Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2013

Приходько И. И. Концепция психологической безопасности персонала экстремальных видов деятельности

УДК 159.9 ; 057.36 (477)

Prikhodko I. I. A Conception of the Psychological Safety of Personnel Engaged in Extreme Occupations

Аннотация ◊ Представлены результаты разработки концепции психологической безопасности специалистов экстремальных видов деятельности, структурно-функциональные компоненты разработанной трансформационной модели психологической безопасности личности специалиста экстремальных профессий.

Ключевые слова: экстремальная деятельность, психологическая безопасность, трансформационная модель.

Abstract ◊ The results of the development of a conception of psychological safety of specialists working in extreme occupations are presented. The author indicates the structurally-functional components of the developed transformational model of the psychological safety of the person of a specialist occupied in extreme professions.

Keywords: extreme activity, psychological safety, transformational model.


В современных научных исследованиях ученые, обращаясь к явлению безопасности, указывают на его чрезвычайную важность для установления гармоничных отношений между человеком и окружающей социальной средой. Эта проблема становится более актуальной в связи с тем, что количество экстремальных событий, включая войны, террористические акты, техногенные и природные катастрофы, межнациональные и религиозные конфликты, неудовлетворенность условиями жизни людей, приводящие к активному сопротивлению власти, резко возросло. Вследствие этого увеличивается количество лиц, получивших травматический жизненный опыт и вынужденных приспосабливаться к меняющейся среде, по-новому создавать свое социальное и личностное пространство. Часто психологические последствия экстремальных ситуаций оказываются более весомыми по своим социально-психологическим последствиям, чем эти события. Это приводит к нарушению одной из основных потребностей человека — безопасности и диктует необходимость поиска эффективных путей сохранения и поддержания психологических аспектов жизнестойкости, сопротивляемости человека и общества отрицательным внешним и внутренним угрозам.

Понятие безопасности в современных исследованиях учеными используется в различных аспектах изучения жизнедеятельности человека. Первое — при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, которые характеризуются значительными материальными, социальными и экологическими последствиями (Александрова, 2004; Краснянская, 2006; Мельницкая, 2009; и др.), где исследуется роль человеческого фактора при возникновении этих ситуаций, проводится детальный анализ действий людей, занятых на объектах повышенного риска, а также возникающих последствий (Котик, 1989; и др.).

Второе большое направление связано с исследованием проблем информационной, информационно-психологической и организационной безопасности человека и общества (Баева, 2002; Грачев, 2003; Панарин, 1995; Рощин, Соснин, 1995; Шлыкова, 2004; и др.).

Третье направление связано с исследованиями в новой области знаний — рискологии, изучающей ее разные аспекты: психологические, социальные, политические, технологические, финансовые, экологические и другие риски, прогнозируются их последствия.

Четвертое направление — исследование проблемы психологической защиты личности и общества, а также культуры безопасности как процесса сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества (Кабаченко, 2000; Колесникова, 2001; и др.).

Психологические аспекты безопасности учеными довольно широко рассматривались в исследованиях общетеоретических и различных прикладных психологических проблем.

Изучением психологической безопасности личности, связанных с разными аспектами жизни и профессиональной деятельности человека, занимались такие зарубежные ученые, как Р. Абрамовиц, Э. Эдмондсон (Edmondson, 1999), Х.-Ц. Чанг, А. Т. Ли (Chang, Lee, 2001), Т. Лихи, К. Сафарян, М. Сигер (Seager, 2006), П. М. Сенж, К. Виллинг и др.

Таким образом, проблема психологической безопасности находится в центре внимания большого количества научных исследований, в которых представлена попытка с различных позиций описать условия формирования, развития и сохранения психологической безопасности личности, создать психологическую модель безопасной личности, выявить основные факторы и детерминанты, положительно и отрицательно влияющие на нее. Однако научно обоснованных исследований, посвященных изучению психологической безопасности персонала экстремальных видов деятельности, в отечественной и зарубежной психологии до настоящего времени не проводилось.

Психологический анализ профессиональной деятельности персонала экстремальных профессий, к которым относятся сотрудники органов внутренних дел, военнослужащие внутренних войск, показал, что она характеризуется внезапностью, неожиданностью, часто проходит в условиях значительных психических и физических перегрузок, неопределенности и быстротечности оперативной обстановки, дефицита времени, необходимого для быстрого принятия правильных решений, с угрозой для жизни и здоровья личного состава при задержании нарушителей общественного порядка, преступников, вовремя освобождения заложников и т. п. Это может усложняться частым изменением условий работы личного состава, нарушением обычного режима их труда и отдыха и т. д. Данные стресс-факторы являются источниками психической напряженности, отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье личного состава, в целом, на их психологическую безопасность. На уровень психологической безопасности личного состава, в частности, военнослужащих внутренних войск, также влияют специфические особенности служебно-боевой деятельности: выполнение задач по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности во время проведения культурно-массовых и общественно-политических мероприятий, при возникновении групповых нарушений общественного порядка, массовых беспорядках. Выполнение этих задач имеет свои специфические психологические особенности: негативное информационно-психологическое влияние противодействующей стороны на личный состав; необходимость общения и проведения разъяснительной работы с гражданами, находящимися в повышенном эмоциональном, неуравновешенном психическом состоянии; экстремальность ситуаций, проявляющихся в возможности возникновения вооруженного конфликта, постоянной угрозе жизни и здоровью личного состава и т. д.

Проведенные автором исследования позволили выявить, что психологическая безопасность личности является сложной многоуровневой категорией, определяющей уровень защищенности психики человека, ее способностью поддерживать оптимальный уровень функционирования, возможностью устранять возникающие внешние и внутренние угрозы и сохраняться на достаточно устойчивом дееспособном уровне.

И. А. Баева предлагает рассматривать психологическую безопасность в рамках национальной безопасности как отдельный ее компонент, заключающийся выполнением социальными институтами своих функций по психологической защите людей, удовлетворении потребностей, интересов, целей всего население страны, выражающихся в ряде таких показателей, как качество и продолжительность жизни, уровень физического и психического здоровья населения и т. п. Таким образом, психологическую безопасность целесообразно рассматривать как научную категорию, имеющую самостоятельный статус, которая становится системообразующей для других видов безопасности (военной, социальной, экономической, политической, финансовой, научно-технической, экологической, культурной и т. п.), так как и угроза, и защиту исходят от одного субъекта — человека.

На уровне социальной локальной среды (семья, друзья, ближайшее окружение, сослуживцы), в котором происходит формирование, развитие и функционирования человека, психологическая безопасность отражает ее состояние, в идеале она должна быть свободной от проявлений психологического насилия во взаимодействии людей, оказывать содействие удовлетворению основных потребностей в межличностном общении, создавать референтную значимость среды и, как следствие, обеспечивать психологическую защищенность ее участников. На этом уровне должно происходить положительное взаимодействие, взаимовлияние и взаимосвязь человека с окружающей социальной локальной средой, а не их противопоставление, однако практика показывает, что это часто не происходит в силу разных факторов и обстоятельств.

Психологическую безопасность на уровне личности можно рассматривать как ее структурные компоненты — индивидуально-психологические особенности, психические свойства, личностный потенциал (ресурс) в рамках разных аспектов адаптации, защищенности, сопротивляемости и жизнестойкости. Проведенное автором статьи эмпирическое исследование с использованием методики специализированного денотативного семантического дифференциала позволило разработать трансформационную модель психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности, которая состоит из:

  • четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в обычных условиях жизнедеятельности, в которую входят следующие компоненты: морально-коммуникативный, мотивационно-волевой, ценностно-смысловой и внутреннего комфорта;
  • четырехфакторной структуры психологической безопасности личности в экстремальных условиях деятельности, состоящую из таких компонентов: морально-волевая урегулированность (нормативность), стратегии совладания со стрессовыми ситуациями, ценностно-смысловой, посттравматический рост.

Собственные эмпирические исследования позволили предложить четырехуровневую функциональную модель психологической безопасности личности, состоящую из рефлексивного уровня, жизненной концепции, жизнестойкости и жизнеспособности.

Рефлексивный уровень структурно соотносится с психическими состояниями и самооценкой личности, т. е. является концентрированным отражением всех психических свойств личности, по характеристикам которых можно делать заключение о разных уровнях развития субъекта в определенных условиях жизнедеятельности. Функционально этот уровень выполняет роль «цемента» (или подталкивает к изменениям) имеющейся организации функционирования личности. Он отражает субъективную оценку (удовлетворенность) выбранной линии жизни и результат развития.

Жизненная концепция структурно соотносится с ценностями и смыслами жизни личности, которые лежат в основе конструирования жизненных стратегий человека, демонстрируют ее отношение к миру как благоприятного или нет для избранного направления развития личности. Они являются так называемой «осью» сознания, которая обеспечивает стойкость личности, последовательность определенного типа поведения и активности в разных условиях жизнедеятельности. Этот уровень является результатом обобщения предыдущего опыта развития, успешности взаимодействия с окружающим миром, и потому является стабильным, практически независимым от ситуативных факторов, позволяющие играть роль вектора жизнедеятельности субъекта.

Жизнестойкость структурно соотносится с конкретными мотивами реализации выбранной жизненной стратегии и волевыми процессами, другими средствами (например, копингами), их реализации в обычных и неблагоприятных условиях. Жизнестойкость позволяет трансформировать негативные события в новые возможности. Сформированная у человека структура конкретных мотивов, волевых качеств и копингов зависит как от имеющегося опыта взаимодействия с внешним миром, в том числе и профессионального, так и от ценностей личности.

Жизнеспособность структурно соотносится с конкретными способами реализации целей и мотивов деятельности, усвоенными социальными и культурными нормами, способами поведения в разных средовых условиях, обеспечивающие адаптивную, неконфликтную реализацию собственных целей развития. Подчеркнем, что для достижения поставленных целей развития личность может использовать не только собственные ресурсы (знание, умение, репертуар ролей), но и ресурсы других, устанавливая с ними определенные (дружеские, зависимые) отношения. Отметим, что одному мотиву жизнедеятельности могут отвечать разные способы поведения и, наоборот, разным мотивам одинаковые способы поведения. Выбор способа зависит от особенностей социализации, подкрепление выбора одобрением социальной группы или успешностью достижения поставленной цели.

Выводы:

1. Психологическая безопасность личности является сложной многоуровневой категорией, определяющей уровень защищенности психики человека, ее способностью поддерживать оптимальный уровень функционирования, возможностью устранять возникающие внешние и внутренние угрозы и сохраняться на достаточно устойчивом дееспособном уровне.

2. Для оценки психологической безопасности личности предлагается выделять три уровня: высокий, переходной, низкий. Первый — высокий уровень характеризуется стабильной психологической безопасностью, устойчивостью личности к внешним и внутренним влияниям. Второй — низкий уровень или отсутствие психологической безопасности, отражает склонность к срывам в функционировании личности, может проявляться нарушениями поведения и деятельности. Третий — уровень неустойчивой психологической безопасности, возможность перехода в первый (высокий) уровень или второй (низкий или отсутствие психологической безопасности) под влиянием внешних или внутренних факторов.

3. Разработанная трансформационная модель психологической безопасности личности специалиста экстремального вида деятельности может воссоздавать определенные важные свойства исследуемого предмета, имеет конкретные, научно обоснованные структурные компоненты, меняющиеся в различных условиях деятельности. Она отвечает следующим требованиям: применима для непротиворечивого описания эмпирических данных, с ее помощью можно проверить предположение об них, а также описывать функции, механизмы и процессы, которые объясняют полученные результаты.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Александрова, Л. А. (2004) Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М.

Баева, И. А. (2002) Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания : дис. ... д-ра психол. наук. СПб.

Грачев, Г. В. (2003) Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М. : ПЕР СЭ.

Кабаченко, Т. С. (2000) Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала : дис. ... д-ра психол. наук. М.

Колесникова, Т. И. (2001) Психологический мир личности и его безопасность. М. : Владос-Пресс.

Котик, М. А. (1989) Психология и безопасность. Изд. 3-е, испр. и доп. Таллин : Валгус.

Краснянская, Т. М. (2006) Психология самообеспечения безопасности: феноменология, механизмы, стратегии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Таганрог.

Мельницкая, Т. Б. (2009) Информационно-психологическая безопасность населения в условиях риска радиационного воздействия: концепция, модель, технологии : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. СПб.

Панарин, И. Н. (1995) Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. № 8. С. 48–51.

Рощин, С. К., Соснин, В. А. (1995) Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. № 6. С. 26–36.

Шлыкова, Н. Л. (2004) Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М.

Chang, H.-T., Lee, A. T. (2001) The Relationship between Psychological Safety, Organization Context Support and Team Learning Behavior in Taiwan // Global Journal of Engineering Education. Vol. 5. No. 2. Р. 185–192.

Edmondson, A. (1999) Psychological Safety and Learning Behavior in Work Teams // Administrative Science Quarterly. Vol. 44. No. 2. Р. 350–383.

Seager, M. (2006) The Concept of Psychological Safety — A Psychoanalytically-informed Contribution towards Safe, Sound & Supportive Mental Health Services // Psychoanalytic Psychotherapy. Vol. 20. No. 4. Р. 266–280.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Aleksandrova, L. A. (2004) Psikhologicheskie resursy adaptatsii lichnosti k usloviiam povyshennogo riska prirodnykh katastrof : avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. M.

Baeva, I. A. (2002) Psikhologicheskaia bezopasnost' obrazovatel'noi sredy: teoreticheskie osnovy i tekhnologii sozdaniia : dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb.

Grachev, G. V. (2003) Lichnost' i obshchestvo: informatsionno-psikhologicheskaia bezopasnost' i psikhologicheskaia zashchita. M. : PER SE.

Kabachenko, T. S. (2000) Narusheniia psikhologicheskoi bezopasnosti v kontekste aktivnosti professionala : dis. ... d-ra psikhol. nauk. M.

Kolesnikova, T. I. (2001) Psikhologicheskii mir lichnosti i ego bezopasnost'. M. : Vlados-Press.

Kotik, M. A. (1989) Psikhologiia i bezopasnost'. Izd. 3-e, ispr. i dop. Tallin : Valgus.

Krasnianskaia, T. M. (2006) Psikhologiia samoobespecheniia bezopasnosti: fenomenologiia, mekhanizmy, strategii : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. Taganrog.

Mel'nitskaia, T. B. (2009) Informatsionno-psikhologicheskaia bezopasnost' naseleniia v usloviiakh riska radiatsionnogo vozdeistviia: kontseptsiia, model', tekhnologii : avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. SPb.

Panarin, I. N. (1995) Psikhologicheskaia bezopasnost' voennosluzhashchikh // Orientir. № 8. S. 48–51.

Roshchin, S. K., Sosnin, V. A. (1995) Psikhologicheskaia bezopasnost': novyi podkhod k bezopasnosti cheloveka, obshchestva i gosudarstva // Rossiiskii monitor. № 6. S. 26–36.

Shlykova, N. L. (2004) Psikhologicheskaia bezopasnost' sub"ekta professional'noi deiatel'nosti: dis. ... d-ra psikhol. nauk. M.

Chang, H.-T., Lee, A. T. (2001) The Relationship between Psychological Safety, Organization Context Support and Team Learning Behavior in Taiwan // Global Journal of Engineering Education. Vol. 5. No. 2. R. 185–192.

Edmondson, A. (1999) Psychological Safety and Learning Behavior in Work Teams // Administrative Science Quarterly. Vol. 44. No. 2. R. 350–383.

Seager, M. (2006) The Concept of Psychological Safety — A Psychoanalytically-informed Contribution towards Safe, Sound & Supportive Mental Health Services // Psychoanalytic Psychotherapy. Vol. 20. No. 4. R. 266–280.


Приходько Игорь Иванович — кандидат психологических наук, начальник научно-исследовательского центра Академии внутренних войск Министерства внутренних дел Украины. Тел.: +38 (0572) 732-26-09.

Prikhodko Igor Ivanovich, Candidate of Science (psychology), the chief of the Scientific Research Centre at the Academy of Internal Troops of the Ministry of Interior Affairs of Ukraine. Tel.: +38 (0572) 732-26-09.

E-mail: prikhodko1966@mail.ru


Библиограф. описание: Приходько И. И. Концепция психологической безопасности персонала экстремальных видов деятельности [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Prikhodko_Psychological-Safety/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).


Дата поступления: 23.06.2013.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»