Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2014

Емельянова Т. П. Будущий брак в социальных представлениях юношей и девушек студенческого возраста

УДК 159.9.316.6

Emelianova T. P. The Future Marriage in Social Representations of Young People of Student Age

Аннотация ◊ В статье рассматриваются результаты исследования социальных представлений студентов о будущем браке. На выборке 103 респондента (52 девушки и 51 юноша) в возрасте 19–24 года было проведено сравнение содержания социальных представлений и связанных с ними факторов у девушек и юношей с помощью методик: ассоциаций, фоносемантической оценки слова и текста, анализа близости и иерархической классификации, смысложизненных ориентаций (СЖО) и семантического дифференциала (СД). Было обнаружено, что для студенческой молодежи в социальных представлениях о будущем браке присутствуют различные смыслы, среди которых преобладают рационалистические тенденции обеспечения будущего благополучия, причем у юношей оптимизма в представлениях о браке меньше, чем у девушек. Брак, хотя и имеет положительные эмоциональные коннотации у студентов, но в жизненной перспективе откладывается на неопределенное будущее.

Ключевые слова: социальные представления, студенты, будущий брак, когнитивные компоненты представления, эмоциональные компоненты представления.

Abstract ◊ The article discusses the results of a research on social representations of students about the future marriage. The sample consists of 103 respondents (52 young women and 51 men) aged 19–24 years. The researcher compared the content of social representations and associated factors among youngsters with the help of the following techniques: the method of associations, phonosemantic evaluation of speech and text, analysis of proximity and hierarchical classification, life-purpose orientations and semantic differential. It has been found that students have social representations of the future marriage with various meanings. Rationalistic tendencies to ensure future well-being prevail here. Moreover, young men are less optimistic about the marriage than women. Although marriage has positive emotional connotations among students, but in life prospects it is postponed for an indeterminate future.

Keywords: social representations, students, future marriage, cognitive components of representation, emotional components of representation.


1. Постановка проблемы

Брак составляет первоначальную основу семейных отношений и регулирует отношения семьи и государства, именно поэтому его изучение является актуальным в любом современном обществе. В нынешних условиях наблюдается пересмотр традиционных установок на брак, и далеко не всегда наличие близких отношений предполагает обязательное заключение брака (или брака в традиционной его форме). Появилась большая разница между юридическим и фактическим, официальным и гражданским браком. Из-за подобного «разнообразия» возникает другое, совершенно новое отношение к одному из важнейших ценностных ориентиров любого общества. Повышенный интерес к данной проблеме связан с тем, что уровень юридически оформленных союзов начал снижаться, а число незарегистрированных браков — увеличиваться (Беляева, 2008).

Сложившаяся в России ситуация в брачно-семейной сфере характеризуется ухудшением материального положения многих семей, переменами в морально-нравственных отношениях, падением авторитета родителей по сравнению с авторитетом сверстников, ростом числа неполных семей, возникновением новых ролевых и статусных позиций мужчины и женщины, и так далее. В результате исследователи фиксируют изменения гендерной социализации молодежи, а также исторической трансляции культурных, национальных и нравственных ценностей. Молодежь, как социальная группа в первую очередь реагирует на происходящие в обществе перемены. Данный социальный слой представляет интерес, как поколение, которое в ближайшем будущем займет место основной производительной силы, а, следовательно, ее ценности будут в значительной степени определять ценности всего общества.

Несмотря на большое количество исследований, посвященных браку и представлениям о нем, достаточно мало внимания уделяется сопоставлению восприятия брака лицами разных полов. Большинство исследований, посвященных браку, рассматривают его с точки зрения возрастных, финансовых, морально-воспитательных, национальных и религиозных компонентов. Безусловно, возраст и образование партнера, его финансовое и социальное положение влияют на образ будущего брака в сознании молодежи, но все эти факторы не являются определяющими в создании семьи. Так как области половой дифференциации социальных представлений о браке практически не уделялось должного внимания, рассмотрение образа будущего брака в сознании студенческой молодежи с этой точки зрения является актуальным. Актуальность исследования отношения к браку, помимо прочего, заключается в том, что «брачность» (в отличие от «безбрачия») во многом определяется наличием и реализацией репродуктивных установок молодежи. Кроме того, изменения брачно-семейных норм влияют на социализацию последующих поколений.

Молодежь характеризуется интенсивностью процесса социализации и воплощает черты будущего. Если говорить о полоролевой социализации, то СМИ различного рода нередко провоцируют в сознании человека предубеждения, которые дают ложную картину относительно качеств человека того или иного пола. Подобная ситуация может привести к межролевым конфликтам в брачно-семейной сфере. Вопрос об изменении «гендерных ролей» многими учеными и исследователями ставится во главу угла при обсуждении проблемы брака и представлений о нем среди молодежи. У современной российской молодежи наблюдается развитие эгоизма, эгоцентризма, установки на одинокий образ жизни. Всё это влечет за собой достаточно серьезные последствия для брачно-семейных ценностей. Вступление в брак уже не рассматривается как естественный человеческий поступок, а, наоборот, считается потерей свободы, перспективой траты значительных средств на супруга/супругу. Современный молодой человек имеет большую свободу выбора профессии, образцов поведения, спутников жизни, стиля мышления, чем его сверстник 20–30 лет назад. Традиции создания семьи, отношений в ней также подвержены изменениям с течением времени. Согласно результатам проведенного М. В. Грядуновым исследования, современной молодежи в целом характерен моральный релятивизм, и порой цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Данная информация также является крайне важной при изучении представлений молодежи о браке, поскольку отсутствие идеалов может говорить и о потере авторитета родительской модели семьи при построении собственных отношений (Грядунов, 2009).

По данным исследования, проведенного Ю. А. Гончаровой (Гончарова, 2008), в ценностных ориентациях современной студенческой молодежи наблюдается своеобразная картина. На основе данных исследования, был составлен рейтинг инструментальных и терминальных ценностей студенческой молодежи. В первом списке лидирующие позиции заняли следующие ценности: «образование», «профессионализм», «целеустремленность», «труд» (трудолюбие), «вера в Бога» и «блат» (связи + деньги). В рейтинге терминальных же ценностей первые места занимают: «семья», «материальное благополучие», «любовь». Такие ценности как «жизнь» и «общение» заметно отстают от предыдущих трех. Как отмечают опрошенные студенты, «материальный достаток» и «взаимопонимание» являются наиболее значимыми условиями для стабильной семейной жизни; за ними следуют: «взаимопомощь/взаимная поддержка», «хорошие отношения в семье», «дети», «терпение», «сексуальное удовлетворение». Значимость таких терминальных ценностей, как «свобода», «труд», «общение» невелика. При этом заметную роль играют такие ценности, как «успех» и «карьера» (там же).

В исследованиях также подчеркивается связь представлений о браке и семье со сменой норм сексуального поведения молодежи, с распространением тенденции развития эгалитарных отношений в семье, а также со стремлением к индивидуализму и к одиночеству. Главными же факторами в отношении к браку, по мнению многих авторов, являются такие характеристики, как возраст, социальный статус партнера, его вероисповедание и национальность, а также экономическое положение и материальные ресурсы. В работах по тематике, связанной с образом будущего брака, как правило, наибольшее значение уделяется социальным и экономическим факторам отношения к браку. При этом отсутствуют исследования, посвященные полоролевым различиям представлений о браке и семье, а также эмоциональному компоненту отношения к ним.

В нашем исследовании[1] опора на концепцию социальных представлений (СП) позволила выделить содержательное наполнение представлений о будущем браке в группах юношей и девушек. В исследовании решается проблема неоднозначности представлений о браке в двух группах студенческой молодежи, выделенных по признаку пола.

2. Программа исследования

Целью данного исследования является определение структуры СП юношей и девушек студенческого возраста, а также сравнение содержания ядер СП о браке у двух групп, выделенных по признаку пола.

Задачи:

1. провести анализ содержания СП о будущем браке, и сравнить полученные результаты в группах юношей и девушек;

2. выявить смысложизненные ориентации респондентов обеих групп и сопоставить их с компонентами СП;

3. выделить факторную структуру представлений о браке у юношей и девушек.

Общая гипотеза исследования: СП о будущем браке качественно различаются у представителей двух полов.

Частные гипотезы:

1. В СП девушек о браке преобладают элементы, связанные с межличностным взаимодействием, в отличие от юношей, у которых преобладают элементы, связанные с личной свободой и самостоятельностью.

2. Смысложизненные ориентации респондентов связаны с элементами когнитивного компонента СП.

3. СП о будущем браке характеризуются нейтральными эмоциональными компонентами у представителей обоих полов.

Для проверки выдвинутых гипотез был использованы следующие методики:

  • метод ассоциаций;
  • методика фоносемантической оценки слова и текста (А. П. Журавлев, В. В. Левицкий);
  • методика анализа близости и иерархической классификации (Doise, Lacassagne и др.);
  • методика «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев);
  • модифицированный вариант семантического дифференциала;

Полученные в ходе исследования данные были обработаны с помощью статистических методов (программы SPSS v.17.0, MS Excel), а также с помощью системы ВААЛ.

В качестве респондентов данного исследования была выбрана студенческая молодежь. В исследовании СП юношей и девушек студенческого возраста (4 и 5 курсы) о будущем браке приняли участие 103 человека — представителей разных ВУЗов и специальностей (как технических, так и гуманитарных). Соотношение количества юношей и девушек, участвующих в исследовании примерно одинаковое (52 респондента женского пола и 51 респондент мужского пола). Возраст респондентов — от 19 до 24 лет.

Исследование осуществлялось в два этапа. Назначение первого, поискового этапа состояло в том, чтобы выявить, какие ассоциации существуют у респондентов относительно понятия «брак». Для получения исходного материала был использован метод свободных ассоциаций. Респондентов просили написать от 3 до 5 слов, которые ассоциируются у них со словом «брак». Все испытуемые участвовали в исследовании анонимно, время выполнения методики в среднем составляло 5 минут. Всего было получено 150 ассоциаций на слово «брак». Слова, близкие по смыслу и синонимы были объединены в категории, некоторые из которых были поделены на подкатегории.

На втором этапе исследования было использовано несколько методик. С помощью программы ВААЛ была проведена фоносемантическая оценка текстов, представленных в эссе респондентов на тему «Брак и семья в моей будущей жизни», а также фоносемантическая оценка слова «брак». Анализ проводился отдельно по двум группам — мужской и женской. При анализе использовался алгоритм А. П. Журавлева. Для оценки использовались 24 биполярных шкалы, где два антонима представляют два противоположных полюса оценки.

Лексический анализ текстов эссе осуществлялся с помощью метода анализа близости и иерархической классификации, который был предложен французскими авторами (Lacassagne et al., 2001). Данный метод позволяет обнаружить наиболее частые лингвистические связи между элементами текста. Применялся один из вариантов метода, заключающийся в выявлении наиболее часто встречающихся в тексте слов. Подсчитывалось количество случаев, когда эти слова встречаются вместе в одном предложении, после чего составлялась итоговая матрица. Совместная встречаемость высокочастотных элементов текста со словом «брак» показывает смысловую значимость этих элементов в СП. Поскольку одной из основных задач данного исследования является сопоставление ядра и периферии СП о будущем браке у представителей разных полов, были составлены две отдельные матрицы, содержащие данные по каждому полу отдельно. Анализ степени близости лексических единиц текста между собой позволяет выделить те из них, которые наиболее тесно связаны с ключевыми словами, обозначающими исследуемый предмет (в данном случае — брак). Согласно идее разработчиков данного метода, слова, наиболее тесно связанные с предметом социальных представлений, являются ядерными в структуре представления. Был создан словарь обрабатываемого текста, из которого было выбраны 20 наиболее часто встречающихся категорий, выраженных существительными, а затем определена частота встречаемости их сочетаний друг с другом.

Жизненные ориентации личности изучались с помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) Д. А. Леонтьева. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процентили).

Полученные результаты были занесены в таблицу сырых данных, где представлялись средние значения и стандартное отклонение по каждой из пяти субшкал. Стандартное отклонение подсчитывалось с использованием статистической программы SPSS Statistics 17.

На основе результатов, полученных с помощью контент-анализа, был составлен набор шкал семантического дифференциала. Шкалы предъявлялись в случайном порядке. На основе полученных данных была составлена таблица сырых результатов по каждому респонденту и биполярной шкале. Далее данные обрабатывались с помощью пакета SPSS. С применением факторного анализа была получена таблица полной объясненной дисперсии, матрица повернутых компонент, матрица факторов, таблица критерия согласия, а также таблица общностей и матрица коэффициентов факторных значений. На основании результатов были выделены факторы и проведена их интерпретация. Обработка полученных результатов проводилась с использованием метода дедуктивного контент-анализа по актуальным категориям. В результате, основаниями для контент-анализа выступили девять категорий, которые в разной степени соотносятся с компонентами СП, выявленными при анализе близости и иерархической классификации.

3. Результаты исследования

По результатам контент-анализа, все ассоциации были сгруппированы в категории, объединяющие ассоциации по степени их схожести. Первая категория — ритуалы, связанные с браком. Эта категория была поделена на две подкатегории — брак как совместный путь и атрибуты брака. В процентном соотношении превалируют ассоциации, представленные в категории «Атрибуты», к которым относятся белое платье, кольцо, ЗАГС, Патриарший мост и прочие сопутствующие свадьбе атрибуты. Подобные данные отражают интерес наших респондентов к ритуалам и традициям. Характерно, что, несмотря на смену поколений, значимость этих обычаев не теряется. Брак, вероятно, рассматривается респондентами как, прежде всего, яркое событие, то есть свадьба; представления о дальнейшей жизни пока четко не оформились. Об этом говорят и ассоциации, вошедшие в подкатегорию «Совместный путь»: свадьба, годовщина.

Что касается второй категории «Атрибуты совместной жизни», то она однородна и не нуждается в делении на подкатегории. В процентном соотношении она представлена значительнее, чем предыдущая. Практически все ассоциации, вошедшие в эту категорию, связаны с бытом. К ним относятся: борщ, телевизор, стирка, квартира и т. п. Наличие данных приземленных ассоциаций объясняется, вероятно, пониманием брака, прежде всего, как обязанности вести хозяйство.

Третья категория — «Определение брака» (брак — это…) является одной из трех категорий, с наибольшей долей ассоциаций. Данная категория также не была поделена на подкатегории, и к ней отнесены следующие ассоциации: ограничение свободы, связь, привычка, благополучие, счастье, ячейка общества и т. д. Немалое количество ассоциаций имеет ярко выраженный негативный оттенок отношения к браку. Так примерно треть испытуемых среди пяти возможных ассоциаций указывали хотя бы одну негативную черту или характеристику. Причем, большинство из них было связано с ограничением свободы. Это может свидетельствовать как о смещении возрастных границ вступления в брак, так и о неготовности молодых людей вступать в серьезные отношения. Поскольку опрашиваемые респонденты родились в начале 90-х годов, их взросление и развитие пришлось на эпоху перемен в России. Известно, что в тот момент происходил существенный перелом во всех аспектах жизни российских граждан. И, возможно, именно это выступает одним из факторов подобного отношения современной молодежи к институту брака.

Следующая категория — «Люди (члены семьи, или связанные с семьей)». Наибольшая частота отмечается у ассоциации «дети». Частота повторения данной единицы самая высокая среди всех 150-ти ассоциаций (18 повторений). Это может говорить о том, что в обыденном сознании многих молодых людей брак и рождение детей неразрывно связаны между собой. Помимо данной ассоциации были представлены также слова муж, жена, невеста, теща, супруг и любимый.

Пятая категория «Моральный аспект отношений в браке» является доминирующей и наиболее выраженной по результатам контент-анализа. Она поделена на две подкатегории — «Взаимоотношения» и «Личный аспект», при этом первая подкатегория значительно превалирует над второй. К этой подкатегории были отнесены следующие ассоциации: компромисс, взаимность, единство, верность, уважение, честность, забота и проч. Стоит отметить крайне позитивную оценку респондентами взаимоотношений людей, находящихся в браке. Отношения супругов видятся студентами очень благоприятными, приносящими спокойствие, уют и радость. Что касается второй подкатегории «Личный аспект», то она представлена в меньшей степени и связана скорее с выполнением каких-либо обязанностей, следованием долгу. К ним относятся: ограничения, обязанность, ответственность, привязанность и понимание. Иначе говоря, для индивида как части целого (супружеской пары) брак приносит блага взаимопонимания и достижения поставленных целей. Для индивида вне контекста взаимодействия брак влечет за собой ограничение свободы и исполнение обязанностей, что подтверждает и наполнение категории «Определение брака».

Категория «Итог брака» выражена наименьшим числом ассоциаций. К ней относятся такие ассоциации как: старость, раздел (имущества), «слом». В данном случае респондентами ожидаются довольно мрачные перспективы. Это может быть связано с несколькими аспектами. Жизнь престарелых людей в России сопряжена с материальными и социальными проблемами. Не исключается также ситуация, при которой брак заканчивается разводом. Дальнейшие тяжбы, связанные с разделом имущества, детей, выплатой алиментов также оказывают влияние на представление людей, и молодежи в частности, о браке.

Исходя из данных фоносемантической оценки слов и текста, можно заключить, что фоносемантическое воздействие слова «брак» в большей степени выражается прилагательным «мужественный» (62 %). Это означает, что звучание слова «брак» вызывает в подсознании человека некоторое впечатление, синестетически или ассоциативно сходное с впечатлением от восприятия чего-то мужественного. Эти данные частично согласуются с результатами лингвистического анализа близости и иерархической классификация, где высокую частоту имеет сочетание категорий «брак — муж». Для женщины будущий брак, прежде всего, ассоциируется с супругом, являющимся воплощением силы и мужества. Также просматривается впечатление грубого, подвижного, быстрого, активного явления. Это может быть связано с тенденцией роста разводов. Брак, как союз, уже не является гарантом стабильности и постоянства. Отношениям в браке присуща динамичность, возможно, быстрое угасание чувств и стремление находить компромисс с целью сохранения семьи. Брак вызывает у женской части выборки ощущение чего-то могучего, яркого, большого, громкого, и, наряду с этим, холодного. Это может быть связано с тем, что женщины соотносят сам брак с его заключением, церемонией бракосочетания. Об этом свидетельствуют и данные пилотажного исследования, где в ходе контент-анализа была выделена такая категория, как «Ритуал (атрибуты брака)», куда вошла и свадьба, и годовщина, и белое платье с кольцами. Скорее всего, для женщин брак ассоциируется с положительными и яркими эмоциями только на начальном этапе, а затем возникает ощущение опасности и грубости. Студентки, еще не вступив в брак, заведомо предполагают неоправданность ожиданий и разочарование в данном виде официального оформления отношений. Наименьшее количество процентов антонима «хороший» (27 %) также свидетельствует о том, что понятие брака не всегда сопровождается положительными эмоциями.

Результаты фоносемантического анализа слова «брак» по мужской и женской частям выборки практически не отличаются, кроме доли прилагательного «могучий» (женщины — 41 %, мужчины — 61 %) и присутствия у мужской части выборки прилагательного «большой» (41 %). Схожесть полученных результатов может быть вызвана одинаковым возрастом респондентов обеих групп, а также принадлежностью к социальной группе «студенческая молодежь» и местом проживания (все испытуемые являются жителями Москвы). Данные результаты могут давать довольно оптимистичный прогноз относительно развития представлений о брачных отношениях у данной группы респондентов, поскольку одинаковые взгляды на проблему могут обеспечить стабильность и согласие в решении вопросов, связанных с семейной жизнью.

При сравнении фоносемантической оценки текстов эссе двух групп испытуемых были обнаружены наибольшие различия. В женской части выборки присутствуют такие прилагательные, как грубый (15,5), активный (11,6). Такая тенденция, возможно, связана с распространенным, в последнее время отношением к браку, как к коммерчески выгодному союзу. В связи с этим ярко выражены прилагательные, связанные с проявлением силы и мужества. Положительные коннотации текста в мужской части выборки имеют меньшие показатели, что может свидетельствовать о менее оптимистичной оценке будущего брака, чем со стороны девушек. К ним относятся такие определения, как радостный, хороший, веселый. У юношей такие внешние характеристики, как гладкий, округлый, светлый также выражены в меньшей степени. Данные результаты могут свидетельствовать о небольшой степени важности атрибутов брака и его заключения со стороны юношей. Мужчины больше внимания уделяют характеристикам силы, величины («большой»), могущества, храбрости. Это говорит о традиционно сложившейся презумпции значения мужской силы в паре. В связи с этим для мужчины важно оставаться храбрым и мужественным во всех сферах жизни, в том числе и в семейной сфере. Вопросу же безопасности мужчины склонны уделять меньше внимания, чем женщины. При этом вопрос простоты отношений в семье для мужчин важнее, что можно объяснить склонностью женщин к атрибутам и ритуалам.

Результаты лексического контент-анализа (таблица 1) показывают, что самую высокую частоту имеют сочетания категорий «брак — дети» (34), «брак — любовь» (29), «брак — муж» (21), «брак — отношения» (17). Кроме того, высока частота категорий: «дети — муж» (16), «брак — ответственность» (13), «брак — поддержка» (11), что может означать смысловую общность этих понятий в сознании большинства респондентов женского пола. Наибольшее число корреляционных связей имеет категории «дети», «муж» и «отношения». В том, что касается первой категории, можно предполагать, что для женской части выборки заключение брака предполагает либо рождение детей в будущем, либо сам брак заключается вследствие появления детей до официальной регистрации. Преобладание категорий, связанных с членами семьи и людьми в целом (мать, жена, родители, ребенок, мужчина) говорит о том, что для девушек создание семьи и вступление в брак связано с межличностным взаимодействием, прежде всего. Хотя по данным лексического контент-анализа в 20 наиболее часто встречаемых категорий вошли понятия ответственности уважения, взаимопонимания, доверия, поддержки. Материальные же блага из разряда денег, а также движимого и недвижимого имущества в список включены не были, однако такие понятия встречались в общем массиве обрабатываемых текстов. Довольно большое количество категорий не обнаружили связи при анализе близости. Это может говорить об ограниченности представлений женской части выборки о браке.

Таблица 1. Матрица частоты встречаемости основных категорий текста (девушки)

Категория

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ранг

Брак





















1

Дети

34




















11

Любовь

29

7



















6

Муж

21

16

3


















16

Отношения

17

3

4

2

















2

Ответственность

13

3

2

2

1
















8

Поддержка

11

2

1

3

1
















12

Жена

10

1


4

1
















3

Родители

9

4

1

1



1














4

Возможность

9

2

2

1



1














7

Ребенок

8

1


2




1

2












10

Развод

7

2

1

1

















13

Карьера

6

1

1

5

















20

Мать

6

3


3

1



5



4










5

Момент

6

3



















17

Мужчина

6


1

1

1


1

1













18

Цель

6


1




1



1

2










14

Уважение

6

1

6

1

2

1






1

4




3




15

Взаимопонимание

5


4




1











2



9

Доверие

5


2


1












2

1

3


19

Таблица 2. Матрица частоты встречаемости основных категорий текста (юноши)

Категория

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ранг

Брак





















1

Дети

21




















16

Любовь

18

2



















10

Мужчина

17

3

2


















7

Создание

12

4


1

















15

Будущее

11

3


1

1
















6

Жена

9

6

1

1


1















19

Цель

8

2

1


1

2

1














13

Ответственность

7

2



4


2

1













8

Отношения

7

1

1


1

2

1


1












5

Женщина

7

2

2

4

















14

Паспорт

6


1







1











4

Штамп

6


1







1


6









3

Тема

5









1











2

Союз

5




1
















9

Родители

5

1



1


1


1












11

План

5





1









1






18

Партнер

5




1




1





1







12

Девушка

5

1



















20

Возраст

5



1










1







17

Самую высокую частоту в мужской части выборки имеют сочетания категорий «брак — дети» (21), «брак — любовь» (18), «брак — мужчина» (17). Помимо этого, высока частота сочетаний «брак — будущее» (11) и «брак — жена» (9), что свидетельствует о смысловой общности этих понятий в сознании большинства респондентов мужского пола. Категория «дети» занимает первое место по количеству упоминаний в одном предложении с понятием «брак» как в мужской, так и в женской части выборки. Это может означать, что рождение детей является главной причиной вступления в брак по мнению студентов. Второй вид сочетания также схож у двух групп, что может говорить о важности эмоционального компонента брака. Важно также отметить, что значимой оказалась категория «мужчина». Это свидетельствует о том, что для молодых людей их роль в брачно-семейных отношениях (как мужа, отца) является главенствующей, в то время как женская часть выборки на третье место по степени важности ставит категорию «муж», что говорит о приоритете мужчины во взаимоотношениях супругов. Такие сочетания категорий, как «брак — будущее», «брак — создание», «брак — ответственность», «брак — план» характеризуют более рациональное представление о семье и будущем в целом у представителей мужского пола. Достаточно большое количество категорий связано, как и у девушек, с людьми вообще и членами семьи в частности. Сюда вошли жена, родители, дети, а также девушка, партнер и женщина. Еще одной немаловажной деталью является близкая связь с браком категорий «паспорт» и «штамп», что может говорить об элементах формализации в представлениях мужчин о браке.

При анализе результатов по тесту «Смысложизненные ориентации» было установлено, что среднее значение по субшкале «Цели в жизни» на мужской выборке равно 29,86. Этот показатель выше среднего.

Таблица 3. Среднее и стандартные отклонения субшкал и общего показателя по тесту «Смысложизненные ориентации»

Шкала

Юноши

Девушки


х

с

х

а

1. Цели

29,86

7,35

32,17

5,34

2. Процесс

30,29

6,2

32,05

4,86

3. Результат

24,94

5,01

26,03

3,68

4. ЛК — Я

21,25

4,44

21,48

3,57

5. ЛК — жизнь

29,86

6,08

32,09

5,13

Общий показатель ОЖ

136,2

29,08

143,82

22,58

Значение данной субшкалы по женской части выборки равно 32, 17 баллов из 42 возможных, что считается высоким показателем. Среднее значение для первой субшкалы теста СЖО у женщин является самым высоким среди остальных четырех. У мужской выборки показатель по субшкале «Цели в жизни» делит второе место с показателем по последней шкале «Локус контроля — жизнь». Разброс значений по мужской и женской выборке в данной шкале самый большой. Результаты мужской и женской частей выборки по второй субшкале «Процесс жизни, или интерес и эмоциональная насыщенность жизни» отличаются друг от друга по средним значениям всего на 0,2. Среднее значение по субшкале «Результативность жизни, или удовлетворенность самореа­лизацией» у женщин — 26,03. Этот показатель считается высоким. У мужчин — 24,94, что также является высоким показателем, если исходить из того, что максимальное количество баллов, которое можно получить — 35, а минимальное — 5 баллов. По четвертой субшкале «Локус контроля — Я (Я — хозяин жизни)» показатели двух групп респондентов практически равны (21, 25 и 21, 48). У наших респондентов эти показатели выше среднего. И, наконец, последняя шкала — «Локус контроля — жизнь, или управляемость жизни». Среднее значение у женщин — 32,09 (из 42 баллов максимум), что также является показателем выше среднего. У мужчин среднее значение по данной шкале несколько ниже — 29,86.

В целом можно сказать, что общее значение по тесту у женской и мужской частей выборки отличается незначительно. Наибольшие различия наблюдаются по субшкале 1 и субшкале 5. Практически идентичными являются показатели по субшкале 4. Отсутствие различий может являться свидетельством того, что ценностные ориентации студенческой выборки близки по содержанию.

Данные семантического дифференциала были подвергнуты факторному анализу. На женской части выборки были получены следующие результаты.

Всего обнаружено три фактора:

1-й фактор (дисперсия 48,2 %):

  • «Отчаяние — Надежда» (-,680);
  • «Свобода — Неволя» (,529);
  • «Угнетение — Освобождение» (-,832);
  • «Непринужденность — Скованность» (,546);
  • «Обреченность — Одухотворенность» (-,651);
  • «Счастье — Несчастье, беда» (,605).

Данный фактор можно обозначить как «Внутреннее ощущение свободы».

2-й фактор (дисперсия 8,18 %):

  • «Ясность — Неясность» (,575);
  • «Сомнение — Уверенность» (-,902);
  • «Спокойствие — Волнение» (,628).

Этот фактор может быть определен как «Уверенность».

3-й фактор (дисперсия 7,64 %):

  • «Единение с партнером — Одиночество» (,581);
  • «Ощущение неблагополучия — Благополучие» (-,904);
  • «Непринужденность — Скованность» (,506).

Данный фактор был определен понятием «Гармония».

Анализируя полученные с помощью факторного анализа данные, можно сказать, что испытуемые женской части выборки вкладывают в понятие брака несколько смыслов. Для девушек важной в понимании брака оказалась вера в будущее. Об этом свидетельствует выделение таких шкал, как уверенность, надежда, ясность, одухотворенность. Возможно, такая тенденция связана с тем, что для женщины важно ощущать стабильность в своей личной жизни, и брак, в данном случае, выступает гарантом стабильности и спокойствия. При этом надежда на будущее тесно связана с партнером, вызывающим ощущение благополучия, состоятельности и счастья. Последний фактор может рассматриваться как в моральном, так и в материальном аспектах. В выделенную сетку факторов не вошла шкала «независимый — зависимый», что, предположительно, указывает на индифферентное отношение женской части выборки к разделению ролей в будущем браке и к зависимости от будущего супруга. Об этом говорит и отсутствие параметра «неуступчивость — готовность к компромиссу».

Факторный анализ, проведенный по результатам семантического дифференциала у юношей, показал иные значения.

Всего было обнаружено три фактора:

1-й фактор (дисперсия 38,1 %):

  • «Блаженство — Страдание» (, 590);
  • «Свобода — Неволя» (, 808);
  • «Сомнение — Уверенность» (-, 603);
  • «Независимый — Зависимый» (, 816);
  • «Непринужденность — Скованность» (, 609);
  • «Обреченность — Одухотворенность» (-, 697).

Фактор 1 можно обозначить как «Независимость».

2-й фактор (дисперсия 13,44 %):

  • «Единение с партнером — Одиночество» (,587);
  • «Непринужденность — Скованность» (,502);
  • «Счастье — Несчастье, беда» (,682).

Данный фактор можно обозначить как «Взаимопонимание».

3-й фактор (дисперсия 10,01%):

  • «Отчаяние — Надежда» (-,544);
  • «Любовь — Ненависть» (,585);
  • «Ощущение неблагополучия — Благополучие» (-,758).

Этот фактор может быть идентифицирован как «Благополучие».

Также как и девушки, юноши вкладывают сразу несколько смыслов в понятие брака. Гармония связывается с непринужденностью и единением будущих супругов. Стремление к спокойствию и стабильности эмоционального фона брака является естественным. При этом стабильность не предполагает отсутствия свободы, независимости и непринужденности. Это может быть связано с нежеланием мужского пола быть опекаемым со стороны супруги. В России студенческая молодежь, как правило, живет вместе с родителями и находится под их контролем. Возможно, именно поэтому создание собственной семьи и вступление в брак молодые люди рассматривают как возможность стать независимыми и контролировать свою жизнь самостоятельно.

Проанализировав полученные факторы и их составляющие, можно говорить о достаточно существенном различии результатов факторного анализа женской и мужской частей выборки. Представителям мужского пола свойственно больше внимания уделять эмоциональному компоненту отношений в браке, о чем свидетельствует наличие шкал «Любовь — Ненависть», «Блаженство — Страдание», отсутствующие в факторной сетке девушек. Сходным же является наличие переменных, относящихся к будущему. Важно отметить, что разброс значений дисперсии у первой группы респондентов (девушки) намного больше, чем во второй группе.

По результатам использования теста СЖО и семантического дифференциала был проведен анализ связи факторов СД и СЖО с целью выяснить, какое место в жизненных ориентациях девушек и юношей занимает будущий брак. Для этого был использован корреляционный анализ с коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. В результате у девушек взаимосвязь была обнаружена только в одном случае — между первой шкалой семантического дифференциала «Блаженство — страдание» и третьей субшкалой СЖО «Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией» (0,294, р = 0,034). Иные результаты были получены на мужской выборке. С субшкалами СЖО корреляций не обнаружено только по следующим шкалам семантического дифференциала: «независимый — зависимый», «угнетение — освобождение», «непринужденность — скованность» и «неуступчивость — готовность к компромиссу». При этом шкалы «ясность — неясность», «любовь — ненависть», «сомнение — уверенность», «обреченность — одухотворенность» и «счастье — несчастье, беда» коррелируют со всеми субшкалами СЖО. Подобные результаты свидетельствуют о том, что в отличие от девушек, у юношей брак занимает значимое место в их жизненных ориентациях.

4. Интерпретация результатов исследования

Данные, полученные в результате эмпирического исследования, позволяют сделать выводы относительно СП юношей и девушек студенческого возраста о будущем браке. Анализ структуры СП о браке показал, что и у представителей женского пола, и у представителей мужского пола ядро СП, прежде всего, включает в себя компоненты, связанные с взаимодействием между членами семьи. В ядро СП девушек входят такие элементы, как дети, любовь, муж, жена и родители. У юношей ядро включает в себя такие компоненты, как дети, мужчина и жена. По данным лингвистического анализа близости и иерархического сходства было установлено, что в обыденном сознании студенческой молодежи в понимании брака, на первом месте стоят дети. Такие результаты дали основание утверждать, что рождение детей служит главным фактором, главной причиной вступления в брак. Подобные результаты подтверждаются исследованием О. А. Шубиной (Шубина, 2007), согласно которому в рейтинге жизненных приоритетов респонденты выдвинули на первый план семью (родители, дети, супруги). Семья занимает лидирующую ранговую позицию. Автор приходит к выводу, что семье отводится одна из главенствующих ролей в установках студентов. Заключение брака автоматически предполагает создание полноценной семьи, где есть дети. Помимо членов семьи, в ядро СП о будущем браке девушек вошли такие компоненты, как любовь, отношения, ответственность и возможность. В ядре СП юношей наблюдаются следующие компоненты: любовь, создание, будущее, цель, ответственность и отношения. В периферии СП девушек представлены компоненты, связанные с особенностями взаимодействия между людьми: уважение, доверие, взаимопонимание.

Анализ структуры СП с помощью факторного анализа показал, что представления о будущем браке у юношей и девушек имеют качественные различия. Для девушек при рассмотрении понятия «брак» главным фактором оказалось внутреннее ощущение свободы, а также уверенность в осуществляемой деятельности. Это может быть связано с тем, что для женщины брак выступает гарантом стабильности и спокойствия. При этом надежда на будущее тесно связана с партнером, обеспечивающим ощущение состоятельности и благополучия. Свобода, как компонент СП о браке стоит на первом месте и у представителей мужского пола. Создание собственной семьи и вступление в брак юноши рассматривают, как возможность стать независимым и контролировать свою жизнь самостоятельно. Важным различием результатов двух выборок является наличие у мужской части факторов, связанных, с взаимодействием между людьми, вступающими в брак или уже состоящими в нем, а также с чувствами, испытываемыми человеком в браке. В то же время девушек больше интересует вопрос личной независимости, благополучия и гармонии. Гипотеза № 1 подтвердилась. Отношения, межличностная коммуникация, в сознании девушек связаны, прежде всего, с взаимодействием в интимно-личностной сфере, а также с друзьями и знакомыми. При рассмотрении вопроса взаимодействия людей в семейной сфере и юноши, и девушки на первое место ставят отношения с родителями. Такие данные могут говорить и о констатации значимости свободы, и о внутреннем желании сохранить связь с родителями как можно дольше. Исследование Т. А. Долбик-Воробей (Долбик-Воробей, 2003) показало, что для отношения молодежи к поддержанию семейных контактов с родителями характерно некоторое противоречие. Наряду с тенденцией к автономии, наблюдается стремление к сохранению отношений с родителями, так как в современных условиях большинству студенческих пар самостоятельно практически невозможно содержать свою семью. Это подтверждает и практика помощи семейным студентам по уходу за ребенком со стороны третьих лиц, которыми, как правило, и являются родители. Здесь также можно привести результаты исследования Е. М. Гурко (Гурко, 2006), согласно которым молодые люди обоих полов, вне зависимости от пола, разделились на две основные группы — те, кто хочет и те, кто не намерен принимать материальную помощь от своих родителей или от родителей супруга. Примечательно, что довольно много юношей готовы принять и материальную помощь родителей будущей супруги, что несколько противоречит стремлению к главенству в семье. С другой стороны, просматривается стремление молодых людей к самостоятельной жизни, без вмешательства родителей в семейные отношения. Факторный анализ, проведенный в рамках нашего исследования, показал, что для представителей обеих групп вопрос самостоятельности и личной свободы является одним из ключевых в понимании брака. Необходимо дальнейшее изучение обозначенной проблемы с целью выяснения того, что понимается молодежью под свободой относительно будущего брака.

Анализ смысложизненных ориентаций респондентов показал практическое отсутствие различий между двумя частями выборки (мужской и женской). Тест СЖО обнаружил, что студенческая молодежь обоих полов воспринимает сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Молодые люди целеустремлены, однако, их планы не имеют под собой опоры и ответственности за их реализацию. При этом и юноши и девушки считают себя сильными личностями, обладающими достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Именно поэтому для них так важна свобода, как фактор, присутствующий при вступлении в брак. Современной студенческой молодежи присуще также убеждение в том, что она может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их. Некоторые различия между результатами женской и мужской группы респондентов все-таки имеются. Они связаны с целями и с управляемостью жизни. В обоих случаях показатели девушек выше, чем у юношей. Это, возможно, объясняется постепенными изменениями в поло-ролевой сфере взаимодействий, вследствие которых мужчина перестает занимать главенствующее место в отношениях между супругами.

Корреляционный анализ жизненных ориентаций и когнитивного компонента СП респондентов показал отсутствие связи между этими двумя явлениями у девушек и наличие отрицательной связи у юношей, что говорит о включенности брака в жизненные ориентации юношей, в отличие от девушек. Это частично подтверждает гипотезу № 2.

Анализ эмоционального компонента СП о будущем браке с помощью факторного анализа показал, что девушки не ассоциируют заключение брачного союза с сильным проявлением эмоций. Представители мужского пола более склонны уделять внимание эмоциям в будущем браке, однако их проявления нельзя считать значительными и ярко выраженными. В качестве компонентов СП у юношей присутствуют такие понятия, как надежда, ненависть и счастье. Надежда и счастье связаны с представлениями юношей о получении свободы при вступлении в брак. Скорее всего, обретение этой свободы осуществляется за счет выхода из-под опеки родителей и их контроля. Это связано с возрастом и статусом респондентов данного исследования. Студенты последних курсов университета, как бы предвкушают скорое освобождение от контроля родителей и, следовательно, испытывают положительные эмоции. Однако свобода может расцениваться и как независимость от обстоятельств, жизненной ситуации и людей, не связанных напрямую с семьей и ее членами. Лингвистический контент-анализ выявил в ядре СП у девушек такие компоненты, как любовь и отношения. Данный компонент ядра СП у девушек имеет одинаковые показатели по отношению к семейной сфере, и дружеским связям. СП о браке имеют слабую эмоциональную нагрузку, как у юношей, так и у девушек. Подобные результаты говорят о подтверждении гипотезы № 3.

В результате проведенного исследования было выяснено, что для студенческой молодежи в СП о будущем браке присутствуют различные смыслы, среди которых преобладают рационалистические тенденции обеспечения будущего благополучия, причем у юношей оптимизма в представлениях о браке меньше, чем у девушек. Брак, хотя и имеет положительные эмоциональные коннотации у студентов, но в жизненной перспективе откладывается на неопределенное будущее. Это дает основание для серьезной работы в области социальной рекламы, СМИ в целом, а также психологической работы в школе и семейной консультативной службы.

Выводы

1. Социальные представления о будущем браке не имеют ярко выраженного эмоционального характера, как у юношей, так и у девушек. Эмоционально близкие отношения у девушек ассоциируются с интимно-личностным взаимодействием (включая дружбу, приятельские отношения), у юношей — в основном, с взаимодействием в семейной сфере.

2. Для девушек первостепенным является вопрос свободы и степени самостоятельности (от обстоятельств, ситуации или окружающих людей). Для юношей на первом месте стоит межличностное взаимодействие и взаимодействие между членами семьи в частности.

3. В жизненные ориентации девушек студенческого возраста брак не входит. Он рассматривается только с точки зрения получаемого результата, до реализации которого должно пройти достаточное количество времени. В жизненные ориентации юношей брак входит, но он имеет отрицательную связь с элементами когнитивного компонента СП.


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Автор благодарит В. А. Попову за участие в проведении исследования.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Беляева, Я. В. (2008) Состояние и динамика отношения молодежи к незарегистрированному браку : автореф. дис. … канд. соц. наук. М. 17 с.

Гончарова, Ю. А. (2008) Ценностный мир современной российской студенческой молодежи : автореф. дис. … канд. соц. наук. Ставрополь. 22 с.

Грядунов, М. В. (2009) Социокультурная регуляция морально-нравственных ценностей студенческой молодежи в современной России : автореф. дис. … канд. соц. наук. М. 21 с.

Гурко, Е. М. (2006) Представления студенческой молодежи о браке // Актуальные проблемы семей в России / под ред. Т. А. Гурко. М. : Институт социологии РАН. С. 200–210.

Долбик-Воробей, Т. А. (2003) Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социологические исследования. № 11. С. 78–83.

Шубина, О. А. (2007) Ценности семьи в сознании студенческой молодежи // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. № 5. С. 218–221.

Lacassagne, M.-F., Salès-Wuillemin, E., Castel, P., Jèbrane, A. (2001) La catégorisation d'un exogroupe à travers une tâche d'association de mots // Papers on Social Representations/Textes sur les représentations sociales. Vol. 10. P. 7.1–7.11.


REFERENCE

Beliaeva, Ya. V. (2008) Sostoianie i dinamika otnosheniia molodezhi k nezaregistrirovannomu braku [The State and Dynamics of Youth’s Attitude to Common-law Marriage] : abstract of diss. ... Candidate of Social Sciences. Moscow. 17 p. (In Russ.).

Goncharova, Yu. A. (2008) Tsennostnyi mir sovremennoi rossiiskoi studencheskoi molodezhi [The Axiological World of Contemporary Russian Student Youth] : abstract of diss. ... Candidate of Social Sciences. Stavropol'. 22 p. (In Russ.).

Griadunov, M. V. (2009) Sotsiokul'turnaia reguliatsiia moral'no-nravstvennykh tsennostei studencheskoi molodezhi v sovremennoi Rossii [Sociocultural Regulation of Moral Values of Student Youth in Contemporary Russia] : abstract of diss. ... Candidate of Social Sciences. Moscow. 21 p. (In Russ.).

Gurko, E. M. (2006) Predstavleniia studencheskoi molodezhi o brake [Student Youth’s Representations of the Marriage]. In: Aktual'nye problemy semei v Rossii [Topical Issues of Families in Russia] / ed. by T. A. Gurko. Moscow, The Publishing House of the Institute of Sociology of the RAS. Pp. 200–210. (In Russ.).

Dolbik-Vorobei, T. A. (2003) Studencheskaia molodezh' o problemakh braka i rozhdaemosti [Students’ Opinions on the Issues of the Marriage and Birth Rate]. Sotsiologicheskie issledovaniia, no. 11, pp. 78–83. (In Russ.).

Shubina, O. A. (2007) Tsennosti sem'i v soznanii studencheskoi molodezhi [Family Values as Perceived by Students]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo, no. 5, pp. 218–221. (In Russ.).

Lacassagne, M.-F., Salès-Wuillemin, E., Castel, P. and Jèbrane, A. (2001) La catégorisation d'un exogroupe à travers une tâche d'association de mots. Papers on Social Representations/Textes sur les représentations sociales, vol. 10, pp. 7.1–7.11. (In Fr.).


Емельянова Татьяна Петровна — доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и этнической психологии Московского гуманитарного университета.

Emelianova Tatiana Petrovna, Doctor of Psychology, Professor, Department of  Social and Ethnical Psychology, Moscow University for the Humanities.

E-mail: t_emelyanova@inbox.ru


Библиограф. описание: Емельянова Т. П. Будущий брак в социальных представлениях юношей и девушек студенческого возраста [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3 (май — июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Emelianova_Marriage-Students/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 20.06.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»