Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2015

Гневашева В. А., Луков С. В. О мониторинговом исследовании «Российский вуз глазами студентов»

Выполнено при поддержке РГНФ (проект «Социология молодежи: Электронная энциклопедия», грант №15-03-12019/14).

The article was written with support from the Russian Foundation for the Humanities (project “Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia”, grant No. 15-03-12019/14).


УДК 316.356

Gnevasheva V. A., Lukov S. V. On the Monitoring Study “Russian HEIs through Students’ Eyes”

Аннотация ♦ В статье дано описание одного из крупных мониторинговых исследований студенческой молодежи, организованного Московским гуманитарным университетом (2000–2012 гг.). Охарактеризованы цель исследование, его основные этапы, методические вопросы и базовые выводы.

Ключевые слова: социология молодежи, студенчество, мониторинговые исследования, российские вузы

Abstract ♦ The article gives a description of one of the large-scale monitoring studies of student youth organized by Moscow University for the Humanities (2000–2012). The authors characterize the study, its main stages, methodical issues and basic conclusions.

Keywords: sociology of youth, studentship, student community, monitoring studies, Russian tertiary institutions, Russian HEIs.


В электронной энциклопедии «Социология молодежи», создание которой начато в 2015 г. Институтом фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета (руководитель проекта профессор Вал. А. Луков) и поддержано Российским гуманитарным научным фондом, одной из задач стало представление исследований, которые дают богатый материал для описания и осмысления социального облика и социальных характеристик современной российской молодежи. Как показано Вал. А. Луковым в программной статье «Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии», опубликованной в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Луков, 2015), электронная энциклопедия не обязательно должна строиться по модели Википедии. Он выдвигает задачу строить такую энциклопедию на основе концепции Нового Энциклопедизма (Луков В., Луков Вл., 2013b), что означает в данном случае решение задач сочетания тезаурусной оформленности энциклопедии и кумулятивности в ее формировании.

Мы сделали попытку представить такое сочетание при описании мониторингового социологического исследования российского студенчества «Российский вуз глазами студентов», осуществленного в 2000–2012 гг. исследователями Московского гуманитарного университета (МосГУ). Это исследование, начатое, когда МосГУ носил другое название (Московская гуманитарно-социальная академия), велось при поддержке Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области (этапы исследования 2000–2009 гг.), Национального союза негосударственных вузов (этапы исследования 2004–2009 гг.), Центра социологических исследований МГУ (этапы исследования 2000–2002 гг.). Инициатором исследования выступил ректор МосГУ профессор И. М. Ильинский. Он осуществлял научное руководство исследованием на этапах 2000–2009 гг.

Рассмотрим основные характеристики данного исследования.

В программе данного исследования его целью был определен «анализ экономического положения студенческой молодежи, ее социального настроения, жизненных ориентаций, отношения к социальной реальности и активности студентов в различных сферах деятельности» (Ильинский, Бабочкин, Ушакова, 2001: 4). В соответствии с этой целью ставились следующие задачи:

  • оценка студентами негосударственных и государственных вузов степени удовлетворенности своей студенческой жизнью; выявление факторов, обусловливающих выбор профессии, целей обучения, конкретного вуза и престижности его диплома, формы оплаты обучения;

  • оценка степени удовлетворенности студентов условиями обучения, отношениями между преподавателями и студентами;

  • выявление ценностно-мировоззренческих ориентаций студентов различных типов вузов, их социальной активности внутри вуза и во внешней социокультурной среде;

  • анализ жизненных планов студентов различных типов вузов после окончания вуза и их мнения по дальнейшему сосуществованию секторов государственного и негосударственного высшего образования (там же).

Общий замысел исследования отражал сложившееся к началу его проведения устойчивое представление в общественном мнении о существенной разнице как в социальном облике обучающихся в государственных и негосударственных вузах студентов, так и в самой возможности эффективно готовить специалистов в рамках системы негосударственного высшего образования. В борьбе с этим тенденциозным обобщением места и роли негосударственных вузов в функционировании социального института образования, которого в то время придерживались и многие ответственные работники органов управления образованием, представители ректорского корпуса (Ильинский, 2004a: 51–54), необходимы были аргументы, основанные на результатах сравнительных исследований студенчества вузов, относящихся к двум системам высшей школы — государственной и негосударственной, что и определило подходы к организации данного исследования. Оно проводилось как анкетный опрос по единому инструментарию.

На первом — третьем этапах (2000–2002 гг., руководитель авторского коллектива П. И. Бабочкин) исследование проводилось в московских вузах (выборка целевая, квотная, на последнем этапе отбора опрашивалась студенческая группа, объем выборки составлял 1860 чел.). Среди государственных вузов опрашивались студенты Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, Московского городского педагогического университета, Московского государственного университета сервиса, Московского государственного индустриального университета. Из числа негосударственных вузов опрос проводился среди студентов Московской гуманитарно-социальной академии, Национального института бизнеса, Университета Российской академии образования, Московского банковского института, Московского института экономики, политики и права. Выбор вузов и студентов определялся соответствием профилей подготовки специалистов в государственных и негосударственных вузах. Для опроса были отобраны студенты, обучающиеся по социально-гуманитарным специальностям и направлениям подготовки в вузах, поэтому в выборке более всего представлены студенты экономических и юридических факультетов (Ильинский, Бабочкин, Ушакова, 2001: 5).

Анализ данных проводился по блокам: отношение студентов к платной форме образования; материальное положение студентов; факторы выбора вуза и профессии; отношение к учебному процессу; содержание учебного процесса и его обеспечение; условия обучения студентов; ценностный мир студента; воспитание и социальная активность студентов; взгляд в будущее. Полученные в исследовании данные позволили «осветить многие скрытые стороны вузовской и студенческой жизни, а также развеять сложившиеся мифы о секторе негосударственного образования. Например, миф о том, что там учатся только дети очень богатых родителей, знания там покупаются, также как и дипломы, а поступают в эти вузы молодые люди с очень низким уровнем интеллекта. Все это далеко не так, поскольку многие из студентов негосударственных вузов работают, чтобы оплатить свое обучение или заработать на жизнь. Они, как правило, более практично относятся к получению квалификации, зная о том, что для получения хорошей работы нужны хорошие знания. В то же время деньги для них не являются доминирующей ценностью, они более нацелены на самореализацию в сфере полученной специальности» (там же: 59). Подчеркивалось, что «в целом социальный облик студентов государственных и негосударственных вузов мало чем отличается, но несколько выделяются студенты государственных вузов, обучающиеся по платной форме. Они более прагматичны, имеют несколько завышенные претензии к системе образования и более других ориентированы на работу за рубежом» (там же).

Начиная с четвертого этапа (2004 г.) в организации исследования были произведены существенные изменения. Его практическое осуществление было поручено созданному в том же году в структуре Московского гуманитарного университета Институту гуманитарных исследований (с 2008 г. — Институт фундаментальных и прикладных исследований), руководителем исследования был назначен его директор Вал. А. Луков. Полностью изменился состав рабочей группы. В число организаций, оказывающих поддержку исследованию, вошел Национальный союз негосударственных вузов, созданный в 2003 г. (президент И. М. Ильинский). В этот период наметились и определенные изменения в отношениях государственной и негосударственной систем высшего образования, важнейшим свидетельством чему стало участие Российского Союза ректоров в работе организационного комитета научной конференции «Высшее образование для XXI века», которая в апреле 2004 г. прошла в Московском гуманитарном университете (Ильинский, 2004b).

Эти обстоятельства повлекли за собой уточнение целей исследования, формулировка которых приобрела следующий вид: 1) выявить особенности мнения студентов негосударственных и государственных вузов о своих вузах и о своих послевузовских перспективах; 2) предложить для негосударственных вузов рекомендации по организации работы с учетом выявленных проблемных зон в оценках студентов (Ильинский, Луков, 2005: 14). Соответственно этому был произведен пересмотр инструментария исследования и уточнены принципы выборки, в частности указывалось: «Проведение исследования, в котором основное внимание сосредоточено на сопоставлении мнений студентов государственных и негосударственных вузов, не могло бы строиться на основе случайной выборки из генеральной совокупности студентов, обучающихся в Москве. Необходимо учитывать, во-первых, неравномерное распределение студентов в государственной и негосударственной подсистемах высшего образования; во-вторых, общую ориентацию негосударственных вузов на образовательные программы в сфере гуманитарного знания. Кроме того, необходимо вводить качественные параметры в отбор вузов. Известно, что и в государственной, и в негосударственной подсистемах высшего образования имеются свои флагманы и слабые вузы. Было бы ошибочным противопоставить сильные государственные вузы слабым негосударственным и наоборот. Очевидно, что для прояснения реальных возможностей каждой из подсистем (в том числе и в аспекте студенческих оценок) следует обратиться к лучшим, наиболее авторитетным вузам» (там же: 14–15). Соответственно этому подходу выборка строилась как двухступенчатая, на первой ступени отобраны по 5 авторитетных вузов из каждой подсистемы, а также по одному вузу из каждой подсистемы со специфической организацией образовательных программ. В выборке были представлены из числа негосударственных вузов Московский гуманитарный университет (МосГУ), Национальный институт бизнеса (НИБ), Международный юридический институт при Минюсте РФ (МЮИ), Московская академия экономики и права (МАЭП), Институт современного искусства (ИСИ), а также Московский социально-гуманитарный институт (МСГИ), где была более развита система заочного образования. В группе государственных вузов — Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Государственный университет управления (ГУУ), Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ), МАТИ — Российский государственный технологический университет им. К. Э. Циолковского (МАТИ), а также Государственный университет гуманитарных наук (при Институте США и Канады РАН) как типичный вуз при научной структуре, где есть параллель с негосударственными вузами, подобными МСГИ. На второй ступени опрос проводился в учебных группах этих вузов на очных отделениях факультетов, ведущих подготовку по гуманитарным специальностям, с исключением первых и выпускных курсов. В каждом из вузов опрашивалось примерно равное число студентов.

Общее число опрошенных студентов на четвертом этапе исследования составило 1129 человек, в том числе обучающихся в негосударственных вузах 596, в государственных — 533.

В итоге было показано, что при всем различии состава студентов государственных и негосударственных вузов их отношение к учебе, базовые ценности, удовлетворенность студенческой жизнью, включенность в жизнь вуза, уровень материальной обеспеченности, представление о перспективах и жизненных планах — имеют сходную конфигурацию. Эта конфигурация определяется особенностями социально-экономического положения, социокультурными процессами, общественными настроениями в Москве. «Отсутствие разобщенности студентов Москвы из двух групп вузов по тому, как они смотрят на жизнь, на свои перспективы, — серьезный аргумент против противопоставления негосударственных и государственных вузов», — утверждалось в отчете по итогам исследования (там же: 55). В то же время было выявлено, что студенты негосударственных вузов в меньшей степени идентифицируют себя со своим вузом, чем студенты государственных вузов. В этой связи были сформулированы соответствующие рекомендации для негосударственных вузов.

С четвертого этапа исследование стало проводиться под общим названием «Российский вуз глазами студентов» и на следующих этапах по географии вузов вышло за пределы Москвы — впервые в исследовании 2005 г., когда исследование было проведено в вузах городов Альметьевск, Вологда Казань, Люберцы, Петрозаводск, Рязань, Самара, Сыктывкар в режиме реализации разведывательного плана исследования (Ильинский, Луков, 2006: 15). Фактически с этого времени оно приобрело характер мониторинга, поскольку на последующих этапах инструментарий и общий принцип выборки почти не менялись.

С 2006 г. организацию полевой части этих исследований возглавила В. А. Гневашева. При расширении территории исследования (в 2006 г., например, анкетный опрос студентов государственных и негосударственных вузов проводился в Белгороде, Иркутске, Краснодаре, Новосибирске, Петрозаводске, Ростове, Рязани, Сочи, Сыктывкаре, городах Московской области и др. Общее число респондентов составляло 3262 человек) сохранялся подход, согласно которому в каждом из городов в выборку включались государственные и негосударственные вузы, примерно сопоставимые по установленным параметрам. При этом в Москве на всех этапах исследования сохранялся состав вузов и общий объем выборки — примерно 1100 ед. (Луков, 2007a: 6).

С образованием в составе Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Центра социологии молодежи проведение исследования «Российский вуз глазами студентов» стал одним из основных его научных проектов, которые были продолжены с 2008 г. также в форме реализации при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда научных проектов «Образовательный потенциал учреждений высшего профессионального образования регионов как ресурс построения инновационной экономики» №08-02-05503 е/И) и «Патриотизм как фактор формирования социальной идентификации российских студентов» (№ 08-03-03207 е/Р). В этих проектах был продолжен анализ обширной информации по вопросам, изучавшимся в рамках исследования «Российский вуз глазами студентов». Здесь также была применена утвердившаяся группировка вузов — государственные вузы Москвы (ГВМ); негосударственные вузы Москвы (НВМ); государственные и негосударственные вузы регионов (ГВР и НВР соответственно).

Всего в 2004–2009 гг. в мониторинге «Российский вуз глазами студентов» приняли участие 13643 студента 2–4 курсов гуманитарного профиля обучения.

Материалы исследования представлены в серии брошюр (Ильинский и др., 2002; Гневашева, Луков, 2007; Луков, Гневашева, 2007, 2008, 2009; Луков С., Гневашева, 2009). Данные мониторинга и аналитические статьи публиковались в журнале «Знание. Понимание. Умение» (Намлинская, 2004; Луков, 2005b; Ситников, 2005; Гневашева, Луков, Намлинская, 2006; Гневашева, 2010b) и других периодических изданиях (Гневашева, 2009, 2011; Ильинский, Луков, 2009; Луков, 2004a, 2005abcde, 2006abcde). Они анализируются в монографических работах по социологии образования и социологии молодежи, статьях и выступлениях на научных конференциях И. М. Ильинского, С. И. Плаксия, Вал. А. Лукова, В. А. Гневашевой (Ильинский, 2004a; Плаксий, 2014; Луков, 2005c, 2007b, 2008; Гневашева, 2010a), коллективных монографиях (Социальные и культурные … , 2008; Высшее образование … , 2009; Диалог организационных культур … , 2010; Государственная молодежная политика … , 2013), зарубежных публикациях (Луков, 2004b, Lukov, 2007ab), диссертационных исследованиях (Намлинская, 2007; Биченко, 2009; Курганская, 2012; Лапшин, 2013). В частности, собранные эмпирические данные были подвергнуты специальной математической обработке в кандидатской диссертации И. Г. Биченко, и это позволило ему сделать статистически обоснованный вывод о том, что большинство студентов, несмотря на аномию, имеющую место в современном российском обществе, обладают устойчивым во времени и пространстве ценностным ядром, в которые входят ценности здоровья, семьи и взаимной любви. Альтруистические и честолюбивые устремления характеризуют группы студентов с противостоящими ценностными системами, первая из которых ориентирована на ценности социальной солидарности, для второй характерны эгоистические установки. Мотивацию к получению высшего образования определяют три группы, характеризующие мотивационные комплексы и побуждающие к обучению в вузе в условиях социальной аномии: представляющая большинство студентов группа ориентированных на работу, определяющая обучение в вузе средством на пути к исполнению профессиональных ожиданий; значительно меньшая по объему группа ориентированных на знания, для которой обучение является самоценным; малочисленная группа не ориентированных на обучение, для которой получение высшего образования мотивировано такими факторами, как нежелание служить в армии, родительским давлением и др. Выявлено также, что материальная обеспеченность, являясь доминирующей ценностной ориентацией студентов и определяющая мотивации к профессиональной и учебной деятельности, крайне слабо осознана ими и представляет абстрактный предмет стремления вне зависимости от их материального положения в данный момент (Биченко, 2009).

Мониторинговое исследование «Российский вуз глазами студентов» отразило основные черты научной школы молодежных исследований Московского гуманитарного университета, оно реализовало гуманистическую концепцию молодежи, выдвинутую И. М. Ильинским (Ильинский, 2001), а также развиваемые в рамках этой научной школы теорию социализации (Ковалева, 2007, 2012) и методологический тезаурусный подход (Луков В., Луков Вл., 2013a, 2014).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Биченко, И. Г. (2009) Ценностные ориентации студентов российских вузов в условиях социальной аномии : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.

Высшее образование и гуманитарное знание в XXI веке (2009) : монография-доклад Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета VI Международной конференции «Высшее образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 19–21 ноября 2009 г.) / В. А. Луков, Б. Г. Юдин, Вл. А. Луков и др. ; под общ. ред. В. А. Лукова и Вл. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 480 с.

Гневашева, В. А. (2009) Социальный образ студенческой молодежи России // Труд и социальные отношения. № 1. С. 84–88.

Гневашева, В. А. (2010a) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.

Гневашева, В. А. (2010b) Типология образцов инвестиционного поведения молодежи России (по результатам мониторинга «Российский вуз глазами студентов») // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 237–241.

Гневашева, В. А. (2011) Образовательный потенциал вуза — человеческий потенциал студента // Горный информационно-аналитический бюллетень. № 7. С. 350–355.

Гневашева, В. А., Луков, С. В. (2007) Российский вуз глазами студентов : Данные социологического исследования (этап мониторинга 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 26 с.

Гневашева, В. А., Луков, С. В., Намлинская, О. О. (2006) Российский вуз глазами студентов: данные VI этапа (2006 г.) // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 189–198.

Государственная молодежная политика: российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений (2013) / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 718 с. URL: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [архивировано в WebCite] (дата обращения: 18.05.2015).

Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России (2010) / С. В. Луков (рук.), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 260 с.

Ильинский, И. М. (2001) Молодежь и молодежная политика. М. : Голос. 694 с.

Ильинский, И. М. (2004a) Негосударственные вузы России: опыт самоидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 350 с.

Ильинский, И. М. (2004b) Вступительное слово // Высшее образование для XXI века : науч. конф., Москва, Моск. гуманит. ун-т, 22–24 апр. 2004 г. : пленарные заседания ; спец. заседание «Негосударственное высшее образование в России: состояние и перспективы развития» (стенограмма). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 212 с. С. 12–15.

Ильинский, И. М. и др. (2002) Студенты о высшем образовании в московских вузах: по материалам третьего этапа социологического мониторинга студентов гос. и негос. вузов Москвы, март 2002 г. / И. М. Ильинский, П. И. Бабочкин, В. А. Черняева, М. В. Ушакова. М. 64 с.

Ильинский, И. М., Бабочкин, П. И., Ушакова М. В. (2001) Студенты московских вузов о системе высшего образования : по материалам социологического опроса студентов государственных и негосударственных вузов Москвы, март 2001 г. М. : Социум. 61 с.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2005) Московский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов гос. и негос. вузов Москвы , март — апрель 2004 года. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 64 с.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2006) Российский вуз глазами студентов : по материалам опроса студентов гос. и негос. вузов, май — июнь 2005 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 88 с.

Ильинский, И. М., Луков, В. А. (2009) Российский вуз глазами студента // Аккредитация в образовании. Ноябрь. № 34. С. 75–77.

Ковалева, А. И. (2007) Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 73–77.

Ковалева, А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24.

Курганская, М. Я. (2012) Патриотические ценностные ориентации российской студенческой молодежи : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 20 с.

Лапшин, В. А. (2013) Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений : автореф. дис. … канд. филос. наук. М. 21 с.

Луков, В. А. (2004a) Негосударственные и государственные вузы в оценках студентов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18: Социология и политология. № 4. С. 119–127.

Луков, В. А. (2004b) Ценностные ориентации студентов. Московские студенты и проблема «своего» вуза // Zukunft gestalten : Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft / Hrsg. von А. Krylov, R. Oberliesen. Bremen ; Moskau : Verl. Nation. Business Inst. 325 s. S. 131–142.

Луков, В. А. (2005a) Молодежь России: в классы или на баррикады? : О состоянии и перспективах государственной молодежной политики // Вестник аналитики. № 4. С. 17–27.

Луков, В. А. (2005b) Студенты Москвы: ожидание перемен? // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 183–188.

Луков, В. А. (2005c) Вуз государственный vs вуз негосударственный: оценка студентов // Высшее образование для XXI века : научная конференция. Москва, 22–24 апреля 2004 г. / отв. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 147–158.

Луков, В. А. (2005d) Студент и его вуз: анализ мониторингового исследования // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 150–154.

Луков, В. А. (2005e) Мнение студентов о своих вузах: новый этап исследования // Высшее образование для XXI века : Вторая международная научная конференция. Москва, 20–22 октября 2005 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 115–121.

Луков, В. А. (2006a) Студент и его вуз: данные мониторинга // Alma mater: Вестник высшей школы. № 4. С. 21–24.

Луков, В. А. (2006b) Студент и его вуз: данные мониторинга // Социология образования. № 12. С. 34–36.

Луков, В. А. (2006c) Студент и его вуз: новые данные мониторингового исследования // Высшее образование для XXI века : Вторая междунар. науч. конференция. Москва, 20–22 октября 2005 г. : документы и материалы / отв. ред. И. М. Ильинский. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 87–92.

Луков, В. А. (2006d) Студенты России: новые данные мониторинга // Высшее образование для XXI века : III международная научная конференция. Моск. гуманит. ун-т, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та С. 92–97.

Луков, В. А. (2006e) Студент и его ценности // Архетип: Философ., психоаналит. и педагог. журнал. № 4. С. 123–125.

Луков, В. А. (2007a) Социальный облик, ценностные ориентации, мнение о своем вузе московских студентов: динамика изменений (по исследованиям, проведенным в государственных и негосударственных вузах в 2000–2007 гг.) / В. А. Луков при участии В. А. Гневашевой, С. В. Лукова, О. О. Намлинской. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 45 с.

Луков, В. А. (2007b) Студенты России: новые данные мониторинга // Высшее образование для XXI века : III Междунар. науч. конференция. Моск. гуманит. ун-т, 18–20 октября 2006 г. : доклады и материалы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 90–95.

Луков, В. А. (2008) Российский вуз глазами студентов: динамика мнений за пять лет мониторинга и выводы для негосударственных вузов // Высшее образование для XXI века : V Междунар. науч. конференция. Москва, 13–15 ноября 2008 г. : доклады и материалы / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. В. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 54–58.

Луков, В. А. (2015) Социология молодежи: проектирование электронной энциклопедии // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 61–78. DOI: 10.17805/zpu.2015.2.7

Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2007) Студент и вуз: российские реалии : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов (этап 2006 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 98 с.

Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2008) Российский студент: социальный облик : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этап 2007 года). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 54 с.

Луков, В. А., Гневашева, В. А. (2009) Человеческий потенциал студента — образовательный потенциал вуза : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов» (этапы 2004–2008 годов). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 69 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013a) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013b) Новый Энциклопедизм (тезаурусный анализ) // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 79–85.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2014) Методология тезаурусного подхода: стратегия понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 18–35.

Луков, С. В., Гневашева, В. А. (2009) Динамические оценки ценностных ориентаций студентов в системе высшего профессионального образования за период 2001–2009 гг. : По материалам мониторинга «Российский вуз глазами студентов». М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 24 с.

Намлинская, О. О. (2004) Вуз государственный vs. вуз негосударственный: московские студенты о своих вузах. Данные социологического исследования // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 117–126.

Намлинская, О. О. (2007) Особенности национальной идентификации молодых русских в современном российском обществе : автореф. дис. … канд. социол. наук. М. 18 с.

Плаксий, С. И. (2014) Высшее образование: вызовы и ответы. М. : Нац. ин-т бизнеса. 604 с.

Ситников, А. А. (2005) Российский вуз глазами студентов: новый этап исследования // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 170–179.

Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи: теоретические и эмпирические исследования (2008) : Доклад Института гуманитарных исследований / В. А. Луков, В. А. Гневашева, Н. В. Захаров, Вл. А. Луков, С. В. Луков, О. О. Намлинская // Образ российской молодежи в современном мире: ее самосознание и социокультурные ориентиры : доклады и материалы Всерос. науч. конференции, Москва, 6–7 декабря 2007 г. / отв. ред. В. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 13–56.

Lukov, V. A. (2007a) Social and cultural value orientations of Russian youth: A theoretical and empirical research / V. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, V. A. Gnevasheva, O. O. Namlinskaia ; ed. by V. A. Lukov. Moscow ; Innsbruck : Moscow University for the Humanities. 72 p.

Lukov, V. A. (2007b) Social and cultural value orientations of Russian youth / V. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov // Voices and values of young people — Representations in Russian media / ed. by M. Vanhala-Aniszewski, L. Siilin. Helsinki : [Aleksanteri Institute, University of Helsinki]. 231 p. P. 33–48. (Aleksanteri-sarja 6).


REFERENCES

Bichenko, I. G. (2009) Tsennostnye orientatsii studentov rossiiskikh vuzov v usloviiakh sotsial'noi anomii [Students’ value orientations in Russian tertiary institutions in conditions of social anomia] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).

Vysshee obrazovanie i gumanitarnoe znanie v XXI veke [Higher education and humanities knowledge in the 21st century] (2009) : A monograph report of the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities at the 6th International conference “Higher Education for the 21st Century” (Moscow, MosUH, November 19–21, 2009) / V. A. Lukov, B. G. Yudin, Vl. A. Lukov et al ; ed. by V. A. Lukov and Vl. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 480 p. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. (2009) Sotsial'nyi obraz studencheskoi molodezhi Rossii [Social image of student youth]. Trud i sotsial'nye otnosheniia, no. 1, pp. 84–88. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. (2010a) Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi [Social and cultural value orientations of the Russian youth]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 304 p. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. (2010b) Tipologiia obraztsov investitsionnogo povedeniia molodezhi Rossii (po rezul'tatam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov») [Typology of Russian youth’s investment behavior samples (According to the results of monitoring “Russian Institution of Higher Education in Students’ Eyes”)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 237–241. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. (2011) Obrazovatel'nyi potentsial vuza — chelovecheskii potentsial studenta [Educational potential of a higher education institution]. Gornyi informatsionno-analiticheskii biulleten', no. 7, pp. 350–355. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. and Lukov, S. V. (2007) Rossiiskii vuz glazami studentov : Dannye sotsiologicheskogo issledovaniia (etap monitoringa 2006 goda) [Russian higher education institution : Data of a sociological study (The stage of the monitoring in 2006)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 26 p. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A., Lukov, S. V. and Namlinskaia, O. O. (2006) Rossiiskii vuz glazami studentov: dannye VI etapa (2006 g.) [Russian institution of higher education in students’ eyes: The 6th stage of the study (2006)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 189–198. (In Russ.).

Gosudarstvennaia molodezhnaia politika: rossiiskaia i mirovaia praktika realizatsii v obshchestve innovatsionnogo potentsiala novykh pokolenii [State youth policy: Russian and world practice of realization of innovative potential of new generations in society] (2013) : monograph / ed. by Val. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 718 p. [online] Available at: http://hdirussia.ru/assets/files/Books/State-Youth-Policy.pdf [archived in WebCite] (accessed 18.05.2015). (In Russ.).

Dialog organizatsionnykh kul'tur v sozdanii obshcheevropeiskogo prostranstva vysshego obrazovaniia: Realizatsiia printsipov Bolonskogo protsessa v mezhdunarodnykh obrazovatel'nykh programmakh s uchastiem Rossii [Dialogue of organizational cultures in the creation of a pan-European space of higher education: Realization of the Bologna Process principles in international educational programs featuring Russia] (2010) : A monograph / S. V. Lukov (chief), B. N. Gaydin, V. А. Gnevasheva, K. N. Kislitsyn and E. K. Pogorskiy. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 260 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2001) Molodezh' i molodezhnaia politika [Youth and youth policy]. Moscow, Golos Publ. 694 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2004a) Negosudarstvennye vuzy Rossii: opyt samoidentifikatsii [Non-state institutions of higher education in Russia: An attempt at self-identification]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 350 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2004b) Vstupitel'noe slovo [Opening statement]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : nauchnaia konferentsiia, Moskva, Moskovskii gumanitarnyi universitet, 22–24 aprelia 2004 g. : plenarnye zasedaniia ; spetsal’noe zasedanie «Negosudarstvennoe vysshee obrazovanie v Rossii: sostoianie i perspektivy razvitiia» (stenogramma) [Higher Education for the 21st Century : Conference, Moscow, Moscow University for the Humanities, April 22–24, 2004 : Plenary sessions ; special session “Non-governmental higher education in Russia: Conditions and development prospects” (Stenograph)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 212 p. (In Russ.). Pp. 12–15.

Ilinskiy, I. M. et al. (2002) Studenty o vysshem obrazovanii v moskovskikh vuzakh: po materialam tret'ego etapa sotsiologicheskogo monitoringa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy, mart 2002 g. [Students’ opinions on higher education in Moscow HEIs: Based on the third stage of the sociological monitoring of students in Moscow state and non-state tertiary institutions, March, 2002] / I. M. Ilinskiy, P. I. Babochkin, V. A. Cherniaeva and M. V. Ushakova. Moscow. 64 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M., Babochkin, P. I. and Ushakova M. V. (2001) Studenty moskovskikh vuzov o sisteme vysshego obrazovaniia : po materialam sotsiologicheskogo oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy, mart 2001 g. [Students of Moscow HEIs — their opinions on the system of higher education: Based on a poll of students in Moscow state and non-state tertiary institutions, March, 2001]. Moscow, Sotsium Publ. 61 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. and Lukov, V. A. (2005) Moskovskii vuz glazami studentov: po materialam oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov Moskvy, mart — aprel' 2004 goda [Moscow HEI in students’ eyes: Based on a poll of students in Moscow state and non-state tertiary institutions, March — April, 2004]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 64 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. and Lukov, V. A. (2006) Rossiiskii vuz glazami studentov: po materialam oprosa studentov gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzov, mai — iiun' 2005 g. [Russian HEI in students’ eyes: Based on a poll of students in state and non-state tertiary institutions, May — June, 2005]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 88 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. and Lukov, V. A. (2009) Rossiiskii vuz glazami studenta [Russian HEI in student’s eyes]. Akkreditatsiia v obrazovanii, no. 34, pp. 75–77. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2007) Problemy rezul'tativnosti sotsializatsii molodezhi v izmeniaiushchemsia obshchestve [Problems of the effectiveness of socialization of youth in changing society]. Vestnik Mezhdunarodnoi akademii nauk (Russkaia sektsiia), no. 1, pp. 73–77. (In Russ.).

Kovaleva, A. I. (2012) Metodologicheskie problemy issledovaniia sotsializatsii [The methodological problems of the research of socialization]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 19–24. (In Russ.).

Kurganskaia, M. Ya. (2012) Patrioticheskie tsennostnye orientatsii rossiiskoi studencheskoi molodezhi [Patriotic value orientations of the Russian student youth] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 20 p. (In Russ.).

Lapshin, V. A. (2013) Chelovecheskii potentsial molodezhi kak istochnik sotsiokul'turnykh izmenenii [Human potential of the youth as a source of sociocultural changes] : Abstract of the diss. … Candidate of Philosophy. Moscow. 21 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2004a) Negosudarstvennye i gosudarstvennye vuzy v otsenkakh studentov [Non-state and state higher education institutions according to students’ estimations]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriia 18: Sotsiologiia i politologiia, no. 4, pp. 119–127. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2004b) Tsennostnye orientatsii studentov. Moskovskie studenty i problema «svoego» vuza [Students’ value orientations. Moscow students and the issue of “their own” higher education institution]. In: Zukunft gestalten : Transnationaler Dialog zur Bildung und Gesellschaft [Future challenges: transnational dialogues on the development of education and society] / ed. by A. Krylov and R. Oberliesen. Bremen ; Moscow, Institute of National Business Publ. 325 p. Pp. 131–142. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2005a) Molodezh' Rossii: v klassy ili na barrikady? : O sostoianii i perspektivakh gosudarstvennoi molodezhnoi politiki [The youth of Russia: To classes or on barricades? : On the condition and prospects of state youth policy]. Vestnik analitiki, no. 4, pp. 17–27. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2005b) Studenty Moskvy: ozhidanie peremen? [Moscow students: Expectation of changes?]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 183–188. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2005c) Vuz gosudarstvennyi vs vuz negosudarstvennyi: otsenka studentov [State HEI vs Non-state HEI: Students’ evaluation]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : nauchnaia konferentsiia. Moskva, 22–24 aprelia 2004 g. [Higher education for the 21st century : Academic conference. Moscow, April 22–24, 2004] / ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 147–158. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2005d) Student i ego vuz: analiz monitoringovogo issledovaniia [Student and his/her institution of higher education: An analysis of the monitoring research]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 150–154. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2005e) Mnenie studentov o svoikh vuzakh: novyi etap issledovaniia [Students’ opinions on their HEIs: A new stage of the study]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : Vtoraia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskva, 20–22 oktiabria 2005 g. [Higher education for the 21st century : Second International academic conference. Moscow, October 20–22, 2005]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 115–121. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006a) Student i ego vuz: dannye monitoring [Student and his/her HEI: Monitoring data]. Alma mater: Vestnik vysshei shkoly, no. 4, pp. 21–24. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006b) Student i ego vuz: dannye monitoringa [Student and his/her HEI: Monitoring data]. Sotsiologiia obrazovaniia, no. 12, pp. 34–36. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006c) Student i ego vuz: novye dannye monitoringovogo issledovaniia [Student and his/her HEI: New monitoring data]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : Vtoraia mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskva, 20–22 oktiabria 2005 g. [Higher education for the 21st century : Second International academic conference. Moscow, October 20–22, 2005] : Documents and proceedings / ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 87–92. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006d) Studenty Rossii: novye dannye monitoringa [Students of Russia: New monitoring data]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : III mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskovskii gumanitarnyi universitet, 18–20 oktiabria 2006 g. [Higher education for the 21st century : The 3rd International academic conference. Moscow University for the Humanities, October 18–20, 2006] : Documents and proceedings. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 92–97. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2006e) Student i ego tsennosti [Student and his/her values]. Arkhetip, no. 4, pp. 123–125. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2007a) Sotsial'nyi oblik, tsennostnye orientatsii, mnenie o svoem vuze moskovskikh studentov: dinamika izmenenii (po issledovaniiam, provedennym v gosudarstvennykh i negosudarstvennykh vuzakh v 2000–2007 gg.) [Moscow students’ social image, value orientations, opinions on their HEIs: Dynamics of changes (Based on studies conducted in state and non-state HEIs in 2000–2007] / V. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, S. V. Lukov, O. O. Namlinskaia. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 45 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2007b) Studenty Rossii: novye dannye monitoringa [Students of Russia: New monitoring data]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : III mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskovskii gumanitarnyi universitet, 18–20 oktiabria 2006 g. [Higher education for the 21st century : The 3rd International academic conference. Moscow University for the Humanities, October 18–20, 2006] : Reports and proceedings. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 90–95. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2008) Rossiiskii vuz glazami studentov: dinamika mnenii za piat' let monitoringa i vyvody dlia negosudarstvennykh vuzov [Russian HEI through students’ eyes: Dynamics of opinions for five years of the monitoring and conclusions for non-governmental HEIs]. In: Vysshee obrazovanie dlia XXI veka : V Mezhdunarodnaia nauchnaia konferentsiia. Moskva, 13–15 noiabria 2008 g. [Higher education for the 21st century : The 5th International academic conference. Moscow, November 13–15, 2008] : Reports and proceedings / ed. by I. M. Ilinskiy, V. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 54–58. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2015) Sotsiologiia molodezhi: proektirovanie elektronnoi entsiklopedii [Sociology of youth: Designing an electronic encyclopedia]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 61–78. (In Russ.). DOI: 10.17805/zpu.2015.2.7

Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2007) Student i vuz: rossiiskie realii : Po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov (etap 2006 goda) [Student and HEI: Russian reality : Based on the materials of the monitoring “Russian HEI through students’ eyes” (The 2006 stage)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 98 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2008) Rossiiskii student: sotsial'nyi oblik : Po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov» (etap 2007 goda) [Russian student: Social image : Based on the materials of the monitoring “Russian HEI through students’ eyes” (The 2007 stage)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 54 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Gnevasheva, V. A. (2009) Chelovecheskii potentsial studenta — obrazovatel'nyi potentsial vuza : Po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov» (etapy 2004–2008 godov) [Student’s human potential — educational potential of HEI : Based on the materials of the monitoring “Russian HEI through students’ eyes” (The 2004–2008 stages)]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 69 p. (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2013a) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The thesaurus approach to the conceptualization of the person and his/her world]. Moscow, The National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

Lukov Val. A. and Lukov Vl. A. (2013b) Novyi Entsiklopedizm (tezaurusnyi analiz) [New Encyclopaedism (The thesaurus analysis)]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 79–85 (In Russ.).

Lukov, V. A. and Lukov, Vl. A. (2014) Metodologiia tezaurusnogo podkhoda: strategiia ponimaniia [The methodology of the thesaurus approach: A strategy of understanding]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 18–35. (In Russ.).

Lukov, S. V. and Gnevasheva, V. A. (2009) Dinamicheskie otsenki tsennostnykh orientatsii studentov v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniia za period 2001–2009 gg. : Po materialam monitoringa «Rossiiskii vuz glazami studentov» [Dynamic evaluations of students’ value orientations in the system of higher vocational education over a period of 2001 to 2009 : Based on the materials of the monitoring “Russian HEI through students’ eyes”]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 24 p. (In Russ.).

Namlinskaia, O. O. (2004) Vuz gosudarstvennyi vs. vuz negosudarstvennyi: moskovskie studenty o svoikh vuzakh. Dannye sotsiologicheskogo issledovaniia [State institution of higher education vs private (non-governmental) institution of higher education: Moscow students about their HEIs. Information on the sociological study]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 117–126. (In Russ.).

Namlinskaia, O. O. (2007) Osobennosti natsional'noi identifikatsii molodykh russkikh v sovremennom rossiiskom obshchestve [Features of the national identification of young Russians in contemporary Russian society] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Moscow. 18 p. (In Russ.).

Plaksiy, S. I. (2014) Vysshee obrazovanie: vyzovy i otvety [Higher education: challenges and responses]. Moscow, National Institute of Business Publ. 604 p. (In Russ.).

Sitnikov, A. A. (2005) Rossiiskii vuz glazami studentov: novyi etap issledovaniia [Russian institution of higher education in students’ eyes: The next stage of the study]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 170–179. (In Russ.).

Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi: teoreticheskie i empiricheskie issledovaniia [Social and cultural value orientations of the Russian youth: Theoretical and empirical studies] (2008) : Report of the Institute of Humanities Research / V. A. Lukov, V. A. Gnevasheva, N. V. Zakharov, Vl. A. Lukov, S. V. Lukov and O. O. Namlinskaia. In: Obraz rossiiskoi molodezhi v sovremennom mire: ee samosoznanie i sotsiokul'turnye orientiry [The image of the Russian youth in contemporary world: Its self-conscience and sociocultural reference points] : Reports and proceedings of the All-Russian academic conference, Moscow, December 6–7, 2007 / ed. by V. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. Pp. 13–56. (In Russ.).

Lukov, V. A. (2007a) Social and cultural value orientations of Russian youth: A theoretical and empirical study / V. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov, V. A. Gnevasheva and O. O. Namlinskaia ; ed. by V. A. Lukov. Moscow ; Innsbruck, Moscow University for the Humanities Publ. 72 p.

Lukov, V. A. (2007b) Social and cultural value orientations of Russian youth / V. A. Lukov, Vl. A. Lukov, N. V. Zakharov. In: Voices and values of young people — Representations in Russian media / ed. by M. Vanhala-Aniszewski and L. Siilin. Helsinki, [Aleksanteri Institute, University of Helsinki]. 231 p. Pp. 33–48. (Aleksanteri-sarja 6).


Гневашева Вера Анатольевна — доктор экономических наук, директор Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-58-07.

Gnevasheva Vera Anatolievna, Doctor of Economics, Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-58-07.

E-mail: vera_cos@rambler.ru

Луков Сергей Валерьевич — кандидат социологических наук, заместитель директора Центра социологии молодежи Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (495) 374-75-95.

Lukov Sergey Valerievich, Candidate of Sociology, Deputy Director, Center for Sociology of Youth, Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities. Postal address: Bldg. 6, 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (495) 374-75-95.

E-mail: sv-lukov@rambler.ru


Библиограф. описание: Гневашева В. А., Луков С. В. О мониторинговом исследовании «Российский вуз глазами студентов» [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2015. № 3 (май — июнь). С. 64–84. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/3/Gnevasheva_Lukov_Monitoring-Study-Russian-HEIs/ [архи­вировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 20.06.2015.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»