Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2014

Шугальский С. С. Тезаурусный анализ изменений в сфере развлечений молодежи

УДК 009

Shugalskiy S. S. The Thesaurus Analysis of Changes in Youth’s Entertainment Sphere

Аннотация ◊ Исследование «Социальные практики молодежи в сфере развлечений мегаполиса» показало эффективность применения тезаурусного подхода в раскрытии особенностей социализации в условиях крупных городов, где социализационный процесс во многом регулируется внешними для ближайшего окружения молодого человека агентами воздействия. Анализ тезаурусов молодежи дает возможность приблизиться к важным для индивида социокультурным реалиям повседневности.

Ключевые слова: тезаурусный подход, молодежь, развлечения, социальные практики.

Abstract ◊ The research “Social Practices of Youth in the Entertainment Sphere of Megalopolis” has proved the efficiency of the application of the thesaurus approach in the discovery of the features of socialization in the conditions of big cities. In megalopolises socialization process is mainly regulated by agents of impact who are external for the immediate environment of a young person. Analysis of thesauri of young people gives an opportunity to approach to socio-cultural realia of everyday life that are important for an individual.

Keywords: thesaurus approach, youth, entertainment, social practices.


Сфера развлечений достаточно новое направление научного интереса, однако смежные вопросы традиционно включались в область исследований досуга и свободного времени. Расширение свободного времени в социальном плане раскрывает возможности для создания новых коллективных ценностей и приобретает в связи с этим самостоятельное значение[1]. Изучение непосредственно сферы развлечений российской молодежи представлено в научных работах А. В. Захарова, В. И. Ильина, В. Д. Патрушева, Я. М. Рощиной, Д. П. Фролова и ряда других. Крупное исследование молодежи России, в котором рассматриваются и вопросы развлечений, было проведено М. К. Горшковым и Ф. Э. Шереги. Отдельно стоит упомянуть работы А. И. Ковалевой и Вал. А. Лукова, в которых вопросы развлечений молодежи рассматриваются как способ ее интеграции в институциональное общество и как форма социального конструирования реальности в контексте тезаурусного анализа[2].

Мы уже обозначали социально-философский смысл применения тезаурусного подхода к исследованию развлечений молодежи[3]. Продолжая эту тему, представленную в предыдущей статье в общей форме, мы в данной статье хотим сосредоточить внимание на том, насколько в исследовании социальных практик молодежи, развернутых в сторону развлечений (а эта сфера имеет в мегаполисе массу институциональных форм, основанных на коммерческом принципе «спрос-предложение»), важна ориентация исследователя на первоэлементы тезауруса «свой-чужой-чуждый»[4], где основу тезауруса составляет пространство «своего», в которое может перемещаться «чужое», но «чуждому» ставится ценностный заслон.

Общим принципом тезаурусного подхода является некоторое, особым образом оформленное, накопление[5], которое в качественном смысле представляет систематизированную совокупность знаний (представлений, установок, норм) социального субъекта, необходимых для его ориентации в той или иной области жизнедеятельности[6]. Фундаментальный механизм ценностно-ориентированного разделения по принципу «свой» — «чужой», заложенный в тезаурусном подходе для ориентации в социокультурной среде, оказывается существенным для исследований сферы развлечений молодежи, а также анализа изменений, происходящих в ней.

Тезаурусный подход позволяет установить, каким образом ценностно-ориентационный комплекс молодежи, влияет на ее поведение в сфере развлечений. С точки зрения перестроения соотношения «свое — чужое» в тезаурусе молодежи можно выделить следующие этапы:

· первый связан с попытками индивидов выявить и оценить поведенческие установки и пространственно-временные границы развлечений в данной социокультурной среде. Периферия тезауруса — «чужое»;

· второй включает повторение/подражание как необходимость молодежи следовать нормам, принятым в социокультурной среде. На данном этапе развлечения еще своего рода механическая деятельность, однако уже происходит смещение такой деятельности от «чужой» к «своей»;

· на третьем этапе беспроблемное рутинное (привычное) повторение действий, связанных с развлечениями, соединяется с адекватными окружающей социальной реальности смыслами и значениями, и перемещается в центр тезауруса — «свое».

С точки зрения тезаурусного подхода развлечения могут быть представлены как характерные и устойчивые в данной социокультурной среде формы поведения, которые осваиваются молодежью в соответствии с ценностно-ориентационными установками, содержащимися в тезаурусе. Тезаурус лежит в основе конструирования индивидом своего жизненного мира, который формируется в процессе взаимодействия с социокультурной реальностью[7], что позволяет фиксировать не только внешние проявления развлечений, но и раскрыть их содержание, прослеживать изменения. Сформированный тезаурус в данном случае определяет предрасположенность субъекта к тем или иным развлечениям, способствует успешному ориентированию и достаточно быстрой адаптации молодого человека к различным формам развлечений, которые сводятся к набору привычных для него действий. Таким образом, феноменология развлечений молодежи строится как фиксация и описание наличествующих в данный момент и в данном месте развлечений, в которые включена или может быть включена молодежь. Однако полнота такой фиксации — тезаурусна, т. е. исходит из представлений субъекта — потребителя развлечений обо всем спектре развлечений, на которые он ориентируется. Другими словами, из всех доступных молодому человеку развлечений, он будет выбирать те, составляющие действия которых, соответствуют его тезаурусу.

Говоря об изменениях в сфере развлечений молодежи, отметим, что они могут быть вызваны различными факторами и их совокупностью. Появлением новых и исчезновением существующих форм развлечений, социокультурными факторами, влияющими на возможность выбора молодежью тех или иных развлечений, новыми принимаемыми законодательными и нормативно-правовыми актами, влияющими на содержание развлечений и их доступность для молодежи.

В то же время изменения совершаются и в самой системе ценностей молодежи, что связано с происходящими в современном обществе трансформациями, в результате которых сфера развлечений новых поколений молодежи формируется в принципиально иной социокультурной ситуации. Формируются различные субкультурные образования, которые в определенных условиях приобретают заметное влияние на весь процесс социального контроля масс, в отношении которого молодежь может рассматриваться и как его индикатор[8].

Структура тезауруса также непостоянна и подвержена изменениям в зависимости от трансформаций социокультурных условий окружающей среды, а также под влиянием значимых других и их тезаурусных конструкций. Меняется дистанция — «свое» может отдаляться на периферию, в то время как «чужое» приобретать ценность и перемещаться ближе к центру. Исследователи, придерживающиеся тезаурусного подхода, отмечают, что «изменения тезаурусов связаны с объективными социокультурными процессами и субъективным их осмыслением»[9]. В этой связи справедливо отмечается, что «те или иные ценности по своему происхождению могут принадлежать разным эпохам и народам, быть разделенными пространством и временем, но именно в тезаурусе они объединяются. Фактически пространственно-временная дистанция между частями тезауруса заменяется ценностной»[10]. Тем самым в данном подходе объясняется связь эпох и преемственность поколений. Развлечения молодежи не являются исключением. Несмотря на свое разнообразие, они выстраиваются на основе сходных ценностей. Эти ценности закреплены в распространенных в молодежной среде тезаурусах. Можно отметить, что не смотря на стремление молодежи к наибольшему разнообразию развлечений, достижению максимума удовольствия, молодежь ориентируется в выборе развлечений на соответствующие ее ценностным представлениям, которые можно отнести к числу «своих». В результате востребованными для молодежи становятся те развлечения, которые как бы притягивают к себе людей с определенными тезаурусами, достраивают эти тезаурусы.

Свойства тезауруса могут составить значимый предмет исследования изменений сферы развлечений молодежи, что поможет прояснить основания формирования, освоения и воспроизводства, связанных с ними действий. «Суть принципа — в признании активности субъекта социального действия (или иными словами — социальной субъектности) в качестве решающего фактора, определяющего содержание и формы социальной жизни»[11]. Анализ тезаурусов молодежи дает возможность приблизиться к важным для индивида социокультурным реалиям повседневности. Человек становится в центре ментального конструирования социокультурной реальности, что согласуется с концепциями «социального конструирования реальности» П. Бергера и Т. Лукмана, «габитуса» П. Бурдье, «фреймов» И. Гофмана и т. п.[12]

Но какими ни были бы изменения и их причины в сфере развлечений молодежи, тезаурусный подход в данном случае позволяет сосредоточиться на фиксации ее ценностно-ориентационных комплексов, которые либо соответствуют изменениям и позволяют успешно адаптироваться молодому человеку к ним, либо не соответствуют, что потребует времени на поиск новых возможностей для их реализации или перестройки тезауруса. Но на это потребуется время, а, возможно, и смена поколений молодежи.

Безусловно, изменения в сфере развлечений будут восприняты молодежью по-разному в силу неоднородности данной социальной группы. Эксперты отмечают следующее: «Кто-то в основном нацелен на развлечения, зрелища, удовольствия (что выражается в посещении концертов, кино, дискотек, ночных клубов, ресторанов и т. д.). Кто-то, напротив, посвящает свободное время самосовершенствованию, развитию, культурному обогащению, а также общественной или политической деятельности. Многие нацелены и на то, и на другое»[13]. Проблема же возникает тогда, когда для части молодежи становится невозможным следование своим ценностным установкам и она начинает поиск вариантов выхода из данной ситуации. Это следствие несовпадения тезаурусного конструирования жизненного мира такой молодежи и ее ценностных ориентиров с изменениями сферы развлечений.

Особенно важно учитывать это при анализе изменений сферы развлечений молодежи, происходящих не естественным путем социокультурных изменений, а искусственно под влиянием внешних факторов, в первую очередь законодательных ограничений и инициатив.

Тезаурусный анализ показывает, что изменения не могут привести к моментальному результату. Напротив, потребность в сохранении значимых ценностей для молодежи может вылиться в девиантных проявлениях, демонстративном отказе и протесте против нового. Также может отмечаться и конформистское поведение, когда изменения в развлечениях молодежи проявляются лишь в формальном следовании «правилам», в то время как сам тезаурус не изменяется. Ряд авторов характеризуют такую ситуацию как демонстративный тезаурус — «это освоенная индивидом система действий, направленных на демонстрацию окружающим своей принадлежности к данному сообществу. Такие тезаурусные конструкции не обладают устойчивостью к изменяющимся социальным условиям»[14].

Зависимость в выборе развлечений от тезауруса приводит к тому, что молодой человек просто не может переключиться с одного вида привычных действий, составлявших его развлечения во всевозможных их формах, на другие. Тезаурус, который раньше помогал, теперь не позволяет молодежи адекватно сориентироваться в новых условиях, возникает необходимость освоения новой ценностно-ориентационной информации, а соответственно и поиска приемлемых в изменившихся условиях возможностей для этого. Только после того как в тезаурусе будут сформированы новые блоки, становится возможным освоение новых действий, составляющих развлечения.

В современном мире все более существенным становится тезаурусное конструирование молодежью жизненного мира с опорой на определенные ценностные принципы развлечений. Изменения развлечений молодежи определяются характерными для нее условиями социокультурной среды, а также непосредственно избираемыми формами развлечений. Для изучения предпосылок и последствий изменений в сфере развлечений молодежи перспективным представляется исследование соотношения развлечений как форм реализации определенных составляющих их действий, наделенных определенным ценностным содержанием, и конкретных социокультурных условий, в которых оказывается молодежь, посредством тезаурусного подхода. Именно такой подход позволяет определить степень воздействия тех или иных изменений, касающихся сферы развлечений, на молодежь и спрогнозировать ее влияние на саму сферу развлечений.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См.: Dumazedier, J. Temps Sociaux. Temps Libre // Loisir et société/Society and Leisure. 1982. Vol. 5. No. 2. P. 339–361.

[2] См.: Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. Социум, 1999; Луков Вал. А. Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. М.: «Канон +» РООИ «Реабилитация», 2012.

[3] Шугальский С. С. Молодежь в сфере развлечений: социально-философский аспект [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2013. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

[4] Первоэлементами эту систему ориентационных понятий Вал. и Вл. Луковы назвали в книге: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. С. 95–96.

[5] См. например: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. С. 12; Ковалева А. И., Луков Вал. А. Социология молодежи: Теоретические вопросы. М. : Социум, 1999. С. 129.

[6] См. например: Луков Вал. А. Историческая психология: возможности тезаурусного подхода (взгляд методолога) // Историческая психология: предмет, структура и методы / под ред. А. А. Королева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2004. С. 88; Луков Вал. А. Социальное проектирование : учеб. пособие / Вал. А. Луков. 5-е изд. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та : Флинта, 2004; Луков Вал. А. Социологические основы социального проектирования: тезаурологический подход // Социологический сборник : Вып. 3 М.: Ин-т молодежи, 1997. С. 3.

[7] См.: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Гуманитарное знание: тезаурусный подход // Вестник международной академии наук (Русская секция). 2006. № 1. С. 70.

[8] См.: Макаревич Э. Ф. Карпухин О. И., Луков Вал. А. Социальный контроль масс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Политология», «Социология», «Культурология», «Паблик рилейшнз». М. : Дрофа, 2007.

[9] Костина А. В. Книга Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» и формирование новой парадигмы гуманитарного знания // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 16 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008. С. 87.

[10] Агранат Д. Л. Этапы вторичной социализации личности в условиях военизированной организации: тезаурусный анализ // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 13 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. С. 22.

[11] Луков Вал. А. Тезаурусная концепция социального проектирования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2007. URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

[12] См.: Костина А. В. Указ. соч. С. 85.

[13] Аналитический доклад. Институт социологии РАН. Городской средний класс в современной России [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Gorod_sred_klass.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

[14] Агранат Д. Л. Указ. соч. С. 34.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранат, Д. Л. (2007) Этапы вторичной социализации личности в условиях военизированной организации: тезаурусный анализ // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 13 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 21–34.

Аналитический доклад. Институт социологии РАН. Городской средний класс в современной России [Электронный ресурс] // Институт социологии РАН. URL: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Gorod_sred_klass.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

Ковалева, А. И., Луков, Вал. А. (1999) Социология молодежи : Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.

Костина, А. В. (2008) Книга Вал. А. и Вл. А. Луковых «Тезаурусы» и формирование новой парадигмы гуманитарного знания // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 16 / под общ. ред. Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 82–97.

Луков, Вал. А. (1997) Социологические основы социального проектирования: тезаурологический подход // Социологический сборник. Вып. 3. М. : Ин-т молодежи. С. 3–20.

Луков, Вал. А. (2004) Социальное проектирование : учеб. пособие студентов вузов, обучающихся по специальности 350500 Соц. работа / Вал. А. Луков. 5-е изд., испр. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та ; Флинта. 240 с.

Луков, Вал. А. (2004) Историческая психология: возможности тезаурусного подхода (взгляд методолога) // Историческая психология: предмет, структура и методы / под ред. А. А. Королева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 88–103.

Луков, Вал. А. (2007) Тезаурусная концепция социального проектирования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». URL: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

Луков, Вал. А. (2012) Теории молодежи : Междисциплинарный анализ : науч. монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2006) Гуманитарное знание: тезаурусный подход // Вестник международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 69–74.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы : Субъектная организация гуманитарного знания : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 724 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Макаревич, Э. Ф., Карпухин, О. И., Луков, Вал. А. (2007) Социальный контроль масс : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Политология», «Социология», «Культурология», «Паблик рилейшнз». М. : Дрофа. 429 с.

Шугальский, С. С. (2013) Молодежь в сфере развлечений: социально-философский аспект [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.01.2014).

Dumazedier, J. (1982) Temps Sociaux. Temps Libre // Loisir et société/Society and Leisure. Vol. 5. No. 2. P. 339–361.


REFERENCE

Agranat, D. L. (2007) Etapy vtorichnoi sotsializatsii lichnosti v usloviiakh voenizirovannoi organizatsii: tezaurusnyi analiz [The Stages of Secondary Socialization of Person in the Conditions of Quasi-military Organizations]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [The Thesaurus Analysis of World Culture] : collection of research articles. Issue 13 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 21–34. (In Russ.).

Analiticheskii doklad. Institut sotsiologii RAN. Gorodskoi srednii klass v sovremennoi Rossii [Analytical Report, The Institute of Sociology of the RAS. Urban Middle Class in Contemporary Russia]. Institut sotsiologii RAN. [online] Available at: http://www.isras.ru/files/File/Doklad/Doclad_Gorod_sred_klass.pdf [archived in WebCite] (accessed 23.01.2014). (In Russ.).

Kovaleva, A. I. and Lukov, Val. A. (1999) Sotsiologiia molodezhi : Teoreticheskie voprosy [The Sociology of Youth : Theoretical Issues]. Moscow, Sotsium Publ. 351 p. (In Russ.).

Kostina, A. V. (2008) Kniga Val. A. i Vl. A. Lukovykh «Tezaurusy» i formirovanie novoi paradigmy gumanitarnogo znaniia [Book Entitled “Thesauri” by Valery and Vladimir Lukovs and the Development of a New Paradigm of Human Knowledge]. In: Tezaurusnyi analiz mirovoi kul'tury [The Thesaurus Analysis of World Culture] : collection of research articles. Issue 16 / ed. by Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 82–97. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (1997) Sotsiologicheskie osnovy sotsial'nogo proektirovaniia: tezaurologicheskii podkhod [The Sociological Foundations of Social Projection: The Thesaurological Approach]. In: Sotsiologicheskii sbornik [Sociological Collection]. Issue 3. Moscow, The Institute of Youth Press. Pp. 3–20. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2004) Sotsial'noe proektirovanie [Social Projection] : a study guide for students with major 350500 “Social Work”/ Val. A. Lukov. 5th edn. revised. Moscow, Moscow University for the Humanities Press; Flinta Publ. 240 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2004) Istoricheskaia psikhologiia: vozmozhnosti tezaurusnogo podkhoda (vzgliad metodologa) [Historical Psychology: The Opportunities of the Thesaurus Approach (A View of a Methodologists)]. In: Istoricheskaia psikhologiia: predmet, struktura i metody [Historical Psychology: The Subject, Structure and Methods] / ed. by A. A. Korolev. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 88–103. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2007) Tezaurusnaia kontseptsiia sotsial'nogo proektirovaniia [The Thesaurus Conception of Social Projection]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/gumtech/projection/articles/2007/Lukov/3 [archived in WebCite] (accessed 23.01.2014). (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2012) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of Youth: The Interdisciplinary Analysis]. Moscow, “Kanon+” RPOD “Reabilitatsiia”. 528 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2006) Gumanitarnoe znanie: tezaurusnyi podkhod [Humanities Knowledge: The Thesaurus Approach]. Vestnik mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia), no. 1, pp. 69–74. (In Russ.).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The Subjective Organization of Humanities Knowledge]. Moscow, The National Institute of Business Press. 784 p. (In Russ.).

Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Press. 640 p. (In Russ.).

Makarevich, E. F., Karpukhin, O. I. and Lukov, Val. A. (2007) Sotsial'nyi kontrol' mass [Social Control of Masses] : a study guide for students of higher education institutions with majors “Politology”, “Sociology”, “Culturology”, “Public Relations”. Moscow, Drofa Publ. 429 p. (In Russ.).

Shugalskiy, S. S. (2013) Molodezh' v sfere razvlechenii: sotsial'no-filosofskii aspekt [Youth in the Entertainment Sphere: the Social and Philosophical Aspect]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie», no. 3 (May — June). [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/3/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere/ [archived in WebCite] (accessed 23.01.2014). (In Russ.).

Dumazedier, J. (1982) Temps Sociaux. Temps Libre. Loisir et société/Society and Leisure, vol. 5, no. 2, pp. 339–361.


Шугальский Сергей Сергеевич — кандидат философских наук, ведущий инженер Открытого акционерного общества «НТВ-ПЛЮС».

Shugalskiy Sergey Sergeevich, Candidate of Philosophy, Chief engineer, Public Joint-stock Company “NTV-Plus”.

E-mail: stillp4@mail.ru


Библиограф. описание: Шугальский С. С. Тезаурусный анализ изменений в сфере развлечений молодежи [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Shugalskiy_Youth-Entertainment-Sphere [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 24.01.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»