Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» /  №6 2012

Ширков Ю. Э. Социальное переживание социальных проблем в общественном дискурсе

Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (проект № 12-06-00731, «Переживание социальных проблем представителями различных социальных групп современного российского общества»).


УДК 316.4.06+316.77

Shirkov Yu. E. The Social Feeling of Social Problems Reflected in Public Discourse

Аннотация ◊ В статье раскрывается содержание и прослеживается взаимосвязь между социальными проблемами, их социальным переживанием и отражением этого переживания в общественном дискурсе. Анализ структурных и динамических аспектов трех ключевых категорий позволил выделить своеобразные случаи отражения социальных противоречий в общественном сознании и практике.

Ключевые слова: социальная проблема, социальное переживание, общественный дискурс.

Abstract ◊ The article discovers the essence and mutual influence of social problems, social feeling concerning these problems and its reflection in the public discourse. The analysis of structural and dynamic aspects of these three core concepts allowed to distinguish the specific cases of the reflection of social contradictions in public conscience and practice.

Keywords: social problem, social feeling, public discourse.


Данная статья представляет собой попытку концептуализации заявленных понятий без надежды на возможность их окончательного определения. Для этой задачи подходит широкий взгляд на комплекс научных вопросов, связывающих социальные проблемы, социальные переживания и общественный дискурс, состав которых до сих пор не был определен.

Порядок осмысления трех ключевых категорий, составляющих название данной статьи, будет более естественным, если будет прямым. Первопричиной, порождающей и переживания, и их осмысление, являются социальные проблемы. С них и следует начинать разговор. Следствием этих проблем являются социальные переживания, ими разговор необходимо продолжить. А общественный дискурс является следствием этих переживаний, и его анализ будет логичным завершением этого разговора.


Противоречие как основа социальных проблем

Психологический анализ социальной проблемы заключается в выделении ее содержательных элементов, перспектив, поиске альтернатив ее решения. Для этого необходимо задать в самом общем виде универсальную структуру социальной проблемы.

Социальная проблема — это противоречие между общественно желательным и воспринимаемым действительным. Содержание социальной проблемы образуется из столкновения общественной потребности с ограничениями социального порядка, которые эти общественные потребности сдерживают, мешают им реализоваться или ставят перед сложным выбором.

Чаще всего как проблемы воспринимаются негативные явления, препятствующие стремлению социума к идеальному состоянию и вызывающие желание их устранения. Но теоретически возможен и противоположный случай: действительность представляется неоправданно позитивной и требует коррекции в сторону ухудшения. Например, благодушное отношение к какому-либо явлению может вызывать общественное возмущение. Этот вариант встречается реже, но благодаря ему диапазон социальных проблем выходит за рамки перечисления негативных явлений.

Препятствием для реализации интересов социального субъекта могут быть противоположные интересы других социальных субъектов.


Свойства социальных проблем

Социальная проблема принципиально неразрешима, чем и отличается от задач, для которых есть решения, и от вопросов, для которых есть ответы. Фатальная неразрешимость задач, принципиальное отсутствие ответов на вопросы относит их к категории проблем. Системным свойством проблемы является то, что лежащее в ее основе противоречие возникает всегда и везде, и не бывает окончательно разрешено нигде и никогда. Невозможно в изменчивом мире найти стабильный баланс между желательным и действительным. Из этого следует, что противоречия, порождающие современные проблемы наркомании, ксенофобии, аддикций, существовали, пусть и в невыраженной форме, и в античных культурах, и у кочевых племен.

Решить социальную проблему — означает перестать замечать социальное противоречие, перестать его переживать. Его можно игнорировать, его может заслонять другое, более яркое переживание, а также возможны другие пути смещения фокуса общественного внимания с конкретного социального противоречия. Объективное противоречие может и само смягчиться, но если общество этого факта не заметит, проблема сохранится.

Проблема нуждается не в решении, а в «обслуживании» доступными средствами. Это даже может выступать диагностическим критерием социальной проблемы — если она имеет перспективу окончательного решения, то вряд ли она является социальной проблемой.

Еще одно свойство социальной проблемы — неспособность существующего порядка социальной организации сглаживать данное социальное противоречие. Социум как самонастраивающийся организм обзаводится институтами смягчения противоречий. Определенные социальные институты становятся ответственными за их своевременный и эффективный контроль. Одновременно с этим такие противоречия становятся стабильными темами общественного дискурса, буквально обозначаемыми в англоязычной литературе термином «социальный вопрос» (social issue). Действительно, неизбежное существование социально незащищенных групп населения требует работы органов социальной опеки, а миграционные процессы — работы органов ассимиляции и адаптации. Социальной проблемой социальный вопрос становится при неспособности социальных институтов контролировать данное социальное противоречие. Оно начинает беспокоить именно своей неконтролируемостью. И объявляется проблемой.

В связи с нерешаемостью социальных проблем у них появляется аспект амбивалентности. Он выражен слабо, когда препятствием для реализации общественной потребности являются, например, силы природы. Если же суть противоречия — в противоположных интересах разных социальных субъектов, то социальная проблема видится ими по-разному, и может иметь диаметрально противоположное нравственное толкование.

Заслуживает внимания вопрос различия амбивалентности и релятивности социальных проблем. Амбивалентность подразумевает существование у проблемы противоположного равноценного решения. Релятивность подчеркивает относительную ценность проблемы.


Осознание социальной проблемы

Вторая составляющая социальной проблемы — характер осознания ее социальным субъектом. Эта характеристика социальных проблем определяется дистанцией между объективным противоречием и его отражением в общественном сознании, а также характером этого несовпадения.

Практические способы операционализации социальных проблем прямо приводят к подмене реального противоречия его рефлексивным образом. Вот как операционализирует переживание социальных проблем компания Globescan, которая с 2009 года по заказу всемирной службы Би-би-си проводит ежегодное исследование «Говорит мир» в 23 странах (в 2011 году было опрошено 11 тысяч человек) : «Респондентам предлагается список различных проблем, после чего они должны отметить те темы, которые обсуждали со своими родственниками или друзьями в течение последнего месяца». Получается, что социальная проблема — это то, о чем всего лишь говорят люди.

Составная природа социальной проблемы напоминает о трех возможных состояниях переживания социального противоречия. Наиболее очевидный вариант — реально существующее и открыто переживаемое противоречие. Такие случаи задают норму и заслоняют отклонения от нее.

Другой, все еще заметный, вариант — открыто обсуждаемое, но недостаточно острое социальное противоречие. Этот случай создает опасность большого шума вокруг пустяка. Совсем не обращать на него внимания нельзя, но и средства его разрешения должны отличаться от средств преодоления реальных противоречий.

И, наконец, третий вариант — латентная форма социального противоречия, не попавшая в социальный дискурс. Такое противоречие может проявиться косвенным образом. Недостаточно отрефлексированные обществом противоречия действительно проявляются неожиданно, резко и смещено. Таким выплеском часто служат межэтнические столкновения: причинами для них являются экономические противоречия, а следствием — спонтанные агрессивные действия в отношении этнических общностей. Эти латентные противоречия тоже нуждаются в контроле. Одним из возможных средств профилактики смещенных конфликтов является повышение уровня осознанности реальных противоречий.


Репертуар социальных проблем

Уникальную форму социальной проблеме придает характер общественной потребности и мешающих ей ограничений. И потребностей, и ограничений — большое количество. Поэтому еще большим является и набор их сочетаний, классификация этих вариантов была бы слишком громоздкой. Сложность этой задачи приводит к необходимости индивидуального рассмотрения каждой социальной проблемы, начиная с анализа составляющих противоречия, через особенности их переживания и заканчивая выбором релевантных средств управления. Но за этим разнообразием необходимо увидеть систему.

Количество социальных проблем, переживаемых обществом в определенный исторический момент, ограничено возможностями дифференцированного отношения человека к набору объектов. Вполне вероятно, что применительно к набору социальных проблем, предел их количества — константная величина. В социуме должен поддерживаться полный комплект актуально переживаемых проблем. И от этого набора логично ожидать не только размера, ограниченного перцептивными особенностями человека, но и пропорций состава, заданного стабильной структурой общественных потребностей. Метафора репертуара хорошо подходит для обозначения структурной стабильности состава социальных проблем, но их содержательной изменчивости. В таком репертуаре каждой проблеме уготовано свое место.

Если проблема какого-то необходимого типа теряет актуальность, ее место должна занять другая проблема этого же типа. Одни проблемы долго не теряют актуальности, подпитываются многими источниками (терроризм, неконтролируемые эпидемии, ксенофобия, ухудшение экологии и т. п.) и устойчиво занимают свое место в репертуаре современных проблем. Другие проблемы оказываются однодневками, если всего лишь заполняли вакантное место в матрице. Отсутствие у них необходимой основы — реального и острого противоречия, фатальности, неконтролируемости, амбивалентности, широкой огласки — лишает эти проблемы места в репертуаре, их сменят другие претенденты, которым для их устойчивого положения в системе социальных переживаний потребуются те же аргументы их серьезности.

«Объективность» социальных проблем может быть принесена в жертву их востребованности в данный момент времени. Для массового переживания проблемы достаточно обсуждения этой темы в новостях. В период актуальности конкретной проблемы она занимает место в общественном сознании. В этот период общество уже не пронять аналогичными угрозами, хотя угрозы другой природы по-прежнему могут всех взволновать. Конечно, занятие определенной ниши общественного сознания кратковременным субститутом маскирует реальные проблемы, лишает их необходимого внимания.


Социальные переживания

Социальные переживания — артикулированная форма небезразличного отношения социального субъекта к чему-либо. Социальные проблемы отражаются в общественном сознании в разной форме: социальные нормы и ценности (Бобнева, 1978), стереотипы (Стефаненко, 2006), скрипты (Андреева, 2005), мифы, социальные представления… (Донцов, Емельянова, 1987). Эти формы являются аспектами целостного отражения социальных проблем. Вместе с динамической характеристикой они могут быть объединены в наиболее общую категорию социальных переживаний.

Содержательный эмоциональный компонент этого отношения подменяется модальным оценочным. Масса людей не переживает некую проблему одновременно и глубоко личностно, как можно переживать совместно чувство в контакте с группой других людей. Социально переживается то, с чем лично большинство членов данной большой группы никогда не сталкивается. А те, кто вовлечен в проблему лично, расходуют на нее свои душевные ресурсы так, что остальным проблемам достается со стороны этих людей только понимание и согласие. Поэтому содержание этого состояния у каждого из участников окрашено не эмоционально-личностно, а опосредовано обезличенными ценностно-нормативными рамками группового уровня. Социальные переживания, таким образом, имеют когнитивное содержание: о них знают. Переживание социальной проблемы — это общественный договор.

Значит, социальные проблемы могут быть в разной степени надуманными, навязанными, заданы приличиями коммуникации между людьми, происходить не из реальности, а из общественного дискурса. Да и по определению содержание массового сознания является субъективным. Получается, что реальные противоречия являются необязательным условием этого осознания. Но беспочвенные социальные переживания должны быть обязаны даже недолгим существованием какой-то внушительной мистификации. Такие феномены нередки и обращают на себя внимание именно несоответствием общественного резонанса масштабу явления.

Итак, социальная проблема — это такое совместное переживание социального противоречия, где противоречие является объективной причиной, а переживание — его субъективным отражением. На уровне общественного дискурса передним планом становится содержание субъективного отражения. Но оно не должно заслонять от анализа объективную основу социальной проблемы, заданной системой общественных отношений.


Субъект переживания социальных проблем

Проблема из частной становится социальной, когда ее замечает заметно большое количество людей. Но важным является не абсолютное их количество, а возникновение качественной характеристики общности людей — они становятся социальным субъектом. А именно, при соблюдении известных условий — наличии определенных интересов в системе общественных отношений, осознании членами группы своей принадлежности к ней и принятии ее целей (Дилигенский, 1994), множество людей становится субъектом переживания социальной проблемы.

Субъектом социального переживания является большая группа, но не общество в целом, а его часть, интересы которой по данной проблеме могут, например, противоречить интересам другой части общества.

Массовость субъекта переживания, а также мера согласия и глубина переживания им общественно желательного и воспринимаемого действительного консолидирует его членов и повышает масштаб проблемы.


Контроль социальных проблем

Природа человека более стабильна, чем природа социальной организации, поэтому более стабильная часть репертуара социальных проблем задается тем, чего люди хотят, а более изменчивая часть — тем, с чем они сталкиваются. Ограничения социального порядка для удовлетворения общественных потребностей — неэффективная власть, стихийность природы, интересы соседних сообществ... — в общем виде повторяются, но в своем конкретном содержании уникальны.

Эта изменчивая часть переживаний может меняться как естественно, так и управляемо. И первый инструмент управления репертуаром социальных проблем — социальные изменения, направленные на усиление или ослабление ограничений. За разрешение или смягчение противоречия ответственны социальные институты. И они выполняют эту функцию до тех пор, пока противоречие остается социальным вопросом. Но когда вопрос становится проблемой, социальные институты перестают с ним справляться. Точнее — наоборот, когда социальные институты оказываются неспособны контролировать противоречие, оно становится проблемой.

Средства массовой информации делят ответственность за регуляцию общественных настроений с другими социальными институтами до тех пор пока социальное противоречие удерживается в рамках социального вопроса. СМИ обслуживают регулярные потребности общества в поддержании стабильного состояния социальных вопросов. В управлении социальными проблемами роль СМИ меняется.

Второй инструмент управления репертуаром социальных проблем — отражение переживаний социальных проблем в общественном дискурсе, динамической системе формирования и переосмысления взглядов на меняющийся мир. В этой роли СМИ меняют функции социального института на функции системы массовой коммуникации и становятся в ряд с литературой, кинематографом, городским фольклором, блогосферой, пропагандой и многим другим, поддерживающим актуальное видение социальными субъектами социальных проблем.


Общественный дискурс

Предметом социальных переживаний оказываются социальные проблемы, находящиеся в фокусе социального дискурса. Социумом вырабатываются инструменты, корректирующие социальные переживания. Поскольку средством общения больших социальных групп является массовая коммуникация (Богомолова, 2010), то именно различные формы массовых коммуникаций являются площадкой воспроизводства репертуара и бытования смыслов социальных проблем.

Важно отметить, что субстратом для социальных переживаний являются не индивидуальные переживания, как это бывает с другими массовыми феноменами, а дискурс массовых коммуникаций. Индивидуально люди только разделяют в своей индивидуальной мере согласия диспозицию большой группы к предмету переживания. Социальное переживание является синтезом мер согласия членов большой группы с групповой ценностно-нормативной оценкой предмета переживания. Каждый из этих людей может иметь и личное отношение к предмету групповой оценки, но может и не иметь. Если человек глубоко не переживает проблему, не имея опыта столкновения с ней, то он просто соглашается с тем, что это важно, хорошо или плохо с общественной точки зрения, и в этом согласии нет того, что можно назвать глубоким личностным переживанием. Взамен того, что рассредоточенные люди не имеют физической возможности одновременно и рядом испытать глубокое внутреннее чувство, отражение проблемы в СМИ приобретает аффективную интенсивность. Примерами предметов социальных переживаний, известных конкретным людям только из массовой коммуникации, являются демографическая проблема, глобальные изменения климата, исчезновение видов диких животных. Разговор в СМИ об этом и многом другом ведется преувеличенно эмоционально, чтобы компенсировать его отвлеченность от реальной жизни людей.

Часть этого дискурса распределена в редакционных материалах публицистического характера, в которых социальные проблемы прямо ставятся и обсуждаются. В косвенной форме социальные переживания воспроизводятся в материалах СМИ художественного характера — в кино, театре, литературе, игровых формах телевидения и т. д. Также в СМИ действуют инструменты управления социальными переживаниями — социальная реклама и другие формы идеологической пропаганды.

Сложились такие формы общественного дискурса, которые востребованы в относительно стабильной ситуации контроля неискоренимых противоречий. Столкновение общественных потребностей с законами природы или универсальными принципами социального устройства переживается непрерывно и неизменно. В общественном дискурсе осознание и переживание таких противоречий оформляется в верования — религиозную веру, суеверия, наивную картину мира. Поэтому неизбежные неурожаи или имущественное расслоение в общественном дискурсе осмысляются через устои систем верования. Нарратив религии упрямо противопоставляет свою риторику вечным демонам и искушениям.

Для другого рода социальных проблем, стабильно сталкивающих интересы разных социальных субъектов, сложилась особая форма социального переживания, получающая свои реальные очертания в публичной полемике. Целью этой формы дискурса является справедливое урегулирование противоречивых интересов (Аристотель, 1978). Наблюдение социальным субъектом столкновения мнений позволяет обозначить плюсы и минусы разных позиций. Часто в такой форме сталкиваются «вечные сюжеты», повторяющиеся и на античных форумах, и в открытых судах присяжных, и в парламентских дебатах, и на интернет-форумах, где внешняя форма диалога двух спикеров на самом деле является коммуникацией, адресованной широкой общественности.

Третья форма дискурсивного переживания особого рода социальных проблем имеет конкретно-исторический характер. Она нацелена не на справедливое урегулирование интересов разных социальных субъектов, а на подавление интересов одних в пользу других. Многообразие конкретного содержания таких случаев делает их сходными по принципиальной психологической организации, но особыми по риторике, опирающейся на ситуацию. Такова государственная идеология, утверждающая социальное неравенство среди своего населения или преимущество политического строя, экономической системы в глазах населения других стран. Такова пропаганда военного времени, оправдывающая временное изменение нравственных законов. Черно-белые краски дискурса этого типа откровенно ломают чужие интересы, переживаются бурно, но противоречия обычно так и не снимают.

Неизменность причин социальных проблем оборачивается неизменностью постоянного воспроизводства форм их решения, зафиксированных в исторической реальности общественного дискурса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева, Г. М. (2005) Психология социального познания. М. : Аспект Пресс.

Аристотель. (1978) Риторика / Пер. Н. Платоновой // Античные риторики / Собр. текстов, коммент. и общ. ред. А. А. Тахо-Годи. М. : Изд-во Моск. ун-та. С. 3–164.

Бобнева, М. И. (1978) Социальные нормы и регуляция поведения. М. : Наука.

Богомолова, Н. Н. (2010) Социальная психология массовых коммуникаций. М. : Аспект Пресс.

Дилигенский, Г. Г. (1994) Социально-политическая психология. М. : Наука.

Донцов, А. И., Емельянова, Т. П. (1987) Концепции социальных представлений во французской социальной психологии. М. : Изд-во МГУ.

Стефаненко, Т. Г. (2006) Этнопсихология. М. : Аспект Пресс.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Andreeva, G. M. (2005) Psikhologiia sotsial'nogo poznaniia. M. : Aspekt Press.

Aristotel'. (1978) Ritorika / Per. N. Platonovoi // Antichnye ritoriki / Sobr. tekstov, komment. i obshch. red. A. A. Takho-Godi. M. : Izd-vo Mosk. un-ta. S. 3–164.

Bobneva, M. I. (1978) Sotsial'nye normy i reguliatsiia povedeniia. M. : Nauka.

Bogomolova, N. N. (2010) Sotsial'naia psikhologiia massovykh kommunikatsii. M. : Aspekt Press.

Diligenskii, G. G. (1994) Sotsial'no-politicheskaia psikhologiia. M. : Nauka.

Dontsov, A. I., Emel'ianova, T. P. (1987) Kontseptsii sotsial'nykh predstavlenii vo frantsuzskoi sotsial'noi psikhologii. M. : Izd-vo MGU.

Stefanenko, T. G. (2006) Etnopsikhologiia. M. : Aspekt Press.


Ширков Юрий Эдуардович — кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

Shirkov Yuri Eduardovich, Candidate of Science (psychology), senior researcher of the Social Psychology Department of the Faculty of Psychology at Lomonosov Moscow State University.

E-mail: shirkov@mail.ru


Библиограф. описание: Ширков Ю. Э. Социальное переживание социальных проблем в общественном дискурсе [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 6 (ноябрь — декабрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2012/6/Shirkov_The-Social-Feeling/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»