Журнал индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Ulrich’s Periodicals Directory

CrossRef

СiteFactor

Научная электронная библиотека «Киберленинка»

Портал
(электронная версия)
индексируется:

Российский индекс научного цитирования

Информация о журнале:

Знание. Понимание. Умение - статья из Википедии

Система Orphus


Инновационные образовательные технологии в России и за рубежом


Московский гуманитарный университет



Электронный журнал "Новые исследования Тувы"



Научно-исследовательская база данных "Российские модели архаизации и неотрадиционализма"




Знание. Понимание. Умение
Главная / Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / №1 2014

Луков Вал. А. Институт фундаментальных и прикладных исследований МосГУ: проекты, люди, идеи

УДК 009

Lukov Val. A. The Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities: Projects, Persons, Ideas

Аннотация ♦ В основе статьи — доклад директора Института фундаментальных и прикладных исследований Вал. А. Лукова, сделанный им на научной сессии ИФПИ 28 февраля 2014 г. Характеризуются организационная модель Института, достигнутые за 10 лет научные результаты, проблемы развития и перспективы ИФПИ. Показаны возможности проектного подхода к организации деятельности научных подразделений в современных условиях.

Ключевые слова: Институт фундаментальных и прикладных исследований, Московский гуманитарный университет, научное проектирование, организация научной работы.

Abstract ♦ The main part of the article is the report of the director of the Institute of Fundamental and Applied Studies (IFAS) Valery A. Lukov presented at the academic session of the Institute on February 28, 2014. The author characterizes the organizational model of the Institute, the research results obtained during the last 10 years, the development problems and prospects of the IFAS. The capabilities of the project approach to the organization of the activity of research units in the current context.

Keywords: Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, research projection, organization of research work.


На августовском совещании 2003 г. ректор Московского гуманитарного университета И. М. Ильинский сказал: «Мы не оставляем мысли о том, чтобы создать комплекс исследовательских центров во главе с видными российскими учеными, которых мы хотим пригласить на работу в наш Университет, объединив их в рамках Института гуманитарных исследований» (Ильинский, 2004: 433). До создания ИГИ оставалось менее полугода, до образования в структуре ИГИ исследовательских центров — два с половиной года, до слияния в едином исследовательском институте, преобразованном из ИГИ в Институт фундаментальных и прикладных исследований, ряда структур, выступающих ныне как комплекс исследовательских центров, оставалось почти пять лет... Сегодня ИФПИ осмысливает свой 10-летний путь.

Итак, Институт гуманитарных исследований Московского гуманитарного университета (ИГИ) был создан приказом ректора МосГУ от 16 февраля 2004 г. № 165к. Согласно Временному положению об Институте гуманитарных исследований, его целями были определены разработка фундаментальных и прикладных проблем гуманитарных, социальных, экономических наук, проведение междисциплинарных исследований проблем человека и человеческой деятельности и формирование научно-исследовательских предпосылок для реализации задач МосГУ по развитию университетского образования, внедрению новых образовательных программ, идей и технологий, развитию научных школ Московского гуманитарного университета. Соответственно этим целям определялись и основные задачи ИГИ.

Институт не возникал на не освоенном наукой пространстве. МосГУ наследовал от ВКШ сильный состав ученых-обществоведов, ведущие позиции в исследовании молодежной проблематики, инфраструктуру научной деятельности и подготовки научных кадров, большие издательские возможности (Ильинский, 2009). Высокий авторитет в научном сообществе имел Научно-исследовательский центр, в котором под руководством его директора И. М. Ильинского сформировался коллектив серьезных исследователей, осуществлялись научные проекты огромного общественного значения. Прежде все это относится к выдвижению концепции государственной молодежной политики и разработке законопроекта «О государственной молодежной политике в СССР» (Ильинский, Луков, 2008).

И в новых исторических условиях научные достижения советского периода не были утеряны. И. М. Ильинский, возглавив вуз, продолжил выдвигать крупные инициативы, определившие основные направления развития научной жизни Московского гуманитарного университета. В сотрудничестве Университета с крупными учеными были реализованы преимущества негосударственного вуза, который может более свободно избирать организационные формы НИР. В конце 1990-х годов три инициативы университета (тогда еще носившего имя Институт молодежи) особенно ярко продемонстрировали это. В 1999 г. И. М. Ильинский пригласил всемирно известного философа, социолога, логика Александра Александровича Зиновьева возглавить Исследовательский центр А. А. Зиновьева. Итогом стали его книги, подготовленные в годы работы в МосГУ, «Логическая социология» (Зиновьев, 2002; 2003) и «Логический интеллект» (Зиновьев, 2005; 2006). Для студентов Университета — победителей конкурсов на лучшую научную работу была создана Школа А. А. Зиновьева, которую за годы ее работы окончили 144 студентов МосГУ.

Другая крупная инициатива такого рода — создание в 1999 г. Русского интеллектуального клуба, объединившего видных ученых, политических деятелей, публицистов. Эта уникальная форма научной дискуссии и экспертных оценок в сочетании с живым, эмоциональным обсуждением вопросов, которые волнуют мыслящих россиян, позволила привлечь к работе Клуба крупных ученых и экспертов-практиков (Русский ... , 2000; 2013).

Приезд в вуз директора ЮНЕСКО Ф. Майора и мэра Москвы Ю. М. Лужкова 15 мая 1999 г. был ознаменован объявлением Института молодежи «Территорией культуры мира» и приданием особого значения учрежденному в 1997 г. по инициативе И. М. Ильинского и Ф. Майора Международного института «Молодежь за культуру мира и демократии», ряд проектов (исследования, международные научные конференции) которого позволил привлечь в Университет крупнейших российских и зарубежных ученых, лауреатов Нобелевской премии, академиков РАН и научную молодежь.

Эти три события сыграли заметную роль в становлении вуза как научного учреждения университетского типа. В конечном итоге лишь взаимодействие в постоянном режиме с выдающимися деятелями науки, можно сказать — привычка к работе с ними на единой интеллектуальной волне создает условия для устойчивого воспроизводства творческих импульсов в масштабах всего научного сообщества той или иной научно-образовательной организации, претендующей на звание университета.

В целом научные ресурсы Московского гуманитарного университета позволяли реализовать крупные проекты, сочетающие теоретико-методологическую проработку и прикладной характер исследований, причем такие проекты, которые одним из своих результатов имели бы внедрение полученных данных и выводов в образовательный процесс. Фундаментальный уровень НИР обеспечивался как высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом Университета, учеными, работавшими в нем, так и тесными связями вуза с ведущими научными учреждениями страны.

На этом положительном фоне следует рассматривать три крупные инициативы И. М. Ильинского, выдвинутые им в 2004 г. и определяющие научное лицо МосГУ в течение десяти последующих лет. В январе был зарегистрирован научный журнал МосГУ «Знание. Понимание. Умение», в феврале был создан Институт гуманитарных исследований, в апреле проведена первая Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века». Это не случайное совпадение событий, это три научно-организационные опоры выдвинутой незадолго до этого цели, поставленной И. М. Ильинским на августовском совещании 2002 г., — развития вуза как крупного, с общероссийским и мировым значением научно-исследовательского центра в области гуманитарных и социальных наук (Ильинский, 2004: 359).

О модели ИФПИ МосГУ. За десять лет в составе Института изменения происходили не часто. В 2004 г. численный состав сотрудников составлял 9 человек, 5 из них работают в ИФПИ и сегодня. В 2008 г. после преобразования ИГИ в ИФПИ и включения в его структуру ряда научных подразделений, которые до этого времени действовали самостоятельно, число сотрудников увеличилось вдвое. Далее происходили структурные изменения, и число сотрудников вновь уменьшалось. Сейчас в ИФПИ на 9,5 ставках работают 14 сотрудников (включая директора). В сравнении со штатным составом НИЦ при ВКШ, насчитывавшего 203 сотрудника, это число невелико. Невелик и размер оплаты труда. Об этих двух чертах модели Института ректор говорил еще при самом его основании. Суть в том, что небольшому числу сотрудников даются возможности вести научную работу в режиме проектов, которые позволят привлечь к решению актуальных научных задач значительно большее число людей и финансовые средства, которые, помимо прочего, и поднимут жизненный уровень сотрудников, не обеспечиваемый невысокими зарплатами.

Очевидно, что модель Института в составе университета не может иметь только две названные характеристики. Как и везде в науке, институт получает свое признание своими трудами, своими исследовательскими проектами, своими идеями, авторитетом работающих в нем ученых. Это, конечно, зависит от того, кто и с чем приходит в институтского сообщество. Посмотрим на это сообщество пристальнее.

Всего за все эти десять лет в статусе сотрудников Института работали 29 человек. По знакам признания в научном сообществе картина выглядит так: 1 академик РАН, 2 члена-корреспондента РАН, 4 заслуженных деятелей науки РФ, 18 докторов наук, 10 кандидатов наук, 9 членов и членов-корреспондентов Международной академии наук (IAS). Число докторов и кандидатов наук следует рассматривать в динамике прошедшего десятилетия: в период работы в ИФПИ подготовили и защитили докторские диссертации 4 сотрудника (В. А. Гневашева, Ч. К. Ламажаа, Э. М. Спирова, А. Б. Тарасов), кандидатские диссертации — тоже 4 сотрудника (Б. Н. Гайдин, Г. Ю. Канарш, В. А. Лапшин, О. О. Намлинская). Процесс продолжается, представлена к защите докторская диссертация Н. В. Захарова, в докторантуре МосГУ — А. И. Фурсов. Работа над диссертациями и их защита — важный показатель жизнеспособности научного коллектива. И показатель сложившихся отношений между поколениями исследователей. На момент прихода в ИФПИ 13 сотрудников были в возрасте до 30 лет. Уже то, что почти половина всех, кто вступал в этот коллектив — молодые ученые, большая редкость для научных коллективов в сфере гуманитарных и социальных наук. Но важнее не фактор возраста, а фактор развития: более ¾ молодых сотрудников института защитили докторские и кандидатские диссертации на базе исследований, проведенных ими в ИФПИ.

В организационном отношении исключительно важной стала установка на осуществление НИР по правилам научного проектирования. Университет в начале 2000-х годов имел малое число проектов, поддержанных научными фондами. Дело сдвинулось с мертвой точки с приходом на работу в управленческий аппарат Университета А. Б. Тарасова, а немного позже Н. И. Тимофеевой, имевших опыт работы в ведущих научных фондах страны — РГНФ и РФФИ. Начался переход в работе с проектами по технологиям научно-организационного сопровождения каждого проекта и фандрайзинга (сбора средств на проект из разных источников). Это дало толчок к активизации научно-исследовательской работы на нескольких кафедрах. Но основную роль во внедрении проектного подхода в НИР сыграл ИФПИ. В среднем за 10 лет ежегодный вклад Института в привлечение внешних источников финансирования на цели НИР составляет более 30% от объема выигранных Университетом грантов, а в последние 5 лет — около 60%. В итоге осуществлено при поддержке РГНФ, РФФИ, Роснауки, ЮНЕСКО 78 проектов. В них приняли участие в качестве исполнителей в общей сложности около 200 человек: кроме сотрудников ИФПИ это и профессора, преподаватели кафедр, аспиранты, студенты МосГУ, ученые из других образовательных и научных организаций. Общий объем привлеченных средств составил более 55 млн руб. Среди прочего, это важный вклад в успешное прохождение Университетом государственных аккредитаций в 2008 и 2013 гг., признание МосГУ эффективным вузом по итогам мониторинга 2013 г. и др.

В итоге справедливо будет признать эффективной и модель ИФПИ как научного подразделения Университета, реализованную в 2004 г.

Научные результаты. Наиболее существенными научными результатами научно-исследовательской работы ИФПИ стали:

в области методологии гуманитарных наук: разработка тезаурусной концепции, систематизация ее положений в качестве основы для субъектной организации гуманитарного знания, понимания человека и его мира (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2008; 2013; Захаров, 2008; Ламажаа, 2013). Тезаурусный подход в методологическом аспекте выражает движение от междисциплинарности к трансдисциплинарности — разрабатываемой в современной философии и науковедении концепции синтезирования ресурсов дисциплинарной и внедисциплинарной сфер познавательной деятельности, результаты чего раскрываются в трех взаимосвязанных перспективах: переоценке представлений о гносеологической ценности знания, новых представлениях о субъекте познания и предпосылках формирования теорий (Lawrence, 2004: 488–489). В ИФПИ сформировалась научная школа на основе применения тезаурусного подхода для решения ряда научно-исследовательских задач в социологии, филологии, культурологии, социальном проектировании и других сферах научного знания и социокультурной практики;

в области фундаментальных наук о человеке и обществе: осмысление взаимодействия биологического и социального как того, что имеет место, является значимым и реализуется не в некоторых выделенных точках континуума человеческого существования, а на всем его протяжении, что важно для развития таких перспективных направлений науки, как биоэтика и биосоциология (Юдин, 2008; 2011a; 2011b; 2013; Тищенко, 2008; 2010; Луков, 2013). Выявлены концептуальные и методологические особенности и разработаны технологии гуманитарной экспертизы в условиях глубоких и динамичных трансформаций (Горизонты … , 2011; Киященко, Тищенко, 2011; Луков, 2012a; Юдин, 2012). Гуманитарной экспертизе подвергнут ряд актуальных проблем (медико-биологические исследования, дедовщина в армии и др.), а также проведены обширные исследования по содержанию проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», направленные Университетом органам государственной власти (Луков Вал. А., Луков Вл. А., 2010a; 2010b; 2010c). Проведена концептуальная разработка темы «Российские модели архаизации и неотрадиционализма в условиях модернизации» (Ламажаа, 2009; 2010). Осмыслены философские основания социальной справедливости (Канарш, 2010; 2011);

в области социологии молодежи: выявление концептуального звена в новейших отечественных теориях молодежи и формирование тезаурусной концепции молодежи (Луков, 2012b); социолого-экономический анализ молодежного сегмента рынка труда на основе формирования профессиональных компетенций через систему высшего профессионального образования (Гневашева, 2010a); обобщение тенденций в ценностных ориентациях молодежи на базе проведенных эмпирических исследований (Гневашева, 2010b; Луков Вал. А., Луков Вл. А., Захаров, 2011);

в области исследования русской литературы: разработка технологии мониторинга состояния отечественной словесности на основе материалов конкурса произведений, представленных на соискание Бунинской премии (Бэлза, Воротников, Луков, 2009);

в области исследования мировой литературы в контексте культуры: построение истории литературы на основе выделения персональных моделей (Луков Вл. А., 2006a; 2006b; 2006c; 2012), теоретическая трактовка шекспиризма и шекспиризации как культурных феноменов (Захаров, 2008; Захаров, Луков, 2012), тезаурусный анализ культурных констант (Гуманитарные константы … , 2008; Гайдин, 2009a; 2009b);

в области исторических исследований: осмысление информационной войны против России на современном этапе и формирование в этом ключе подходов к разработке общеуниверситетского научного проекта «Демифологизация истории России» (Фурсов, 2014); переосмысление истории комсомола (Ручкин, 2012).

Эти — лишь часть положений и разработок, получивших отражение в опубликованных работах сотрудников ИФПИ — книгах, учебниках и учебных пособиях, брошюрах, статьях в научных журналах и других изданиях, тезисах и стенографических записях выступлений на конференциях и других научных мероприятиях. Особое значение имеют электронные проекты, осуществляемые ИФПИ (Захаров, Луков, Гайдин, 2010; Захаров, Луков Вал. А., Луков Вл. А., Гайдин, 2010). К настоящему времени действуют в форме научных электронных журналов, информационно-аналитических порталов и баз данных 17 таких проектов.

Проблемы развития и перспективы ИФПИ. Институт за 10 лет стал несущей конструкцией научно-исследовательской и научно-организационной работы Университета. На его ответственности:

организация ежегодных международных научных конференций «Высшее образование для XXI века». Общее число участников десяти проведенных конференций превысило 5000 человек. Это ректоры и проректоры вузов, академики РАН и других государственных академий, заведующие кафедрами и профессора вузов, директора гимназий и школ, исследователи проблем образования, практики в сфере молодежной политики, аспиранты, студенты, ученые всех поколений. Они представляли государственные и негосударственные вузы, научные учреждения, органы управления образованием и наукой более 50 городов России и 33 стран мира. Были представлены такие международные организации, как ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и другие;

подготовка к изданию научного журнала «Знание. Понимание. Умение». Журнал последовательно реализует стратегию университета в научной и образовательной деятельности, в 2004–2013 гг. в 37 номерах журнала было опубликовано 1679 статей более 1000 авторов, среди которых ведущие российские и зарубежные ученые, деятели образования и культуры. На его страницах опубликованы статьи, присланные авторами из 31 страны мира и из более 70 городов России. С 2006 г. журнал включен Высшей аттестационной комиссией в Перечень российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, по четырем, с 2008 г. — по семи научным направлениям: философия, социология, культурология, педагогика, психология, филология, искусствоведение. Его место в рейтинге Science Index за 2012 г. среди мультидисциплинарных журналов — 21 (из 410), в общем рейтинге — 181 (из 3620 научных журналов России). Импакт-фактор (численный показатель важности научного журнала) по данным Российского индекса научного цитирования за 2012 г., составляет 0,241 (для сравнения: IF «Вестника Московского университета», сер. Социология и политология — 0,107; «Вестника РУДН», сер. Вопросы образования»— 0,011; «Вестника СПбГУ», сер. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения — 0,047);

организация заседаний Русского интеллектуального клуба. Проведено под патронажем ИФПИ 18 заседаний РИК, выпущены 6 томов стенограмм заседаний Клуба;

научное сопровождение литературного конкурса на соискание Бунинской премии. Организовано 9 конкурсов. Заявки на участие в конкурсе прислали литераторы из почти 50 городов России и 21 зарубежной страны — Австрии, Азербайджана, Армении, Белоруссии, Германии, Грузии, Дании, Израиля, Италии, Казахстана, Китая, Латвии, Мальты, Молдовы, Нидерландов, США, Таджикистана, Украины, Франции, Швеции, Эстонии. Экспертизу прошли около 900 литературных произведений. Лауреатами Бунинской премии в 2005–2013 годах стали 65 авторов. Среди лауреатов Андрей Битов, Лариса Васильева, Глеб Горбовский, Андрей Дементьев, Николай Добронравов, Борис Евсеев, Сергей Есин, Александр Кабаков, Тимур Кибиров, Инна Лиснянская, Альберт Лиханов, Владимир Личутин, Людмила Петрушевская, Юрий Поляков, Юрий Поройков, Захар Прилепин, Александр Проханов и другие видные мастера художественного слова;

социологические исследования среди студентов и преподавателей МосГУ. Осуществлено 20 ежегодных исследований студентов МосГУ, общее число опрошенных более 10 тыс. человек. Всероссийский мониторинг «Российский вуз глазами студентов», начатый И. М. Ильинским в 2000 г., с 2004 по 2009 г. осуществлялся ИФПИ. В десятках городов — вузовских центров России опрошено более 13,5 тыс. студентов. Выводы и материалы исследований представлены в нескольких десятках статей и разделах книг (Гневашева, 2010b). Данные проведенных опросов используются во многих научных проектах ИФПИ (Луков Вал. А., Луков С. В., 2012).

Многообразие тем, движение от междисциплинарного к трансдисциплинарному принципу разработки проектов, устойчивые контакты с Институтом философии, Институтом психологии, Институтом социологии, Институтом социально-политических исследований РАН, рядом ведущих вузов страны — такова картина повседневной работы ИФПИ.

Есть, правда, представление, что практические задачи ежедневной образовательной, учебно-методической, воспитательной работы лишь в некоторых сегментах совпадают с проектами ИФПИ. Но это не так. На базе ИФПИ создан первый и пока единственный НОЦ университета «Тезаурусный анализ мировой культуры». Школа аналитики Фурсова стала формой развития научной активности студентов, наиболее признанных студентами. Приглашение студентов и аспирантов МосГУ в состав творческих коллективов проектов, поддержанных грантами РГНФ и РФФИ, — практика, почти исключительно применяемая в университете ИФПИ. Половина сотрудников заняты в учебном процессе и/или в разработке учебной литературы и учебно-методических материалов. Новейшее свидетельство этому — только что вышедшая в Издательстве МосГУ книга Вл. А. Лукова «История испанской литературы», первая в серии «Учебник Московского гуманитарного университета».

Есть представление, что ИФПИ слабо ведет аналитическую работу, необходимую для принятия решений по вопросам образовательной деятельности Университета. И здесь вряд ли можно с этим согласиться в полной мере. 10 лет аналитической работы в режиме социологического мониторинга осуществляется прежде всего сотрудниками ИФПИ.

Есть представление, что в своих исследованиях ИФПИ не проявляет быстрой реакции на актуальные общественные проблемы. Анализ решаемых ИФПИ задач показывает, что в наиболее ответственные моменты, например, при обсуждении законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», разворачивании крупного общественного и научного проекта «Демифологизация истории России», в президентской предвыборной кампании и др., исследования, проведенные ИФПИ, имели общественный резонанс, были представлены в ведущих СМИ.

Все же для критики есть определенные основания, и нам важно прислушиваться к ней и принимать меры к максимальной реализации наших возможностей. А они — безмерны.

В ИФПИ в 2004 по 2014 г. работали (и продолжают работать): Воротников Ю. Л., Гайдин Б. Н., Гневашева В. А., Гуревич П. С., Долженко О. В., Журавлев Ю. И., Журавлева Е. С., Захаров Н. В., Канарш Г. Ю., Катульский Е. Д., Кислицын К. Н., Киященко Л. П., Ламажаа Ч. К., Лапшин В. А., Луков Вал. А., Луков Вл. А., Луков С. В., Мажукин В. И., Намлинская О. О., Оноприенко В. И., Ручкин Б. А., Селиванов Д. Ю., Ситников А. А., Спирова Э. М., Тарасов А. Б., Тищенко П. Д., Фурсов А. И., Шендрик А. И., Юдин Б. Г.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бэлза, С. И., Воротников, Ю. Л., Луков, Вл. А. (2009) Мост к классике : Перед вручением Бунинской премии 2008 года // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 26–30.

Гайдин, Б. Н. (2009a) Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : дис. … канд. филос. наук. М. 194 с.

Гайдин, Б. Н. (2009b) Вечные образы в системе констант культуры // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 224–230.

Гневашева, В. А. (2010a) Социально-экономическая значимость образования в развитии современного общества. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 188 с.

Гневашева, В. А. (2010b) Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 304 с.

Горизонты гуманитарного знания : В честь 75-летия Игоря Михайловича Ильинского (2011) / Вал. А. Луков (рук.), Вл. А. Луков, Б. Г. Юдин, Ч. К. Ламажаа, А. И. Фурсов, Л. П. Киященко, П. Д. Тищенко, С. В. Луков, Б. А. Ручкин, Ю. Л. Воротников, Б. Н. Гайдин, Н. В. Захаров, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын ; под общ. ред. Вал. А. Лукова, Вл. А. Лукова. М. : ГИТР. 348 с.

Гуманитарные константы (2008) : материалы конференции Ин-та гуманит. исследований Моск. гуманит. ун-та, 16 февр. 2008 г. : сб. науч. статей / отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 101 с.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / отв. ред. Вл. А. Луков ; Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук (IAS). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Захаров, Н. В., Луков, Вал. А., Луков, Вл. А., Гайдин Б. Н. (2010) Гуманитарные науки и новые информационные технологии: интернет-проекты // Культура глобального информационного общества: противоречия развития : сб. науч. статей / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 72–83.

Захаров, Н. В., Луков, Вл. А. (2012) Гений на века: Шекспир в европейской культуре. М. : ГИТР. 503 с.

Захаров, Н. В., Луков, Вл. А., Гайдин Б. Н. (2010) Шекспир в информационных проектах Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 234–238.

Зиновьев, А. А. (2002) Логическая социология. М. : Социум. 258 с.

Зиновьев, А. А. (2003) Логическая социология. 2-е изд., испр. и доп. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 400 с.

Зиновьев, А. А. (2005) Логический интеллект. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 284 с.

Зиновьев, А. А. (2006) Логический интеллект / изд. подгот. О. М. Зиновьева, Вал. А. Луков. 2-е изд., испр. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 284 с.

Ильинский, И. М. (2004) Путь к успеху. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 512 с.

Ильинский, И. М. (2009) Беседы об истории Московского гуманитарного университета. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 328 с.

Ильинский, И. М., Луков, Вал. А. (2008) Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 5–14.

Канарш, Г. Ю. (2010) Справедливость и идея сообщества // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 77–86.

Канарш, Г. Ю. (2011) Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 236 с.

Киященко, Л. П., Тищенко, П. Д. (2011) Гуманитарная экспертиза: герменевтика субъектности // Личность. Культура. Общество. Т. XIII. Вып. 2 (№ 63–64). С. 152–165.

Ламажаа, Ч. К. (2009) Проблема архаизации общества // Знание. Понимание. Умение. №4. С. 44–48.

Ламажаа, Ч. К. (2010) Архаизация, традиционализм и неотрадиционализм // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 88–93.

Ламажаа, Ч. К. (2013) Тувиноведение : Новые горизонты / Моск. гуманит. ун-т. Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Электр. ж-л «Новые исслед. Тувы». М. : Кн. дом «Либроком». 184 с.

Луков, Вал. А. (2012a) От экспертизы социальной к гуманитарной экспертизе // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 114–118.

Луков, Вал. А. (2012b) Теории молодежи: Междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, Вал. А. (2013) Биосоциология молодежи : теоретико-методологические основания : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 784 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010a) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос об ученых степенях // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 50–64.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010b) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «образование» // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 27–43.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2010c) Гуманитарная экспертиза в сфере образования: анализ ответов экспертов на вопрос о содержании понятия «воспитание» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 39–52.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II : Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2013. 640 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2011) Ценностные ориентации российской молодежи в свете теории ценностей // Вестник Оренбургского государственного университета. № 2 (121). С. 19–26.

Луков, Вал. А., Луков, С. В. (2012) Российские студенты как эксперты образовательной политики: результаты эмпирического исследования [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/5/Lukovs_Students-Experts-Education/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.02.2014).

Луков, Вл. А. (2006a) Предромантизм. М. : Наука. 683 с.

Луков, Вл. А. (2006b) Мериме : Исследование персональной модели литературного творчества. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 110 с.

Луков, Вл. А. (2006c) Теория персональных моделей в истории литературы. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 103 с.

Луков, Вл. А. (2012) Руссо и современность: актуальные персональные модели // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 37–44.

Русский интеллектуальный клуб (2000) : стенограммы заседаний / под науч. ред. И. М. Ильинского. М. : Ин-т молодежи. 228 с.

Русский интеллектуальный клуб (2013) : стенограммы заседаний и другие материалы. Кн. 9 / под науч. ред. И. М. Ильинского ; отв. ред. Вал. А. Луков. М. : Социум. 256 с.

Ручкин, Б. А. (2012) Комсомольская элита и становление бизнес-класса // Управление мегаполисом. № 3. С. 126–132.

Тищенко, П. Д. (2008) О множественности моральных позиций в биоэтике // Человек. № 1. С. 83–91.

Тищенко, П. Д. (2010) Биоэтика как форма социально распределенного производства знания // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 71–78.

Фурсов, А. И. (2014) Вперед, к победе! : Русский успех в ретроспективе и перспективе. М. : Кн. мир. 320 с.

Юдин, Б. Г. (2008) Медицина и конструирование человека // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 12–20.

Юдин, Б. Г. (2011a) Границы человеческого существа как пространства технологических воздействий // Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 5. М. С. 13–33.

Юдин, Б. Г. (2011b) Человек как объект технологических воздействий // Человек. № 3. С. 5–20.

Юдин, Б. Г. (2012) Философско-методологические аспекты биомедицинских исследований // Рабочие тетради по биоэтике. Вып. 14: Трансдисциплинарность, нанотехнологии и инноватика : сб. науч. трудов / под ред. П. Д. Тищенко. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 31–39.

Юдин, Б. Г. (2013) Трансгуманизм — наше будущее? // Человек. № 4. С. 5–17.

Lawrence, R. J. (2004) Housing and Health: From Interdisciplinary Principles to Transdisciplinary Research and Practice // Futures. Vol. 36. No. 4. P. 487–502. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0016328703001848


REFERENCES

Belza, S. I., Vorotnikov, Yu. L. and Lukov, Vl. A. (2009) Most k klassike : Pered vrucheniem Buninskoi premii 2008 goda [A Bridge to Classics: Before the 2008 Bunin Prize Award Ceremony]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 26–30. (In Russ.).

Gaydin, B. N. (2009a) Vechnye obrazy kak konstanty kul'tury (interpretatsiia «gamletovskogo voprosa») [Eternal Images as Constants of Culture (An Interpretation of “Hamlet’s Question”] : diss. … Candidate of Science (philosophy). Moscow. 194 p. (In Russ.).

Gaydin, B. N. (2009b) Vechnye obrazy v sisteme konstant kul'tury [Eternal Images in the System of Constants of Culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 224–230. (In Russ.).

Gnevasheva, V. A. (2010a) Sotsial'no-ekonomicheskaia znachimost' obrazovaniia v razvitii sovremennogo obshchestva [The Socio-economic Significance of Education in the Development of Modern Society]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 188 p. (In Russ.).

Gnevasheva, V. А. (2010b) Sotsial'nye i kul'turnye tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi [The Social and Cultural Values of Russian Youth]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 304 p. (In Russ.).

Gorizonty gumanitarnogo znaniia : V chest' 75-letiia Igoria Mikhailovicha Il'inskogo [The Horizons of Humanities Knowledge: In Honour of the 75th Anniversary of Igor Mikhailovich Ilinskiy] : monograph / Val. A. Lukov (chief), Vl. A. Lukov, B. G. Yudin, Ch. K. Lamazhaa, A. I. Fursov, L. P. Kiiashchenko, P. D. Tishchenko, S. V. Lukov, B. A. Ruchkin, Yu. L. Vorotnikov, B. N. Gaydin, N. V. Zakharov, V. A. Gnevasheva, K. N. Kislitsyn ; ed. by Val. A. Lukov and Vl. A. Lukov. Moscow, Humanities Institute of TV & Radio Broadcasting Press. 348 p. (In Russ.).

Gumanitarnye konstanty [Human Constants] (2008) : proceedings of the conference of the Institute of Fundamental Applied Studies at Moscow University for the Humanities, February 16, 2008 : collection of research articles / ed. by Val. A. Lukov. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 101 p. (In Russ.).

Zakharov, N. V. (2008) Shekspirizm russkoi klassicheskoi literatury: tezaurusnyi analiz [Shakespearianism of Russian Classical Literature: The Thesaurus Analysis] / ed. by Vl. A. Lukov ; Moscow University for the Humanities. The Institute of Fundamental Applied Studies; The International Academy of Science. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 320 p. (In Russ.).

Zakharov, N. V., Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. and Gaydin B. N. (2010) Gumanitarnye nauki i novye informatsionnye tekhnologii: internet-proekty [The Humanities and New Information Technologies: Internet Projects]. In: Kul'tura global'nogo informatsionnogo obshchestva: protivorechiia razvitiia [The Culture of Global Information Society: The Contradictions of the Development] : collection of research articles / ed. by A. V. Kostina. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp.72–83. (In Russ.).

Zakharov, N. V. and Lukov, Vl. A. (2012) Genii na veka: Shekspir v evropeiskoi kul'ture [A Genius for Centuries: Shakespeare in European Culture]. Moscow, Humanities Institute of TV & Radio Broadcasting Press. 504 p. (In Russ.).

Zakharov, N. V., Lukov, Vl. A. and Gaydin B. N. (2010) Shekspir v informatsionnykh proektakh Instituta fundamental'nykh i prikladnykh issledovanii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Shakespeare in Information Projects of the Institute of Fundamental and Applied Studies at Moscow University for the Humanities]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 234–238.

Zinoviev, A. A. (2002) Logicheskaia sotsiologiia [Logical Sociology]. Moscow, Sotsium Publ. 258 p. (In Russ.).

Zinoviev, A. A. (2003) Logicheskaia sotsiologiia [Logical Sociology]. 2nd edn, revised and enlarged. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 400 p. (In Russ.).

Zinoviev, A. A. (2005) Logicheskii intellect [Logical Intellect]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 284 p. (In Russ.).

Zinoviev, A. A. (2006) Logicheskii intellekt [Logical Intellect] / ed. by O. M. Zinovieva and Val. A. Lukov. 2nd edn, revised. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 284 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2004) Put' k uspekhu [A Way to Success]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 512 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. (2009) Besedy ob istorii Moskovskogo gumanitarnogo universiteta [Talks about the History of Moscow University for the Humanities]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 328 p. (In Russ.).

Ilinskiy, I. M. and Lukov, Val. A. (2008) Gosudarstvennaia molodezhnaia politika v Rossii: filosofiia preemstvennosti i smeny pokolenii [State Youth Policy in Russia: The Philosophy of Continuation and Generational Change]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 5–14. (In Russ.).

Kanarsh, G. Yu. (2010) Spravedlivost' i ideia soobshchestva [Justice and the Idea of Community]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 77–86. (In Russ.).

Kanarsh, G. Yu. (2011) Sotsial'naia spravedlivost': filosofskie kontseptsii i rossiiskaia situatsiia [Social Justice: The Philosophical Conceptions and Russian Situation]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 236 p. (In Russ.).

Kiyashchenko, L. P. and Tishchenko, P. D. (2011) Gumanitarnaia ekspertiza: germenevtika sub"ektnosti [Human Expert Evaluation: The Hermeneutics of Subjectivity]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo, vol. XIII, issue 2 (no. 63–64), pp. 152–165. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2009) Problema arkhaizatsii obshchestva [The Problem of the Archaization of Society]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 44–48. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2010) Arkhaizatsiia, traditsionalizm i neotraditsionalizm [Archaization, Traditionalism and Neotraditionalism]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 88–93. (In Russ.).

Lamazhaa, Ch. K. (2013) Tuvinovedenie : Novye gorizonty [Tuvan Studies : The New Horizons]/ Moscow University for the Humanities. The Institute of Fundamental Applied Studies ; Electronic Magazine “The New Research of Tuva”. Moscow, Librokom Publ. House. 184 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2012a) Ot ekspertizy sotsial'noi k gumanitarnoi ekspertize [From Social Expertise to Human Expert Evaluation]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 114–118. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2012b) Teorii molodezhi: Mezhdistsiplinarnyi analiz [Theories of Youth: The Interdisciplinary Analysis]. Moscow, “Kanon+” RPOD “Reabilitatsiia”. 528 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. (2013) Biosotsiologiia molodezhi : teoretiko-metodologicheskie osnovaniia [The Biosociology of Youth: The Theoretical and Methodological Foundations]: monograph. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 430 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. (2008) Tezaurusy: Sub"ektnaia organizatsiia gumanitarnogo znaniia [Thesauri: The Subjective Organization of Humanities Knowledge]. Moscow, The National Institute of Business Press. 784 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2010a) Gumanitarnaia ekspertiza v sfere obrazovaniia: analiz otvetov ekspertov na vopros ob uchenykh stepeniakh [Human Expert Evaluation in the Education Field: Analysis of Experts' Answers on the Question about the Academic Degrees]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 50–64. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2010b) Gumanitarnaia ekspertiza v sfere obrazovaniia: analiz otvetov ekspertov na vopros o soderzhanii poniatiia «obrazovanie» [Human Expert Evaluation in the Education Field: Analysis of Experts’ Answers on the Question about the Content of Concept “Education”]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 27–43. (In Russ.).

Lukov Val. A. and Lukov Vl. A. (2010c) Gumanitarnaia ekspertiza v sfere obrazovaniia: analiz otvetov ekspertov na vopros o soderzhanii poniatiia «vospitanie» [Human Expert Evaluation in the Education Field: Analysis of Experts’ Answers on the Question about the Content of Concept “Upbringing”]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 4, pp. 39–52. (In Russ.).

Lukov, Val. А. and Lukov, Vl. А. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira [Thesauri II: The Thesaurus Approach to the Conceptualization of the Person and His/Her World]. Moscow, The National Institute of Business Press. 640 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A., Lukov, Vl. A. and Zakharov, N. V. (2011) Tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi v svete teorii tsennostei [Value Orientations of Russian Youth in the Light of the Theory of Values]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta, no. 2 (121), pp. 19–26. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, S. V. (2012) Rossiiskie studenty kak eksperty obrazovatel'noi politiki: rezul'taty empiricheskogo issledovaniia [Russian Students as Experts of Education Policy: the Results of an Empirical Research]. Informatsionnyi gumanitarnyi portal “Znanie. Ponimanie. Umenie”, no. 5 (September — October). [online] Available at: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2012/5/Lukovs_Students-Experts-Education/ [archived in WebCite] (accessed 29.02.2014). (In Russ.).

Lukov, Vl. A. (2006a) Predromantizm [Pre-Romanticism]. Moscow, Nauka Publ. 683 p. (In Russ.).

Lukov, Vl. A. (2006b) Merime: Issledovanie personal'noi modeli literaturnogo tvorchestva [Mérimée: A Study of the Personal Model of Literary Creative Work]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 110 p. (In Russ.).

Lukov, Vl. A. (2006c) Teoriia personal'nykh modelei v istorii literatury [The Theory of Personal Models in Literary History]. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. 103 p. (In Russ.).

Lukov, Vl. A. (2012) Russo i sovremennost': aktual'nye personal'nye modeli [Rousseau and Contemporaneity: Topical Personal Models]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 3, pp. 37–44. (In Russ.).

Russkii intellektual'nyi klub [Russian Intellectual Club] (2000) : records of the sessions / ed. by I. M. Ilinskiy. Moscow, The Institute of Youth Press. 228 p. (In Russ.).

Russkii intellektual'nyi klub [Russian Intellectual Club] (2013) : records of the sessions and other proceedings. Book 9 / ed. by I. M. Ilinskiy and Val. A. Lukov. Moscow, Sotsium. 256 p. (In Russ.).

Ruchkin, B. A. (2012) Komsomol'skaia elita i stanovlenie biznes-klassa [The Komsomol Elite and Business Class Development]. Upravlenie megapolisom, no. 3, pp. 126–132. (In Russ.).

Tishchenko, P. D. (2008) O mnozhestvennosti moral'nykh pozitsii v bioetike [On the Plurality of Moral Positions in Bioethics]. Chelovek, no. 1, pp. 83–91. (In Russ.).

Tishchenko, P. D. (2010) Bioetika kak forma sotsial'no raspredelennogo proizvodstva znaniia [Bioethics as a Form of Socially Distributed Knowledge Production]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 2, pp. 71–78. (In Russ.).

Fursov, A. I. (2014) Vpered, k pobede! : Russkii uspekh v retrospektive i perspective [On, to Victory! Russian Success in Retrospective and Perspective]. Moscow, Knizhyi mir Publ. 320 p. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2008) Meditsina i konstruirovanie cheloveka [Medicine and Human Being's Construction]. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 12–20. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2011a) Granitsy chelovecheskogo sushchestva kak prostranstva tekhnologicheskikh vozdeistvii [The Borders of Human Being as a Space of Technological Interventions]. In: Bioetika i gumanitarnaia ekspertiza [Bioethics and Human Expert Evaluation]. Issue 5. Moscow. Pp. 13–33. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2011b) Chelovek kak ob"ekt tekhnologicheskikh vozdeistvii [Human Being as a Subject to Technological Interventions]. Chelovek, no. 3, pp. 5–20. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2012) Filosofsko-metodologicheskie aspekty biomeditsinskikh issledovanii [The Philosophical and Methodological Aspects of Biomedical Research]. In: Rabochie tetradi po bioetike. Vyp. 14: Transdistsiplinarnost', nanotekhnologii i innovatika [Workbooks in Bioethics. Issue 14: Transdisciplinarity, Nanotechnologies and Innovation Studies] : collection of scholarly works / ed. by P. D. Tishchenko. Moscow, Moscow University for the Humanities Press. Pp. 31–39. (In Russ.).

Yudin, B. G. (2013) Transgumanizm — nashe budushchee? [Transhumanism: Is It Our Future Indeed?] Chelovek, no. 4, pp. 5–17. (In Russ.).

Lawrence, R. J. (2004) Housing and Health: From Interdisciplinary Principles to Transdisciplinary Research and Practice. Futures, vol. 36, no. 4, pp. 487–502. URL: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0016328703001848


Луков Валерий Андреевич — доктор философских наук, профессор, проректор по научной и издательской работе — директор Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета, заслуженный деятель науки РФ, вице-президент Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, корп. 6. Тел.: +7 (499) 374-70-20.

Lukov Valery Andreevich, Doctor of Philosophy, Professor, the pro-rector for scientific and publishing work — director of the Institute of Fundamental and Applied Studies, Moscow University for the Humanities, honored scientist of the Russian Federation, vice president of the International Academy of Science (Innsbruck, Austria). Postal address: B. 6, 5 Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-70-20.

E-mail: v-lukov@list.ru


Библиограф. описание: Луков Вал. А. Институт фундаментальных и прикладных исследований МосГУ: проекты, люди, идеи [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 1 (январь — февраль). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/1/Lukov_IFAS10 [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 28.02.2014.



в начало документа
  Забыли свой пароль?
  Регистрация





  "Знание. Понимание. Умение" № 4 2021
Вышел  в свет
№4 журнала за 2021 г.



Каким станет высшее образование в конце XXI века?
 глобальным и единым для всего мира
 локальным с возрождением традиций национальных образовательных моделей
 каким-то еще
 необходимость в нем отпадет вообще
проголосовать
Московский гуманитарный университет © Редакция Информационного гуманитарного портала «Знание. Понимание. Умение»
Портал зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере
СМИ и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-25026 от 14 июля 2006 г.

Портал зарегистрирован НТЦ «Информрегистр» в Государственном регистре как база данных за № 0220812773.

При использовании материалов индексируемая гиперссылка на портал обязательна.

Яндекс цитирования  Rambler's Top100


Разработка web-сайта: «Интернет Фабрика»