Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №5 2012

Круглов В. И, Цветлюк Л. С. Об эффективности оценок качества образования

УДК 378; 316.344.3; 374.3

Kruglov V. I., Tsvetlyuk L. S. On the Efficiency of Education Quality Estimation

Аннотация ◊ Рассматриваются вопросы модернизации системы образования в современных условиях, с учётом разработки и апробации новых критериев оценки качества образования и завершения работы над новым Федеральным законом «Об образовании». Авторы предлагают свои подходы по этим вопросам и представляют свои суждения на IX Международную научную конференция «Высшее образование для XXI века», проводимую в Московском гуманитарном университете 15–17 ноября 2012 года.

Ключевые слова: образование, качество образования, система образования, знания, государство, общество, бизнес, государственные учебные заведения, негосударственные учебные заведения.

Abstract ◊ The paper examines the issues of the modernization of the education system in the modern context taking the elaboration and approbation of new criteria for education quality estimation and the completion of the work on the new Federal Act “On Education” into account. The authors offer their approaches to these issues and present their arguments for the 9th International Scientific Conference “Higher Education for the 21st Century” (Moscow University for the Humanities, 15–17 November, 2012).

Keywords: education, the quality of education, the system of education, knowledge, state, society, business, state educational institutions, non-state educational institutions.


В государственных (ГОУ) и негосударственных (НОУ) образовательных учреждениях Российской Федерации контингент обучающихся (выпускников) распределяется в долевом соотношении: в государственных образовательных учреждениях (ГОУ) — 75 %, в негосударственных образовательных учреждениях (НОУ) — 25 %. При этом в ГОУ более 50 % студентов обучается на платной основе, из них за счёт профессионального сообщества — 10–15 %, остальные — за счёт физических лиц, т. е. — 65–70 %.

Качество образования определяется уровнем востребованности результата образования, т. е. выпускников со стороны: государства; профессионального сообщества (отраслевых предприятий, объединений); общества; физических лиц (абитуриентов, их родителей, обучающихся).

Уровень качества образования определяется уровнем востребованности выпускников и должен обеспечиваться соответствующим уровнем экономической и материально-технической поддержки.

Рассмотрим современную систему влияния востребованности результата образования на оценку его качества со стороны заказчика (государства, профессионального сообщества, общества, физических лиц).

1. Государство обеспечивает бюджетное финансирование образовательных учреждений по всем образовательным программам после оценки уровня качества образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательного учреждения.

1.1. Проблемы, существующей системы: отсутствие эффективных механизмов определения долевого финансирования бюджетной и платной частей обучающихся; отсутствие принципов и методик учёта результатов внешних экспертных оценок и государственной аккредитации на объём бюджетного финансирования, в связи с чем обучение платного контингента обучающихся осуществляется за счёт бюджета (в различных больших или меньших долях в зависимости от принятых в образовательном учреждении принципов распределения внебюджетных поступлений); разный уровень предыдущей подготовки абитуриентов, поступающих на бюджетную и платную форму обучения, при этом оценка качества обучающихся осуществляется интегрально; выпускники устраиваются (распределяются) на работу только в 40–50% случаев по профилю подготовки, осуществленной за счет бюджета; отсутствие механизмов государственного экономического стимулирования при достижении необходимого уровня качества подготовки выпускников, результатов государственной аккредитации и, соответственно, механизмов порицания (наказания) со стороны учредителей при отрицательных результатах. Необходимо развивать комплексные методы внешней оценки с обратной связью, вместо простой констатации результатов оценки; отсутствие методик и материалов для оценки соответствия образовательных программ требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов ФГОС (3-го поколения); отсутствие оценочных материалов и методик для оценки деятельности образовательных учреждений среднего профессионального и начального профессионального образования.

1.2. Задачи по улучшению системы: совершенствование внутренних механизмов и систем управления образовательной деятельностью (учреждением), самооценки и контроля, в том числе — систем качества образовательных учреждений, формирование и развитие оригинальных и универсальных (государственных) оценочных (тестовых) материалов для различных уровней образования; формирование и развитие социологических оценок на уровне самооценки для повышения объективности и прозрачности их результатов и учета при проведении внешних оценок; совмещение самооценок с оценками профессионального сообщества и общества; развитие процессов и способов оперативного и прозрачного представления результатов самооценок и внешних оценок в средствах СМИ, Интернете, на сайтах и информационных материалах об образовательных учреждениях (создание и совершенствование внутреннего мониторинга); создание новых методик и материалов для оценки соответствия требованиям ФГОС 3-го поколения; создание механизмов и методик использования результатов самооценок и внешних оценок на материально-техническое и финансовое обеспечение образовательных учреждений; формирование эффективных экономических отношений в образовании.

Через оценку уровня качества образовательной деятельности к уровню его обеспечения.

2. Профессиональное сообщество обеспечивает установление своего уровня востребованности и порога качества подготовки выпускников через создание системы профессиональной оценки на соответствие квалификационным требованиям и впервые создаваемым профессиональным стандартам. Объём финансирования образовательного рынка со стороны профессиональных сообществ — 10–15 % обучаемых.

Проблемы: разнородные отраслевые требования к квалификациям, устаревший тарифно-квалификационный справочник, отсутствие в большей части отраслей профессиональных стандартов и систем профессионального признания (экзаменов, сертификации персонала).

Задачи: разработка профессиональных стандартов с учётом требований федеральных государственных образовательных стандартов; создание систем оценки профессиональных квалификаций выпускников (методик, повышения квалификации работников кадровых служб) совместно с Рособрнадзором, учредителями вузов; формирование методик интегральной оценки деятельности образовательных учреждений в процедурах государственной аккредитации с учетом результатов профессиональных оценок, общественно-профессиональных оценок, общественного признания; формирование систем и механизмов: профессиональной оценки содержания образовательных программ, эффективности применения образовательных технологий и степени их влияния на качество образовательных программ, управления вузом, включая уровень и характеристики образовательного менеджмента, организации деятельности вуза, включая их предпринимательскую активность, проработка с отдельными предприятиями, отраслевыми объединениями вариантов проведения совместных мероприятий по общественной оценке качества реализации образовательных программ в учебных заведениях различных типов для различных секторов рынка труда, организация работы с зарубежными организациями и экспертными сообществами в области общественной профессиональной оценки качества образования.

3. Общество. Обеспечение внешней оценки деятельности образовательных учреждений в обсуждениях на общественных мероприятиях и создание имиджа образовательных учреждений в СМИ, в рейтингах.

Проблемы: неоднородный характер и недостаточная объективность информационных материалов, публичных обсуждений; значительные трудности, сопровождающие весь цикл работ — сбор первичной информации о вузе, организация обследований среди студентов и преподавателей, формирование и поддержание работоспособности экспертного пула, организация обследований среди работодателей.

Задачи:

  • развитие ранжирования вузов в Российской Федерации — общественная оценка качества образования, результаты используются для привлечения абитуриентов при поступлении и работодателей для поиска наиболее эффективных сотрудников;
  • проведение работы по формированию общественного мониторинга эффективности взаимодействий и влияния на сферу образования профессионального сообщества, работодателей;
  • содействие общественным организациям в развитии международных контактов в области взаимного признания систем общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ университетов России и других стран мира.

Объём финансирования рынка образовательных услуг за счет общественных фондов, грантов и др. — 2–5 % обучаемых.

4. Физические лица (семьи) также обеспечивают установление своего уровня востребованности и условный уровень качества подготовки выпускников через информацию на сайтах образовательных учреждений, ведомств, предприятий, в СМИ, в публичных и индивидуальных обсуждениях.

Проблемы: неоднородность и недостаточная объективность получаемой информации; малая оперативность информационного обеспечения населения, особенно в удаленных регионах; различный уровень финансового обеспечения разных слоев общества.

Задачи: создание механизмов оценки эффективности и качества информационных сайтов; формирование общественных механизмов оценки и широкого информирования общества об объективности и достоверности материалов, представляемых в СМИ о системе образования; формирование механизмов стимулирования семей и лиц, поддерживающих образовательные учреждения, качественно реализующие образовательные программы, актуальные для современной экономики России.

Объем финансирования рынка образовательных услуг за счёт физических лиц — 40–55 % обучаемых.


Круглов Виктор Иванович — доктор технических наук, генеральный директор ФГУ «Интеробразование». Тел.: +7 (499) 255-20-04.

Kruglov Viktor Ivanovich, Doctor of Science (engineering), the general director of the Federal State Institution “Intereducation” (“Interobrazovanie”). Tel.: +7 (499) 255-20-04.

Е- mail: krugviktor@narod.ru

Цветлюк Лариса Сергеевна — доктор исторических наук, ректор Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Институт непрерывного образования» (Москва). Тел.: +7 (499) 347-22-11.

Tsvetlyuk Larisa Sergeevna, Doctor of Science (history), the rector of the Institute of Lifelong Education (Moscow City). Tel.: +7 (499) 347-22-11.

E-mail: mcsu@mail.ru


Библиограф. описание: Круглов В. И, Цветлюк Л. С. Об эффективности оценок качества образования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2012. № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/5/Kruglov_Tsvetlyuk_Education-Quality-Estimation/ (дата обращения: дд.мм.гггг).

См. также:


в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2017
Вышел  в свет
№4 журнала за 2017 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»