Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» /  №6 2012

Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества

УДК 316.722; 316.7; 316.3; 316.73; 316.422

Liubina O. N. Contemporary Approaches to the Definition of Innovative Society’s Culture

Аннотация ◊ Анализируются различные определения инновационной культуры общества, автор предлагает свои подходы к пониманию её сути.

Ключевые слова: инновационная культура, культура, инновации, нововведения, общество, культурный процесс.

Abstract ◊ The article analyzes various definitions of the innovative culture of society. The author suggests some approaches to the understanding of its essence.

Keywords: innovative culture, culture, innovations, novelties, society, cultural process.


Проблемы внедрения инноваций, осуществления инновационной деятельности, реализации инновационного потенциала общества всегда находились в центре внимания государств и правительств. Однако именно в 80–90 гг. XX в. вопросы формирования инновационной культуры вышли на первый план, когда происходящие в мировом сообществе процессы стали требовать новых управленческих, правовых, организационных и технологических подходов. Остро обозначился приоритет формирования профессионалов новой формации, членов общества — распространителей новой культуры, генераторов идей и их воплотителей, инициаторов инновационных процессов.

Члены Европейского союза, оценивая характер и перспективы инновационной деятельности ведущих государств, пришли к выводу о необходимости создания программного документа, определяющего основные направления развития инноваций. Как итог всесторонних обсуждений 20 декабря 1995 г. была подписана «Зелёная книга по инновациям в Европе» (Green Paper of Innovation in Europe).

В июне 1996 г. Европейская Комиссия одобрила «Первый план действий по распространению инноваций в Европе» (The First Action Plan for Innovation in Europe)[1], закрепивший принципы развития «настоящей инновационной культуры» в сфере образования, бизнеса и власти. Анализируя итоги выполнения «Плана действий», а также рекомендации «Зелёной книги», следует отметить, что не все положения нашли отражение в деятельности стран Европейского союза.

В Российской Федерации проблемы формирования инновационной культуры общества на рубеже XX и XXI вв. определили создание Института стратегических инноваций. По инициативе Института в 1999 г. был подписан первый программный документ — Хартия инновационной культуры, концептуально определившая, что «устойчивое развитие нынешней цивилизации возможно лишь благодаря постоянным нововведениям (инновациям) в науке, образовании, культуре, экономике, управлении…»[2]. Придавая стратегически решающее значение культуре инновационной деятельности, представители науки, культуры, образования, органов государственного и общественного управления, деловых кругов обозначили причины отставания инновационных процессов в обществе и отметили необходимость комплексного подхода к проблемам формирования инновационной культуры, развития инновационного потенциала личности, преодоления инновационного застоя в обществе.

В 2001 г. в составе Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО был создан Комитет по инновационной культуре. Инициируемые им деловые встречи, семинары и конференции только подтверждали актуальность данной проблематики. Отдавая приоритет сферам образования, науки, культуры и коммуникаций, деятельность Комитета способствовала распространению позитивного опыта формирования инновационной культуры в различных отраслях и направлениях деятельности.

В настоящее время интерес к инновационной культуре наблюдается не только в научных кругах и специализированных структурах. Задача формирования инновационной культуры является приоритетом государства и общества. Всё большее количество представителей органов власти и бизнеса уделяют пристальное внимание вопросам инновационного развития, особо выделяя проблемы формирования инновационной культуры, поскольку именно инновационная культура будет способствовать развитию инновационного общества в России.

По мнению Б. Санто, «инновационное общество — это высоко интеллектуальное общество, к тому же в глобальных размерах, это путь тех, которые избрали целью и формой своей деятельности безостановочное интеллектуальное познание, путь тех, существование которых характеризуется повышенной интеллектуальной деятельностью и стремлением реализовать свои идеи»[3]. Прослеживая особенности формирования понятия «инновация» с 1950 гг., автор полагает, что инновации отражают суть человеческой деятельности. С позиции членов общества — это способность к саморазвитию и творческому участию в развитии этого общества. Данная точка зрения предполагает, что основной характеристикой инновационного общества является его высокая инновационная культура и развитая инновационная культура его членов.

В рамках данной статьи рассмотрим современные подходы к определению понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура личности».

Новая философская энциклопедия определяет культуру как «систему исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех её основных проявлениях»[4]. Из определения следует, что инновационность является неотъемлемым свойством культуры и необходимым условием культурного процесса. Именно инновационная культура способна оказывать влияние на культуру общества, культуру государства и культуру личности, способствуя возникновению новых ценностных ориентиров и новых культурных форм поведения.

Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как «знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности»[5]. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.

Российский философ Б. К. Лисин рассматривает инновационную культуру как форму общечеловеческой культуры, определяет её как область общекультурного процесса, «характеризующую степень восприимчивости личностью, группой, обществом различных новшеств в диапазоне от толерантного отношения до готовности и способности к превращению их в инновации»[6]. Инновационная культура характеризует осознанное стремление общества к материальному и духовному самообновлению, являясь исходной предпосылкой качественных изменений в жизнедеятельности людей и методологической основой прогресса и гармонизации всех сфер жизнедеятельности общества. Именно инновационная культура определяет соотношение между инновациями, выросшими из традиций, и традициями, служащими основой творческого процесса, который в свою очередь является источником инновационной культуры.

Л. А. Холодкова различает культуры «инновационного» и «традиционного» типов. По её мнению, инновационная культура может рассматриваться как «комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, с профессиональной практикой в различных сферах сообщества: в управлении, экономике, образовании, культуре»[7]. В качестве основных детерминант развития инновационной культуры у автора выступают наука и образование, обеспечивающие определение целей, задач, методов и механизмов формирования инновационной культуры, а также эмпирический анализ составляющих инновационной культуры, их состояния и взаимодействия.

В. В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т. д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние»[8].

«Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны — как элемент, присутствующий в каждом виде культуры[9]. Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т. д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.

Философское рассмотрение проблем формирования инновационной культуры общества неразрывно связано с процессами развития социальных институтов и процессами формирования инновационной культуры членов общества. Развитие инновационной культуры общества обеспечивается, в первую очередь, пониманием его членами сути происходящих инновационных процессов и своей роли в этих процессах.

Развивая философские размышления в данной области, профессор Ю. А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как «плод создания некой инновационной инфраструктуры, института инновационной деятельности», она рассматривает инновационную культуру личности через её «умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество»[10]. Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.

Китайский философ Шан-кан Хе писал: «Основа инновационной культуры — это инновационное моделирование человеческой жизни, поведения и мысли. Кроме того, инновационная культура — это своего рода инновационный дух, идеология и окружение человека»[11]. Являясь средством самореализации личности, инновация предполагает развитие инновационных способностей человека: он может по-новому взглянуть на обыденные, привычные вещи, самостоятельно сгенерировать идею, наметить пути её внедрения и дойти до конца в достижении поставленной цели. Развитие инновационной культуры личности может рассматриваться как развитие её индивидуальных креативных способностей и творческого потенциала.

А. Ю. Елисеев, опираясь на семантику словосочетания «инновационная культура» личности, полагает, что это «такая культура жизни, где основой мотивации поступков человека является жажда обновления, рождение идей и их осуществление… <…> Популяризация “инновационного” подхода к жизни должна носить характер неизбежности для каждого члена общества, вызывая постепенно чувство неприятия принципа “жить, как живётся”. Шаг за шагом, она сможет помогать человеку, делать выбор в пользу “инноваций”, то есть, “жить продуманно, организованно”, и, наконец, креативно»[12]. Автор полагает, что инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.

Обращает на себя внимание точка зрения В. Д. Цветковой, согласно которой формирование инновационной культуры личности на осознанном уровне позволяет человеку «не только порождать в своей деятельности внешнее многообразие, но и обретать внутреннюю устойчивость и единство перед лицом бесконечного процесса обновления… Гуманистический потенциал инновационной культуры связан с её функцией обеспечения единства человеческого существования в инновационном обществе»[13]. Являясь элементом культуры современного человека, инновационная культура позволяет личности, поддерживаемой конструктивным отношением общества к нововведениям, выявить свои внутренние возможности и самореализоваться. Связанная с инновационной культурой общества она способствует развитию личности.

Директор Института стратегических инноваций А. И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, отмечал: «Инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами»[14]. Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры.

Рассматривает инновационную культуру как часть культуры общества С. Г. Григорьева. Формирование инновационной культуры личности она представляет как динамичный процесс «перехода от незнания к знанию, от совершенствования одних умений к появлению других, от одних личностных и психических свойств и качеств к другим новообразованиям»[15]. Применительно к сфере профессионального становления личности автор уделяет значение интеграции инновационной и профессиональной деятельности, трансформации инновационного поведения будущего члена профессионального сообщества.

Анализируя приведённые выше точки зрения в отношении инновационной культуры, а также подходы различных исследователей к вопросам её формирования и развития, можно сделать ряд выводов:

1. В рамках социальной философии пока не сформировалось общих подходов к пониманию инновационной культуры. Исследователи рассматривают её как область общекультурного процесса, особый вид культуры, часть культуры общества, свойство или элемент культуры. Следовательно, необходимо консолидировать усилия учёных и специалистов по совершенствованию понятийно-категориального аппарата инновационной культуры.

2. Несмотря на различные подходы к определению феномена инновационной культуры, все исследователи рассматривают её как основу инновационного развития общества. Такой же точки зрения придерживаются представители власти и деловых кругов, уделяя пристальное внимание вопросам формирования и развития инновационной культуры общества и личности. И, значит, определение направлений развития инновационной культуры, выявление факторов способствующих или наоборот препятствующих её формированию должно найти отражение в трудах учёных и исследователей.

3. Инновационная культура общества заключается в том, что в нём реализуются и поддерживаются все возможные виды инноваций, а также осуществляется активное приобщение человека к происходящим в обществе инновационным процессам, что оказывает влияние на его духовное совершенствование и на стремление к самореализации и саморазвитию.

4. Являясь субъектом инновационной культуры, личность одновременно является частью общества и продуктом инновационной культуры этого общества. Взаимодействие инновационной культуры личности и инновационной культуры общества является обязательным условием её формирования. Наблюдается, так называемый, взаимообмен или переход инновационной культуры личности в инновационную культуру общества и наоборот. Способствуя становлению высоко интеллектуальных и креативных личностей, общество обеспечивает своё инновационное развитие и формирование инновационной культуры.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Инновационные процессы в малом предпринимательстве [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=ipmp (дата обращения: 15.12.2012).

[2] Хартия инновационной культуры // Инновации. 1999. № 9–10. С. 55.

[3] Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. 2004. № 2. С. 8.

[4] Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия : В 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд ; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М. : Мысль, 2000–2001. Т. 2. С. 341.

[5] Философия творчества : Монография / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М. : Философское общество, 2002. С. 9.

[6] Лисин Б. К. Инновационная культура // Инновации. 2008. № 10.

[7] Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. № 14. С. 82.

[8] Зубенко В. В. Инновационная культура общества — основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. Сер. В : Економiка i право. 2007. Вип. 1. С. 209–215.

[9] Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 : Педагогика. Психология. 1999. № 1. С. 65–71. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf (дата обращения: 15.12.2012).

[10] Цит. по: Исаев В. В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. 2000. № 5–6.

[11] Shan-kan He. Culture, Innovation Culture, Innovation on Selves // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. July 30. August 5. Seoul, 2008. P. 209.

[12] Исаев В. В. Указ. соч.

[13] Цветкова В. Д. Формирование инновационной культуры личности: философский аспект // Омский научный вестник. 2009. №1 (75). С. 97–99.

[14] Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука та наукознавство. 2001. № 2. С. 62.

[15] Григорьева С. Г. Сущность, содержание и структура формирования инновационной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 2(70). Ч. 2. С. 52.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Григорьева С. Г. Сущность, содержание и структура формирования инновационной культуры будущего педагога в процессе профессиональной подготовки // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2011. № 2(70). Ч. 2. С. 51–58.

Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы // Вестник Челябинского университета. Сер. 5 : Педагогика. Психология. 1999. № 1. С. 65–71. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf (дата обращения: 15.12.2012).

Зубенко В. В. Инновационная культура общества — основа инновационного развития государства // Вiсник Донецького унiверситету. Сер. В : Економiка i право. 2007. Вип. 1. С. 209–215.

Инновационные процессы в малом предпринимательстве [Электронный ресурс] // Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=ipmp (дата обращения: 15.12.2012).

Исаев В. В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. 2000. № 5–6.

Лисин Б. К. Инновационная культура // Инновации. 2008. № 10. С. 49–53.

Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура // Наука та наукознавство. 2001. № 2. С. 54–65.

Санто Б. Сила инновационного саморазвития // Инновации. 2004. № 2. С. 5–15.

Степин В. С. Культура // Новая философская энциклопедия : В 4 т. / Ин-т философии РАН ; Нац. обществ.-науч. фонд ; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин. М. : Мысль, 2000–2001. Т. 2. С. 341–347.

Философия творчества : Монография / Под общ. ред. А. Н. Лощилина, Н. П. Французовой. М. : Философское общество, 2002.

Хартия инновационной культуры // Инновации. 1999. № 9–10. С. 55.

Холодкова Л. А. Инновационная культура субъектов высшего профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2006. Т. 6. № 14. С. 78–84.

Цветкова В. Д. Формирование инновационной культуры личности: философский аспект // Омский научный вестник. 2009. №1 (75). С. 97–99.

Shan-kan He. Culture, Innovation Culture, Innovation on Selves // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. July 30. August 5. Seoul, 2008. P. 209.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Grigor'eva S. G. Sushchnost', soderzhanie i struktura formirovaniia innovatsionnoi kul'tury budushchego pedagoga v protsesse professional'noi podgotovki // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ia. Iakovleva. 2011. № 2(70). Ch. 2. S. 51–58.

Dolgova V. I. Akmeologicheskaia sushchnost' innovatsionnoi kul'tury kadrov gosudarstvennoi sluzhby // Vestnik Cheliabinskogo universiteta. Ser. 5 : Pedagogika. Psikhologiia. 1999. № 1. S. 65–71. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf (data obrashcheniia: 15.12.2012).

Zubenko V. V. Innovatsionnaia kul'tura obshchestva — osnova innovatsionnogo razvitiia gosudarstva // Visnik Donets'kogo universitetu. Ser. V : Ekonomika i pravo. 2007. Vip. 1. S. 209–215.

Innovatsionnye protsessy v malom predprinimatel'stve [Elektronnyi resurs] // Natsional'nyi institut sistemnykh issledovanii problem predprinimatel'stva. URL: http://www.smb.ru/analitics.html?id=ipmp (data obrashcheniia: 15.12.2012).

Isaev V. V. Kruglyi stol v Institute strategicheskikh innovatsii // Innovatsii. 2000. № 5–6.

Lisin B. K. Innovatsionnaia kul'tura // Innovatsii. 2008. № 10. S. 49–53.

Nikolaev A. I. Innovatsionnoe razvitie i innovatsionnaia kul'tura // Nauka ta naukoznavstvo. 2001. № 2. S. 54–65.

Santo B. Sila innovatsionnogo samorazvitiia // Innovatsii. 2004. № 2. S. 5–15.

Stepin V. S. Kul'tura // Novaia filosofskaia entsiklopediia : V 4 t. / In-t filosofii RAN ; Nats. obshchestv.-nauch. fond ; Preds. nauchno-red. soveta V. S. Stepin. M. : Mysl', 2000–2001. T. 2. S. 341–347.

Filosofiia tvorchestva : Monografiia / Pod obshch. red. A. N. Loshchilina, N. P. Frantsuzovoi. M. : Filosofskoe obshchestvo, 2002.

Khartiia innovatsionnoi kul'tury // Innovatsii. 1999. № 9–10. S. 55.

Kholodkova L. A. Innovatsionnaia kul'tura sub"ektov vysshego professional'nogo obrazovaniia // Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena. 2006. T. 6. № 14. S. 78–84.

Tsvetkova V. D. Formirovanie innovatsionnoi kul'tury lichnosti: filosofskii aspekt // Omskii nauchnyi vestnik. 2009. №1 (75). S. 97–99.

Shan-kan He. Culture, Innovation Culture, Innovation on Selves // XXII World Congress of Philosophy. Rethinking Philosophy Today. July 30. August 5. Seoul, 2008. P. 209.


Любина Ольга Николаевна — соискатель кафедры управления социально-культурным развитием Московского городского университета управления Правительства Москвы. Тел.: +7 (495) 957-75-70.

Liubina Olga Nikolaevna, applicant of the Sociocultural Development Management Department at Moscow Metropolitan Governance University. Tel.: +7 (495) 957-75-70.

E-mail: Lubina22@yandex.ru


Библиограф. описание: Любина О. Н. Современные подходы к определению инновационной культуры общества [Электронный ресурс] // Информационно-гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Liubina_Innovative-Culture/ (дата обращения: дд.мм.гггг).


См. также:



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»