Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2015 / №1

Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов

(Щецинский университет, Польша)

Аннотация ♦ Анализ идентичности приобрел особую значимость в современных исследованиях ситуаций, которые складываются в процессе жизнедеятельности человека-инвалида. Такой анализ сталкивается с немалыми трудностями, вытекающими из разницы в понимании идентичности в рамках различных научных дисциплин и принятых в них концепций. В статье произведен анализ трактовок идентичности и определены основные факторы, которые влияют на сложности современной идентификации человека-инвалида.

Дифференцированность и многоконцептуальность проблематики идентичности становятся основой для выделения различных ее моделей. Для интерпретации идентичности инвалидов наиболее продуктивны четыре модели Р. Робинсона и З. Бокшанского: модель здоровья, модель мировоззрения, эго-логическая модель и интерактивная модель. В этих моделях и в других концепциях отразились дискуссии о значении индивидуальных и общественных факторов идентичности и ее функциях.

Анализируя научную литературу, автор отмечает, что исследователями большее внимание уделяется общественным факторам формирования идентичности, чем индивидуальным. Такова концепция Т. Парсонса, трактующего идентичность прежде всего как результат участия человека в общественной жизни. На протяжении веков значение общественных факторов в формировании идентичности изменялось. Эти изменения особенно стали заметны в формировании идентичности человека-инвалида.

В настоящее время наблюдается исчезновение универсального типа доминирующей идентичности. Она стала эластичной, переменной, растекающейся, фрагментарной. Такие изменения стали результатом воздействия факторов глобализации, стимулирования потребительского интереса и других социально-культурных изменений. Разнообразие и множество идентификаций ведут к тому, что идентичность становится ситуативной, неоднородной. Это рождает общую нервозность, может способствовать психическим расстройствам, типичным для современной цивилизации. То же отмечается у людей-инвалидов. 

Ключевые слова: идентичность, идентификация, инвалид, человек-инвалид, факторы идентификации, модели идентификации.


Жулковска Тереза  доктор социологических наук, профессор, директор Института педагогики Щецинского университета (Польша). Адрес: 71-431, Polska, Szczecin, ul. Ogiсskiego 16/17. Тел.: (8-10-48) (91) 444-37-53. Эл. адрес: pedagogika@univ.szczecin.pl

Скачать

Библиограф. описание: Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 1. С. 89–97. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.8

Дата поступления: 12.12.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ковалева, А. И. (2011) Общество и личность : Лекции по социологии : учеб. пособие. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 204 с.

Bauman, Z. (1994) Dwa szkice o moralności ponowoczesnej. Warszawa : Instytut Kultury. 88 s. (На польск. яз.).

Bauman, Z. (2000) Ponowoczesność jako źródło cierpień. Warszawa : Wydawnictwo “Sic!”. 389 s. (На польск. яз.).

Bokszański, Z. (1989) Tożsamość, interakcja, grupa — tożsamość jednostki w perspektywie teorii socjologicznej. Łódź : Wyd. Uniwersytetu Łódzkiego. 257 s. (На польск. яз.).

Cencini, A., Manenti, A. (2009) Psychology and formation: Structures and dynamics. Pauline Publications. 470 p.

Drzewiecki, M. (1999) Odpowiedzialna pomoc wychowawcza. Radom : Wydawnictwo “Ave”. 318 s. (На польск. яз.).

Dyczewski, L. (1998) Czіowiek w perspektywie nowoczesnej kultury // Kultura polska w nowej sytuacji historycznej / red. J. Damrosz. Warszawa : Instytut Kultury. S. 24–38. (На польск. яз.).

Foucault, M. (1998) Nadzorować i karać. Narodziny więzienia. Warszawa : Wydawnictwo Fundacji Aletheia. 383 s. (На польск. яз.).

Foucault, M. (2000) Historia seksualności. Warszawa : Czytelnik. 612 s. (На польск. яз.).

Fukuyama, F. (1992) The end of history and the last man. N. Y. : Free Press ; Toronto : Maxwell Macmillan Canada ; N. Y. : Maxwell Macmillan International. xxiii, 418 p.

Goffman, E. (2000) Człowiek w teatrze życia codziennego. Warszawa : Wydaw. KR. 286 s. (На польск. яз.).

Jarymowicz, M. (1985) Spostrzeganie samego siebie: Porównanie “Ja” — “Inni” // Psychologia spostrzegania społecznego / red. M. Lewicka, J. Trzebiński. Warszawa : Książka i Wiedza. S. 235–252. (На польск. яз.).

Jedlicki, J. (1998) Umarły etos // Przegląd Tygodniowy. 15.04. (На польск. яз.).

Kozielecki, J. (1986) Psychologiczna teoria samowiedzy. Warszawa : PWN. 478 s. (На польск. яз.).

Krzysztofek, K. (1997) Audiowizualna kontrkultura? // Kultura i sztuka u progu XXI w. / red. S. Krzemień-Ojak. Białystok : “Trans Humana” Wydawnictwo Uniwersyteckie. 315 s. S. 11–31. (На польск. яз.).

Melosik, Z., Szkudlarek, T. (1998) Kultura, tożsamość, edukacja. Migotanie znaczeń. Kraków : Impuls. 111 s. (На польск. яз.).

Miluska, J. (1996) Tożsamość kobiet i mężczyzn w cyklu życia. Poznań : WN UAM. 301 s. (На польск. яз.).

Oleszkowicz, A. (1995) Kryzys młodzieńczy — istota i przebieg. Wrocław : Wydawnictwo Uniwersytetu Wrocławskiego. 118 s. (На польск. яз.).

Parsons, T. (1972) Szkice z teorii socjologicznej. Warszawa : PWN. lxi, 590 s. (На польск. яз.).

Parsons, T., Smelser, N. J. (1975) Funkcjonalne zróżnicowanie społeczeństwa // Elementy teorii socjologicznych, materiały do dziejów współczesnej socjologii zachodniej / ed. by W. Dereczyński, A. Jasińska-Kania, J. Szacki. Warszawa : PWN. S. 219–240. (На польск. яз.).

Shusterman, R. (1996) Sztuka życia a etyka postmodernistyczna // Kultura Współczesna. № 3–4. S. 26–54. (На польск. яз.).

Sztompka, P. (2005) Socjologia zmian społecznych. Kraków : Wyd. Znak. 323 s. (На польск. яз.).

Szwed, R. (1999) Ontologiczne podstawy koncepcji tożsamości // Studia Socjologiczne. № 3. S. 145–164. (На польск. яз.).

Żółkowska, T. (2008) Historia pedagogiki niepełnosprawnych intelektualnie (рукопись). Szczecin. (На польск. яз.).

Życiński, J. (1998) Cogito ergo sum // Rzeczpospolita, Dodatek “Plus-Minus”, 17–18.10. (На польск. яз.).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»