Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 1 2012

Черноземова Е. Н. Развивая, воспитывать: «Уроки Доброты» Ю. Д. Куклачева

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0012.


УДК 37.034

Chernozemova E. N. Developing and Upbringing: “The Lessons of Kindness” by Yu. D. Kuklachev

Аннотация ◊ В статье представлен обзор книг Ю. Д. Куклачева, адресованных детям и направленных на воспитание физических и духовных сил ребенка, анализируется подход к подаче материала, сочетание художественности, публицистичности и научно-популярной составляющей текстов.

Ключевые слова: нравственное воспитание, воспитание физических сил, воспитание духовных сил, способ организации текста, детское сознание, детская литература.

Abstract ◊ The article presents a review of children’s books by Yu. D. Kuklachev that are aimed at initiation of physical and spiritual power of a child. The article analyses the approach to the material presentation, the combination of fiction, publicism, and semi-popular components of the texts.

Keywords: moral upbringing, the training of physical strength, the nurturing of spiritual power, text structuring method, child’s consciousness, juvenile literature.


В современном мире знания, умения и навыки касаются явлений все более тонких, таких как способность слушать и слышать веления сердца, умение преодолевать обиду, понимать позицию другого. Обращение к детскому сознанию должно становиться также более тонким.

Одним из условий успешного обращения к читателям-детям служит жизненная и человеческая состоятельность автора. Именно этот критерий работал при обращении воспитанников А. С. Макаренко к книгам М. Горького, подростков первой половины XX века к книгам А. П. Гайдара, а во второй — к книгам В. П. Крапивина и А. М. Маркуши, являя собой значительный отклик-аффект на авторское обращение. Книги этих авторов имели огромное воспитательное и организаторское значение, давая уроки самовоспитания, уча разбираться в происходящем, вслушиваться в то, что подсказывает сердце, и быть верными себе. В них в разной мере присутствует синтез художественности и публицистичности при обращении к детскому сознанию.

На рубеже и в первые десятилетия XXI века появился цикл книг «Школа Доброты», созданный Ю. Д. Куклачевым. Обращение к книгам цикла привлекательно для детей в силу авторитета их автора, его репутации человека уникального, способного идти своим путем и быть на этом пути успешным в утверждении принципов добра и любви. Профессиональная успешность создателя и руководителя Театра кошек «Кошкин дом» (1990), первым начавшего работать с кошками на арене и в театре, получила признание во всем мире. В 1979 году Ю. Д. Куклачев был удостоен звания Народного артиста РСФСР. В 1980 году он становится Лауреатом премии Ленинского комсомола и обретает звание заслуженного артиста СССР. Но ранее этого в 1976 году начинается признание особой миссии Куклачева — деятельного утверждения идей гуманизма. В Канаде он получил «Золотую Корону Клоунов» и диплом «... за гуманное отношение к животным и пропаганду гуманизма...». Ему присуждено звание посла доброй воли, которое он утверждает в США, Пуэрто-Рико, Германии, Аргентине, Перу, Франции, Японии, неизменно получая Призы зрительских симпатий. В 2004 году ему было присвоено звание Рыцаря гуманной педагогики.

Рассказывая о возникновении замысла циклов книг о доброте, Ю. Д. Куклачев, отмечает невозможность мириться с осквернением детства, творимым современными реалиями, агрессивным навязыванием и утверждением принципов и образа жизни общества квалифицированных потребителей. За внешней простотой и занимательностью избранной тональности авторского обращения к читателю скрыт глубокий философский смысл и тонкий по изяществу, но сильный по мощи воздействия психологический подход. Тональность книг дает ответ на один из сложнейших вечных вопросов о том, как существовать в мире зла среди несовершенного окружения, умело противостоять им, соблюдая достойное самостояние и умножая добро, сохраняя любовь. Авторский замысел отчетлив: надо говорить с детьми о сложных проблемах и говорить на языке, понятном, ясном, вразумительном, убедительном и убеждающем. Такая установка отнюдь не означает, что автор стремится избегать сложных вопросов или призывает в их решении к выхолощенной прямолинейности и отсутствию тонкости.

Задача книг серии «Уроки Доброты» — помочь детям понять себя, найти достойное место своим чувствам и устремлениям в сложной современной повседневности. В них присутствует серьезное научно-публицистическое начало. В разборе жизненных ситуаций автор опирается не только на свой опыт, но и на труды выдающихся ученых: Павлова, Бехтерева, Анохина, идеи которых звучат на языке, понятном детям. Подчеркивая необходимость таких обращений и их популяризации, Ю. Д. Куклачев говорит: «Я ничего не придумывал нового. Я беру все в трудах признанных ученых. И придумываю на их основе рассказы. Такие, чтоб детям было интересно». Проработанным и переложенным на язык, доступный детям, оказываются и профессиональные уроки актерского мастерства, учащие справляться с собой, не становиться рабом собственных настроений и минутных импульсов.

Серия книг, созданная Ю. Д. Куклачевым, получила экспертное заключение совета при Министерстве образования Российской Федерации, одобрена Федеральным институтом развития образования, Московским психолого-социальным институтом и в статусе научно-образовательной программы вошла в учебно-методический комплект «Окружающий мир» для начальной школы. Программа «Школа Доброты» успешно осуществляется в течение почти десятилетия в школах, интернатах, центрах социальной помощи Москвы.

От замысла уроков доброты, к осуществлению которых автор идеи приступил практически, напрямую обращаясь к детской аудитории в ходе представлений в театре, в 2003 году Ю. Д. Куклачев перешел к разработке Программы «Школы Доброты». Для методического обеспечения Программы была создана серия книг «Школа Доброты», включающая игры и задания, методические рекомендации для педагогов и психологов по проведению «Уроков Доброты и самопознания» в начальных классах. Слово «самопознание», вынесенное в заглавие методических рекомендаций оказалось ключевым и совпало с названием курса, который законодательно был введен в начале XXI века во всех классах общеобразовательных школ и на младших курсах высших учебных заведений Казахстана. Автор, продвигающий курс «Самопознание» в Казахстане, — С. С. Назарбаева.

Текст книг предназначен для чтения детьми и взрослыми. Книги пригодны и для самостоятельного детского чтения, и для совместного чтения взрослых с детьми. Ситуации из собственной жизни и жизни друзей и близких автор пересказывает в доверительном тоне. Самым деятельным переходящим из книги в книгу героем повествования становится кот Борис, рассудительный обладатель мужественного и доброго сердца, которого настораживает, какими безразличными стали лица людей, и то, что люди разучились улыбаться. Его постоянная спутница, а часто и оппонент, которому Борису приходится доказывать основательность своей позиции — рыжая кокетливая красавица Морковка с зелеными очаровательными глазами. Противостоит Борису агент 00-Мяу — чёрный кот Батон и приземленный кот Антонио.

В серию вошли книги «Любовь — главное слово Вселенной», «Учитесь разговаривать с сердцем», «Учитесь слушать тишину», «Кошки и собаки — мои друзья», «Бойцы Армии Добра и Милосердия», «Как стать сильным», «Мозг и его возможности. Учитесь видеть прекрасное. Учитесь в жизни „тормозить“». Названия книг, определяющие их тематику, показывают, что автор стремится помочь читателю обнаружить внутренний мир, научиться его понимать, управлять своими состояниями. Но также очевидно, что отличительной особенностью книг Ю. Д. Куклачева становится то, что он стремится помочь читателю осознать красоту мира, роль высоких чувств любви и дружбы в жизни человека, умения их отстаивать.

Поиски ответа на вечный вопрос о способах деятельного противостояния злу заставляет продолжать работу над текстами книг, совершенствуя их. Кот Борис, призывавший собирать армию бойцов доброты, становится более мудрым и понимает, что все битвы ведутся на внутреннем фронте, в борении с собой, со своей трусостью, нерешительностью, вспыльчивостью, «объявив войну всем недостаткам и слабостям» за то, «чтобы сердце и разум жили в согласии». Так на первых же страницах книг оказывается определенным основное конфликтное противоречивое состояние современного человека: «Разум говорит что выгодно. Но это не всегда бывает честно. А сердце подсказывает, как поступать по справедливости». Размышления над разрешением этических проблем на примерах, близких и понятных детям, ведутся глубоко и доступно и перекликаются при этом с тем, как их решение ведется в современных научных работах. Как быть, если ты устремлен к хорошему, а родители против? Ведь найдутся взрослые, которые скажут, что доброта в наши дни не только не актуальна, но и вредна, она мешает обретению конкурентоспособности. Будут и те, кого испугает власть доброты над сердцем ребенка. Книги учат, как поступать, что отвечать, ни в коем случае не врать (вступая в ряды добролетчиков, просто клянутся не лгать), иметь терпение объяснять близким свою позицию. «Только сильные и волевые люди способны доказать свою правоту убеждением, а не обманом или кулаками».

Жанр книг Ю. Д. Куклачев определяет как «сказки-размышления». Во вводном предложении говорится: «Дорогие читатели. Эту сказку-размышления, я написал для того, чтобы помочь Вам найти себя». Далее автор обосновывает обращение к животным, с которыми связал свою жизнь и заявляет об их умении общаться на особом языке: «Героями моей книги являются не только люди, но и кошки. На протяжении тысячелетий эти умные животные всегда рядом с человеком. А в Древнем Египте их считали священными[1]. Многие думают, что животные молчаливы. На самом деле, они постоянно ведут с нами разговор на языке, который понимает только доброе сердце — ЯЗЫКЕ ЧУВСТВ». Удивительно, что детям нет никакой необходимости объяснять, что такое «особый язык животных». Его признают при восприятии текстов условно-сказочной тональности, где все происходит по вполне узнаваемой бытовой логике. О том, что животные умеют и говорить, и мыслить, дети знают и охотно делятся своими знаниями. Так происходило при обсуждении сказки Н. Абрамцевой «Как кошка собиралась на дачу», где семейные ссоры и споры прерываются надвигающейся грозой и сохраняющая нейтралитет и спокойствие кошка отправляется на крышу, чтобы договориться с тучей на языке, «который понятен всем на свете, кроме людей». Так происходит на сайте детского творчества «Оранжевый верблюд», где на задание рассказать, о чем думают животные, дети откликаются замечательными этюдами, отмечая не только способность мыслить, но и сверхспособности животных:

«Саша просматривал на компьютере свою страничку "ВКонтакте". Он с сожалением посмотрел на своего кота Васю и сказал: "Как жаль, что ты ничего не понимаешь!". А в это время кот без всяких приспособлений, мысленно, даже не глядя в монитор, читал эту страничку и думал: "Да... Ничего-то я не понимаю. Как можно быть таким тупым, как мой хозяин, чтобы целый день так трепаться?!» (Люся Коновалова, 13 лет, Севастополь).

«Несколько часов подряд ёжик пытался войти в нирвану и достичь просветления, сев в позу лотоса. Он думал: "Ах, почему я не пушистый зайчик! Все лапки исколешь, пока до нирваны доберёшься! Действительно — путь к звёздам лежит через тернии!» (Настя Тищенко, 13 лет, Солнечногорск).

Цикл книг Ю. Д. Куклачева являет собой новый тип учебного пособия, обладающего глубоко научными установками, поданными в занимательной форме. В книгах серии «Школа Доброты» и «Уроки Доброты» существует свой толковый словарик, разбросанный по разным страницам, где в рамочках даются определения хорошо знакомых, но, если задуматься, не так-то просто определяемых понятий, таких как «добро», «любовь», «красота». Здесь можно прочитать:

«ВЕЖЛИВОСТЬ — соблюдение правил приличия, воспитанность. Невежливого зовут невежей».

«ВЫДЕРЖКА — умение держать себя, владеть собой, самообладание, стойкость».

«ТЕРПЕНИЕ — способность стойко переносить что-нибудь неприятное, мириться с чем-нибудь, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе».

«УВАЖЕНИЕ — почтительное отношение, как к чему-то очень важному».

МИЛОСЕРДИЕ — готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия, от милого сердца.

СЧАСТЬЕ — состояние полной и высшей удовлетворенности жизнью, чувство нужности другим.

ИДЕАЛЬНЫЙ — возвышенный, очень хороший, отличный.

ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ — отзывчивость и чуткость, гуманность.

ЧЕСТНО — поступать так, чтобы не запятнать свою честь, без обмана.

ОБЕЩАНИЕ — добровольное обязательство что-нибудь выполнить.

ВОЛЯ — способность осуществлять свои желания, поставленные перед собой цели. Настойчивость; власть над своими чувствами.

ДИСЦИПЛИНА — обязательное подчинение установленному порядку, правилам; организованность.

САМООРГАНИЗАЦИЯ — принцип организации личных усилий (ого труда). Планирование своих действий.

ЗАКАЛЯТЬ — становиться физически и нравственно стойким.

СОВЕСТЬ — чувство нравственной ответственности, за свое поведение перед окружающими, чувство, которое подсказывает, как жить по правилам добра и справедливости, которые всем известны, и мешающее эти правила нарушать.

КЛЯТВА — торжественное обещание, которое никогда нельзя нарушить, не запятнав чести.

ДУХ — сознание, мышление, психические способности. Внутренняя моральная сила. Истинный смысл.

УБЕЖДЕНИЕ — глубокая вера, подкрепляемая поступками.

Трижды происходит обращение к ключевому понятию серии «добрый».

«ДОБРЫЙ — отзывчивый, хороший, вежливый, не жадный, милосердный, творящий добро человек».

С развитием мысли понятие углубляется и получает дополнительные важные характеристики:

«ДОБРЫЙ — кто не делает зла, намеренно стремится к бескорыстной помощи окружающим​».

И наконец, «Добрый — это не тот, кто говорит, что он добрый, а тот, кто делает добрые дела».

Таким же развивающимся становится и представление о любви.

«ЛЮБОВЬ — самое чистое и светлое, сильное и нежное чувство сердечной привязанности», — говорится на первых страницах, а в третьей главе определяется значение любви для человека: «Любовь возвышает человека, делает его сильным, добрым и отзывчивым».

Получают определения и отрицательных качеств, для того, чтобы они оказались осмыслены и были узнаваемыми, чтобы к ним вырабатывалось отношение. Словарик — одна из форм воспитательного воздействия, заложенного в книгах.

«БЕССЕРДЕЧИЕ — отсутствие сердечности, бездушие, отсутствие чуткости к окружающим».

«БЕЗРАЗЛИЧНЫЙравнодушный, безучастный, тот, кому всё равно. Не различающий лиц».

«СУЕТА — излишняя торопливость в работе, поведении. Беспорядочные хлопоты, пустое, не имеющее истинной ценности».

«НЕВЕЖДА — грубый невоспитанный человек, мало знающий».

РАБ — человек, который подчинил себя, свою волю, поступки кому-нибудь или чему-нибудь.

ВЫГОДА — то, что приобретается гаданием о себе за счет других. Нужно понять, что по-настоящему выгодно то, что нужно другим, и учиться быть нужным, приобретать друзей.

ПРИХОТЬ — капризное вздорное желание, надуманная потребность, причуда.

СТРАСТЬ — сильно выраженные чувства, крайнее чрезмерное увлечение.

БОЯТЬСЯ — тревожиться, чувствовать опасность или ожидать неприятность.

РЕВНОСТЬ — недоверчивость, чувство сомнения, подозрения к чьей-нибудь верности и преданности.

ВСПЫЛЬЧИВОСТЬ — раздражение, неумение управлять эмоциями, своего рода агрессия.

СОМНЕВАЮЩИЙСЯ — тот, кто испытывает нерешительность, колеблется, не верит.

ЗАВИСТЬ — чувство досады, вызванное успехом другого, неумение радоваться его удаче. ЗАВИДОВАТЬ — выражать недовольство, вызванное успехом другого.

УСМЕШКА — улыбка обычно с оттенком иронии, насмешки, недоверия.

РАВНОДУШИЕ — безразличие, безучастное без души отношение к чему-либо.

ОБИДА — внутренняя боль. Чувство которое вызывает расстройство, переживание.

ЛЕНЬ — отсутствие желания действовать, трудиться, склонность к безделью. Порождает скуку и уныние.

Задачи воспитательного воздействия книг сформулированы в замысле кота Бориса «спасать людей от суеты и невежества <…>, чтобы каждый человек, даже если его обидели, не превращался в животное», и чтобы «люди не становились рабами своих вредных привычек, прихотей и лени». При этом вредные привычки приписываются котам, коллегам Бориса по труппе: «Вспомни, Кот Антонио часто сутулится и при ходьбе косолапит. А кот Колбаскин привык кушать быстро, словно спешит на самолет». Коту Носику приписываются скептицизм и возражения, которые могут прозвучать из уст взрослых: «Я никак не пойму, какие занятия могут быть на «уроках доброты», — усмехнулся кот Носик. — Неужели добрая математика, добрая литература, добрая физкультура… Чему кошки могут научить детей?» От имени котов ответ скептикам звучит так: «Мы можем научить детей, например, видеть спиной, — она слегка призадумалась и продолжила — правильно падать, или владеть своим телом… — Преодолевать страх и обиду, — добавил Бориска.

— Научим слушать тишину, это поможет им быть собранными и чуткими, — добавил Шустрик.

— А еще разговаривать со своим сердцем, развивать смекалку, замечать прекрасное, — улыбнулась кошка Ириска».

С развитием идей в 3 главе возникнет и еще один важный урок: «беречь свое сердце, защищать его от чужого влияния и не растрачивать свои силы по пустякам», ведь сердце может остыть и стать бесчувственным к чужому горю.

На языке людей образовательная программа, сформулированная котами, звучит как развитие интуиции и хорошей физической подготовки, внимания к окружающему миру. Каждому из аспектов посвящена отдельная книга цикла, в которой подробно прорабатывается поставленный вопрос.

Достаточно тонкие и сложные задачи, как развитие интуиции, сочетаются в книгах с открыто публицистическими высказываниями. Самое опасное героям книг видится в том, что «жестокость, зависть и равнодушие, как лесной пожар, захватывает все больше и больше сознание людей. Мы должны помочь им избавиться от этого!» — делает вывод кот Борис. И что еще более глубоко и важно, он утверждает: «Надо спасать людей от самих себя». Его план состоит в том, чтобы «обратиться к детям всей планеты». Так на страницах книг возникает призыв-обращение к детским сердцам — «надежде и будущему любой страны». Так занимательность переплетается с глубиной и актуальностью суждений.

Одной из важных и глубоких обсуждаемых проблем современности становится вопрос о качестве и природе мысли. Все чаще говорится о ее материальности, о ее способности формировать характер, судьбу, предшествовать природе поступка. Современное детское сознание вполне подготовлено, чтобы воспринять космический масштаб мыли, запечатленный на страницах книг: «…мысль, словно космический корабль, может уносить нас в космос или в любую точку вселенной! Представляешь, с помощью мысли ты можешь строить дома, гулять по марсу, бегать по солнцу».

Пафос своего существования, смысл своей деятельности герои книг видят в том, чтобы «спасать от всякой скверны мысли людей, чувства и желания». Сила искусства в состоянии влиять на взгляды людей, менять строй их чувств. Но возможно ли творчеством, примером, поступками научить человека быть добрым, обходительным, внимательным к окружающим? Можно ли научить не наступать на хвост кошкам? И как, собственно, этому учить? В занимательной, иронично-смешливой форме задается вопрос, которому в эпоху Возрождения посвящались трактаты по этике. Просто и ясно в современной детской книге дается тот же ответ, делается тот же вывод, к которому приходили мыслители Возрождения: «научить этому невозможно, но научиться при желании может каждый». Автор показывает, что, учась, нужно уметь быть внимательным, наблюдательным к себе и окружающим.

Именно отстаивая чистоту и точность мысли, автор отказывается от идеи формирования армии бойцов доброты и призывает обладателей добрых сердец стать «ДОБРОЛЕТЧИКАМИ, чтобы на крыльях своей мечты нести добро по всему свету». Здесь возникают интересные наблюдения за взаимоотношениями человека с собственными мыслями, с миром своей мечты: «Когда мечта, — он сделал паузу, — укрепится в вашем сознании и проникнет в каждую клеточку вашего организма, она одухотворит ваши устремления». Так одухотворенно и романтично передана в книгах идея Павлова воспитания «рефлекса цели». С призывом формировать в детях «рефлекс цели» автор книг обращается к родителям.

Каждый эпизод, каждый диалог может стать предметом обсуждения с детьми, темой серьезного заинтересованного разговора, помогающего в самопознании. Для учителей написано методическое пособие «Школа Доброты Юрия Куклачева», в которой обозначены цели и задачи уроков, даются необходимые рекомендации по их проведению, приведены материалы, игры и упражнения. Предметом обсуждения может стать монолог о трех матерях — маме, совести и Родине, и текст торжественного обещания добролетчика быть честным и справедливым, никому не завидовать, никогда не брать чужого, относиться к своим товарищам так же, как к самому себе, раскрыть в себе свои способности, развивать их и дарить людям, воспитывать волю, закалять свой характер, честно признавать свои ошибки, не позволять сердцу обижаться до такой степени, чтобы мстить обидчикам, всегда уважать старших.

В книгах сформулированы законы, по которым существует мир Доброты. Один самый важный их них: «чтобы поверить в добро, надо начать делать его самому». Не менее важен призыв: «Отнеситесь к словам серьезно, потому что это основной принцип „Школы доброты“».Автор предупреждает о том, что без волевого усилия, действия нельзя добиться изменений: «Можно всю жизнь фантазировать, мечтать, настраивать себя на добрые дела, но так и не совершить их. Поэтому, научитесь ставить перед собой задачи, и переходить от слов к действию — продолжил Бориска. Запомните, каждый раз, когда вы делаете над собой усилие, преодолеваете трудности, вы становитесь другим человеком. Эта ежедневная работа, незаметно приведет вас к победе над своими недостатками». Важен и совет относительно того, как нужно относиться к неудачам: «Не позволяйте временным неудачам ослаблять ваш духовный порыв. Победит тот, кто умеет терпеть. Будьте готовы к борьбе и трудным испытаниям. Не бойтесь перемен».

Замечателен диалог о том, что дает силы тому, кто полон решимости защищать добро:

— Скажи, в твоей жизни было столько горя. Что помогает тебе не злиться, а оставаться таким добрым? — спросила она.

— Любовь, — сразу ответил Бориска.

— Любовь? — встрепенулась Морковка. — К кому?

— Ко всем и ко всему, что вокруг нас, — коротко ответил он.

Морковка посмотрел по сторонам и, пожав плечами, радостно промурлыкала:

— Но рядом никого нет.

— Ты открой глаза и посмотри повнимательнее.

Кошка ещё раз оглянулась и начала принюхиваться.

— Ты дальше своего носа ничего не видишь. Нас окружает целый мир. Мир людей, красок, звуков.

Весь текст выстроен так, чтобы доказать, что самое мощное и действенное оружие, «которое никто и никогда не сможет отобрать — это СИЛА ВОЛИ И ДУХА, ЧИСТОТА ПОМЫСЛОВ, ДОБРОТА И ЛЮБОВЬ».

Призыв автора к созданию Планеты Доброты не остается без ответа. В его адрес приходят письма детей с готовностью начать строить новый мир, в котором будет место отзывчивости и вниманию к людям, достанет сил для помощи тем, кто рядом.

Автор книг доказывает образом жизни, каждодневным трудом свое право говорить с детьми о проблемах современного человека и человечества и своим примером, своими делами показывает, как можно приходить на помощь тем, кто в ней нуждается, работая в детских домах, исправительных учреждениях, реабилитационных центрах, неизменно добиваясь сердечной отдачи тех, кому приходит на помощь.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Следующая историческая справка возникает в конце 2 главы: «У Спартака на знамени был кот как символ свободы и независимости».


ИЗБРАННЫЕ РАБОТЫ Ю. Д. КУКЛАЧЕВА

Куклачев, Ю. Д. (2004) «Школа доброты» : Книга 1 для чтения в начальной школе : В 4 ч. М. Ч. 1. Урок 1. Любовь — главное слово Вселенной. Урок 2. Учитесь разговаривать с сердцем.

Куклачев, Ю. Д. (2004) «Школа доброты» : Книга 1 для чтения в начальной школе : В 4 ч. М. Ч. 2. Урок 3. Учитесь слушать тишину. Урок 4. Кошки и собаки — мои друзья.

Куклачев, Ю. Д. (2005) «Школа доброты» : Книга 1 для чтения в начальной школе : В 4 ч. М. Ч. 3. Урок 5. Урок вежливости. Урок 6. Главное правило жизни.

Куклачев, Ю. Д. (2005) «Школа доброты» : Книга 1 для чтения в начальной школе : В 4 ч. М. Ч. 4. Урок 7. Чистота — залог здоровья. Урок 8. Вера — главная сила человека.

Куклачев, Ю. Д. (2006) «Школа доброты» : Книга 2 для чтения в начальной школе. М. Ч. 1. Преодолей обиду. Что такое страх.

Куклачев, Ю. Д. (2006) «Школа доброты» : Книга 2 для чтения в начальной школе. М. Ч. 2. Как стать сильным.

Куклачев, Ю. Д. (2007) «Школа доброты» : Книга 2 для чтения в начальной школе. М. Ч. 3. Мозг и его возможности. Учитесь видеть прекрасное. Учитесь в жизни «тормозить».

Куклачев, Ю. Д. (2005) Школа доброты. Бойцы Армии Добра и Милосердия. М.


SELECTED WORKS BY YU. D. KUKLACHEV (TRANSLITERATION)

Kuklachev, Iu. D. (2004) «Shkola dobroty» : Kniga 1 dlia chteniia v nachal'noi shkole : V 4 ch. M. Ch. 1. Urok 1. Liubov' — glavnoe slovo Vselennoi. Urok 2. Uchites' razgovarivat' s serdtsem.

Kuklachev, Iu. D. (2004) «Shkola dobroty» : Kniga 1 dlia chteniia v nachal'noi shkole : V 4 ch. M. Ch. 2. Urok 3. Uchites' slushat' tishinu. Urok 4. Koshki i sobaki — moi druz'ia.

Kuklachev, Iu. D. (2005) «Shkola dobroty» : Kniga 1 dlia chteniia v nachal'noi shkole : V 4 ch. M. Ch. 3. Urok 5. Urok vezhlivosti. Urok 6. Glavnoe pravilo zhizni.

Kuklachev, Iu. D. (2005) «Shkola dobroty» : Kniga 1 dlia chteniia v nachal'noi shkole : V 4 ch. M. Ch. 4. Urok 7. Chistota — zalog zdorov'ia. Urok 8. Vera — glavnaia sila cheloveka.

Kuklachev, Iu. D. (2006) «Shkola dobroty» : Kniga 2 dlia chteniia v nachal'noi shkole. M. Ch. 1. Preodolei obidu. Chto takoe strakh.

Kuklachev, Iu. D. (2006) «Shkola dobroty» : Kniga 2 dlia chteniia v nachal'noi shkole. M. Ch. 2. Kak stat' sil'nym.

Kuklachev, Iu. D. (2007) «Shkola dobroty» : Kniga 2 dlia chteniia v nachal'noi shkole. M. Ch. 3. Mozg i ego vozmozhnosti. Uchites' videt' prekrasnoe. Uchites' v zhizni «tormozit'».

Kuklachev, Iu. D. (2005) Shkola dobroty. Boitsy Armii Dobra i Miloserdiia. M.


Черноземова Елена Николаевна — доктор филологических наук, профессор Московского педагогического государственного университета, вице-президент Международной ассоциации общественных объединений «Центр гуманной педагогики».

Chernozemova Elena Nikolaevna, Doctor of Science (philology), professor at Moscow Pedagogical State University, vice-president of the International Association of Non-governmental Organizations “The Center of Humane Pedagogy”.

E-mail: chernozem888@yandex.ru


Библиограф. описание: Черноземова Е. Н. Развивая, воспитывать: «Уроки Доброты» Ю. Д. Куклачева [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 1 (январь — февраль). URL:  http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/1/Chernozemova_The-Lessons-of-Kindness/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»