Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 3 2013

Шугальский С. С. Молодежь в сфере развлечений: социально-философский аспект

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-33-00229а1).


УДК 316 ; 009

Shugalskiy S. S. Youth in the Entertainment Sphere: the Social and Philosophical Aspect

Аннотация ◊ Статья содержит итоги исследования «Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса». Показана роль тезаурусного подхода в социально-философском анализе данной темы.

Ключевые слова: молодежь, развлечения, социальные практики, тезаурусный подход.

Abstract ◊ The article contains the results of a survey entitled “The Social Practices of Youth in the Sphere of Megalopolis’s Entertainment”. The role of the thesaurus approach in the social and philosophical analysis of this theme is shown.

Keywords: youth, entertainment, social practices, the thesaurus approach.


Поведение молодежи в сфере развлечений, рассматриваемое как совокупность социальных практик, позволяет обнаружить в калейдоскопическом разнообразии проявлений поведенческой активности молодежи определенные закономерности, которые проявляются на уровне социальных практик и их интерпретации как социокультурной реальности, характеризующей организацию повседневной жизни. Таким образом, все разнообразие ситуаций может сводиться к привычным действиям, а значит, различные формы развлечений молодежи могут определяться и, как следствие, дифференцироваться на основе социальных практик молодежи, воспроизводимых в них (или свойственных для них). С точки зрения тезаурусного подхода в этой связи становится существенным конструирование жизненного мира молодежью на определенных ценностных принципах, что позволяет перейти от фиксации внешних проявлений развлечений молодежи к выявлению их внутреннего содержания.

В результате из всей совокупности выделяется группа молодежи, ориентированной на удовольствия, развлечения, что определяется ее ориентацией на ценностные принципы гедонизма и ведет к отстранению от обычных для данного общества (сообщества) житейских забот (см.: Луков, Шугальский, 2013). Подобный ценностный сдвиг в тезаурусе определяет преобладание соответствующих социальных практик у части молодежи, выбор ею определенных форм развлечений для их реализации.

Описанные изменения в системе ценностей молодежи связаны с происходящими в современном российском обществе трансформациями, в результате которых сфера развлечений молодежи формируется в принципиально иной социокультурной ситуации. Современная сфера развлечений, ориентированных на молодежь, оказывается представленной преимущественно в формах массовой культуры, растиражированных средствами массовой информации и коммуникации. Это приводит к унификации развлечений, упрощению их содержания, потере связей с традициями, и, в целом, стиранию разделения развлечений по социально-демографическим и социально-культурным параметрам, что является прямым отражением общемировых глобализационных процессов. В то же время происходит расширение спектра развлечений, ориентированных на молодежь, что является свидетельством роста значимости сферы развлечений, преобразования развлечений в самостоятельную ценность общественной жизни, а соответствующие социальные практики молодежи выступают в ней как существенная характеристика субъектности. Но, несмотря на разнообразие форм, набор развлечений, представленных в контексте массовой культуры, построен на ценностном принципе гедонизма, что формулирует главную цель развлечения в доставлении/получении удовольствий.

В российских мегаполисах данные тенденции выражены в наибольшей степени. Анализ социокультурной ситуации в сфере развлечений мегаполиса позволяет рассмотреть основания трансформации и возникновение новых форм развлечений молодежи как проявления изменчивой и динамичной социокультурной среды. Такие факторы, как концентрация объектов сферы развлечений и широкое распространение элементов массовой культуры, накладываясь один на другой, усиливаются и оказывают определяющее воздействие на проживающих в мегаполисах (в особенности на молодежь как наиболее активную и восприимчивую к изменениям социальную группу), проявляясь в процессах формирования, освоения и воспроизводства ими социальных практик в сфере развлечений. В результате проживание в мегаполисе значительно повышает шансы индивида успешно адаптироваться к происходящим изменениям роли развлечений в повседневной жизни общества, способствует формированию специфических тезаурусов (тезаурусных конструкций), которые будут определять дифференциацию молодежи мегаполиса от других территориальных и возрастных групп населения России на основе их социальных практик.

Структура доступных для молодежи развлечений в мегаполисе многогранна, а их внутреннее содержание очень насыщенно. Однако наиболее распространенными и популярными у молодежи оказываются развлечения в формах, предлагаемых массовой культурой. Выбор определенных форм развлечений молодежью определяется тезаурусами как основой субъективного представления о множестве вариантов, который впоследствии становится идентификатором человека в социальной структуре общества, а в обобщенном их (тезаурусов) выражении — основой социальной субъектности индивида, группы (см.: Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008). В данном случае это свидетельствует о преобладании в молодежной среде ценностно-ориентационных комплексов, сформированных на принципах гедонизма, и соответственно ориентации молодежи на получение преимущественно удовольствий в развлечениях. Примененный таким образом тезаурусный подход позволяет перейти от анализа внешних проявлений социальных практик молодежи к их внутреннему содержанию и выделению структурных характеристик типов развлечений.

Тезаурус определяет предрасположенность субъекта к тем или иным социальным практикам, обусловливает возможность и успешность реагирования на предъявляемую ситуацию. Для современной молодежи существенным является наличие сформированных тезаурусов в отношении сферы развлечений, ориентированных непосредственно на нее. Сформированные тезаурусы снимают проблематичность выбора поведения молодежи в сфере развлечений, определяют включение в структуру собственных развлечений тех или иных форм развлечений, и создают предпосылки для освоения и воспроизводства ею, соответствующих социальных практик. В частности, таким механизмом определяется включение молодежью ночного клуба как возможной формы развлечения в собственную структуру развлечений (см.: Шугальский, 2013).

Являясь одним из значимых социокультурных феноменов, функционирующих в современной сфере развлечений, ориентированных на молодежь, ночные клубы выступают приемлемой формой реализации определенных социальных практик молодежи в мегаполисах. Это означает, что, с одной стороны, основным носителем социальных практик связанных с развлечениями в ночных клубах будет молодежь, а с другой, является косвенным подтверждением наличия специфики социальных практик молодежи в этих заведениях. Современные развлечения молодежи в ночном клубе предстают как исторически сложившаяся совокупность социальных практик, имеющих архаичные корни, но в результате трансформаций адаптированных к воспроизводству в формах, приемлемых в социокультурной среде современных российских мегаполисов. Тезаурусный подход раскрывает социально-философскую значимость данных социальных практик для молодежи, а также позволяет выявить особенности освоения и воспроизводства социальных практик молодежи в ночных клубах российских мегаполисов.

Процессы освоения и воспроизводства социальных практик молодежи в ночных клубах определяются соотношением «свой» — «чужой» в тезаурусах посещающей такие клубы молодежи. Перестроение данного соотношения характеризует динамику социальных практик молодежи в ночных клубах, а также значимость для молодежи ночных клубов как формы реализации определенной совокупности социальных практик. В частности, изменения, связанные с переходом к информационному обществу, характерные для современных российских мегаполисов (см.: Колин, 2010; Луков, Погорский, 2011; Погорский, 2012), обусловливают появление новых форм развлечений и, как следствие, снижение значимости ночных клубов как формы реализации определенных социальных практик молодежи в мегаполисах, а также трансформацию самих социальных практик молодежи в сфере развлечений.

Опираясь на результаты проведенного нами исследования можно предположить, что дальнейшая трансформация социальных практик молодежи в сфере развлечений будет иметь две противоположные тенденции. С одной стороны, к выходу развлечений молодежи за институциональные границы отдельных заведений вследствие повышения толерантности общества к подобным формам самовыражения молодежи и еще большему включению развлечений в повседневность. С другой, к росту дифференциации молодежи на основе социальных практик вследствие дробления сферы развлечений на множество подвидов и стремления молодежи уйти от массовости развлечений в ситуации перехода к информационному обществу. Уже сейчас в мегаполисах появляется все больше баров, рассчитанных на молодежь, и формируется целый ряд альтернативных развлечений в противоположность огромному рынку массовых.

Стоит также учитывать, что данные тенденции, начавшись в мегаполисах, найдут проявления и в остальных регионах России по мере развития их социокультурной среды. Для изучения последствий этих изменений перспективным представляется дальнейшее исследование соотношения развлечений как форм реализации социальных практик молодежи в определенной социокультурной среде и самих социальных практик молодежи, составляющих развлечения, посредством тезаурусного подхода.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Колин, К. К. (2010) Информационное общество. Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Нац. ин-т бизнеса.

Луков, Вал. А., Погорский, Э. К. (2011) Информатика и новая информационная реальность: философский взгляд // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 289–293.

Луков, Вал. А., Шугальский, С. С. (2013) О социальных практиках молодежи в сфере развлечений: тезаурусное конструирование жизненного мира на ценностных принципах гедонизма // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 26 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 27–42.

Погорский, Э. К. (2012) Инновационность молодежи как фактор модернизации России на этапе перехода к информационному обществу // Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 357–362.

Шугальский, С. С. (2013) Ночные клубы как элемент сферы развлечений мегаполиса, ориентированных на молодежь // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 26 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 59–78.


BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Kolin, K. K. (2010) Informatsionnoe obshchestvo. Cheliabinsk : Cheliab. gos. akad. kul'tury i iskusstv.

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy : Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Nats. in-t biznesa.

Lukov, Val. A., Pogorskii, E. K. (2011) Informatika i novaia informatsionnaia real'nost': filosofskii vzgliad // Znanie. Ponimanie. Umenie. № 2. S. 289–293.

Lukov, Val. A., Shugal'skii, S. S. (2013) O sotsial'nykh praktikakh molodezhi v sfere razvlechenii: tezaurusnoe konstruirovanie zhiznennogo mira na tsennostnykh printsipakh gedonizma // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 26 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 27–42.

Pogorskii, E. K. (2012) Innovatsionnost' molodezhi kak faktor modernizatsii Rossii na etape perekhoda k informatsionnomu obshchestvu // Modernizatsiia Rossii: informatsionnyi, ekonomicheskii, politicheskii, sotsiokul'turnyi aspekty : sb. nauch. statei / otv. red. A. V. Kostina. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 357–362.

Shugal'skii, S. S. (2013) Nochnye kluby kak element sfery razvlechenii megapolisa, orientirovannykh na molodezh' // Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury : sb. nauch. trudov. Vyp. 26 / pod obshch. red. Vl. A. Lukova. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. S. 59–78.


Шугальский Сергей Сергеевич — стажер кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета.

Shugalskiy Sergey Sergeevich, trainee of the Philosophy, Culturology and Politology Department at Moscow University for the Humanities.

E-mail: stillp4@mail.ru


Библиограф. описание: Шугальский С. С. Молодежь в сфере развлечений: социально-философский аспект [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 17.04.2013.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»