Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Научно-информационный журнал "Армия и Общество"



Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №4 2014

Захаров Н. В. Ш-рок: обращение к творческому наследию Шекспира в современной альтернативной рок-музыке

Подготовлено в рамках проекта «Виртуальная шекспиросфера: трансформации шекспировского мифа в современной культуре», поддержанного грантом РГНФ (№ 14-03-00552а).

The article was written within the framework of the project “Virtual Shakespearean Sphere: Transformations of Shakespearian Myth in Modern Culture” supported with a grant from the Russian Foundation for the Humanities (No. 14-03-00552а).


УДК 009 ; 004

Zakharov N. V. Sh-Rock: The Shakespeare’s Impact on Contemporary Alternative Rock Music

Аннотация ♦ В статье рассматривается влияние творческого наследия Шекспира на современную альтернативную рок-музыку. Автор отмечает особое значение феномена шекспиросферы для развития современной массовой культуры.

Ключевые слова: шекспиросфера, У. Шекспир, современная альтернативная рок-музыка.

Abstract ♦ The article examines the influence of Shakespeare’s creative heritage on contemporary alternative rock music. The author points out a special importance of the phenomenon of the Shakespearean sphere for the development of modern mass culture.

Keywords: Shakespearean sphere, W. Shakespeare, contemporary alternative rock music.


Как бы банально это ни звучало, но Шекспир вошел в массовое сознание современного человека как синоним творческой гениальности, как воплощение всего, что волнует, провоцирует, пугает и смешит нас в многообразной сложности нашей жизни.

Будучи важной частью интеллектуальной и духовной жизни творческих людей на протяжении четырех последних веков, шекспировское наследие отразилось в творчестве известных писателей, музыкантов и художников. В культуре Нового времени, пожалуй, нет ни одного сколько-нибудь значительного национального дарования, в чьем творчестве так или иначе не отразился Шекспир. В самой Англии — это Э. Юнг (Edward Young, 1683(?)–1765), С. Джонсон (Samuel Johnson, 1709–1784), В. Скотт (Walter Scott, 1771–1832), С. Кольридж (Samuel Taylor Coleridge, 1772–1834), Дж. Б. Шоу (George Bernard Shaw, 1856–1950), в Германии — Г. Э. Лессинг (Gotthold Ephraim Lessing, 1729–1781), И. Г. Гаманн (Johann Georg Hamann, 1730–1788), Г. В. Герстенберг (Heinrich Wilhelm von Gerstenberg, 1737–1823), И. Г. Гердер (Johann Gottfried Herder, 1744–1803), И. В. Гёте (Johann Wolfgang von Goethe, 1749–1832), Я. М. Р. Ленц (Jakob Michael Reinhold Lenz, 1751–1792), Ф. М. Клингер (Friedrich Maximilian von Klinger, 1752–1831), И. А. Лейзевиц (Johann Anton Leisewitz, 1752–1806), И. Ф. Шиллер (Johann Christoph Friedrich von Schiller, 1759–1805), Г. В. Ф. Гегель (Georg Wilhelm Friedrich Hegel, 1770–1831), братья А. В. и Ф. Шлегели (August Wilhelm Schlegel, 1767–1845; Karl Wilhelm Friedrich Schlegel, 1772–1829), Л. Тик (Johann Ludwig Tieck, 1773–1853). Во Франции антагонист Шекспира Вольтер (François Marie Voltaire, 1694–1778) и поклонники Ф. Стендаль (Henri-Marie Beyle, псевдоним Stendhal, 1783–1842), В. Гюго (Victor Marie Hugo, 1802–1885), Ф. Гизо (François Pierre Guillaume Guizot, 1787–1874) и др. (см.: A Shakespeare Encyclopaedia, 1966; Шекспировская энциклопедия, 2002).

В России шекспировский след заметен в творчестве А. П. Сумарокова, Екатерины II Великой, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, О. М. Сомова, А. С. Грибоедова, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина, М. П. Погодина, А. С. Хомякова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. М. Достоевского, А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. Блока, М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, В. В. Набокова, И. А. Бродского и др.

В европейской культуре влияние Шекспира на композиторов развивалось не всегда синхронно. Сначала оно проявилось в Германии, Франции, Италии и только потом в России. Не удивительно, что по пьесам, сонетам и стихам Шекспира создано множество музыкальных произведений. Среди самых значительных поклонников творчества Шекспира были англичане Г. Пёрселл (Henry Purcell, 1659–1695), Т. Арн (Thomas Augustine Arne, 1710–1778), Г. Р. Бишоп (Henry Rowley Bishop, 1786–1855), немцы Людвиг ван Бетховен (Ludwig van Beethoven, 1770–1827), Ф. Мендельсон (Jakob Ludwig Felix Mendelssohn-Bartholdy; 1809–1847), Р. Вагнер (Wilhelm Richard Wagner, 1813–1883), Р. Штраус (Richard Strauss, 1864–1949), К. Орф (Carl Orff, настоящее имя Карл Генрих Мария, Karl Heinrich Maria; 1895–1982), австрийцы Ф. Й. Гайдн (Franz Joseph Haydn, 1732–1809), Ф. Шуберт (Franz Peter Schubert, 1797–1828), французы Г. Берлиоз (Hector Berlioz, 1803–1869) и Ш. Гуно (Charles-François Gounod; 1818–1893), итальянец Д. Верди (Giuseppe Fortunino Francesco Verdi, 1813–1901), чешский композитор А. Дворжак (Antonín Dvořák, 1841–1904), финн Я. Сибелиус (Jean Sibelius; 1865–1957), американец швейцарского происхождения Э. Блох (Ernest Bloch, 1880–1959), русские композиторы А. А. Алябьев (1787–1851), М. А. Балакирев (1836/1837–1910), П. И. Чайковский (1840–1893), С. С. Прокофьев (1891–1953), Д. Б. Кабалевский (1904–1987), Д. Д. Шостакович (1906–1975) и мн. др. (Берлиоз, 1870; Альшванг, 1970; Асафьев, 1971; Захарова, 2009; История русской музыки, 1994; Конен, 1981; Левик, 1973; Орджоникидзе, 1964; Розеншильд, 1969; Соллертинский, 1963; Шекспировская энциклопедия, 2002; Фрид, 1964; Чайковский, 1953; Черная, 1964; Штейнпресс, 1968; Ширинян, 1981).

В Британии вообще можно говорить о целом шекспировском направлении в музыке, практически тоже самое можно сказать и о большинстве других национальных культур. Одно только перечисление выдающихся композиторов, чье творчество было вдохновлено его образами и сюжетами, достаточно красноречиво: Джон Доуленд (John Dowland, 1563–1626), Роберт Джонсон (Robert Johnson, ок. 1583–1633), Мэтью Локк (Matthew Locke, ок. 1621–1677), Ричард Леверидж (Richard Leveridge, ок. 1670–1758), Джон Кристофер Смит (John Christopher Smith/ Johann Christoph Schmidt, 1712–1795), Чарльз Дибдин (Charles Dibdin, 1745–1814), Томас Линли-младший (Thomas Linley the younger, 1756–1778), Отто Николаи (Carl Otto Ehrenfried Nicolai, 1810–1849), Амбруаз Тома (Charles Louis Ambrose Thomas, 1811–1896), Бедржих Сметана (Bedřich Smetana, 1824–1884), сэр Чарльз Виллерз Стэнфорд (Sir Charles Villiers Stanford, 1852–1924), сэр Эдвард Элгар (Sir Edward William Elgar, 1857–1934), сэр Эдуард Герман (Sir Edward German, 1862–1936), Густав Хольст (Gustavus Theodore Von Holst, 1874–1934), Роджер Куилтер (Roger Quilter, 1877–1953), Ральф Воан-Уильямс (Ralph Vaughan Williams, 1872–1958), Марио Кастелнуово-Тедеско (Mario Castelnuovo-Tedesco, 1895–1968), Франк Мартин (Frank Martin, 1890–1974), Питер Уорлок/Филип Хезелтайн (Peter Warlock/Philip Arnoldne, 1894–1930), Джеральд Финци (Gerald Raphael Finzi, 1901–1956), сэр Уильям Уолтон (Sir William Turner Walton, 1902–1983), лорд Бенджамин Бриттен (Edward Benjamin Britten, 1913–1976) и др.

Например, вторая, медленная часть первого смычкового квартета op. 18 № 1 (1798) Людвига ван Бетховена, певучее «чувственное» Adagio XVIII в. было навеяно сценой в гробнице из «Ромео и Джульетты». Музыкальным воплощением «Бури» Шекспира сам Бетховен считал первую часть сонаты с речитативом op. 31 № 2, d-moll (1802) и «Аппассионату» op. 57, f-moll (1804).

С тех пор за музыкальное воплощение идей, вдохновленных произведениями Шекспира, брались многие.

Не обошли своим вниманием Шекспира и рок-музыканты. Одними из первых стали The Beatles, которые не только цитировали Барда в своих песнях, но даже играли сцены из его произведений на британском телевидении (см., например: A Midsummer Night's Dream by William Shakespeare, акт 5, сцена 1). В 2008 г. британский музыкант Крис О'Нил (Chris O'Neill) положил шекспировские сонеты на музыку ливерпульской четверки и назвал свою постановку A Bard Day's Night. В дальнейшем шекспировский 18 сонет исполнял Дэвид Гилмор (David Gilmour) из группы Pink Floyd, имена персонажей Шекспира и сам драматург стали названием для сотни групп: например, Shakespeare’s Sister, Macbeth, металкор-группа Caliban, The Metal Shakespeare Company и др. Свой первый альбом посвятила Шекспиру немецкая хеви-метал группа Rebellion, работа вышла в 2002 году под названием «Шекспировский Макбет — стальная трагедия» (Shakespeare’s Macbeth — A Tragedy In Steel).

Известная австралийская рок-группа AC/DC косвенно являются наследниками музы Шекспира в рок-музыке. Так, Гарри Ванда (Harry Vanda) и Джордж Янг (George Young) из некогда самого популярного рок-коллектива Австралии The Easybeats, спродюсировали первые шесть альбомов AC/DC. Мало кто помнит, что именно этот тандем создал уникальный глэм-роковый проект под «скромным» названием William Shakespeare (наст. имя — Джонни Кейв/Johnny Cave; род. 19.11.1948 — ум. 5.10.2010) в далеком 1974 г. Все песни альбома Can’t Stop My Self From Loving You представлены в виде сонетов. Альбом получился интересным во всех отношениях и достаточно популярным, был издан не только в Австралии, но и в Голландии в 1976 г.

Шекспировский след присутствует и в современной альтернативной рок-музыке. Шекспировское творчество не оставляет равнодушным практически никого. Его эксплуатируют, переосмысляют рэперы, поп-дивы и даже, к примеру, ветераны 1980-х годов, обретшие популярность на волне шок-рока (shock rock).

Одним из самых известных представителей этого направления является музыкант, писатель, сценарист и медиа-промоутер Ди Снайдер (настоящее имя — Дэниел Снайдер, англ. Daniel Snider, род. 15 марта 1955 г. в Нью-Йорке), который совсем недавно решил с помощью марионеток поставить самую кровавую пьесу Шекспира «Тит Андроник» на Бродвее.

25 июля 2014 г. Кристофер Снайдер сообщил, что фронтмен хеви-метал группы Twisted Sister готовит свою постановку «Кукольный Тит Андроник» по пьесе Шекспира. Для реализации замысла он привлек кукольную театральную труппу из Нью-Йорка «Актеры кукольного Шекспира» (The Puppet Shakespeare Players), продюсерами спектакля являются сам Ди и его компания STT Productions. Новое шоу Снайдера является травестийной версией так называемой «худшей» пьесы Шекспира. Премьера состоялась 30 июля, показ продлился до 17 августа 2014 г.

«Многие люди спрашивают меня, какая связь существует между мной и марионетками, но это ближе к хеви-металу, чем темы [из оригинальной пьесы]: убийство и нанесение увечий», — сообщил Ди в интервью телеканалу Fox 411. Он полагает, что шоу должно объединить поклонников рок-музыки и почитателей Шекспира: «Когда я увидел его в первый раз, я был поражен тем, каким образом можно сделать Шекспира доступным для масс, — сказал Ди. — Моя идея в том, что, если вы любите Шекспира, вам понравится марионеточный Шекспир. Если вы ненавидите Шекспира, вы полюбите кукольного Шекспира».

Сын Снайдера, комик Шейн Снайдер (Shane Snider), также занят в шоу. «Это замечательно, мы уже сделали так много вещей вместе — от реалити-шоу до [видео-клипа] Mack the Knife... а теперь это», — сказал он.

«Актеры кукольного Шекспира» — труппа, избравшая своей миссией распространение произведений Шекспира в массах. Для этого они переделывают трагедии Барда в комедии, адаптируют их для кукольного театра, используют другие средства, оставаясь верными первоначальному смыслу и духу его пьес. Как они считают, это способствует налаживанию диалога между носителями разных культур и поколений посредством поэзии и развлечения.

Трудно судить, какой эффект произвело это действо на публику, критики, как всегда, не сошлись в едином мнении, но сам факт, что человек, который открыто признает свою нелюбовь к классику, тем не менее берется за его постановку, или по крайней мере за активное участие в проекте, свидетельствует сам за себя.

Шекспир и его творчество продолжает вдохновлять современных рок-музыкантов. Среди отечественных исполнителей, в творчестве которых в той или иной степени нашло отражение шекспировское наследие, можно назвать Ю. Шевчука (ДДТ), Б. Гребенщикова (Аквариум), В. Цоя (Кино), В. Козловского, группы «Круиз», «Ария» и мн. др.

Шекспировский марафон продолжается: набирают обороты фестивали, конференции, вебинары, мастер-классы, другие мероприятия, давно перешагнувшие пределы Англии.

Всё это является одним из ярких примеров аудиовизуальной шекспиросферы. Интерес разного рода деятелей современной массовой культуры, которые обращаются к творческому наследию Шекспира, по-своему интерпретируя его и конструируя свое собственное видение главных тем его пьес, образов, мотивов и персонажей, показателен как никогда.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Альшванг, А. А. (1970) Людвиг ван Бетховен. Очерк жизни и творчества. Изд. 4-е. М. : Советский композитор. 559 с.

Асафьев, Б. В. (1971) Музыкальная форма как процесс. Л. : Музыка. 376 с.

Берлиоз, Г. (1870) Мемуары : в 2 ч. СПб.

Захарова, О. А. (2009) Шекспир и музыка (К 445-летию со дня рождения У. Шекспира) : монография : для обсуждения на научном семинаре 25 ноября 2009 года / отв. ред. Н. В. Захаров, Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. (Шекспировские штудии XV). 64 с.

История русской музыки (1994) : в 10 т. М. : Музыка. Т. 7–9.

Конен, В. (1981) История зарубежной музыки. М. : Музыка. 534 с.

Левик, Б. В. (1973) Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. 4. М. : Музыка. 493 с.

Орджоникидзе, Г. (1964) Музыка в творчестве Шекспира // Шекспир и музыка. Л. : Музыка. С. 17–34.

Розеншильд, К. (1969) История зарубежной музыки. М. : Музыка. 531 с.

Соллертинский, И. (1963) Исторические этюды. 2-е изд. Л. : Музыкальное государственное издательство. 395 с.

Фрид, Э. (1964) Мусоргский и Шекспир // Шекспир и музыка. Л. : Музыка. С. 171–211.

Чайковский, П. И. (1953) Музыкально-критические статьи. 2-е изд. М. : Музыкальное государственное издательство. 437 с.

Черная, Е. (1964) Моцарт и Шекспир // Шекспир и музыка. Л. : Музыка. С. 35–57.

Шекспировская энциклопедия (2002) / под ред. С. Уэллса при участии Дж. Шоу ; пер. А. Шульгат. М. : Радуга. 270 с.

Ширинян, Р. (1981) Оперная драматургия Мусоргского. М. : Музыка. 284 с.

Штейнпресс, Б. (1968) Музыка XIX века. М. : Советский композитор. 484 с.

A Shakespeare Encyclopaedia (1966) / ed. by O. J. Campbell, E. G. Quinn. L. : Methuen & Co Ltd. xv, 1014 p.


REFERENCES

Al'shvang, A. A. (1970) Liudvig van Betkhoven. Ocherk zhizni i tvorchestva [Ludwig van Beethoven. An Outline of Life and Oeuvre]. 4th edn. Moscow, Sovetskii kompozitor Publ. 559 p. (In Russ.).

Asafiev, B. V. (1971) Muzykal'naia forma kak protsess [Musical Form as Process]. Leningrad, Muzyka Publ. 376 p. (In Russ.).

Berlioz, H. (1870) Memuary [Memoirs] : in 2 parts. SPb. (In Russ.).

Zakharova, O. A. (2009) Shekspir i muzyka (K 445-letiiu so dnia rozhdeniia U. Shekspira) [Shakespeare and Music (On the Occasion of the 445th Anniversary of W. Shakespeare’s Birth] : monograph : for discussion at seminar, November 25, 2009 /ed. by N. V. Zakharov and Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. (Shakespeare Studies XV). 64 p. (In Russ.).

Istoriia russkoi muzyki [History of Russian Music] (1994) : in 10 vols. Moscow, Muzyka Publ. Vol. 7–9. (In Russ.).

Konen, V. (1981) Istoriia zarubezhnoi muzyki [History of Foreign Music]. Moscow, Muzyka Publ. 534 p. (In Russ.).

Levik, B. V. (1973) Muzykal'naia literatura zarubezhnykh stran [Muscia Literature of Foreign Countries]. Issue 4. Moscow, Muzyka Publ. 493 p. (In Russ.).

Ordzhonikidze, G. (1964) Muzyka v tvorchestve Shekspira [Music in Shakespeare’s Works]. In: Shekspir i Muzyka [Shakespeare and Music]. Leningrad, Muzyka Publ. Pp. 17–34. (In Russ.).

Rozenshil'd, K. (1969) Istoriia zarubezhnoi muzyki [History of Foreign Music]. Moscow, Muzyka Publ. 531 p. (In Russ.).

Sollertinskii, I. (1963) Istoricheskie etiudy [Historical Essays]. 2nd edn. Leningrad, Musical State Publ. 395 p. (In Russ.).

Frid, E. (1964) Musorgskii i Shekspir [Mussorgsky and Shakespeare]. In: Shekspir i Muzyka [Shakespeare and Music]. Leningrad, Muzyka Publ. Pp. 171–211. (In Russ.).

Tchaikovsky, P. I. (1953) Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Musical and Critical Articles]. 2nd edn. Moscow, Musical State Publ. 437 p. (In Russ.).

Chernaia, E. (1964) Motsart i Shekspir [Mozart and Shakespeare]. In: Shekspir i Muzyka [Shakespeare and Music]. Leningrad, Muzyka Publ. Pp. 35–57. (In Russ.).

Shekspirovskaia entsiklopediia [Shakespeare Encylopedia] (2002) / ed. S. Wells. Moscow, Raduga Publ. 270 p. (In Russ.).

Shirinian, R. (1981) Opernaia dramaturgiia Musorgskogo [Mussorgsky’s Opera Drama]. Moscow, Muzyka Publ. 284 p. (In Russ.).

Shteinpress, B. (1968) Muzyka XIX veka [19th-Century Music]. Moscow, Sovetskii kompozitor Publ. 484 p. (In Russ.).

A Shakespeare Encyclopaedia (1966) / ed. by O. J. Campbell and E. G. Quinn. London, Methuen & Co Ltd. xv, 1014 p.


Захаров Николай Владимирович — кандидат филологических наук, доктор философии (PhD), помощник ректора Московского гуманитарного университета, директор Центра теории и истории культуры Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, академик Международной академии наук, ученый секретарь Шекспировской комиссии Российской академии наук. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-75-95. Эл. адрес: nikoltine@yandex.ru

Zakharov Nikolay Vladimirovich, Candidate of Philology, PhD, Aide to the Rector; Director, Center for Theory and History of Culture, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities; Full member, International Academy of Sciences; Academic Secretary, Shakespeare Committee, Russian Academy of Sciences. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel. +7 (499) 374-75-95.

E-mail: nikoltine@yandex.ru


Библиограф. описание: Захаров Н. В. Ш-рок: обращение к творческому наследию Шекспира в современной альтернативной рок-музыке [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 4 (июль — август). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/4/Zakharov_Sh-Rock/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 20.08.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»