Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №2

Макаревич Э. Ф. Загадка «Живого трупа» для политтехнологов

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ В 1945 г. разгромленная союзными войсками гитлеровская Германия была поделена на зоны оккупации, которыми управляли военные администрации стран — победителей во Второй мировой войне. В американской зоне политтехнологи из военной администрации в работе с немецким населением сделали ставку на культуру и искусство. Была разработана театральная программа, в которой назывались и пьесы, не рекомендованные к постановке в немецких театрах. Среди таких оказалась и пьеса Льва Толстого «Живой труп».

В статье рассматриваются причины, по которым американская администрация не рискнула разрешить к постановке эту пьесу мирового классика литературы. В основном это были причины социального и нравственного характера, несовместимые, по мнению американских политтехнологов, с умственным и психологическим состоянием немцев в то время, и программой восстановления Германии, которая разрабатывалась в соответствии с планом государственного секретаря США Дж. Маршалла.

Политтехнологи споткнулись на проблемах, которые ставит Л. Толстой в своей пьесе: судебная машина и права личности; что есть человек; деньги как зло и смысл жизни. Эти проблемы заостряли вопрос вины немцев за преступления фашизма, вопрос наказания за эти преступления, где главную роль играл суд. А суд как таковой, следуя логике Толстого, не должен быть аморальным. Но в моральности суда и сомневались немцы, а пьеса могла их убедить в этом ложном сомнении, по мнению технологов. Толстой ставит вопрос, как в человеке совмещается божеское и злое, насколько человек «текуч». Американцы, задумываясь над этим, пытались совместить «текучесть» человека с поведением немцев. При этом пьеса, провоцируя сознание немцев, могла заставить задуматься и о жестокости победителей, в данном случае американцев и англичан — организаторов жестоких, бесчеловечных бомбардировок городов Германии. И в то же время пьеса могла заставить задуматься и о феномене русского человека, победившего фашизм и пришедшего в Германию. Но особенно пьеса насторожила антирыночным настроением.

Пьеса, в которой главный герой заявляет, что деньги — это «пакость», зло, невольно становилась поперек плана Маршалла для Германии. И это остро ощутили тогда специалисты психологической войны из американской военной администрации. Загадка этой пьесы исследуется в контексте тех настроений, что царили тогда среди немецкой публики.

Ключевые слова: Л. Н. Толстой, суд, права личности, справедливость, деньги и смысл жизни, Нюрнбергский трибунал, сложность человека, загадка русской души, «рыночный» человек, индивидуальность и индивидуализм, театр как семиотическая система.


Макаревич Эдуард Федорович — доктор социологических наук, профессор кафедры философии, культурологии и политологии Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-55-11. Эл. адрес: edward.makarevich@mail.ru

Скачать

Библиограф. описание: Макаревич Э. Ф. Загадка «Живого трупа» для политтехнологов // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 26–40.

Дата поступления: 5.11.2013 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гольденвейзер, А. Б. (1959) Вблизи Толстого. М. : Гослитиздат. 487 с.

Грасс, Г. (2008) Луковица памяти. М. : Иностранка. 592 с.

Литературное наследство. Т. 37/38. Л. Н. Толстой. (1939) М. : Изд-во АН СССР. Кн. 2. 775 с.

Лотман, Ю. М. (2002) Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб. : Академический проект. 544 с.

Рагинский, М. Ю. (1986) Нюрнберг: перед судом истории. Воспоминания участника Нюрнбергского процесса. М. : Политиздат. 207 с.

Сондерс, Ф. С. (2013) ЦРУ и мир искусств: культурный фронт холодной войны : пер. с англ. М. : Кучково поле. 422 с.

Толстой, Л. Н. (1935) Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : Гослитиздат. Т. 54. Дневник, записные книжки и отдельные записи 1900–1903. 753 с.

Толстой, Л. Н. (1952) Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : Гослитиздат. Т. 34. Произведения 1900–1903 гг. 629 с.

Толстой, Л. Н. (1953) Полн. собр. соч. : в 90 т. М. : Гослитиздат. Т. 53. Дневники и записные книжки 1895–1899. 563 с.

Толстой, Л. Н. (1984) Собр. соч. : в 12 т. М. : Правда. Т. 12. Произведения 1885–1902 гг. 511 с.

40 лет знаменитого интервью Карла Ясперса «Массовые убийства не могут быть оправданы за давностью» : Беседа К. Ясперса с Р. Аугштейном (журнал «Шпигель», 1965 г.) (2005) [Электронный ресурс] // Независимый психиатрический журнал. № 1. URL: http://www.npar.ru/journal/2005/1/jaspers.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения: 4.11.2013).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»