Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 2 2012

Вершинин И. В. Этапы изучения творчества Томаса Чаттертона

Статья зарегистрирована ФГУП НТЦ «Информрегистр»: № 0421200131\0017.


УДК 821.111

Vershinin I. V. The Stages of the Studies into Thomas Chatterton’s Works

Аннотация ◊ В статье выделяются три этапа изучения творчества английского поэта Томаса Чаттертона (1752–1770) в литературоведении XVIII–XX веков.

Ключевые слова: Чаттертон, предромантизм, английская литература.

Abstract ◊ In the article three stages of the studies on the English poet Thomas Chatterton (1752–1770) are distinguished in the literary criticism of the 18th–20th centuries.

Keywords: Chatterton, pre-Romanticism, English literature.


В сложной и разнообразной литературной жизни Англии XVIII века особое место принадлежит одному из самых оригинальных и интересных английских поэтов XVIII века Томасу Чаттертону (1752–1770).

Томас Чаттертон вошел в историю литературы легендой. О нем писали критики и литературоведы; писатели и поэты посвящали ему свои произведения, композиторы воспели его в операх, а художники — в своих полотнах[1]. И все же, как это ни кажется парадоксальным, поэт, которого современники называли «величайшим гением со времен Шекспира» (Malone), веками оставался «великим незнакомцем». Да и сегодня его имя известно лишь узкому кругу специалистов и, пожалуй, некоторым любителям литературных курьезов, знающих Чаттертона как блестящего «мистификатора», одного из самых ранних литературных дарований в истории мировой литературы.

В изучении художественного наследия и самой личности Чаттертона можно выделить три этапа. Первый начинается с момента трагической гибели поэта в 1770 г. Он связан с так называемой «дискуссией» (controversy) по проблеме авторства «Поэм Роули» Чаттертона. Видные английские критики, историки литературы, филологи и антикварии XVIII века разделились на два лагеря: одни считали «Поэмы Роули» памятником средневековой литературы, другие — современными сочинениями[2]. В это же время появляется интерес и к самой личности Чаттертона. Вслед за первым изданием «Поэм Роули» (1777) появляются другие публикации[3]. Исследователи, которые не верили в подлинность «Поэм Роули» и считали их автором Чаттертона, должны были не только доказать их современность (это оказалось не так уж и сложно), но и то, что молодой, никому неизвестный поэт мог быть автором этих замечательных произведений. Для этой цели необходимо было отыскать те сочинения Чаттертона, авторство которых не вызывало сомнения. Так начался поиск «аутентичных» произведений поэта. Дело это было непростым, поскольку при жизни Чаттертон печатался во многих английских журналах и практически никогда не подписывался собственным именем. Этот факт объясняется не просто традицией и модой, а главным образом тем, что поэт, как правило, выступал в оппозиции: его сатирические стихи и памфлеты бичевали колониальную политику Англии, деспотизм правительства, лицемерие и ханжество духовенства, тупость и косность буржуа. Чаттертон был ярым сторонником и защитником знаменитого Уилкса, ставшего в Англии XVIII века знаменем прогрессивных сил.

Второй этап относится к началу XIX веку и связан с эпохой романтизма, с выходом в свет в 1803 г. трехтомного собрания сочинений Чаттертона, которое подготовили к печати Дж. Коттл и Р. Саути. В плане изучения творческого наследия поэта XIX век можно условно назвать «биографическим». Интересы критиков концентрируются на сложной к противоречивой личности Чаттертона, на его короткой и трагической жизни. Центральными проблемами большинства работ этого времени становятся «литературный подлог» и самоубийство. Ярким образцом официальной викторианской критики может быть работа Джона Дикса «Жизнь Чаттертона»[4]. Этот «труд» настолько исказил и опорочил жизнь поэта, что вызвал целую волну протеста и негодования не только у более поздних критиков, но и у некоторых современников. Доказательно, что одним из первых в защиту Чаттертона выступил известный поэт Р. Браунинг. В 1842 г. в “The Foreign Quarterly Review” вышла его статья-эссе «О Тассо и Чаттертоне»[5]. Современный биограф и исследователь Чаттертона имел все основания назвать работу Дикса «не только ненаучной [uncritical], но и бесчестной [dishonest]»[6]. Мы не станем останавливаться на других исследованиях XIX века, поскольку они носят в основном биографический характер и мало дают в плане изучения самого творчества Чаттертона.

Третий этап в изучении творческого наследия поэта связан с современностью. Наибольший интерес представляют работы двух авторов: англичанина Мейерстайна и американского ученого Тейлора. Первому принадлежит ряд статей, посвященных отдельным вопросам жизни и творчества Чаттертона, которые в той или иной мере вылились в самое значительное исследование Мейерстайна — книгу «Жизнь Томаса Чаттертона» (1930). Работа английского ученого — одна из первых попыток объективного исследования жизни Чаттертона, основанного на тщательном анализе рукописей поэта, предыдущих изданий и важных исторических документов, относящихся к эпохе жизни Чаттертона, Мейерстайн сформулировал две основные задачи, решение которых преследовала его работа: 1) «оценить "Поэмы Роули" как английскую поэзию», 2) «рассмотреть поэта и его окружение через призму современной ему действительности»[7]. Одной из самых больших заслуг ученого стало то, что он отказался подходить к «Поэмам Роули» как к «литературной подделке» — в этом пафос той части его труда, которая посвящена решению первой задачи. Однако Мейерстайн не предлагает своей концепции «проблемы мистификации» в творчестве Чаттертона, хотя очень внимательно прослеживает историю создания «Поэм Роули». Более успешно, на наш взгляд, решается вторая задача.

Очень важным в изучении творчества Чаттертона явился вклад американского ученого Дональда Тейлора. В 1950 г. он собрал и издал публицистическую прозу и письма Чаттертона[8]. Эта работа стала его докторской диссертацией в Калифорнийском университете. В 1971 г. он же подготовил и издал самое полное и научное собрание сочинений поэта, снабженное комментариями и глоссарием[9]. В основу расположения материала Тейлор положил единственно верный принцип — хронологический. Все предыдущие издания искусственно расчленяли творческое наследие Чаттертона на две части: «аутентичные сочинения» и «Поэмы Роули».

Отечественное литературоведение не имело какой-либо традиции в изучении Чаттертона вплоть до конца века. Укажем, однако, что в эпоху романтизма в некоторых русских журналах можно встретить упоминания об английском поэте. Русские критики подчеркивали оригинальность произведений Чаттертона, «в которых он с удивительным искусством подделался к гению того времени [Средневековья. — И. В.[10]. Позднее другой критик прозорливо отмечал: «Грустно, но неоспоримо то, что из всех псевдонимов XVIII столетия, из этих пламенных людей, жертвовавших для приобретения славы даже честью, он [Чаттертон. — И. В.] самый великий, гениальный!»[11]. Следует отметить, что статьи в русских журналах написаны под заметным влиянием французской критики 30-х годов XIX века, порой являются переводами французских авторов. Краткий очерк жизни Чаттертона и перевод его «Бристольской трагедии», выполненный Б. Бурениным, был помещен Н. В. Гербелем в его антологии английской поэзии[12].

В советском литературоведении творчество Томаса Чаттертона не было предметом специального научного исследования, хотя практически во всех историях английской литературы он упоминается как талантливый поэт, ставший «жертвой холодного бездушия английской буржуазии»[13]. Попытка Е. Ланна[14] рассмотреть творчество Чаттертона только как «литературную мистификацию», во-первых, не затрагивает художественной стороны его творчества, а, во-вторых, такой подход сам по себе является методологически неверным, поскольку вырывает его из литературно-исторического контекста XVIII века.

Поворот в отечественном литературоведении к углубленному исследованию творчества Т. Чаттертона связан с научной школой кафедры зарубежной литературы МГПИ им. В. И. Ленина, которую иначе называют научной школой Б. И. Пуришева — М. Е. Елизаровой — Н. П. Михальской. К этой школе принадлежал и автор данной статьи в ту пору, когда Н. П. Михальская и Б. И. Пуришев выдвинули задачу изучения английского предромантизма как переходного эстетического явления, результатом явились диссертации (кандидатская и затем докторская), статьи, монографии, другие работы автора[15], а также работы по предромантизму М. Б. Ладыгина[16], Вл. А. Лукова[17], помимо них исследования, предпринятые в МГУ им. М. В. Ломоносова Н. А. Соловьевой[18]. Можно утверждать, что в начале XXI века творчество Томаса Чаттертона получило должное освещение в отечественной науке, будучи рассмотрено в рамках концепции английского предромантизма.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Известный итальянский композитор Руджеро Леонкавалло (1858–19I9) написал оперу «Чаттертон» (1876) по одноименной драме Альфреда де Виньи (1835). Английский художник-прерафаэлит Генри Валлис (1830–1916) написал картину «Смерть Чаттертона» (1856). Любопытно, что моделью был в последующем известный английский писатель Джордж Мередит (1828–1909).

[2] Подробнее см.: Meyerstein E. H. W. A Life of Thomas Chatterton. N. Y. : Russell & Russell, 1972. P. 449–500.

[3] Croft Н. Love and Madness, A Story Too True in a Series of Letters between Parties, Whose Names Would Perhaps Be Sectioned, Were They Less Known or Less Lamented. L., 1780.

[4] Dix J. The Life of Thomas Chatterton. L. : Hamilton, Adams & Co., 1837.

[5] См.: Smalley D. Browning's Essay on Chatterton. Cambridge (Mass.) : Harvard University Press, 1948. Однажды Браунинг упоминает Чаттертона в своих стихах: “Some Chatterton Shall Have The luck / Of calling Romley into life!” (“Waring”).

[6] Meyestein E. H. W. A Life of Тhоmas Chatterton. N. Y. : Russell & Russell, 1972. P. XIX. См. также: Wardhorn A. Thomas Chatterton, De Burgham, and John Dix // Notes and Queries. 1951. Vol. 196. No. 5. P. 120.

[7] Meyestein E. H. W. Op. cit. P. XI.

[8] Taylor D. A Critical Edition of the Journalistic Prose and the Letters of Thomas Chatterton. Berkeley : University of California Press, 1950.

[9] Chatterton T. The Complete Works: A Bicentenary Edition : Vol. 1–2 / Edited by Donald S. Taylor in association with Benjamin B. Hoover. Oxford : Clarendon Press, 1971.

[10] Чаттертонова мистификация // Библиотека для чтения. 1835. Т. 12. С. 24.

[11] Нечто о литературных мистификациях // Репертуар и Пантеон. 1845. Т. 12. С. 322.

[12] Гербель H. В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875. С. 170–178.

[13] Артамонов С. Д., Гражданская З. Т. История зарубежной литературы XVIII века. М. : Учпедгиз, 1960. С. 137.

[14] Ланн Е. Литературная мистификация. М. ; Л., 1930. С. 182–224.

[15] Вершинин И. В. Томас Чаттертон: Поэзия английского предромантизма : Дис. … канд. филол. наук. М., 1979; Его же. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры : Дис. … д-ра филол. наук. Самара, 2003; Его же. Чаттертон. СПб., 2001; Его же. Труды по изучению предромантизма и романтизма / Отв. ред. Вл. А. Луков. Самара : ПГСГА ; М. : Социум, 2011; и др.

[16] Ладыгин М. Б. Английский «готический» роман и проблемы предромантизма: Дис. … канд. филол. наук. М., 1978; Его же. Предромантизм. М., 2000; Его же. Предромантизм в мировой литературе. Вып. 2. М., 2000.

[17] Луков Вл. А. Предромантизм. М. : Наука, 2006; Его же. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 96–103; и др.

[18] Соловьева Н. А. Английский предромантизм: Дис. … д-ра филол. наук. М., 1984; Ее же. История зарубежной литературы. Предромантизм. М. : Academia, 2005.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Артамонов С. Д., Гражданская З. Т. История зарубежной литературы XVIII века. М. : Учпедгиз, 1960.

Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры : Дис. … д-ра филол. наук. Самара, 2003.

Вершинин И. В. Томас Чаттертон: Поэзия английского предромантизма : Дис. … канд. филол. наук. М., 1979.

Вершинин И. В. Труды по изучению предромантизма и романтизма / Отв. ред. Вл. А. Луков. Самара : ПГСГА ; М. : Социум, 2011.

Вершинин И. В. Чаттертон. СПб., 2001.

Гербель H. В. Английские поэты в биографиях и образцах. СПб., 1875.

Ладыгин М. Б. Английский «готический» роман и проблемы предромантизма : Дис. … канд. филол. наук. М., 1978.

Ладыгин М. Б. Предромантизм. М., 2000.

Ладыгин М. Б. Предромантизм в мировой литературе. Вып. 2. М., 2000.

Ланн Е. Литературная мистификация. М. ; Л., 1930.

Луков Вл. А. Предромантизм: культурное явление и пути его осмысления // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 1. С. 96–103.

Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Нечто о литературных мистификациях // Репертуар и Пантеон. 1845. Т. 12. С. 307–332.

Соловьева Н. А. Английский предромантизм : Дис. … д-ра филол. наук. М., 1984.

Соловьева Н. А. История зарубежной литературы. Предромантизм. М. : Academia, 2005.

Чаттертонова мистификация // Библиотека для чтения. 1835. Т. 12. С. 20–24.

Chatterton T. The Complete Works: A Bicentenary Edition : Vol. 1–2 / Edited by Donald S. Taylor in association with Benjamin B. Hoover. Oxford : Clarendon Press, 1971.

Dix J. The Life of Thomas Chatterton. L. : Hamilton, Adams & Co., 1837.

Meyerstein E. H. W. A Life of Thomas Chatterton. N. Y. : Russell & Russell, 1972.

Croft Н. Love and Madness, A Story Too True in a Series of Letters between Parties, Whose Names Would Perhaps Be Sectioned, Were They Less Known or Less Lamented. L., 1780.

Smalley D. Browning's Essay on Chatterton. Cambridge (Mass.) : Harvard University Press, 1948.

Taylor D. A Critical Edition of the Journalistic Prose and the Letters of Thomas Chatterton. Berkeley : University of California Press, 1950.

Wardhorn A. Thomas Chatterton, De Burgham, and John Dix // Notes and Queries. 1951. Vol. 196. No. 5. P. 120–121.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Artamonov S. D., Grazhdanskaia Z. T. Istoriia zarubezhnoi literatury XVIII veka. M. : Uchpedgiz, 1960.

Vershinin I. V. Predromanticheskie tendentsii v angliiskoi poezii XVIII veka i «poetizatsiia» kul'tury : Dis. … d-ra filol. nauk. Samara, 2003.

Vershinin I. V. Tomas Chatterton: Poeziia angliiskogo predromantizma : Dis. … kand. filol. nauk. M., 1979.

Vershinin I. V. Trudy po izucheniiu predromantizma i romantizma / Otv. red. Vl. A. Lukov. Samara : PGSGA ; M. : Sotsium, 2011.

Vershinin I. V. Chatterton. SPb., 2001.

Gerbel' H. V. Angliiskie poety v biografiiakh i obraztsakh. SPb., 1875.

Ladygin M. B. Angliiskii «goticheskii» roman i problemy predromantizma : Dis. … kand. filol. nauk. M., 1978.

Ladygin M. B. Predromantizm. M., 2000.

Ladygin M. B. Predromantizm v mirovoi literature. Vyp. 2. M., 2000.

Lann E. Literaturnaia mistifikatsiia. M. ; L., 1930.

Lukov Vl. A. Predromantizm: kul'turnoe iavlenie i puti ego osmysleniia // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. № 1. S. 96–103.

Lukov Vl. A. Predromantizm. M., 2006.

Nechto o literaturnykh mistifikatsiiakh // Repertuar i Panteon. 1845. T. 12. S. 307–332.

Solov'eva N. A. Angliiskii predromantizm : Dis. … d-ra filol. nauk. M., 1984.

Solov'eva N. A. Istoriia zarubezhnoi literatury. Predromantizm. M. : Academia, 2005.

Chattertonova mistifikatsiia // Biblioteka dlia chteniia. 1835. T. 12. S. 20–24.

Chatterton T. The Complete Works: A Bicentenary Edition : Vol. 1–2 / Edited by Donald S. Taylor in association with Benjamin B. Hoover. Oxford : Clarendon Press, 1971.

Dix J. The Life of Thomas Chatterton. L. : Hamilton, Adams & Co., 1837.

Meyerstein E. H. W. A Life of Thomas Chatterton. N. Y. : Russell & Russell, 1972.

Croft N. Love and Madness, A Story Too True in a Series of Letters between Parties, Whose Names Would Perhaps Be Sectioned, Were They Less Known or Less Lamented. L., 1780.

Smalley D. Browning's Essay on Chatterton. Cambridge (Mass.) : Harvard University Press, 1948.

Taylor D. A Critical Edition of the Journalistic Prose and the Letters of Thomas Chatterton. Berkeley : University of California Press, 1950.

Wardhorn A. Thomas Chatterton, De Burgham, and John Dix // Notes and Queries. 1951. Vol. 196. No. 5. P. 120–121.


Вершинин Игорь Владимирович — ректор Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (бывш. Самарского государственного педагогического университета), заведующий кафедрой романской филологии ПГСГА, доктор филологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик Международной академии наук педагогического образования.

Vershinin Igor Vladimirovich, the rector of the Samara State Academy of Social Sciences and Humanities (former Samara State Pedagogical University), head of the Roman Philology at SSASSH, Doctor of Science (philology), professor, Honoured worker of the RF higher education, member of the International Teacher’s Training Academy of Science.

E-mail: rectorat@pgsga.ru


Библиограф. описание: Вершинин И. В. Этапы изучения творчества Томаса Чаттертона [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 2 (март — апрель). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/2/Vershinin_Thomas-Chatterton/ (дата обращения: дд.мм.гггг).


См. также:



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»