Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №3 2016
Селиверстова Н. А. Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур
Подготовлено в рамках работы над проектом «Социология молодежи: Электронная энциклопедия» (грант РГНФ № 15-03-12019/14в).
The text was prepared as part of the project “Sociology of Youth: An Electronic Encyclopedia” (with financial support from the Russian Foundation for the Humanities, Grant No. 15-03-12019/14в).
УДК 316.35
Seliverstova N. A. Educational Practices as Bases of New Youth Subcultures
Аннотация ♦ В социологии молодежи все более определенно с новыми субкультурами молодежи связываются образовательные практики. В статье показано, как на отношения обучающихся влияют формальные основания образовательных практик и как новые субкультуры отходят от принятых в молодежной среде традиционных субкультурных кодов.
Ключевые слова: образовательные практики, молодежь, молодежные субкультуры, культурный процесс, современность.
Abstract ♦ In the sociology of youth, educational practices are being related with new youth subcultures more and more directly. The article shows how the formal foundations of educational practices exert influence on relations between learners and how new subcultures become more distant from traditional subcultural codes that are common for the youth milieu.
Keywords: educational practices, youth, youth subcultures, cultural process, modern age.
В новых работах по социологии молодежи все более определенно ставится вопрос о влиянии образовательных практик на субкультуры молодежи. Можно сказать, что эти практики показаны как средство воспроизводства молодежных субкультурных общностей (Власова, 2014). С традиционными молодежными субкультурами этот культурный процесс имеет мало связи. Как показывают Вал. А. Луков
и Э. К. Погорский, культурные процессы нашего времени в молодежной среде все больше связаны с основными характеристиками информационного общества (Луков, Погорский, 2014). В работах А. И. Ковалевой, В. А. Гневашевой и др. более определенно поставлен вопрос о специфике социализационных практик, появившихся в последние годы (Гневашева, 2016: Электронный ресурс). В этой статье мы представим в энциклопедической форме образовательные практики как определенную целостность социопедагогического свойства. При этом станет вполне понятным, как эти свойства влияют на культурные процессы в молодежной среде.
Образовательные практики, во-первых, представляют собой целенаправленную, планомерную, нормативно регулируемую деятельность обучающего (учителя) по передаче комплекса знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов обучающимся в системе непрерывного обучения и непрерывного образования, во-вторых, целостность более или менее осознанных и опривыченных действий по освоению знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов в системе непрерывного обучения и непрерывного образования. Мы будем первый смысл вводимого понятия обозначать (1), а второго — (2).
Образовательные практики (1) включают в себя завершенный цикл действий от разработки учебно-методических материалов до проведения занятий в различных формах, контроля выполнения заданий, оценивания знаний, умений и навыков обучающихся, обусловленный ценностно-нормативной структурой личности обучающего, его отношением к профессиональной деятельности. Устойчивость образовательных практик (1) обеспечивается использованием традиционных и инновационных технологий
обучения и воспитания. Образовательные практики, представляя собой нормативно регулируемую деятельность, предполагают возможность проявления личности обучающего (выбор учебников, авторская программа дисциплины, авторская методика преподавания и т. д.). Подобное проявление личности Учителя поощряется в обществе. Определение «авторский/-ая» применительно к тому или иному элементу образовательных практик (1) признается системой образования, обществом как достижение, престижная альтернатива типичным образовательным практикам. Классификация образовательных практик проводится по следующим основаниям: образовательные практики системы формального / неформального образования, образовательные практики в зависимости от уровней образования, образовательные практики в зависимости от образовательных программ и т. д. Отнесение образовательных практик к разряду «услуг» вызвало в российском обществе непрекращающиеся дискуссии, так как для русской культуры типично отношение к образовательным практикам как к служению.
Образовательные практики (2) обусловлены габитусом обучающегося, являются элементом его образовательного опыта (можно применять здесь понятия тезаурусного подхода). В свою очередь, габитус обучающегося определяется образовательным капиталом семьи (родителей, бабушек / дедушек), материально-техническим уровнем жизнеобеспечения семьи (наличие жилья, доход, наличие электронной и традиционной библиотек, гаджетов, оплата репетиторов и дополнительного образования и т. д.), использования определенных образовательных практик в группе одноклассников / одногруппников, оценки престижности образовательных практик значимыми другими. Образовательные практики как разновидность социальных практик одновременно являются результатом действия и способом действия.
Внешние (объективные) условия в совокупности с потребностью индивида в образовании и его другими личностными качествами, его отношением к формальному и неформальному образованию определяют со временем цель обучения и тип / характер образовательных практик. По субъекту образовательные практики делятся на индивидуальные и групповые; по способу представления результатов обучения — на легитимные и нелегитимные; по усвоению знаний, умений, навыков и социальных ценностей, идеалов, культурных образцов — на систематизированные и несистематизированные.
Исследование образовательных практик (2) необходимо проводить через их включенность в жизнь разных поколений семьи, дошкольное образование, включая образовательные практики родителей, выступающих в роли обучающих своих детей дошкольного возраста, материально-техническую оснащенность (наличие гаджетов, традиционных и электронных домашних библиотек и т. д.), использование тех или иных образовательных практик в группе друзей, оценки престижности образовательных практик значимыми другими.
Имитация образовательных практик («мы как бы учим, а они как бы учатся») представляет собой актуальную социетальную проблему российского общества, которая вызвана комплексом социокультурных, социально-экономических, социально-политических противоречий. Имитация образовательных практик (1) обусловлена на разных уровнях образования различными факторами: обязательностью общего образования и отсутствием достаточных прав у обучающего; установкой обучающего на сохранение контингента обучающихся и обеспечение себя занятостью; распространением Интернета. Имитация образовательных практик (2) обусловлена противоречием между недостаточной мотивацией обучающихся и необходимостью (обязательностью) исполнения ими тех или иных заданий, контролем со стороны обучающих и / или родителей. Традиционное «списывание» у одноклассника / одногруппника как образовательная практика утратило свое значение. Интернет обеспечивает независимость от хорошо успевающих обучающихся. Склонные к имитации обучающиеся активно используют возможности электронных технологий, представляя скачанные из Интернета тексты, презентации, решения заданий и т. д. как выполненные самостоятельно. Личностная позиция обучающего по отношению к имитациям образовательных практик определяет масштаб их распространения. Решение данной проблемы требует от обучающих постоянного творчества в разработке различных заданий, регулярного обновления банка заданий.
Новые субкультуры молодежи во многом определяются спецификой коммуникации со сверстниками в интернет-среде. Как показано в литературе, в старом виде молодежные субкультуры встречаются все реже (Омельченко, 2014; Луков, 2016). В новых субкультурах интернет-среда все больше определяет смысл и форму выражения социальной субъектности, каковая осваивается молодыми людьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Власова, О. В. (2014) Молодежные субкультурные общности: образовательные практики в условиях северного города : автореф. дис. … канд. соц. наук. Екатеринбург. 25 с.
Гневашева, В. А. (2016) Образовательная социализация [Электронный ресурс] // Энциклопедия «Социология молодежи». URL: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/344-obrazovatelnaya-socializaciya.html [архивировано в
WebCite] (дата обращения: 16.05.2016).
Луков, В. А., Погорский, Э. К. (2014) Информационное общество и молодежь. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с.
Луков, С. В. (2016) Солидарности // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 300–303. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.27
Омельченко, Е. Л. (2014) От субкультур — к солидарностям и назад к субкультурам? Споры о терминах и этнография молодежной социальности // Этнографическое обозрение. № 1. С. 3–8.
REFERENCES
Vlasova, O. V. (2014) Molodezhnye subkul'turnye obshchnosti: obrazovatel'nye praktiki v usloviiakh severnogo goroda [Youth subcultural communities: Educational practices under conditions of a Northern city] : Abstract of the diss. … Candidate of Sociology. Yekaterinburg. 25 p. (In Russ.).
Gnevasheva, V. A. (2016) Obrazovatel'naia sotsializatsiia [Educational socialization]. Entsiklopediia “Sotsiologiia molodezhi” [online] Available at: http://soc-mol.ru/encyclopaedia/youth/344-obrazovatelnaya-socializaciya.html
[archived in
WebCite] (accessed 16.05.2016). (In Russ.).
Lukov, V. A. and Pogorskiy, E. K. (2014) Informatsionnoe obshchestvo i molodezh' [Information society and the youth]. Moscow, Moscow University for the Humanities Publ. 160 p. (In Russ.).
Lukov, S. V. (2016) Solidarnosti [Solidarities]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 300–303. DOI: 10.17805/zpu.2016.1.27 (In Russ.).
Omelchenko, E. L. (2014) Ot subkul'tur — k solidarnostiam i nazad k subkul'turam? Spory o terminakh i etnografiia molodezhnoi sotsial'nosti [From subcultures to solidarities and back to subcultures? Debates on terms and the ethnography of youth sociality]. Etnograficheskoe obozrenie, no. 1, pp. 3–8. (In Russ.).
Селиверстова Нина Анатольевна — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-60-21.
Seliverstova Nina Anatolievna, Doctor of Sociology, Professor, Department of Sociology, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5 Yunosti St., 111395 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (499) 374-60-21.
E-mail:
nas0311@ya.ru
Библиограф. описание: Селиверстова Н. А. Образовательные практики как основания новых молодежных субкультур [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 3 (май — июнь). С. 50–54. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/3/Seliverstova_Educational-Practices/ [архивировано в
WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).
Дата поступления: 18.05.2016.
|
|
Вышел в свет
№4 журнала за 2021 г.
|
|
|