Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Журнал «Знание. Понимание. Умение»  / Содержание / 2014 / №4

Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли

(Московский гуманитарный университет)

Аннотация ♦ Большое внимание к художественному наследию эпохи раннего итальянского Возрождения обусловливает потребность в более глубоком изучении отдельных произведений мастеров, внесших заметный вклад в развитие мировой художественной культуры. Статья посвящена анализу двух шедевров яркого представителя флорентийской школы живописи эпохи Раннего Ренессанса С. Боттичелли «Рождение Венеры» и «Весна», находящихся в собрании галереи Уффици (Флоренция).

Вопросы осмысления мифологических образов в творчестве С. Боттичелли были поставлены художественной критикой в большом числе фундаментальных исследований отечественных и зарубежных представителей искусствоведческой науки. Исследованы язык живописи, художественный стиль, жанровые особенности, образная структура его произведений и т. д. Пластическое содержание и состояние образов, а также своеобразие стилизаторско-режиссерского дарования мастера пока остается за рамками научных интересов специалистов. В статье впервые исследуется специфика пластичности его изобразительного языка, выявляются художественные признаки, формирующие стилистические принципы мастера. В контексте нашего исследования важно отметить интерпретацию сходных по интонации тем через пластическую режиссуру персонажей двух картин, определение роли и места пластической культуры в создании художественного образа его произведений.

На основе синхронного анализа двух картин очевиден поиск автором опосредованных связей с искусством танца, с которым художник, вероятно, был знаком через античные образцы. Раскрываются вопросы природы пластических интонаций в его образах, «режиссура» композиционных решений, метафорический смысл избранных сюжетов. Подробно проанализирована иконография персонажей в художественном восприятии мифа.

Метод стилистического анализа позволил проследить образные и структурные изменения в пластически-живописной трактовке тем на протяжении всего периода работы над ними художником. Метод синхронно-сравнительного анализа двух картин дал возможность выявить различие, развившееся из субстанции одного жанра, но по-разному реализовавшихся идей, между которыми возможно глубокое взаимопроникновение и выявление сходства.

Можно констатировать, что в ходе анализа двух произведений С. Боттичелли отчетливо прослеживаются главные стилистические черты и своеобразие его манеры, а также раскрывается существование нескольких важных источников влияний, показаны закономерности их восприятия художником. Глубокий анализ живописных работ мастера позволил выйти на уровень пластических обобщений, что является значительным шагом в теоретическом изучении и осмыслении его творческого наследия. Делается вывод об особенностях стиля художника как обобщающей категории, создающей самобытную визуализацию темы.

Ключевые слова: Итальянский Ренессанс, С. Боттичелли, пластическая категория, стилистические принципы, хореографические ассоциации, образность персонажей, иконография, композиционная драматургия, семантика картины.


Портнова Татьяна Васильевна — доктор искусствоведения, профессор кафедры культуры и искусства Московского гуманитарного университета, Института танца ГАСК, член-корреспондент Международной академии культуры и искусства, действительный член Петровской академии искусств и наук, Российской академии естествознания. Адрес: 111395, Россия, г. Москва. ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-59-40. Эл. адрес: infotatiana-p@mail.ru

Скачать

Библиограф. описание: Портнова Т. В. Пластическая интонация в образном строе картин «Рождение Венеры» и «Весна» С. Боттичелли // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 4. С. 283–290.

Дата поступления: 30.08.2014 г.

ENGLISH VERSION


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Власов, В. Г. (1995) Стили в искусстве : словарь в 3 т. СПб. : АОЗТ «Кольна». Т. 2. 544 с.

Данилова, И. (1975) От средних веков к Возрождению. М. : Советский художник. 197 с.

Дункан, А., Шнейдер, И. (1998) Танец будущего. Моя жизнь. Встречи с Есениным. Ростов-на-Дону : Феникс. 448 с.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»