностями образования в условиях формирования инновационного общества выступает не только «способность предоставлять тем, кто учится, накопленный в предыдущие годы объем знаний и навыков, но и повышать их способность к восприятию и использованию на практике новых научных идей, технических инструментов и методов производства, формировать у работников новаторские способности, инициативу и предприимчивость[1].

Внедрение новых технологий в процессе формирования постиндустриального общества вступает в противоречие с существующими традиционными технологиями, широкое применение которых приводит к постепенному сужению сферы применения неквалифицированной рабочей силы. Более совершенные технологии, которые требуют высокого уровня квалификации и качества труда от работников, создают благоприятные условия для расширения сферы его приложения. В этих условиях происходит увеличение объемов спроса на труд высококвалифицированных работников, которые характеризуются наличием развитых новаторских способностей, сильной мотивацией к повышению образовательно-квалификационного уровня, способностью обслуживать высокотехнологичное производство.

Вместе с тем развитие человеческого капитала с повышением образовательного уровня сопровождается повышением качественных характеристик рабочей силы, что, соответственно, означает повышение уровня её конкурентоспособности. Первичные основы конкурентных отношений между участниками трудового процесса формируются на этапе получения начального образования, получения и усвоения знаний. Последующее развитие конкурентные отношения получают в процессе профессионального образования различных видов квалификации, приобретения среднего специального и высшего образования. Однако наиболее весомой в иерархии получения и использования знаний и производственных навыков является сфера трудовой деятельности, в которой непосредственно происходит их реализация.

Неадекватность реагирования системы профессионально-технического образования, непосредственно связанного с обслуживанием производственной сферы, на сдвиги в структуре занятости в условиях изменений привела к консервации устаревшей структуры подготовки кадров. В конечном счёте, это ведёт к постепенному обесцениванию накопленных ими знаний и навыков профессионального мастерства, и, соответственно, к ослаблению уровня конкурентоспособности такой рабочей силы.

В то же время следует отметить, что объективные причины изменения вида профессиональной деятельности выступают своеобразной формой принуждения к межпрофессиональной мобильности, которая становится наиболее распространенным способом адаптации выпускников учебных заведений к нестабильной ситуации на рынке труда.

Нестабильность существующей ситуации на рынке труда связана, в первую очередь, со спецификой современного этапа развития экономики России, которая характеризуется отсутствием чёткой корреляционной связи между уровнем образования работников и размером получаемых ими доходов. Существующая дифференциация доходов является результатом проведения ограничивающей государственной бюджетной политики, т. к. государство, выступая в роли работодателя-монополиста в отдельных сегментах рынка труда, устанавливало монопольно низкие цены на высококвалифицированную рабочую силу.

Вместе с тем следует учитывать, что, если производство и технологические инновации диктуют целесообразность найма на работу дополнительных работников, работодатели могут воздерживаться от него в случае большой величины предельных расходов такого найма. Это может привести к проблеме в системе образования, т. к., с одной стороны, она получает сигналы о наличии потребности рынка в определенных профессиях и пытается адаптировать величину и структуру своего выпуска в соответствии с ними. С другой, выпускники не могут найти постоянную работу по специальности, т. к. для работодателей затраты по их найму излишне высоки, хотя зарплата, которую получают работники, может быть невысокой.

Стоит также отметить изменение мотивационных установок работников. На начальных этапах изменений приоритетное значение приобретала материальная мотивация, при которой работа рассматривалась, в первую очередь, как источник получения средств к существованию, т. е. как объективная экономическая необходимость. При этом социально-статусная мотивация, согласно которой работа воспринимается выпускниками как средство обеспечения всестороннего развития личности и в перспективе занятие приоритетных позиций в социальной структуре общества; установка на профессионально-личностную самореализацию, которая предусматривает доминирование в структуре мотивации стремления развить собственные способности в будущей деятельности; коммуникативная мотивация, при которой приоритетной выступает возможность активно общаться с другими членами трудового коллектива, заслуживая их уважение, постепенно отступали на второй план.

Вместе с тем в последнее время происходит постепенный переход мотивационных факторов в направлении повышения роли социально-статусной и профессионально-личностной мотивации наряду с материальной.

В рамках исследования проведён анкетный опрос студентов высших учебных заведений.При построении большинства индикаторов анкеты были использованы номинальные шкалы с совместимыми альтернативами, что позволяло респондентам выбирать несколько возможных вариантов ответов. Это предусматривает превышение в ряде случаев результатов 100% деления.

В ходе опроса, которым было охвачено 78 респондентов — старшекурсников, были получены данные относительно перспектив трудоустройства по окончании учебы, субъективной оценки уровня их конкурентоспособности, определения круга субъектов, от которых она зависит, а, следовательно, и результативность трудоустройства. Включение в анкетный опрос вопросов относительно определения приоритетности при выборе студентами будущей специальности, обеспечение селективности ценностных оценок выпускниками уровня собственной конкурентоспособности, их личной идентификации на рынке труда, выделение основных параметров высокой конкурентоспособности профессий на нём позволили опосредствовано оценить ценностные ориентации молодежи, связанные с его получением.

Существенное значение для определения основных тенденций жизненного самоопределения молодежи имеет анализ не только её профессиональных стремлений, но и представлений относительно основных требований, которым должна отвечать будущая работа, выявление критериев её конкурентоспособности в контексте развития рыночных отношений. В условиях усиления значимости материальных стимулов для самореализации личности адекватные изменения происходят также в сознании молодежи, направленной на достижение, прежде всего, материального успеха.

По итогам опроса определяющими в системе основных параметров высокой конкурентоспособности профессий на рынке труда подавляющее большинство респондентов считают материальные факторы — 70,7%, востребованность специалистов на рынке труда — 54,8%. Вместе с тем лишь 17,5% от общего числа опрошенных считает высокую адаптацию к восприятию технологических нововведений и систематическому обновлению полученных знаний параметром высокой конкурентоспособности профессий.

Достаточно важным фактором обеспечения высокого уровня конкурентоспособности выступает правильность выбора будущей профессии. Выбор вариантов жизненной карьеры, уровня образования, профессии базируется на оценке их привлекательности, личных планов поступления в учебное заведение, овладение профессиями с соответствующим уровнем квалификации. Привлекательность профессий традиционно понимается как отношение к ним, которое базируется на системе ценностных ориентаций индивида и формируется под воздействием социального окружения.

Существуют гендерные отличия в оценке основных параметров высокой конкурентоспособности профессий на современном рынке труда. В частности, в иерархии параметров конкурентоспособности мужчины-респонденты выделяют, в первую очередь, высокий уровень оплаты труда — 40,0%, востребованность специалистов — 29,5%, возможность трудоустройства за рубежом по полученной специальности — 11,8%. Для женщин наиболее важными параметрами конкурентоспособности профессий на рынке труда оказались высокий уровень оплаты труда — 34,7%, возможность обслуживания высокотехнологичного оборудования — 27,2%, трудоустройства за рубежом по полученной специальности — 15,0%.

Проанализировав в целом результаты ответов на этот вопрос, можно сделать выводы, что молодёжь рассматривает образование как возможность социальной мобильности, которая реализуется через профессиональную деятельность. Общая иерархия ценностей образования для респондентов формируется таким образом, что приоритетное значение постепенно приобретают его социальные аспекты, тогда как профессиональные функции постепенно занимают второстепенное положение.

Не менее важной при анализе конкурентоспособности выпускников считается проверка правильности выдвинутой в начале исследования гипотезы относительно конкурентоспособности уровня их подготовки потребностям современного производства. Свыше 52,7% опрошенных считают, что российские учебные заведения практически полностью или преимущественно обеспечивают необходимый уровень подготовки для поддержания высокой конкурентоспособности выпускников на рынке труда, противоположной точки зрения придерживается около 36,0%.

В начале исследования нами была выдвинута гипотеза относительно разного уровня оценок респондентами возможностей трудоустройства выпускников. Учитывая современные реалии, выпускники в большой мере рассчитывают на собственные силы — 77,1%, что свидетельствует об усилении их рыночной ориентированности, активной нацеленности на самостоятельный поиск работы. Достаточно весомой остаётся доля тех, кто считает наиболее действенной при будущем трудоустройстве помощь родных и друзей — 64,8%. Вместе с тем невысокий удельный вес респондентов, которые считают наиболее действенной поддержку учебного заведения — 14,4% свидетельствует, что постепенно происходит отход от позиций патернализма, надежды на обязательную помощь государства или учебного заведения при трудоустройстве выпускников.

Уровень доверия выпускников к содействию государственной службе занятости и частных агентств при трудоустройстве остается достаточно низким, о чем свидетельствует невысокая доля респондентов, которые считают наиболее действенной поддержку этих институтов — на уровне 20,1%.

В целом ответы респондентов свидетельствуют о достаточно высоком уровне осознания необходимости повышения собственной конкурентоспособности, использования возможностей повышения квалификации с целью совершенствования знаний, полученных в высших учебных заведениях. В целом студенты-старшекурсники сориентированы на получение рабочего места, которое отвечает их требованиям к условиям найма и оплаты труда, надеясь, в первую очередь, на неформальные каналы поиска работы.

В то же время отсутствие систематического мониторинга сроков пребывания незанятых выпускников вузов на рабочих местах, подобранных с помощью существующего банка вакансий государственных центров занятости, не позволяет оценить эффективность этого канала трудоустройства. Однако данные табл. 5 свидетельствуют, что при прочих равных условиях неконкурентоспособными являются те категории работников, которые не имеют высшего образования.

Таблица 5

Структура безработных по уровню образования
в Российской Федерации

Годы

Безработные, всего

высш. проф.

непол. высш. проф.

средн. проф.

начал. проф.

средн. (полн.) общее

основ. общее

начал. общее, не имеют его

2007

100

10,5

3,1

19,8

18

33,5

13,9

1,3

2006

100

10,8

2.5

21.2

18

32,3

13,8

1.3

Статистические данные не позволяют видеть долю молодежи, которая только окончила учебные заведения и не имеет опыта работы. В большинстве случаев молодежь неконкурентоспособна на рынке труда, т. к. опыт работы по специальности практически отсутствует, и ограниченное количество вакансий на предприятиях не позволяет трудоустроиться. При анализе тенденций развития молодежного сегмента рынка труда в контексте формирования конкурентных отношений на нём необходимо учитывать двойственный характер этого сегмента, непосредственно связанного с процессом сегментации. Сегментационное деление рынка труда касается в первую очередь выделения в его структуре первичного и вторичного рынков труда, критерием разграничения которых выступает характер разноплановых работ.

Можно отметить, что спецификой занятости субъектов молодежного сегмента рынка труда является достаточно динамическая (предельная) позиция, которую занимает эта группа населения на грани вторичного и первичного рынков труда. Эта специфическая позиция обусловлена особенностями становления личности молодых людей как наиболее мобильного вида трудового ресурса (с высоким уровнем профессиональной мобильности, возможностями быстрой адаптации к конъюнктурным изменениям, способностью к систематическому повышению уровня образования и переобучения, мотивацией), предусматривает возможность перехода отдельных представителей этой группы населения с вторичного на первичный рынок труда в зависимости от характера занятости.

В то же время, необходимость обеспечения повышения уровня конкурентоспособности рабочей силы в условиях усиления интеграционных процессов в мировой экономике стимулирует расширение масштабов первичного рынка труда. Прежде всего это касается существенного увеличения объемов спроса на профессии, связанные с развитием рыночной инфраструктуры.

В иерархии наиболее престижных профессий, которые имеют высокий спрос на рынке труда развивающихся экономик со стороны абитуриентов, выделяются профессии по обслуживанию высоко прибыльной банковско-финансовой сферы. Высокий уровень заработной платы, получение которого гарантирует занятость в таких областях, как банковское дело, финансы, страхование, фондовый рынок, бухгалтерский учет, юриспруденция, становится наиболее действенным аргументом в выборе выпускниками этих специальностей. Об усилении тенденций к увеличению объемов выпуска специалистов по данным профессиональными направлениями свидетельствуют данные табл. 6.

Таблица 6

Выпуск специалистов государственными и муниципальными
высшими учебными заведениями по укрупненным группам

специальностей и направлениям подготовки (тыс. чел.)


2005

2006

2007

2008

Всего

в том числе

бакалавры и магистры

специалисты

Выпущено — всего

978,4

1055,9

1108,9

1125,3

73,7

1051,5

в том числе по укрупненным группам специальностей и
направлениям подготовки:







физико-математические науки

17,2

16,9

17,1

17,4

6,1

11,3

естественные науки

16,2

17,0

17,5

17,5

3,3

14,2

гуманитарные науки

153,8

169,3

180,0

183,4

10,6

172,8

социальные науки

12,0

14,7

16,6

16,9

1,3

15,7

образование и педагогика

135,1

131,2

135,9

131,7

6,1

125,6

здравоохранение

28,2

31,0

31,3

32,1

-

32,1

культура и искусство

16,8

17,7

17,5

17,4

0,6

16,8

экономика и управление

305,9

338,8

363,8

376,1

16,4

359,7

информационная безопасность

1,3

1,9

2,3

2,8

-

2,8

сфера обслуживания

6,3

8,3

10,0

11,6

0,0

11,6

сельское и рыбное хозяйство

35,9

37,8

37,3

37,1

1,1

35,9

геодезия и землеустройство

3,7

4,1

4,2

4,6

0,4

4,3

геология, разведка и разработка полезных ископаемых

12,1

13,8

14,0

14,3

0,9

13,3

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника

26,5

28,7

30,5

29,5

4,9

24,6

металлургия, машиностроение и материалообработка

30,2

30,9

31,0

29,6

3,9

25,7

авиационная и ракетно-космическая техника

5,4

5,7

5,8

5,7

0,5

5,2

оружие и системы вооружения

0,8

0,6

0,6

0,6

-

0,6

морская техника

3,6

4,0

4,4

4,3

0,1

4,1

транспортные средства

30,2

31,2

32,3

34,2

0,8

33,4

приборостроение и оптотехника

8,2

9,2

9,5

9,0

1,5

7,5

электронная техника, радиотехника и связь

17,7

19,0

18,9

19,1

3,1

16,1

автоматика и управление

13,3

14,7

14,7

15,8

2,2

13,6

информатика и вычислительная техника

20,6

23,9

23,8

24,7

3,5

21,1

химическая и биотехнологии

12,0

13,9

14,3

12,9

1,6

11,3

воспроизводство и переработка лесных ресурсов

6,0

6,5

6,7

7,0

0,3

6,7

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

18,5

20,0

20,9

20,3

0,9

19,5

архитектура и строительство

31,7

34,4

36,2

37,3

3,1

34,2

безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды

9,3

10,8

11,7

12,4

0,6

11,7

Повышение уровня конкурентоспособности Российской Федерации требует совершенствования системы подготовки инженерно-технических специалистов с учетом потребностей современных информационных технологий. Это подтверждается тем, что среди основных показателей развития образования ООН выделяет удельный вес студентов, которые изучают естественные и технические науки, математику, вычислительную технику и программирование.

Увеличение объемов спроса на получение востребованных на рынке труда профессий (со стороны абитуриентов) вызывает соответствующий рост объемов предложения (со стороны учебных заведений). Невзирая на осуществление мониторинга и контроля государством за качеством образования путем использования системы аккредитации, выдачи лицензии на право осуществления образовательной деятельности, учебные заведения в подавляющем большинстве пытаются получать эти лицензии, не учитывая долгосрочных тенденций движения спроса и предложения на рынке труда, что, соответственно, усиливает уровень конкуренции между ними.

При этом необходимо учитывать, что образовательные услуги должны способствовать усвоению выпускниками совокупности знаний, умений и навыков по определённой специальности; обеспечивать приобретение нового социального статуса в обществе, развивать способности к технологической и психологической самоорганизации. Это возможно лишь за счёт повышения качества и конкурентоспособности вузовских программ, достижения образовательным учреждением конкурентного преимущества перед другими вузами, которые предлагают программу, аналогичную по содержанию, объему и назначению.

Вместе с тем увеличение числа абитуриентов, которые выбирают престижные специальности происходит за счёт расширения диапазона учебных заведений как государственной, так и негосударственной форм собственности. Негосударственные учебные заведения специализируются, в основном, на обучении студентов специальностям, которые имеют спрос в сфере бизнеса (менеджмент, маркетинг, банковское дело, экономика, юриспруденция).

Трудоустройство молодежи, которая впервые выходит на рынок труда, достаточно проблематично, т. к. этот контингент в наименьшей мере подготовлен к существованию в условиях жесткой конкуренции.

Отсутствие опыта работы, недостаточный уровень профессионализма и слабые возможности реализации полученных в учебных заведениях знаний на практике, предоставление преимущества при трудоустройстве более опытным и квалифицированным работникам понижают шансы трудоустройства молодёжи. Именно поэтому следует уделять внимание конкурентоспособности молодежи на рынке труда, который может привести к сохранению высокого образовательного уровня человеческих ресурсов в долгосрочной перспективе и обеспечить реализацию этого конкурентного преимущества.

В условиях рыночной экономики России разрыв связей между учебными заведениями и предприятиями, для которых традиционно готовились рабочие и специалисты, существенно углубился.

Невзирая на то, что Федеральное агентство по образованию получает данные о динамике трудоустройства выпускников высших учебных заведений, практически отсутствует систематический мониторинг их последующей трудовой деятельности. Можно отметить, что эта информация достаточно ограничена, поэтому необходимо осуществление мониторинга подготовки (предложения) и потребностей (спрос) на рынке труда, который позволит вносить коррективы в систему вузовского образования, своевременно реагировать на смену конъюнктуры на нём.

Таблица 7

Доля обучающихся в негосударственных вузах
Российской Федерации (%)

1998/1996

1999/1997

2000/1998

2001/1999

2002/2003

2003/2004

4,9

5,5

6,2

7

8,5

9,9

Не менее важным фактором ослабления напряжения в молодёжном сегменте рынка труда выступает развитие системы профессиональной ориентации, значение которой на этапе рыночных преобразований существенно усилилось. Основной её функцией выступает обеспечение сбалансированности между профессиональными интересами и возможностями человека, а также потребностями общества в конкретных видах деятельности.

Ослабление внимания к развитию системы профессиональной ориентации в условиях современной экономики обусловливает увеличение достоверности ошибок в выборе профессии в начале трудовой деятельности, недостаточный учёт профессиональных интересов и возможностей человека при избрании будущей профессии. С позиций индивида несоответствие избранной профессии личностным характеристикам, с одной стороны, и потребностям рынка труда, с другой, приводит к нерациональному использованию потенциала рабочей силы работника, не окупаемости уровня его расходов на получение образования, осложнения при последующем трудоустройстве.

Несомненно, несоответствие избранной индивидом профессии означает для общества нерациональность расходов на подготовку специалиста и возможность нарастания деформационных изменений в профессионально-квалификационной структуре рабочей силы, обусловленных увеличением объемов выпуска специалистов определенных профессий без учёта реальных потребностей экономики.

Необходимым для повышения эффективности трудоустройства молодых специалистов считается восстановление развития инфраструктуры профориентационных услуг за счёт привлечения к этой работе не только среднеобразовательных учебных заведений, но и усиления роли государственной службы занятости. В целом, эффективность осуществления этого вида работ может быть оценена с помощью комплекса показателей социальной и экономической эффективности системы профориентационных услуг населению[2]: уровень осведомленности молодёжи, которая учится, занятых и незанятых граждан относительно избранной профессии; уровень удовлетворенности избранной профессией; уровень работоспособности работника в течение трудовой деятельности; длительность трудовой деятельности; уровень общественно значимых мотивов выбора профессии

Таблица 8

Безработица среди выпускников образовательных учреждений
в Российской Федерации (тыс. чел.)

Показатели

2005

2006

2007

2008

Всего

Женщин

Всего

Женщин

Всего

Женщин

Всего

Женщин

Численность зарегистрированных безработных — всего:

1830,1

1199,5

1742,0

1132,5

1553,0

982,7

1521,8

918,2

Из них: выпускники образовательных учреждений высшего и среднего проф. образования

70,7

50,5

61,2

44,6

46,4

32,4

46,6

31,8

Выпускники образовательных учреждений начального проф. Образования

41,9

27,0

34,5

22,4

26,8

16,5

26,4

15,2

Из числа безработных имеют образование:









высшее професс.

198,3

134,4

182,4

124,6

154,7

103,9

182,6

121,2

среднее професс.

360,2

272,7

338,3

255,5

286,5

210,1

278,5

195,0

начальное професс.

332,4

216,0

317,5

205,4

294,5

184,7

295,5

168,9

среднее (полное) общее

610,4

386,7

580,1

364,0

516,0

312,5

478,8

275,3

не имеют среднего (полного) общего

317,2

182,1

314,0

176,5

301,3

171,5

286,4

157,9

Из числа безработных в возрасте, лет:









16-17

43,9

25,8

39,1

22,6

33,4

18,9

24,5

13,0

18-24

334,2

240,0

317,6

227,8

265,2

178,8

267,1

167,0

25-29

225,3

149,5

212,8

147,2

180,0

117,5

184,7

114,0

Применение системы показателей позволит обеспечить сбалансированность между профессиональными интересами и возможностями человека и потребностями общества в конкретных видах профессиональной деятельности, предотвратить возможные ошибки профессионального выбора, нерациональное использование сил и финансовых ресурсов на получение несоответствующих личностным характеристикам индивида образования, и, соответственно, снизить напряжение в молодёжном сегменте рынка труда.

Не менее важным фактором повышения эффективности системы образования, направленной на обеспечение производительной занятости, выступает развитие такой неотъемлемой её составной, как adult education, т. е. повышение квалификации взрослых работников.

В экономически развитых странах качество кадрового потенциала выступает определяющим фактором повышения эффективности производства. В условиях постиндустриального общества полученное в начале трудовой деятельности образование не обеспечивает высокого уровня конкурентоспособности работников, поскольку темпы обновления знаний заметно отстают от динамики технологических изменений производства.

Именно поэтому развитие системы образования для взрослых (“adult education”) способствует удовлетворению потребностей: на личностном уровне — в самосовершенствовании работника, адаптации к изменениям условий жизни; на микроуровне — в обеспечении конкурентных преимуществ за счёт высокого качества рабочей силы; на общественном уровне — в формировании социально активных, адаптированных к реалиям жизни граждан, разделяющих общечеловеческие ценности; на государственном уровне — в подготовке компетентных, социально-ответственных, производительных работников, способных обеспечить высокий уровень социально-экономического развития государства.

Теоретические и профессиональные знания и полученные в процессе учебы в начале трудовой деятельности индивида умения имеют свойство достаточно быстро устаревать, что, соответственно, осложняет возможности обеспечения переподготовки работников в соответствии с технологическими изменениями производства. Отсюда необходимым является содействие постепенному перемещению ядра профессиональной подготовки в сферу формирования личностных качеств работника. В первую очередь, это предусматривает облегчение адаптации производственных знаний и умений работников к технологическим изменениям и обслуживанию производственного оборудования.

В условиях активизации инновационных процессов в обществе объективно необходимым становится трансформация отдельных видов образования для взрослых в систему дополнительного профессионального образования. Целью её является обеспечение систематической переподготовки работников, удовлетворение их потребностей в образовательных услугах и повышение квалификации в рамках каждого уровня профессионального образования. В первую очередь это касается необходимости развития системы подготовки и повышения квалификации кадров, организованной непосредственно на производстве.

Экономически развитые страны уделяют значительное внимание этому направлению системы образования взрослых. Так, согласно не прямым оценкам ежегодные расходы на финансирование программ подготовки и повышения квалификации кадров на производстве в США превышают $100 млрд. Около 76% американских фирм с численностью занятых свыше 500 чел. активно внедряют данные программы подготовки кадров[3].

Наиболее широко на предприятиях применялись такие стратегические направления развития персонала, как повышение квалификации руководящих кадров (топ-менеджмент) и ведущих специалистов, обеспечение профессионального обучения персонала предприятия. При условии наличия достаточных финансовых ресурсов возможно использование стратегии подготовки персонала (прежде всего занятого выполнением жестко регламентированных операций) непосредственно на рабочих местах.

Для повышения эффективности рыночных преобразований в сфере занятости необходимо оценить состояние развития кадрового потенциала предприятий, что возможно за счет совершенствования существующей системы подготовки и повышения квалификации работников, организованных непосредственно на производстве. Это обусловлено:

  • необходимостью систематического обновления знаний в соответствии с развитием научно-технического прогресса, что связано с сохранением инертного характера приспособления к этим изменениям существующей системы образования;
  • недостаточной связью интересов учебных заведений в сфере профессиональной подготовки и потребностей предприятий, сосредоточённых в инновационных сферах деятельности;
  • существующими противоречиями экономических интересов предприятий и системы профессионального образования, обусловленными разными целевыми установками, которые не учитывают принципы оптимизации при выборе средств достижения результатов.

Однако действующая система подготовки и повышения квалификации кадров характеризуется недостаточной эффективностью. Ограниченность финансовых ресурсов для проведения технической реконструкции и модернизации производства, обветшалость технологической базы производства служат дестимулирующими факторами качественных параметров кадрового персонала предприятий и, соответственно, суживают возможности повышения квалификации работников на производстве.

Динамика этих процессов недостаточна для обеспечения соответствия качественных характеристик национальной рабочей силы требованиям современного высокотехнологичного производства. В гендерном разрезе женщины менее активные в области усиления профессиональной мобильности на рынке труда, в большей мере ориентированы на достижение определенности и сохранение стабильного рабочего места (которое удовлетворяет их требованиям и позволяет совмещать выполнение производственных и семейных обязанностей), чем на профессиональную самореализацию. Избыточная загруженность женщин выполнением домашних обязанностей, низкие объемы гарантированных государством социальных услуг являются тормозящим фактором повышения квалификационного уровня работающих женщин[4].

В целом развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров на предприятиях свидетельствует о недостаточной эффективности влияния структурных сдвигов в экономике на улучшение качественных характеристик рабочей силы, стимулирования систематического повышения её квалификации.

Медленные темпы структурной перестройки экономики, ограниченность финансовых ресурсов для обновления морально устаревшего оборудования и внедрения прогрессивных технологий, сохранение значительного количества неэффективных рабочих мест с использованием малоквалифицированного труда дестимулирующим образом влияют на заинтересованность работодателей относительно развития этой составляющей образования.

Существующая система образования отличается медленными темпами адаптации к рыночной экономике. Это проявляется через слабость связей между интересами учебных заведений и потребностями предприятий, сосредоточенных в инновационных сферах экономической деятельности; существование противоречия между экономическими интересами работодателей и системой профессионально-технического образования, обусловленными разными целевыми установками; отсутствием координации деятельности между органами исполнительной власти, союзами работодателей и образовательными учреждениями относительно содействия трудоустройству выпускников.

Среди основных направлений подготовки конкурентоспособных специалистов следует выделить обеспечение доступности образования; необходимость перехода от узкой специализации в подготовке к подготовке многопрофильного специалиста, обеспечение универсализации подготовки; формирование новых государственных образовательных стандартов, базирующихся на гибком, вариативном содержании программ образования и организации учебного процесса; переход к гибкой многофункциональности структуры учебных заведений, которая дает им возможность приспосабливаться к потребностям рынка труда.

Для обеспечения подготовки специалистов с высшим образованием (с учетом реальных потребностей отраслей экономики и спроса на рынке труда) необходимым является применение комплексного, последовательного подхода к решению этой проблемы со стороны государства. Политика в сфере образования должна реализовываться через организационные, правовые и финансово-экономические рычаги, которые будут способствовать ослаблению остроты проблемы трудоустройства специалистов с высшим образованием. Это также предусматривает применение гибкого и динамического механизма регулирования процессов трудоустройства выпускников; совершенствование рычагов законодательной, налоговой, финансово-кредитной политики в улучшения подготовки квалифицированных работников; содействие повышению конкурентоспособности выпускников на рынке труда, росту качества образовательных услуг; разработку эффективного механизма выявления текущей и перспективной потребности в специалистах путём обеспечения тесной координации между Федеральным агентством по образованию, государственным центром занятости и потенциальными работодателями в поиске возможностей трудоустройства выпускников.

Несовершенство действующей системы подготовки специалистов с высшим и специальным образованием, недостаточный учёт системой потребностей экономики и спроса на рынке труда, динамики спроса и предложения на рынке образовательных услуг, который приводит к усложнению трудоустройства выпускников учебных заведений, нуждается в комплексном, последовательном государственном подходе к решению этой проблемы. Развитие системы высшего образования в соответствии с формированием конкурентных отношений на рынке труда предусматривает необходимость осуществления текущего мониторинга состояния рынка образовательных услуг; прогнозирование объемов подготовки специалистов по направлениям и специальностям в соответствии с потребностями экономики и развитием рынка труда; разработки механизма поощрения и стимулирования работодателей к трудоустройству выпускников путем проведения гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики; обеспечение сбалансированности между необходимостью повышения образовательного потенциала, конкурентными потребностями экономики в специалистах с высшим образованием и бюджетными возможностями государства; содействие повышению качества подготовки специалистов до мирового уровня.

Решение задачи входа национальной системы образования в Европейское образовательное пространство усилит конкуренцию между образовательными учебными заведениями, что, соответственно, потребует повысить уровень конкурентности образовательных услуг, обновления содержания образования и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с рыночными принципами внедрения образовательных инноваций и информационных технологий. Обеспечение перехода к многоукладной образовательной системе при условии формирования рынка образовательных услуг предусматривает разработку конкурентной стратегии учебных заведений, адаптацию их деятельности к основным принципам Болонского процесса за счет повышения качества образовательных услуг.

С целью повышения уровня конкурентоспособности выпускников высших учебных заведений необходимо разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению универсализации их подготовки на основе внедрения инновационного механизма формирования гибких моделей обучения (инновационных образовательных технологий, инкубаторов бизнеса), междисциплинарных форм образования и получения дополнительной специальности, расширения практики заключения контрактов и договоров на подготовку специалистов. Целесообразным также является совершенствование существующей системы трудоустройства молодежи в направлении улучшения нормативно-правового и информационного обеспечения, эффективного функционирования организационных структур и служб, которые обеспечивают сферу занятости профессионально подготовленной молодежи.

Важным направлением совершенствования системы подготовки и повышения квалификации кадров, организованной на производстве, с целью повышения уровня конкурентоспособности национальной рабочей силы выступает разработка комплексных мероприятий по стимулированию участия работодателей в этом процессе, применение льготного налогообложения предприятий, которые систематически внедряют программы развития собственного кадрового потенциала, обеспечение соблюдения социальных гарантий и норм относительно работников, которые активно участвуют в программах повышения квалификации.

Среди направлений реализации общегосударственной национальной политики повышения уровня конкурентоспособности молодежи на рынке труда следует выделить: совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы государственной молодежной политики с целью содействия производительной занятости молодежи; обеспечение эффективной профессиональной подготовки специалистов; внедрение инноваций, направленных на повышение уровня их подготовки, роста конкурентоспособности образовательных услуг; содействие развитию молодежного предпринимательства; оптимизации сети учебных заведений высшего, профессионально-технического, последипломного образования всех форм собственности; осуществление систематического пересмотра и актуализации перечня профессий, по которым происходит подготовка кадров в соответствии с потребностями развития экономики; совершенствование существующего механизма формирования государственного заказа в системе высшего и профессионально-технического образования с целью обеспечения возможностей трудоустройства молодежи и предупреждения возникновения значительных структурных деформаций в молодежном сегменте рынка труда; расширение объемов предоставления образовательных услуг высшими и профессионально-техническими учебными заведениями при одновременном повышении их качества.

В целом, приоритетными направлениями реализации общегосударственной национальной политики относительно обеспечения повышения уровня конкурентоспособности выпускников на рынке труда в условиях формирования конкурентных отношений на рынке труда, в первую очередь, выступают совершенствования нормативно-правовой и законодательной базы государственной молодежной политики, совершенствования существующего механизма формирования государственного заказа в системе высшего и профессионально-технического образования с целью обеспечения возможностей трудоустройства молодежи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



[1] Владимирова Л. П. Экономика труда : Учеб. пос. М. : Издательский дом «Дашков и Ко», 2002. С. 34.

[2] Роговина О. М. Труд и социальное развитие Франции в канун ХХІ века // Труд зарубежом. 2001. № 3. С. 62.

[3] U.S. Department of Education // Center for Education Statistics. Washington, 2004. P. 78.

[4] Турецкая Г. В. Деловая активность женщин и семья // Социс. 2001. № 2. С. 32.


Федорова Наталья Васильевна — кандидат экономических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой менеджмента Московского гуманитарного университета. Тел.: +7 (499) 374-58-00.

Fedorova Natalia Vasilievna — a Candidate of Science (economics), associate professor, the deputy head of the Management Department at Moscow University for the Humanities. Tel.: +7 (499) 374-58-00.

E-mail: Kaf.76@mail.ru



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»