Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №3

Косинова О. А. Проблема управления образованием в поликультурном пространстве

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-06-00193 «Межкультурное взаимодействие в образовательном пространстве российского Зарубежья на территории Китая в конце XIX - первой половине XX в.: источниковедческий аспект».


(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ Статья раскрывает актуальную для современного российского общества тему педагогического взаимодействия в полиэтническом и поликультурном образовательном пространстве.

Исследование посвящено периоду 1917–1918 гг. в истории российского образования. Это время было насыщено событиями и документами, но мало исследовано в педагогической науке. В научный оборот вводятся историко-педагогические источники по Дальневосточному региону России, включая территорию Китайско-Восточной железной дороги.

Многонациональный состав этого региона был одним из факторов разнообразия культурно-образовательных потребностей населения. Приамурский край и линия КВЖД представляли собой отдельные учебные округа с разными традициями управления местными системами образования. Поэтому движение за демократизацию народного образования, развернувшееся в регионе в названные годы, имело различные последствия.

Невнимание к образовательным запросам этнических и субэтнических групп края со стороны Главного управления по гражданским учебным заведениям при Приамурском генерал-губернаторстве, слабость земского движения, а также подмена педагогической проблематики политической борьбой привели к тому, что сторонники демократизации народного образования в Приамурье не увидели возможностей этого движения для реформирования системы управления национальными школами, несмотря на научную разработку данного вопроса в Восточном институте во Владивостоке.

Администрация КВЖД, напротив, использовала опыт взаимодействия с органами управления образованием этнических землячеств, а также расширяющуюся практику обучения китайских детей в российских учебных заведениях. Учет этнокультурного многообразия был закономерным свойством деятельности органов управления системой образования дороги, следствием мультикультуральности образовательного пространства, стремления отечественных педагогов к налаживанию межкультурной коммуникации с народами Китая.

Привлечение комплекса источников позволяет наиболее полно представить себе круг проблем, связанный с управлением образованием в названный период. Для современного отечественного образования существенно важным является материал, подтверждающий, что эффективность управления системой образования в многонациональной России была напрямую связана с учетом этнических, субкультурных и иных особенностей регионов.

Ключевые слова: управление образованием, полиэтничность, межкультурная коммуникация, историко-педагогический источник 


Косинова Оксана Анатольевна — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 3. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: kosinova1967@rambler.ru

Скачать

Библиограф. описание: Косинова О. А. Проблема управления образованием в поликультурном пространстве // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 3. С. 207–213.

Дата поступления: 30.05.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дальневосточный учредительный съезд по народному образованию (30 декабря 1917 г. — 6 января 1918 г., Хабаровск) (1918) // Просветительное дело в Азиатской России. 1917/18 уч. г. Харбин : Типография Китайской Восточной железной дороги. Т. IV. С. 262–335.

Ламажаа, Ч. К. (2013) К вопросу о национальном характере народов Центральной Азии // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 99–108.

Мелихов, Г. В. (2003) Белый Харбин: Середина 20-х. М. : Русский путь. 440 с.

Профессора Дальневосточного государственного университета. История и современность. 1899–2008 (2009) / С. М. Дударенок, Э. В. Ермакова, Е. А. Поправко, И. К. Капран и др. Владивосток : Изд-во Дальневост. ун-та. 584 с. С. 394–395.

Ситаров, В. А. (2005) Насилие и ненасилие // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 135–139.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»