Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Новости


Новости

09.03.2014 

Монография С. В. Горюнкова «Мета-коды культуры»

Горюнков С. В. Мета-коды культуры. ― СПб. : ООО «Контраст», 2014 ― 304 с. ISBN 978-5-4380-0041-9

Горюнков С. В. Мета-коды культуры. ― СПб. : ООО "Контраст", 2014 ― 304 с. ISBN 978-5-4380-0041-9Вышла в свет монография Сергея Викторовича Горюнкова «Мета-коды культуры» (СПб. : ООО «Контраст», 2014). По мнению автора, современная научная картина мира ― это дом, построенный на песке тавтологических предпосылок. В книге рассматриваются пути решения двух задач: обновление предпосылочной базы с целью устранения тавтологии и обновление самой картины мира.

Электронный адрес автора: RKC-alfa@mail.ru.

То, что казалось логически и научно неизбежным,
в конце концов оказалось иллюзией,
и явление предстаёт нам в таких формах,
которые никем не ожидались.

Мы подходим к очень ответственному времени,
к коренному изменению нашего научного мировоззрения.

В. И. Вернадский

СОДЕРЖАНИЕ

Вместо предисловия: О главной научной загадке

Глава I. Проблема предпосылочных оснований

Глава II. Проблема непроявленной семантики

Глава III. Метаязык мифов и матричный принцип

Глава IV. Матричный принцип и эволюция

Глава V. Программирующая функция культуры

Глава VI. Тезаурусное лицо культуры

Глава VII. Историческая динамика культуры

Глава VIII. Диалогический аппарат культуры

Глава IX. Метаязыковое содержание культуры

Глава X. Мифологема «Омфал»

Глава XI. Сакральная география

Глава XII. Институт священной власти

НЕКЛАССИЧЕСКОЕ МИРОПОНИМАНИЕ
(рецензия на книгу С. В. Горюнкова «Мета-коды культуры»)

Рецензировать книгу «Мета-коды культуры» и, тем более, давать оценку абсолютно всему, о чём в ней говорится, очень трудно ― настолько она необычна. Но есть в книге стержневой момент, отношение к которому позволяет определиться и с отношением ко всей книге в целом. Таким стержневым моментом является авторский взгляд на исторический процесс как на явление, целиком и полностью обусловленное причинами духовного, а не материального, порядка.

Современное массовое сознание, воспитанное предыдущими десятилетиями в традиции материалистических представлений о мире, этот новый взгляд или вообще не воспринимает, или воспринимает с большим трудом. Но в том-то и заключается ценность книги, что сама материалистическая концепция мироустройства раскрывается в ней не как бесспорная истина, обретённая в процессе объективного изучения реальности, а как чисто условная, умозрительная гипотеза, искусственно навязанная общественному сознанию в обход противоречащих ей фактов. Автор придерживается здесь точки зрения, суть которой предельно ясно выразил Владимир Иванович Вернадский, видевший в материализме незаконно охватившее науку и чуждое ей философское представление. Материализм, ― писал он, ― это «течение мысли, которое было живым в конце XVIII, середине XIX века и которое в тех проявлениях, в каких оно выражено в современной науке, является историческим пережитком» (стр. 161 рецензируемой книги).

Критика материализма болезненно воспринимается той частью общественности, которая привыкла думать, что подлинно-научным мировоззрением является только материализм и что отказ от него равносилен возврату к давно преодолённому рациональным знанием религиозному образу мышления. Но автор показывает, что это глубоко ложный ход мысли, возникший на почве плохого знания истории науки. На самом деле материализм не преодолевает и не опровергает религию, а просто игнорирует её. Тем самым он противопоставляет себя не религиозному, а более широкому научному взгляду на мир, учитывающему отвергнутые материализмом факторы. А таким более широким взглядом, как показывает автор, является в истории науки образ мышления, исходящий не из идеи эволюционного усложнения мира, а из идеи его изначальной сложности.

В современном научном обиходе этот более широкий образ мышления принято называть системным, или неклассическим ― выводящим на качественно новый мировоззренческий уровень. Автор подводит читателей к той мысли, что овладение азами неклассического миропонимания ― насущная культуростроительная задача текущего момента: именно с её решением приходится сегодня связывать надежды и на оздоровление нравственного состояния общества, и на улучшение качества управленческой практики.

Здесь уместно обратиться к тексту самой книги. Цитирую:

«Современная система представлений о мире, поделившая свои объяснительные функции между знанием без веры и верой без знания, даёт на вопрос о месте человека в мире хотя и противоположные, но равно-неудовлетворительные своей неполнотой ответы. То есть она предлагает вопрошающим типичный манипулятивный псевдовыбор. Для нужд контроля, например, слишком соблазнительна вера без знания, превращающая людей в “стадо овец”, а для нужд конкуренции — знание без веры, превращающее их в “стаю волков”. И уж подавно соблазнительна, с точки зрения повседневно-обывательского “умения жить”, свобода выбора между верой без знания, освящающей моральное право на бездумье, и знанием без веры, обосновывающим моральное право на любую выгодную подлость.

Между тем характер современного общества обнаруживает всё более заметную несовместимость с рассчитанным на массовое невежество псевдовыбором. Современное информационное общество уже не хочет выбирать между “морковками” веры без знания и знания без веры <…> Оно настоятельно требует нового, очеловеченного мировоззрения, в котором нашли бы смысл и оправдание его самые сокровенные мечты, самые заветные цели и самые потаённые надежды» (стр. 227–228).

И это не просто благие пожелания. Автор привлекает интереснейший материал по истории науки, свидетельствующий, что общество стоит на пороге радикального обновления современных представлений о мироустройстве. Более того: на основе этого материала он намечает контуры принципиально новой картины мира и даже ставит вопрос о проблеме «посмертного воздаяния за деяния» как наполненной уже не только религиозным, но и строго-научным содержанием (стр. 224–227).

Тема смены мировоззренческих предпосылок ― не единственная в книге. Не меньше внимания в ней уделено выведению следствий из новых предпосылок. А в результате книга охватывает собою необычайно огромный круг вопросов, проблем и явлений, ― что и делает её интересной для самых разных категорий читателей.

Это, впрочем, не означает, что книга предназначена для всех вообще. По большому счёту, она адресована не массовому читателю, а лишь такому, чьи профессиональные интересы и кругозор находятся на самом острие проблем истории культуры. Но очевидно и то, что заложенный в книге потенциал способен в перспективе даже массовое сознание поднять на качественно новый уровень понимания этих проблем. Так что впереди у книги, несомненно, большое будущее.

Академик, вице-президент
Международной славянской академии,
член Союза писателей России
Иван Владимирович Дроздов


См. также:

вернуться в список



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»