Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2012

Луков М. В. Культура Происходящего и телевидение (тезаурусный анализ)

Исследование выполнено при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант РГНФ № 12-33-01055, «Тезаурусный анализ в гуманитарном знании»).


УДК 008; 130.2

Lukov M. V. The Culture of the Ongoing and TV (the Thesaurus Analysis)

Аннотация ◊ В статье охарактеризована культура Происходящего и тезаурусный анализ роли телевидения в социокультурном конструировании этой культуры.

Ключевые слова: Происходящее, культура Происходящего, телевидение, тезаурусный анализ.

Abstract ◊ The article characterizes the culture of the Ongoing and the thesaurus analysis of the role of TV in socio-cultural construction of this culture.

Keywords: the Ongoing, the culture of the Ongoing, TV, the thesaurus analysis.


Понимание Происходящего[1] как базовой категории культурфилософского анализа актуальной действительности показало, что в своей сущности оно может быть представлено как вычленяемый субъектом в потоке социокультурного времени пласт одномоментных событий разного масштаба (от рутинных повседневных действий до всемирно-исторических социокультурных трансформаций), который воспринимается таким субъектом как значимый и лежит в основании его конструирования актуальной реальности. В этом толковании Происходящее оказывается источником не только отдельных частных мыслей и действий, но и определенных целостностей, которые есть основания назвать «культурой Происходящего». Произвольные или непроизвольные актуализация, систематизация, проблематизация феноменов действительности, делающие их Происходящим (актуальной действительностью), составляют тезаурусные механизмы социокультурного конструирования культуры Происходящего.

В ходе тезаурусного анализа[2] философских оснований культуры Происходящего и роли телевидения в ее социокультурном конструировании было проведено разграничение между понятиями «культура повседневности» (под которой следует понимать сферу культурной жизни, связанную с рутинными повседневными действиями в том случае, если они более не могут относиться к другим сферам, например, к научной или к профессиональной и др., по причине автоматизации, а следовательно утраты специализации этих действий), «обыденная культура» (под которой следует понимать сферу культурной жизни, связанную с бытом и обыденным сознанием и которая может восприниматься как относительно идентичная культуре повседневности) и «культура Происходящего» (под которой следует понимать весь объем культуры, актуализированный (то есть оказывающийся в оперативной части тезауруса) в человеческой жизнедеятельности сегодняшнего дня, структурированный по тезаурусному принципу (по основанию «свое» — «чужое») и осознаваемый в аспекте приоритета новизны).

В мире наметился масштабный переход от господства «обыденной культуры» и «культуры повседневности» (далее будем считать эти термины синонимами) к господству «культуры Происходящего». Телевидение играет в этом процессе определяющую роль. Хотя после работ М. Маклюэна, объявившего о смене «Гутенберговой галактики» «галактикой Маркони», А. Тоффлера, Д. Белла, А. Турена, внедривших в парадигму современного сознания представление о постидустриальном обществе как обществе новой, информационной цивилизации, Р. Вильямса, создавшего одну из самых авторитетных концепций телевидения в западной наук, П. Бурдьё, обобщившего социологические аспекты изучения телевидения, других, в том числе и отечественных ученых было в целом создано базовое знание о телевидении как феномене современной культуры, оказалось, что до сих пор недостаточно прояснено, о какой именно культуре при этом следует говорить. Не только в трудах специалистов, но и в обыденном сознании телевидение (или прямо, или по умолчанию) рассматривается как «искусство для бедных», как часть «массовой культуры» (которую можно рассматривать в качестве современной разновидности обыденной культуры), что не позволяет в ряде случаев решить некоторые теоретические проблемы, диктует и определенную практику развития телевидения, основанную на преувеличении роли стереотипов массового сознания, и вполне естественное при таком подходе критическое отношение интеллектуальной элиты к телевидению вплоть до его полного отторжения. Между тем, телевидение не сводимо ни к искусству (пусть к комплексному «искусству для бедных»), ни к «массовой культуре». Представляется, что более продуктивна иная концепция. В современную эпоху нарастает процесс перехода от жизни человека в рамках обыденной и профессиональной культуры к его существованию в новом измерении, определяемом понятием «культура Происходящего». Действительно, в прошлом день человека был наполнен обыденными заботами (семья, дом, пища и т. д.), к которым добавлялись проблемы, связанные с его родом деятельности. Очень немногие выходили за этот весьма четко очерченный круг. Сначала широчайшее распространение образования, затем на его базе книги и газеты, а с начала XX века радио для миллионов людей разорвали этот круг. Появление телевидения и его распространение по всему миру стало решающим фактором осуществления подлинной культурной революции, формирующей на планете культуру Происходящего. И телевидение не только отражает, но и конструирует эту культуру.

Подчеркнем, что она отличается от массовой культуры, основанной на стереотипах, «готовых идеях» (при том, что и массовая культура выполняет некие необходимые функции в жизни человечества). Культура Происходящего опирается на новость, даже если это только новость сегодняшнего дня. Телевидение удовлетворяет данную потребность в новой информации самого широкого спектра — от последней моды на платье до только что сделанного научного открытия. Другая базовая потребность, которую телевидение начало удовлетворять достаточно успешно только после разрешения ряда технических задач, — досуговая. Она все более значительна в обществе, где времени для досуга достаточно, и, благодаря новому качеству телевизионной аппаратуры и распространению телевидения по всему миру, она так тесно сплелась с первой функцией, что они сложились в некое ядро — биполярную функциональность телевидения. Информационность обрела черты сенсационности, и, таким образом, новость стала развлечением, телевидение закрепило эту тенденцию, складывавшуюся в человеческом сознании веками, но вышедшую на первый план только в относительно безопасном обществе, символом которого может стать человек, удобно расположившийся в кресле перед телевизором. Бифункциональность — фундаментальная черта телевидения на сегодняшний день, хотя не обязательно «вечная», так как оно имеет тенденцию быть полифункциональным.

Однако замечено: люди в условиях комфорта все равно чаще всего смотрят передачи о катастрофах, убийствах, войнах, бандитах, преступлениях, спорте (игровой форме противостояния), чуть реже о любовных связях, сексе, семье, детях, еще меньше о государственных событиях, политических интригах, борьбе за власть, наконец, далеко не вся аудитория собирается у телевизора, если речь идет об искусстве (особенно классическом), науке (особенно фундаментальной), вопросах религии. Телевизионные рейтинги, по которым в американской модели телевидения, господствующей на сегодняшний день, составляется сетка программ, подтверждают объективность этого наблюдения.

Такое положение дел мы интерпретируем с помощью тезаурусного подхода, понятия «пирамиды тезауруса», именно так выстроенной в сознании субъекта. Условия жизни человека меняются быстрее, чем его тезаурус — систематизированный по основанию «свое» — «чужое» свод представлений о той части мировой культуры, которую может освоить субъект. Современное телевидение (его американская модель) поддерживает существующую, унаследованную от далеких предков (когда проблемы выживания и размножения были главными) пирамиду тезауруса, более того, конструирует ее в современном обличии, в форме культуры Происходящего. Но, следовательно, оно потенциально имеет возможность и могучие средства для изменения конфигурации тезауруса, внесения изменений в содержание этой культуры.

Способность телевидения к конструированию культуры Происходящего реализуется через воздействие на зрителей телевизионной картины мира[3]. Культурологическое исследование телевидения позволяет поставить вопрос о существовании этой особой картины мира, не совпадающей ни с научными картинами мира, ни со сферой художественного осмысления действительности, даваемого различными искусствами и их совокупностью.

Изучение телевизионной картины мира — масштабная задача, которую в полном объеме можно разрешить лишь коллективными усилиями ученых в течение многих лет. Однако очевидны наиболее значимые ее параметры — это, прежде всего, пространственно-временной континуум, названный М. М. Бахтиным применительно к художественной литературе хронотопом. Анализ проблемы времени в телевизионной картине мира позволил установить, что при внешнем все большем приближении телевизионного времени к времени реального события (особенно ярко проявляющемся в реалити-шоу) основной принцип телевидения совершенно иной, связанный с ускорением («акселерацией») телевизионного времени по сравнению с реальным, на фоне чего реальное время реалити-шоу и других аналогов ощущается зрителем как замедление («ретардация»). Эти значимые отступления от реального течения времени определяются в совокупности термином «гетерохрония». Такое же отступление от реальности обнаружено и в пространственном параметре телевизионной картины мира. Анализ видеоряда позволяет определить основной принцип построения телевизионного пространства — принцип проницаемости пространства. Доминантой культуры Происходящего, отражаемой телевидением и конструируемой им, в результате совместного действия гетерохронии и проницаемости, становится единственная устойчивая точка — «здесь и сейчас», остающаяся реальной в квазиреальном образе действительности.

Телевидение стало «третьей реальностью» (посредником между «первой реальностью» — объективной действительностью и «второй реальностью» — ее отражением в тезаурусе субъекта), могучим конструктором современной культуры. В этом и видится задача телевидения в мировой культуре — конструирование культуры Происходящего. Порожденная суживающейся кверху пирамидой тезауруса, телеинформация (которая принципиально отличается от объективно значимой культурной информации) изо дня в день укрепляет эту конфигурацию культуры Происходящего, заново ее отражает — и еще более укрепляет.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Термин И. М. Ильинского. См.: Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006; Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 3–8; и др.

[2] См.: Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 93–100; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2008; Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / Отв. ред. Вл. А. Луков. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008; Гайдин Б. Н. Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса» : Монография. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2011.

[3] О телевизионной картине мира см. подробнее: Луков М. В. Телевидение: телевизионная картина мира [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/ (дата обращения: 6.10.2012).


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гайдин Б. Н. Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса» : Монография. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2011.

Захаров Н. В. Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / Отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2008.

Ильинский И. М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006.

Ильинский И. М. Прошлое в Настоящем // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 3–8.

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С. 93–100.

Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Национального института бизнеса, 2008.

Луков М. В. Телевидение: телевизионная картина мира [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». 2008. № 4 — Культурология. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/ (дата обращения: 6.10.2012).


REFERENCES (TRANSLITERATION)

Gaidin B. N. Vechnye obrazy kak konstanty kul'tury: tezaurusnyi analiz «gamletovskogo voprosa» : Monografiia. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2011.

Zakharov N. V. Shekspirizm russkoi klassicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz / Otv. red. Vl. A. Lukov. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2008.

Il'inskii I. M. Mezhdu Budushchim i Proshlym: Sotsial'naia filosofiia Proiskhodiashchego. M. : Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta, 2006.

Il'inskii I. M. Proshloe v Nastoiashchem // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. № 3. S. 3–8.

Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusnyi podkhod v gumanitarnykh naukakh // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2004. № 1. S. 93–100.

Lukov Val. A., Lukov Vl. A. Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia. M. : Izd-vo Natsional'nogo instituta biznesa, 2008.

Lukov M. V. Televidenie: televizionnaia kartina mira [Elektronnyi resurs] // Elektronnyi zhurnal «Znanie. Ponimanie. Umenie». 2008. № 4 — Kul'turologiia. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2008/4/Lukov_TV_World-view/ (data obrashcheniia: 6.10.2012).


Луков Михаил Владимирович — кандидат философских наук, доцент Гуманитарного института телевидения и радиовещания им. М. А. Литовчина.

Lukov Mikhail Vladimirovich, Candidate of Science (philosophy), associate professor at M. A. Litovchin Institute of TV and Broadcasting for the Humanities.

E-mail: lookoff@mail.ru


Библиограф. описание: Луков М. В. Культура Происходящего и телевидение (тезаурусный анализ) [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/5/Lukov_Culture-of-the-Ongoing/ (дата обращения: дд.мм.гггг).



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»