Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение» / Содержание / 2014 / №3
Косинова О. А. Проблема управления образованием в поликультурном пространстве
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-06-00193 «Межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве российского Зарубежья на территории Китая в конце XIX - первой половине XX в.: источниковедческий аспект».
(Московский гуманитарный университет)
Аннотация ♦ Статья раскрывает актуальную для современного российского общества тему педагогического взаимодействия в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве.
Исследование посвящено периоду 1917–1918 гг. в истории российского образования. Это время было насыщено событиями и документами, но мало исследовано в педагогической науке. В научный оборот вводятся историко-педагогические источники по Дальневосточному региону России, включая территорию Китайско-Восточной железной дороги.
Многонациональный состав этого региона был одним из факторов разнообразия культурно-образовательных потребностей населения. Приамурский край и линия КВЖД представляли собой отдельные учебные округа с разными традициями управления местными системами образования. Поэтому движение за демократизацию народного образования, развернувшееся в регионе в названные годы, имело различные последствия.
Невнимание к образовательным запросам этнических и субэтнических групп края со стороны Главного управления по гражданским учебным заведениям при Приамурском генерал-губернаторстве, слабость земского движения, а также подмена педагогической проблематики политической борьбой привели к тому, что сторонники демократизации народного образования в Приамурье не увидели возможностей этого движения для реформирования системы управления национальными школами, несмотря на научную разработку данного вопроса в Восточном институте во Владивостоке.
Администрация КВЖД, напротив, использовала опыт взаимодействия с органами управления образованием этнических землячеств, а также расширяющуюся практику обучения китайских детей в российских учебных заведениях. Учет этнокультурного многообразия был закономерным свойством деятельности органов управления системой образования дороги, следствием мультикультуральности образовательного пространства, стремления отечественных педагогов к налаживанию межкультурной коммуникации с народами Китая.
Привлечение комплекса источников позволяет наиболее полно представить себе круг проблем, связанный с управлением образованием в названный период. Для современного отечественного образования существенно важным является материал, подтверждающий, что эффективность управления системой образования в многонациональной России была напрямую связана с учетом этнических, субкультурных и иных особенностей регионов.
Ключевые слова: управление образованием, полиэтничность, межкультурная коммуникация, историко-педагогический источник
Косинова Оксана Анатольевна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес:
kosinova1967@rambler.ru

Библиограф. описание: Косинова О. А. Проблема управления образованием в поликультурном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 207–213.
Дата поступления: 30.05.2014 г.
ENGLISH VERSION
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Дальневосточный учредительный съезд по народному образованию (30 декабря 1917 г. — 6 января 1918 г., Хабаровск) (1918) // Просветительное дело в Азиатской России. 1917/18 уч. г. Харбин : Типография Китайской Восточной железной дороги. Т. IV. С. 262–335.
Ламажаа, Ч. К. (2013) К вопросу о национальном характере народов Центральной Азии // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 99–108.
Мелихов, Г. В. (2003) Белый Харбин: Середина 20-х. М. : Русский путь. 440 с.
Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899–2008 (2009) / С. М. Дударенок, Э. В. Ермакова, Е. А. Поправко, И. К. Капран и др. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та. 584 с. С. 394–395.
Ситаров, В. А. (2005) Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 135–139.
|