Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2015 / №1

Бурас А. У истоков русского авангарда: общая теория творчества в трудах П. К. Энгельмейера

(Московский архитектурный институт)

Аннотация ♦ В 1920-х годах деятелями советского левого искусства была предпринята попытка оформить свои взгляды на сущность изобразительного искусства созданием новой теории искусств. Статья исследует происхождение понятий, положенных в основу концепции художественной культуры, а именно то влияние, которое на нее оказали теоретические разработки П. К. Энгельмейера (1855–1943), инженера-механика, философа техники.

В своих трудах Энгельмейер анализирует творческий процесс в области техники, устанавливает общность творческих процессов в области искусства, науки, религии и обыденной жизни. Таким образом, он выявляет общие элементы, которые составляют творческий процесс человеческой деятельности, это мастерство, новизна, материальность, объективность, экономия и активизм. Кульминацией его теоретической мысли является трехактная теория изобретательской деятельности: любое изобретение является результатом желания (интуиции), знания (рассуждения) и умения (рутины).

Особого внимания заслуживает его теория творчества, для которой он придумал новую философскую дисциплину и назвал ее специальным термином — эврологией. Его теория творческого процесса и техники легла в основу теории и практики русского авангарда.

Большое значение теоретических изысканий П. К. Энгельмейера для развития культурологических построений теоретиков и практиков русского авангарда, несомненно. Изобретательность, мастерство, материальность, научная объективность, экономия и активизм — эти понятия стали стержневыми в разработке новой, авангардной, теории искусства под названием «художественная культура». 

Ключевые слова: П. К. Энгельмейер, авангард, теория творчества, технология, теория искусств, эврология, активизм, художественная культура.


Бурас Александрос — аспирант кафедры истории архитектуры и градостроительства Московского архитектурного института. Адрес: 107031, Российская Федерация, Москва, ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4. Тел.: +7 (495) 621-51-90. Эл. адрес: alexbouras@yahoo.com. Научный руководитель — д-р искусствоведения, проф. Д. О. Швидковский.

Скачать

Библиограф. описание: Бурас А. У истоков русского авангарда: общая теория творчества в трудах П. К. Энгельмейера // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 335–343. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.34

Дата поступления: 12.10.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Берлев, В. П. (2009) Проблема инженерно-технического творчества в теории П. К. Энгельмейера // Научный вестник МГТУ ГА. № 142. С. 108–112.

Горохов, В. Г. (2010) Техника и культура: возникновение философии техники и теории технического творчества в России и Германии в конце XIX — начале XX столетия. М. : Логос. 376 с.

Емельянов, Б. В., Петрович, Г. П. (2004) Петр Энгельмейер: философия техники и творчества : биография отдельного лица. Екатеринбург : Изд-во Уральск. ун-та. 164 с.

Кандинский, В. (1920) Музей живописной культуры // Художественная жизнь. № 2. С. 18–20.

Кочергин, А. Н. (2009) Научное творчество как объект исследования // Научный вестник МГТУ ГА. № 142. С. 47–55.

Марков, Б. В. (1929) В «философии» ли дело? Ответ на статью тов. Энгельмейера «Нужна ли нам философия техники?» // Инженерный труд. № 2. С. 40–42.

Мах, Э. (1908) Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М. : Скирмунт. 308 с.

Рыбас, А. Е. (2014) Идеи К. Ф. Жакова и П. К. Энгельмейера в контексте философии русского позитивизма // Вестник СПбГУ. Сер. 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. № 2. С. 31–38.

Энгельмейер, П. К. (1898) Технический итог XIX в. М. : Тип. К. А. Казначеева. 107 с.

Энгельмейер, П. К. (1900) Техника как искусство // Научное обозрение. № 8. С. 1364–1378.

Энгельмейер, П. К. (1910) Теория творчества. СПб. : Образование. 208 с.

Энгельмейер, П. К. (1912) Философия техники. Вып. 1. М. : Левенсон. 167 с.

Энгельмейер, П. К. (1914) Эврология, или Всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 5 / под. ред. Б. А. Лезина. Харьков. С. 131–160.

Энгельмейер, П. К. (1916) Эврология, или Всеобщая теория творчества // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 7 / под. ред. Б. А. Лезина. Харьков. С. 76–108.

Mach, E. (1900) Die Principien der Wärmelehre. Historisch-kritisch entwickelt. Leipzig, Barth. xii, 484 p.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»